Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Период енисейской ссылки в жизни Николая Робертовича Эрдмана


Краевая акция «Репрессированные деятели культуры и искусства в истории Красноярского края»

Выполнила: Реункова Екатерина
ученица МБОУ СОШ № 2 г. Енисейска,

Руководитель: Меркулова Людмила Александровна, учитель
русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 г. Енисейска

Енисейск - 2012

Тема нашей работы: «Период енисейской ссылки в жизни Николая Робертовича Эрдмана».

Цель работы: узнать о периоде енисейской ссылки Н.Р. Эрдмана.

Глава 1.

Енисейск традиционно был местом ссылки.

В Енисейской ссылке также были:

Глава 2. Из биографии:

Николай Эрдман родился в семье мещанина, лютеранина из обрусевших балтийских немцев Роберта Карловича и Валентины Борисовны Эрдман, православной. Учился в Москве, в Петропавловском реальном коммерческом училище.

В 1919 году Николай Эрдман был призван в Красную Армию. Демобилизовался в 1920 году и тогда же начал литературную деятельность. Под влиянием своего брата Бориса, художника, вошёл в группу имажинистов, опубликовал несколько стихотворений, писал тексты для артистических кабаре; работал в жанре популярных в те годы сатирических обозрений, часто в соавторстве с В. З. Массом, для мюзик-холла, позже для Театра Сатиры (в том числе «Москва с точки зрения»), был автором интермедии в знаменитом спектакле Театра им. Вахтангова «Лев Гурыч Синичкин» по пьесе Д. Ленского (1924).«Мандат» и «Самоубийца».

В 1924 году Николай Эрдман написал свою первую пьесу — «Мандат». Поставленная в 1925 году в Театре им. Вс. Мейерхольда (премьера состоялась 20 апреля[3], а затем в Ленинградском академическом театре драмы, пьеса принесла признание молодому драматургу. В 20-х годах сатирическую комедию Эрдмана ставили во многих городах СССР, в том числе в Одессе и Харькове, Баку и Ташкенте; в 1927 году пьеса была поставлена в Берлине и в одном только ГосТиМе выдержала более 350 представлений.

С 1927 года Николай Эрдман работал в кинематографе как сценарист. Вместе с Владимиром Массом и Григорием Александровым он написал сценарий фильма «Весёлые ребята»; однако во время съёмок фильма в Гаграх, в 1933 году, Эрдман был арестован вместе с Массом. Повод для ареста дали сочинённые ими и не предназначенные для печати политически острые стихи и пародии. Фамилии обоих из титров фильма были удалены. Следствие по их делу вел Н. Х. Шиваров; приговор, вынесенный Эрдману оказался мягким для того времени — ссылка на 3 года в г. Енисейск.

Ещё в 1928 году Николай Эрдман познакомился с одной из ведущих актрис МХАТа Ангелиной Степановой, с которой на протяжении ряда лет был связан непростыми отношениями: Степанова в то время была замужем за режиссёром Николаем Горчаковым, сам Эрдман был женат. Однако именно благодаря ходатайствам Степановой в 1934 году Эрдман был переведён в Томск.В 1936 году его освободили, но без права жительства в столице и других крупнейших городах. Эрдман поселился в Калинине, в дальнейшем он жил в Вышнем Волочке, Торжке, Рязани.

После ареста Эрдмана был запрещён и его «Мандат»; пьес он больше не писал, но продолжал работать в кино; стал одним из авторов сценария нового фильма Г. Александрова — «Волга-Волга», в 1941 году удостоенного Сталинской премии.

Осенью 1941 года, как все поражённые в правах, Эрдман был отправлен в глубокий тыл. При проезде через Саратов эшелон с эвакуированными задержался. В это время в здании Саратовского ТЮЗа работал эвакуированный из Мосвы МХАТ. На имя директора МХАТа Ивана Москвина пришло письмо, подписанное Л. П. Берией, в котором Эрдману предлагалось сотрудничество с Ансамблем песни и пляски НКВД. По этому письму Эрдмана сняли с эвакоэшелона и отправили в Москву, к новому месту работы.После войны Эрдман писал сценарии к фильмам, работал в московском театре на Таганке.

Николай Эрдман умер 10 августа 1970 года. Похоронен в Москве на новом Донском кладбище.

Глава 3.

