Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

История сибирской деревеньки


Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Международный благотворительный фонд имени Д.С.Лихачева, Союз краеведов России, Кафедра региональной истории и краеведения Российского государственного гуманитарного университета
Министерство образования и культуры Красноярского края
XV ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ «ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ – XX ВЕК»

Исследовательская работа
Тема работы : «История сибирской деревеньки»

Выполнил : Кабурнеев Александр Викторович
КГБ ОУ КШИ «Канский морской кадетский корпус»

Руководитель : Чудова Екатерина Евгеньевна

2014

Оглавление

Введение
История возникновения с. Карапсель
Хозяйство крестьян
«Самоходы»
Культурный облик
Роль революционного начала в жизни жителей Карапселя
Первые годы Советской власти
Гражданская война
Борьба с армией Колчака
«Так начинался «Красный Хлебороб»
Новое потрясение для Карапселя
Великая Отечественная...
«Колхоз раздвигает границы»
Заключение
Источники
Приложение

Введение

Краеведение – как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, а эти поколения должны сохранять и изучать эти сведения. И неважно, какая она была хорошая либо плохая, но мы должны донести до будущих поколений правду о том, как жили наши предки, какие условия были, каков был быт, передать ту частичку, которая будет бесценна для каждого человека своей малой Родины. Так образуется преемственность поколений, так пишется история.

На сегодняшний день тема исследования истории своего села является актуальной. Мы должны знать о том месте, где родились и выросли, для того чтобы будущее поколение ценило то, что имеет сейчас.

Цель исследовательской работы: изучение истории появления и развития с. Карапсель.

Задачи исследования:

Методы исследования:

Приступая к разработке темы, я изучил уже имеющуюся литературу по истории Канского и Иланского района. Печатных источников оказалось не так уж и много. Самыми ценными для моего исследования оказались статьи В. Гришаева «История сибирского колхоза», а также информация, сохраненная работниками местной библиотеки. Используя эти источники, а также воспоминания местных старожил, я в своей работе попытался воссоздать историю заселения нашего края, а также выявить историю образования и развития нашего села.

История возникновения с. Карапсель

В начале XIX века в 13 верстах от Канского острога, в вершине речки Моховой (или Карапчанки) вдоль тракта были поставлены 33 дома, 2 хлебных магазина и кузница. Так возникло казенное селение Карапсель. Любопытно, что название этого селения, как и вся жизнь его обитателей, связаны с трактом. До 80-х годов XVIII в. небольшая речушка, в вершине которой позже было основано селение, называлась Моховая. Московский тракт перед этим местом с целую версту круто шел в гору, а затем начинался спуск. Именно здесь и грабили жители окрестных деревень, особенно татары деревни Кан-Перевозная, шедшие от Канска обозы с товарами. Особенно участились случаи краж с конца XVIII в., когда в основном тракт был «устроен», и число проходящих обозов значительно возросло.

Грабить, воровать, в переводе на татарский язык означает «карапчить». Очевидно, с этим обстоятельством связано более позднее название речки Моховой — Карапчанка. Так она называлась уже в 1785 году. С начала 19в. в официальных документах уже встречается только название «речка Карапсель». Лишь некоторые старожилы еще помнили старое название. Так, при переписи в 1859 году они показали, что деревня Карапсель «лежит при ключе Моховом».

История сохранила для потомков не только сведения о времени возникновения села Карапсель, но и такой ценный документ, как «план Карапсельского селения», обнаруженном в Центральном государственном историческом архиве г. Ленинград.

В этом плане каждая усадьба представлена прямоугольником шириной 52м и длиной 82 м; она делилась на двор и огород. В квадратном дворе (26x26), кроме дома, размещались сарай и амбар, а в огороде у изгороди - баня и овин. В основанную деревню поселили 71 мужчину. Земельные угодья им отвели на пустопорожних землях из расчета 15 десятин на каждого. Общая окружность угодий достигала 23 версты. Основной массив пахотной земли начинался в версте от селения по левой стороне речки Карапсель. По оценки землемера, на полях была «земля черная, смешанная с песком и глиной, к плодородию способная, скотского выгона и семенных покосов достаточно, воды изобильно. Леса строевые и дровяные: сосновый, лиственничный и березовый растут близко, в них водятся звери и птицы».

