Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Юсуф Алиджанович Аскаров - актёр и режиссер-постановщик Ачинского драматического театра


Исследовательская работа

Выполнила: Пантюхина Анна Юрьевна,
ученица 10 класса Муниципального казенного образовательного
учреждения Большесалырская средняя общеобразовательная школа

Руководитель: Сваткова Валентина Алексеевна,
МБУК ЦРБ Большесалырская сельская
библиотека , заведующая.

с. Большая Салырь, 2012

Актуальность темы: Каждый человек знает о репрессиях сталинских времен, о том, что было сослано большое количество деятелей культуры, науки, искусства. Какова судьба таких людей? Были ли репрессированные деятели культуры в нашем городе? Какой вклад они внесли в культуру нашей малой Родины? Творчество рядом с насилием. Жизнь муз рядом со смертью. Процветала ли там культура? Об этом я решила провести свое исследование.

Цель исследования: узнать о жизни репрессированных деятелей культуры и искусства на территории г. Ачинска и Ачинского района.

Задачи:

• Выявить репрессированных деятелей культуры и искусства на территории Ачинска и Ачинского района.
• Изучить разные источники информации о жизни репрессированных.
• Проанализировать вклад репрессированного в развитие культурной жизни г. Ачинска и Ачинского района.

Методы исследования:

1. Поиск информации в различных источниках.
2. Анализ школьного меню.
3. Беседа с очевидцами, современными деятелями культуры и искусства.

Вывод:

Мало кто из современных людей знает, что на территории города Ачинска жил и творил великий деятель искусства, репрессированный в сталинскую эпоху- Юсуф Алиджанович Аскаров. Недостаточность информации в местном театре и музее не дают возможности нашему поколению узнавать о жизни и судьбе этого человека. А следовательно, если мы не будем знать о таких людях, то не сможем сохранить память о них.

Введение

О сталинской эпохе, об ужасах лагерей, об искалеченных судьбах ссыльных людей сказано много. Но «белые пятна» остаются до сих пор. Одно из них – Стройка № 503, которую еще называют «мёртвая дорога» или «дорога в никуда». Это строительство морского порта в Игарской потоке на Енисее и прокладка железной дороги от Салехарда до Игарки протяжённостью 1300 км. Рельсы и шпалы, проложенные на костях невинных людей, до сих пор ржавеют по всей недостроенной заполярной магистрали. Те далёкие события оставили свой след и в истории Ачинска. В 60-х годах прошлого века в Ачинский драматический театр пришёл замечательный актёр и режиссер-постановщик – Юсуф Аскаров. Именно о нём я провела своё исследование.

Основная часть

1 этап. Беседа с Рябчевской Татьяной Ивановной, хранителем фонда Ачинского краеведческого музея.

Из беседы я узнала, что на территории г. Ачинска проживал репрессированный деятель культуры, Заслуженный артист РСФСР - Юсуф Алиджанович Аскаров. Информации о нём в музее представлена в виде нескольких газетных статей и фотографий.

2 этап. Посещение Ачинского драматического театра.

Беседа с современными артистами театра не дала результата. Кроме того, что Ю.Аскаров работал в театре, был замечательным артистом, я ничего не узнала. Современников Аскарова уже нет в живых.

3 этап. Сбор информации из литературы.

Изучив литературу, я узнала, что Аскаров родился 25 февраля 1917 года в Петрограде. Его отец был персом (иранцем), служащим персидского консульства в России. Мать работала в артели, куда, кстати, учеником слесаря-механика устроился и сам Юсуф после того, как отец умер, и семья осталась без денег. Свою будущую профессию выбрал еще в школе. Из статьи Виктора Евграфова (сына премьера труппы Абизьского драматического театра Владимира Евграфова), беседовавшего с Юсуфом Алиджановичем Аскаровым: «Перед восседающими за столами элегантными мэтрами – артистами и педагогами – ежатся парни и девчата, пришедшие по объявлению о наборе в студию БДТ. Здесь же и наш юный Юсуф-Али со своим фантастическим репертуаром: лермонтовским Фернандо из драмы об испанцах, отрывком из скетча «100 марок». Его приняли в студию при Большом драматическом театре имени М. Горького, в мастерскую народного артиста СССР Василия Сафронова. Отсюда актёр попадает на сцену театра Мурманска. Когда началась Великая Отечественная война, Юсуф уже служил в воздушной части северного морского флота, где занимал должность художественного руководителя Дома флота ВВС. Но и в такое суровое время Аскаров создает замечательные концертные программы, руководит самодеятельностью летчиков. В 1946 году старшина Аскаров попадает на допрос в «СМЕРШ». Ему предъявляют обвинения: якобы он умышленно испортил избирательный бюллетень. Далее появились подозрения в «шпионских» связях Юсуфа с англичанами. За это он получил 10 лет лагерей. Таким образом, Юсуф Алиджанович оказался на Стройке №503 Салехард - Игарка. В незнакомый ранее посёлок Абизь Аскаров прибыл в 1948 году. Здесь он встретился с бывшим редактором газеты «Известия» А. Моровым, заключённым, заведующим литературной частью Абизьского театра. Рассказал Морову о себе.

– Ждите решения. Скорее всего, будете работать у нас, - резюмировал Моров итоги этой встречи на «высшем» брачно-пересыльном уровне.