В Сибирь он угодил за... басни. Поводом для ссылки стало неудачное выступление Качалова, прочитавшего прямо в логове правительственного приема басни Эрдмана и Масса. Начал лихо, а закончил — в полной тишине, и пожелтевшие от ярости глаза вождя не сулили ничего доброго. Узнав об аресте Эрдмана, Булгаков сжег ночью часть своего романа. А Эрдман... сочинил прощальную басню «Однажды ГПУ явилося к Эзопу и — хвать его за жопу. Смысл сей басни ясен: не надо этих басен». Но ему еще сказочно повезло. Власть-хищник ограничилась вегетарианской ссылкой.

Арестовали его прямо на съемках «Веселых ребят», жизнерадостно-идиотический сценарий которых так весело сочинялся. Перед поездкой в жаркие Гагры вся мужская часть съемочной группы срочно шила в Москве белые брюки, втайне желая походить на всегда элегантного Эрдмана. Там, в Гаграх, его и забрали — на глазах отца Роберта Карловича, снимавшегося в роли скрипача.


Эрдман с отцом

Первое письмо из Сибири, посланное маме, венчала подпись: «Твой сын Мамин-Сибиряк».

Сталин любил и знал «Волгу-Волгу» наизусть. Частенько цитировал сосланного автора. Особенно нравились сочиненные Эрдманом монологи Бывалова (Игоря Ильинского). Кто знает, может, эта маленькая слабость вождя и помогла драматургу уцелеть? Александров из титров «Веселых ребят» и «Волги-Волги» вырезал фамилии опальных соавторов. Арестован и уничтожен был оператор Владимир Нильсен. Были расстреляны многие участники обсуждения на «Мосфильме» сценария «Волги-Волги»: Соколовская, Даревский, директор студии Бабицкий. А текст любимой вождем комедии между тем изобиловал вовсе не безобидными по тем временам репликами. К примеру, маленькая Дуня прямо в камеру весело заявляла: «Смотри, автора поймали!»

Из записок литературоведа: «Николай Эрдман - человек - загадка. Автор одной из самых смешных и невероятно драйвовых пьес "Самоубийца", за которую пострадал - был арестован и сослан в Сибирь.

Недавно читала его переписку со Степановой - увлекательнейшее чтиво, я вам скажу!»

Ангелина Степанова - актриса МХАТа, благополучная жена режиссера и инсценировщика Горчакова, встретила молодого драматурга Эрдмана у себя дома. Он пришел в гости к известной театральной паре в компании артистов. Степанова не пишет, сразу ли вспыхнула между ними любовь, но это было настолько сильное чувство, что Ангелина Осиповна оставила мужа, ушла " в никуда". Этот роман длился семь лет. Эрдман из семьи не ушел...

Эрдман называл любимую Худыра. Она была тоненькая и грациозная. Однажды его спросили, за что красавице актрисе уготовано такое прозвище. Эрдман ответил: "Худыра одна, мною рожденная, она моя сокровенная и вмещает в себя все прелести, которые вы перечислили и много-много других, в этом слове таящихся. Аналогичное по смыслу Худыре русское слово «зазноба» тоже может показаться неблагозвучным». И еще он звал ее Птенчик, который потом превратился в Пинчика.

Глава 4.

"Вы написали антисоветскую пьесу" - то ли спросил, то ли утверждал член комиссии ЦК, который наблюдал за постановкой "Самоубийцы " во МХАТе. Эрдман ответил: "Да"...

Его сослали в город Енисейск. А Степанова, к тому времени уже звезда МХАТа, хлопотала перед ответственными работниками ЦК и КГБ о его судьбе. И писала-писала-писала письма.

Тем временем Н.Р. Эрдман следовал к месту своей ссылки, но по пути «застрял» в деревне Большая Мурта Енисейского района. Об этом он пишет своей Худыре:

Москва,
проезд Художественного театра,
Художественный театр Первый им.Горького,
А.О.Степановой.
3 ноября 1933 г.
Деревня Большая Мурта.