Хозяйство крестьян

Основным занятием большинства крестьян деревень Карапселя и Ловати были земледелие и животноводство. Из всех сельскохозяйственных культур они сеяли в основном рожь, так как она, по их мнению, не требовала тщательной обработки почвы, мению подвергалась нападению «кобылки» и меньше зарастала сорными травами. Обрабатывались и убирали поля примитивными орудиями, в основном одноконными сохами и серпами. Поля не удобрялись, плодородие восстанавливалось естественным путем. Наряду с основным занятием хлебопашеством и скотоводством- часть крестьян Карапселя занимались охотой, поделкой телег, саней, тарантасов, колес. Многие выжигали известь. Известковый камень добывали в 12 километрах от деревни, там же делали ямы для обжига. Известь продавали в окрестных деревнях, а так же в Канске и Иланске. Накануне революции в Карапселе насчитывалось 64 бедняцких двора, кое-как сводивших концы с концами. Кроме них, в деревне проживало 15 батраков. Бедняки имели по 3-5 десятин земли посева и по одной корове. Например , Артем Коновальцев имел только избу, никакого другого имущества у него не было, жил в крайней бедности, а другой бедняк - Михаил Борисов- имел двух лошадей- кляч.

Ведущими богатеями деревни Карапсель являлись П. Котелевский, И. Асташев и другие. Значительную часть деревни составляли середняки. В Карапселе к их числу относились Н. Марков, Н. Писарев, Н. Жолудев. Середняки были тружениками, работали усердно и много. Крестьянин Н. Марков, например, имел 9 сыновей и 2 дочери, Н. Писарев - 6 дочерей и 2 сына. Дети с малых лет помогали своим родителям. В 7-8 лет малыш сидел уже на коне и боронил поле, 12-14 лет - пахал и косил траву вместе со взрослыми. Крестьянин - бедняк Н. П. Жолудев, когда подрастил детей, стал середняком. Четырем сыновьям, выделенным из семья, он построил 4 хороших дома, дал им соответствующее количество скота, инвентарь, а так же выделил пахотную землю.

«Самоходы»

С начала XIX в. правительство впервые разрешает вольное переселение российских крестьян в Сибирь. Таких переселенцев старожилы называли «самоходами».

Малоземелье и нужда в центральных районах России подняли с мест тысячи семей. Целые караваны повозок, по 100 телег и более, один за другим выходили на Московский тракт. Преодолевая от 3 до 4 тысяч верст, переселенцы с ранней весны до глубокой осени в дождь и непогоду продолжали путь, зачастую ночуя в поле и питаясь подаянием. Многих в пути заставала зима. Прибыв на места, переселенческая семья иногда получала лошадь, корову, 2—3 овцы, сельскохозяйственный инвентарь. До первой жатвы выдавались кормовые деньги и хлеб. После истечения льготных лет, переселенец обязан был платить все налоги, а через 15 лет выплатить ссуду.

В Канский уезд, как и вообще в Сибирь, наиболее заметным приток вольнопоселенцев был после отмены крепостного права. Так, например, с 1906 по 1916 гг. сюда переселилось 48 тысяч человек (мужское население). В первые годы на новом месте все силы и средства переселенцев были направлены на заведение хозяйства. Из-за недостатка собственных средств и отсутствия необходимой помощи со стороны властей крестьяне-новоселы жили в очень тяжелых бытовых условиях. Многие долгое время ютились в шалашах, питались хлебом и квасом или болтушкой из муки; мяса или каких-либо овощей у них не было.

…Летним днем 1909 года к станции Канск приближался поезд с переселенцами. В одном из вагонов, до отказа переполненных людьми, находилась семья Григория Савицкого. Безысходность и желание обрести лучшую долю сорвали его с насиженного места в Белоруссии и погнали в Сибирь. В маленьком вагончике было душно и темно, сильно накурено. Григорий был погружен в думы. Но вот поезд прибыл на станцию, резко тормознул и остановился. Поднялся невообразимый гвалт, началась всеобщая суматоха. Обитатели вагона высыпали на пыльную привокзальную площадь...