Через некоторое время Аскаров был доставлен с охраной прямо к порогу деревянного здания Абизьского театра, где состоялся просмотр. Так он начал работать в театре. Актёры жили в «штабных» колоннах в отдельных, более благоустроенных бараках. Чуть лучше питались, чем мученики на общих работах. Отношение лагерных чиновников было к ним немного более мягкое. Ну а в остальном – всё то же самое, как и у других заключённых. Побудки, проверки, конвой, колючая проволока.


Художник театра Стройки 501 Игорь Маслов:
Ю.А. Аскаров в роли Педро Лангара,
спектакль «Человек с того света». Абизь, июль 1948 г.

В 1949году «крепостной театр» вместе со стройкой переехал сначала в Игарку, а затем в Ермаково, где «враги народа» учили, развлекали рядовых строителей железной дороги, теперь уже Салехард – Игарка. Из Ермакова летом 1950 года Юсуф Аскаров и ещё несколько других талантливых актёров были переведены в строгорежимный Озерлаг. И причиной тому было одно – слишком большим авторитетом стали пользоваться они, заключённые артисты, среди вольного населения, а меры пресечения, вроде нелепейшего запрещения аплодировать артистам, ни к чему не приводили.

В Ачинске появился Юсуф Аскаров в конце 1957 года как ссыльнопоселенец. В 1958 году пришёл работать в Ачинский драматический театр вначале актёром, затем режиссёром-постановщиком. Первая его роль была в спектакле «Стряпуха».

Ачинский театр вошёл в жизнь Аскарова памятной вехой. Аскаров говорил: «...Я выжил только благодаря театру». Действительно, лагерное начальство снисходительнее относилась к инженерам, актёрам, медикам. Юсуф Аскаров на сцене Ачинского театра играл первые роли, и многое ставил сам. На счету этого тонкого, нервного режиссёра, прекрасно знавшего актерскую природу, немало открытий. Емкий, полностью отвечающий публицистическому стилю спектакля символ он находит с художником К.Винтером для пьесы «Дамоклов меч» турецкого драматурга Назыма Хикмета. Им становиться жуткий балахон куклуксклановца, олицетворяющий человеконенавистническую суть атомного психоза. Заслоняя солнце, нависает он мрачной тенью над легкими высвеченными панелями, в которых угадывается призрачно – яркий фасад американского образа жизни. И вся постановка выливается в страстное осуждение поджигателей войны и тех, кто, позабыв о совести, послушно им пособничает. Но успех политических спектаклей не делает Ю.Аскарова поклонником одной темы. Он обращается к драме И.Соболева «Смертный приговор» и психологически точно показывает угасание человека в дезертире. Его увлекает комедия, и «Лунная соната» Ариадны Тур наполняется «проблемным» смехом. Ю.Аскаров как никто другой последователен в разноплановости своих поисков. Его режиссёрское «я» с каждым годом растет, позволяя высказываться с той остротой и определённостью, на которую способна лишь требовательная творческая личность. В 1969 году ему присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР». Вскоре он стал главным режиссером Красноярского театра кукол. В книге Сергея Кардаша «Мгновения и годы» есть такие слова Юсуфа Алиджановича: «Какой магнит приковал меня на десять лет к Ачинску? … Очевидно, прежде всего, люди. Да! Невозможно не любить город, в котором оставил частицу своего сердца! Город, где жил и работал с замечательными людьми и чудесными режиссерами, актёрами, художниками…».

В апреле 2000 года в «Ачинской газете» было напечатано письмо – обращение Юсуфа Аскарова «Молодость моего сердца»:

… Я с чрезвычайной радостью, на какую только способно моё сердце, приветствую городскую газету в день её сланного юбилея! Ачинск!... Это целая эпоха в моей большой жизни. Это лучшие годы! Это драматический театр, на сцене которого я поставил лучшие спектакли и сыграл лучшие незабываемые роли. Это «Ленинский путь», в статьи и рецензии которого мы так жадно вчитывались. Это замечательные, по сей день страстно любимые люди, имена которых я просто не в состоянии перечислить. Это молодость моего сердца! Я давно у вас не был. Увы, здоровье! Но я всегда с вами! Всей душой, всем своим существом, которое я никогда не щадил ради счастья нашей жизни.

Ушёл из жизни Ю.Аскаров в 2001 году.

Библиография

1. Аскаров, Ю. Молодость моего сердца [Текст] / Ю. Аскаров // Ачинская газета. – 2000. - №17. – С. 8
2. Евграфов, В. Корни и крона «Арестованный театр» [Текст] : газетная повесть / В. Евграфов // Вечерний Красноярск. - 1993. - №198. – С. 5
3. Залевская, В. Дорога в никуда [Текст] / В.Залевская // Новая Причулымка . – 2009. - № 46. – С.3
4. Лопаткин, Г. С. Летопись града Ачинска [Текст] / Геннадий Лопаткин. - Ачинск: «Свет», 2000. - 543с.
5. Мгновения и годы [Текст] : очерки об Ачинском театре / С.Ф. Кардаш. – Красноярск: Кн. изд-во, 1986. – 111с.: ил.
6. Пентюхов, В. Актер крепостного театра [Текст] / В. Пентюхов // Красноярский рабочий. – 1992. – 25 февраля. – С.3

Приложение


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»