« Только что задавал корм своему Гнедко (Петушок Сибири): 120 верст - 2 дня... А сейчас сижу в хате и греюсь у печки. До Енисейска осталось около 250 верст. Мороз стоит градусов в 30, и обещают больше. Завтра буду искать новых лошадей. Еду один, всеми брошенный и покинутый. Даже ГПУ и то от меня отказалось. Обнаружил вокруг себя и в себе много любопытного. Рвусь в Енисейск, как будто это Москва. Будет адрес — будут письма. Линуша, милая, когда же я буду Тебя читать? Целую Тебя, хорошая. Улыбаешься ли? Пожалуйста, улыбайся! По-моему, я сегодня родился. 3 ноября. Поздравляю Тебя, длинноногая. Привет Елочке. Николай.
6 ноября 1933 года
Большая Myрта.

«Застрял в деревне. На почтовых уехать не удалось — не взяли. Нанять крестьянскую лошадь — не по карману. Дорога от Красноярска до Большой Мурты и так обошлась мне слишком дорого. По подписке я должен быть в Енисейске до десятого. Сегодня шестое. Машина, которую я жду и на которой меня обещал захватить один сердобольный товарищ, — не приходит. Дело в том, что мне пришлось ехать одному. Красноярск махнул на меня рукой и, взяв с меня подписку, выпустил на свободу. До этого я не видел ее четыре дня. Я не видел ее, даже если бы стал считать свободой посещение уборной. Что мне будет за опоздание, тоже не знаю. Сейчас я живу с вербовщиками лошадей на Фуражной базе «Енисей—Золото». Вербовщики — люди хорошие, и я слушаю их с превеликим интересом до глубокой ночи. Вообще, живу я занятно, но хочется быть на месте, хочется сесть за стол, хочется получать твои письма. Пиши мне, милая, чаще. Целую.
Николай».

Из воспоминаний А.И.Степановой: «Арестованного Н.Р.Эрдмана везли в Сибирь в арестантском вагоне и выпустили на «свободу» только в Красноярске, откуда он сам, за свои деньги должен был добираться до Енисейска — места его ссылки»

.16 ноября
«Хороший, дорогой, любимый, вчера пришла твоя телеграмма из Енисейска, и, правда, неизвестно еще, что такое Енисейск, но я счастлива, что твой путь окончен, и наконец у тебя начнется какая-то жизнь. Мама твоя очень остро переживает (я это знаю) все твои лишения и трудности, ее надо беречь, и я очень прошу тебя держать меня в полном курсе твоего здоровья и нужд. Я гораздо сильнее и тверже, да и возможностей помочь тебе, сделать что-либо для тебя у меня гораздо больше, к тому же у меня много концертов, халтур, чтения по радио и денег у меня сейчас очень, очень порядочно. Сегодня у меня свободный вечер, и я хочу пойти в Большой театр на «Баядерку». Совсем не могу сидеть дома, все мечусь, мечусь, не находя себе места. Я пишу тебе каждое утро перед уходом в театр. Надеюсь, что почта будет милостива ко мне, и хоть часть открыток дойдет. Если можно, люби меня, целую тебя, счастье мое.
Лина».

Из письма Эрдмана:
«Сегодня пятьдесят два градуса, хозяйка моя поехала на Енисей полоскать белье — вот как здесь относятся к морозам. Сейчас она вернулась и, прыгая у печки, рассказывает, что у проруби, кроме нее, никого не было. Стало быть, я живу у самой храброй хозяйки в городе. Буду самым храбрым жильцом и понесу письмо на почту».

Мы поинтересовались, где примерно жил Эрдман и получили такой ответ от библиотекаря Енисейского музея Ильиной Тамары Павловны: «Вроде бы он хаживал в сторону (современной) улицы Горького». От Енисея это очень далеко, примерно, с километр. Не удивительно, что Эрдман был поражен поступком хозяйки.

Далее он пишет: «Живу я хорошо, — здоров, сыт. О работе лучше не говорить. Если бы я был певец, я мог бы сказать, что потерял голос, но я все больше и больше сомневаюсь, что он у меня когда-нибудь был. Это обстоятельство примиряет меня с Енисейском и заставляет с ужасом думать о Москве. Попробовал было удивлять окружающих тем, чем некогда удивлял Тебя в чудесном буфете «Весна», недалеко от «Южной» гостиницы, но даже и это пришлось бросить: пожалел Н.Р. - моего единственного собутыльника.

Мы попытались выяснить, кем работал Николай Робертович, живя в Енисейске. В журнале «Наше наследие» (№4 за1991 год) читаем: «…ремонтировал коровники».