- Вскоре, - вспоминает сын С.Г. Савицкого В.Г. Савицкий, наша семья прибыла в деревню Теплый Ключ Анцирской волости, но общество не приняло нас, так как лишнего земельного участка не оказалось... Григорий Савицкий отправился в деревню Карапсель. Один из местных жителей занял ему 100 рублей. Эти деньги, а также 2 ведра пива и ведро водки он отдал старосте в качестве платы за приписку к Карапсельскому обществу. Сначала мы жили в землянке, на роботу ходили в деревню Теплый ключ на железную дорогу. За тяжелый труд получали гроши.

Нелегко приходилось начинать новую жизнь в незнакомом суровом краю. Такова участь многих переселенцев. Однако из России прибывали все новые и новые партии.

Культурный облик

В 1869 году крестьяне Карапселя и Ловати так говорили о себе: «Все мы крестьяне Анцирской волости неграмотные, веры исповедования православного». Вместо школы — церковь, вместо клуба — кабак. В 1901 году во всей Анцирской волости имелось 2 школы — в селах Иланском и Анцирском. В 1913 году в волости было одноклассное приходское училище — открыто в селе Анцирском в 1876 году, железнодорожное двухклассное, одноклассное начальное училище и церковно-приходская школа — в селе Иланском. В Карапселе, Ловати, Степаново и Далае никаких учебных заведений не было.

Медицинское обслуживание было ничтожным, что также являлось показателем низкой культуры. В 1909 году во всем Канском уезде имелось пять врачей, городская больница на 40 кроватей, военный лазарет, 3 аптеки и тюремная больница на 15 кроватей. Все эти лечебные учреждения, за исключением иланской аптеки, находились в г. Канске.

К числу грамотных жителей деревни Карапсель относились Е. М. Семенов, М. М. Честков, П. И. Ахмеров, И. П. Трифонов, А. Д. Волков. П. И. Ахмерова, например, научил грамоте ссыльный студент. Ахмеров усердно занимался политическим самообразованием, выписывал из Петербурга много разных книг. М. М. Честков читал революционную литературу и занимался атеистической пропагандой. Вот что он пишет в своих воспоминаниях: «В тех случаях, когда возникала беседа о ведьмах, чертях и богах и, чтобы доказать отсутствие их, среди ночи зимой я ходил в отдаленную от домов черную баню и приносил оттуда черные от сажи камни, взятые с каменной печи. Этим я доказывал, что чертей в бане нет...»

Таким образом, еще в дореволюционное время в глухой сибирской деревне сквозь толщу бескультурья, темноты и невежества начали пробивать себе дорогу ростки нового. Конечно, они были еще очень слабые и почти незаметные, но само их появление было весьма знаменательным фактом.

Роль революционного начала в жизни жителей Карапселя

Под влиянием иланских рабочих и находившихся в Канском уезде политических ссыльных, в 1905 — 1907 гг. и Карапселе возник кружок крестьян-революционеров, в который входили Михаил Меркурьевич Честков, Александр Денисович Волков и Павел Иванович Ахмеров.

Члены карапсельского кружка часто устраивали беседы на улице деревни, а на «посиделках» вместе с молодежью пели революционные песни. «Иногда, — вспоминает Сусанна Павловна Ахмерова (дочь П. И. Ахмерова),— у отца глубокой ночью собирались гости, за самоваром, при слабом свете керосиновой лампы они вели оживленные беседы, читали революционные книжки, горячо спорили, мечтали о новой жизни, говорили о революции, большевиках, Ленине; отец был большевиком, Михаил Честков — тоже».

В 1909 году М. Честков был призван на службу в царскую армию, затем служил в ней в годы первой мировой войны. Находясь в армии, он и здесь продолжал заниматься революционной агитацией среди солдат.

Первые годы Советской власти

С помощью иланских рабочих, образовавших впервые же ноябрьские дни волостной Совет рабочих и крестьянских депутатов, были созданы сельские Советы в окрестных селах и деревнях. Первым председателем Карапсельского сельского Совета избрали большевика Якова Прокопьевича Трифонова. Пост сельского старосты впервые в истории села занял крестьянин-бедняк. В жизни села это событие явилось большим психологическим фактором.