Находясь в неимоверных условиях северного климата, Эрдман не переставал шутить, вселяя надежду и оптимизм в своих близких:

Телеграмма.
Енисейск. 26.12 часов.
(Молния от ваш. кор.)
«Закончена прокладка линии электропередачи Стол — Кровать протяжением 3 метра».

Енисейск. 26.24 часа.
(Молния от ваш. кор.)
«Пуск первой мощной электростанции в условиях Севера прошел образцово. Все обслуживающие механизмы работают отлично. За первые два часа прочитано четыре главы «Исповеди» Жан-Жака Руссо».
Начальнику Строительства
А.О.Степановой.
Постройка енисейской электростанции — новый вклад в дело дальнейшего подъема нашей страны и Вашего в моих глазах. ЦК (Целую Коля).

Но такое настроение посещало Эрдмана не всегда.

Москва,
проезд Художественного театра,
Художественный театр Союза ССР им. Горького,
Ангелине Осиповне Степановой.
Енисейск. Сталина, 23. Эрдман.
19 февр. 34 г.
«Дела мои складываются из рук вон плохо. Я был уверен, что мы проведем вместе весь Твой отпуск. Союз писателей, отняв у меня «авторские», отнял у меня и эту уверенность. Возможно, что, в связи с новыми обстоятельствами Дина вообще не сможет приехать, а возможно, что она приедет позже и будет принуждена работать в Томске. Время идет, и, по-видимому, никаких утешительных сообщений из Москвы ожидать нельзя. Я сделаю все возможное, чтобы мы могли встретиться, но я не могу скрыть от Тебя своих опасений. Живу я здесь мрачно. За месяц получил всего четыре Твоих открытки — от этого еще мрачней. Писать пьесу не имеет смысла. Дело не только в том, что меня лишили денег, закрыв мой счет, — для меня закрыли двери всех театров. Мама говорит, что Ты еще больше похудела. Целую Тебя, ненаглядная. Николай.
P.S. Надеюсь, что в следующем письме заставлю Тебя улыбаться. За это письмо — прости. До чего все паршиво».

Из письма Николая Робертовича мы узнали о том, что он жил на улице имени Сталина. Мы обратились в Енисейский Краеведческий музей, чтобы убедиться в этом и выяснить, как теперь называется эта улица. Хранитель фондов музея, Лысаковская Марина Альбертовна, отвечает: «Эта улица называлась раньше Барабинская, затем улица Сталина, а теперь - это улица Крупской».

Мы сфотографировали подлинную карту расположения улиц города за 1896 год. Конечно, на ней указано первое название улицы: Барабинская (приложение №4). На наш вопрос о том, кто сдавал Эрдману квартиру, работники музея ответить затруднились. Они пояснили, что сведений об этом времени в жизни Николая Робертовича очень мало, но дом под номером 23 мы на улице Крупской отыскали (приложение№5). Разумеется, этот дом построен недавно, и в нем живут уже другие хозяева, но одно то, что на этом самом месте стоял когда-то дом, где жил Н.Р.Эрдман, известный киносценарист, поэт, драматург, ошеломляет, тревожит…

В фондах музея хранятся несколько его писем, газеты со статьями о нем, журнал и все. Марина Альбертовна Лысаковская поясняет: «Время было страшное, да и кто знал, что когда – то разрешат о них говорить, писать»…

Из ссылки Эрдман прислал своему другу Вадиму Шершеневичу такой вот репортаж: « Енисейцы начали есть черемшу. Дивизия, обожравшаяся чесноком, должна пахнуть, как ветка сирени, по сравнению с шестнадцатилетней девушкой, наевшейся черемши. К сожалению, я не Пруст и не умею писать о запахах (одного говна здесь хватило бы томов на четырнадцать), а кроме запахов, в городе ничего нет.

Пиши мне, Вадим, пожалуйста. Жму руку. Николай. Привет жене. Поставьте в следующий беговой день на третий номер в восьмом заезде.

(До и после ссылки Эрдман с увлечением играл на бегах и говорил потом: "Я кто? Я – долгоиграющий проигрыватель").

16 декабря 1933 г. Енисейск. В. Б. Эрдман.
«Золотая мамочка. Три последних дня живу бурной общественной жизнью. На носу «Рождество», и меня попросили сделать антирелигиозный спектакль. К несчастью, как я вычитал в одной брошюре, чудес не бывает, а сделать спектакль можно только чудом. Единственная книга в городе, которая могла бы помочь в этом деле, пропала из библиотеки два года тому назад. Выписывать какой-нибудь репертуар из Москвы уже поздно. Местный Союз Безбожников никакой работы, кроме плана работ, не сделал. Сам я в этом вопросе понимаю столько же, сколько и ты, дорогая. Жалею, что ты никогда не заставляла ходить меня в церковь. Чувствую, что для создания настоящего антирелигиозного спектакля необходимо быть верующим.
Сейчас иду на совещание. Совещаний было уже много. Кажется мне, что дело совещаниями и ограничится. Нельзя начинать бороться с богом, когда бог уже на носу. Спохватились бы раньше, и я бы выписал из Москвы все, что нужно. Перезнакомился с людьми — лучше это или хуже, покажет будущее. Прости меня, милая, что так неразборчиво пишу, очень спешу. Я здоров, солнце сияет, снег блестит, морозы еще не наступили — все прекрасно. Получил от Дины письмо — напугала она меня своим желанием ехать. Ехать сейчас безумие. Из Енисейска не выезжают даже те, у которых кончился срок. Люди не видели пять лет Москвы и все-таки ждут навигации. Как ты живешь, любимая? Что с квартирой? Стараюсь предположить, как вы устроились, и не могу. Прости меня, мамочка, за все неприятности, которые вам доставил. Относительно белых брюк (давно бы надо ответить) ничего не могу сказать. Ко мне они попасть никак не могли. Адрес мой можно давать безбоязненно всем, кто его просит.
Целую тебя, ненаглядная.

15—21 ноября 1934 г. Енисейск. В.Б.Эрдман.
«14-го числа исполнился год моему енисейскому житью. Я позабыл об этом дне так же, как о дне своего рождения. Сегодня в присутствии Н. Р. принесли ваши телеграммы, и теперь за мной числятся два обеда. Спасибо вам, милые, за поздравления. Я был в городской библиотеке, и мне удалось установить по Большой Советской Энциклопедии, что я родился в 1902 году. Как видишь, пока я остался в барыше — у меня отняли год и подарили два. Если к концу срока мне подарят еще четыре, я вернусь в Москву совсем молодым человеком. За последнее время много занимаюсь английским и, кажется, делаю успехи. Это утешает меня в моей работе над пьесой. Если я не умею писать, как Шекспир, то, по крайней мере, сумею его когда-нибудь прочесть. Поцелуй отца за орудия производства, — карандашей у меня теперь целая банка из-под какао, и один вид такого богатства не позволяет мне долго лентяйничать. Как тебе живется, моя золотая? Недавно видел в газете фотографию Электрозаводской улицы — искал тебя, но на снимок попали только чужие мамы. После двух дней морозов опять потеплело, вернулась луна и по вечерам я катаюсь с Ирочкой на санках. Целую вас, родные.
Николай»...

А потом был еще г. Томск, возвращение, но не в Москву, работа, но не та… Он вернулся в ту жизнь, которая стала для него другой.

III. Заключение:

В ходе проведенных исследований достигнуты следующие результаты:

Сколько похожих судеб прошло в последние годы через страницы газет, и каждая уникальна, каждая похожа и не похожа на другую, трагична и страшна по-своему. Сколько же потеряли мы все, недосчитавшись в самые важные моменты своей истории самых талантливых, самых ярких, неординарных, тех, кому плохо давался принцип «не высовывайся». Не вернув их в нашу историю, нам не восстановить связь времен.

IV. Источники и литература:

1. Из фондов Краеведческого музея города Енисейска:
Газета «Совершенно секретно» от 19. 10. 1989 г.(отпечатана в типографии «Красноярский рабочий» г. Красноярск.
Журнал «Наше наследие» №4 за 1991 г.
Газета «Енисейская правда» за 18. 02. 1992 г.
Письма.

2.Воспоминания Н.В. Чидсон о Н.Р. Эрдмане

3. А.Рогачев. Я не герой своего времени / На Московской волне, 31 июля 1989

4. Интервьюирование:
Ильина Т.П.
Лысаковская М.А.

Приложение № 1

Из письма Эрдмана

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4

Карта 1896 г.

Приложение № 5

Дом по ул. Барабинской – Сталина - Крупской


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»