Карапсельская беднота особо радовалась и тому, что отныне покончено с недоимками в уплате налогов, не стало всяких подушных, поземельных сборов и прямых налогов (податей). Крестьянин был всегда практиком, а новая жизнь открывала ему простор для деятельности, снимала всевозможные запреты и ограничения. Теперь он беспрепятственно мог распахать пустовавшие в лесной казенной даче земли, без опаски заготовить в лесу дрова, бревна для строительства дома.

Ленинские декреты о земле и мире имели огромное политическое и хозяйственное значение для деревни; из армии возвращались демобилизованные солдаты, они приступали к работе в своих хозяйствах, а главное, некоторые из них вернулись из армии большевиками или, по крайней мере, по-большевистски настроенными.

Мирная жизнь продолжалась недолго впереди всех ждала гражданская война.

Гражданская война

29 мая 1918 года белочехи захватили уездный город Канск. Советская власть пала.

Один из участников событий тех дней Родион Карабач вспоминает:

«—Канск был тогда типичным захолустным городом. В центре —, церковь, тут же квартиры, купеческие дома, каменные магазины и лабазы, а на окраине — полуразвалившиеся деревянные хибарки с маленькими оконцами. Вхожу на площадь, что это? Луна вышла из - за облака и осветила два столба с перекладиной, на которой раскачивались два трупа. От этой страшной картины мурашки по спине забегали. Подальше, подальше от этого места ... Город погружен во тьму. Огнями светятся только окна купеческих особняков. Сквозь рамы приглушенно слышен гул пьяных голосов и разухабистая музыка. Купечество, владельцы мельниц, маслозаводов, лесопилок развлекают своих освободителей и защитников...»

Борьба с армией Колчака

Не следующий день была захвачена власть в одном из революционном центре Сибири - поселке Иланском. Не забыли и о крестьянский деревнях Ловать, Степаново, Карапсель.
У колчаковкой армии оставался лишь один выход бежать по Московскому тракту в сторону Иркутска и далее, к Тихому океану, в Китай.

В доме Честкова собрались товарищи по подпольной работе: С. Г. Савицкий, П. И. Ахмеров и И. П. Трифонов. Это было первое организованное собрание Карапсельской ячейки РКП (б), на котором решили: «Предпринимать меры к поимке убегающих из Канска по тракту офицеров».

Коммунисты решили созвать сельский сход. На сходе Михаил Честков доложил о сложившейся обстановке, и на следующем собрании ячейки присутствовало уже не четыре человека, как в первый раз, а восемнадцать —целый отряд.

В рождественский праздник в селе царило необыкновенное оживление. Стар и млад вышли на улицу в этот день не только ради праздника. По центральной улице с красным флагом и революционными песнями маршировал отряд вооруженных крестьян-бедняков, хотя в Канске, в 13 верстах от Карапселя, стояли колчаковские части, а о регулярной Красной Армии, наступающей с запада, в деревне ходили еще неопределенные слухи.

Из воспоминаний Жолудевой Елены Яковлевны: « - Январской ночью в Карапсель въехал на сорока пяти подводах вооруженный несколькими станковыми пулеметами обоз белогвардейцев. Колчаковцы расположились на ночлег в стороне нынешнего кладбища, неподалеку от избушки Яшки печника. Утром следующего дня карапсельцы для «торжественного» выезда колчаковского отряда подали лошадей. Возчиков были предупреждены, что у поворота с тракта в Иланское будет в засаде партизанский отряд. У крестьян хватило выдержки ничем не выдать себя, а у поворота внезапный окрик: «Стой! Руки вверх!»

Так без единого выстрела отряд белогвардейцев был разоружён. Этой блестящей операцией фактически закончилась военная деятельность Карапсельчан.

Впереди предстояла мирная жизнь.

«Так начинался «Красный Хлебороб»

Организационному собранию предшествовало много пересудов, крестьяне долгими вечерами прикидывали как быть. Дело абсолютно новое, возникали неожиданные вопросы, ответить на которые было непросто. Как быть, если у одного хозяина две коровы и лошадь, а у другого — лишь телка? Неужели на равных вступать в общее хозяйство?! Знали, предстоят большие трудности, и нельзя сказать, что не боялись этого, трепетало крестьянское сердце - не прогадать бы, хозяйство-то свое, оно на трудовом горбе вынесено. Но было приятно от совершенно новых мыслей о безбоязненном, безголодном будущем, когда все станут за одного и один за всех. Миром легче и неурожаи вытерпеть, и на кулака управу найти, к тому же Советская власть, она всегда коммуне поможет, это ее кровное дело.

Много споров возникло даже о том, как назвать новорожденную коммуну «Путь к счастью», «Светлая жизнь», «Красный партизан», «Большевик»... Предлагаемые названия рассматривались со всех сторон и отвергались то потому, что где-то уже есть такая артель, то потому, что название туманное, не показывает крестьянского корня. Наконец неизвестно кто предложил «Красный хлебороб». Простое и точное. «Красный» — значит, советский, большевистский; «хлебороб» — в этом слове вековые надежды и чаяния. Какой крестьянин не мечтал стать настоящим свободным хлеборобом? Собрание завершилось торжественным подписанием устава и избранием членов совета коммуны, куда вошли пользовавшиеся наибольшим доверием среди бедняков коммунисты: Василий Тарских, Нестор Савенков, Иван Лютых и другие. Первым председателем совета коммуны был избран ее активный организатор Василий Тарских. В «Красный Хлебороб» объединили все, что было возможно, -жилые дома, постройки, скот, инвентарь, птицу, даже домашнюю утварь.

28 октября 1924 года устав коммуны «Красный Хлебороб» был утвержден отделом коллективных хозяйств Енисейского земельного управления.

Но не просто было руководить вновь образовавшейся коммуной, денег не хватало не на ссуды, не на покупку зерна. Положение людей было крайне тяжелым : крестьяне то входили в состав коммуны, то покидали ее. Поэтому нужно было что-то решать. Решение нашли.

Вблизи Карапселя было селение Покровка. Покровцы были трудолюбивыми, сплоченные, знали как вести хозяйство, чтобы каждый крестьянин имел свой кусок хлеба. Была лишь одна проблема – малоземелье.

Руководил хозяйством М.А. Сиводед, долго решали покровцы какой выбор сделать, трудно было покидать освоенный уголок, но все таки решились.

Так стал М. А. Сиводед председателем «Красного Хлебороба». Снова с помощью кредитсоюза удалось добыть семена (ведь приближалась горячая пора сева), проверили и починили необходимый инвентарь.

Посевная не была сорвана: разными культурами засеяли 50 десятин. Но М. А. Сиводед понимал, что коммуна останется в кризисном положении и не выйдет из него, пока не будет создан слаженный и работоспособный коллектив.

Но для своего светлого будущего трудились коммунары не покладая рук. Большие тяготы вынесли на своих плечах эти славные сыновья земли! На том месте, где была голая степь, выросло зажиточное село, а главное - появились новые люди, не те неграмотные таежные жители, а активные строители нового мира.

Дел было много, и первое из них - организация жилья. Население «Красного Хлебороба» быстро прибавлялось, а селить людей было некуда. Правление коммунаров выхлопотало лесной участок за Иланском. Часть мужчин - С. Бураков, М. Барабаш, Г. Мартынов, П. Пшеничников, Ф. Ячменев (Приложение, фото 7)- были направлены для заготовки леса на строительство. Много работы легло на плечи женщин. Малочисленность женщин и бытовая неустроенность на первых порах делали их обязанности особенно обременительными. В этом смысле много досталось Василисе Волявко, Екатерине Горбачевой, Анне Лобойко, Фетине Мартыновой, которые прибыли в коммуну одними из первыз. 15 марта 1928 года прибыл с курсов прибыл с курсов из Канска первый тракторист «Красного Хлебороба» Митрофан Михейчик. Он вспоминал: « Я ждал, когда же пришлют нам трактор, чтобы показать коммунаром, как я управляюсь стальным конем. Энергии у меня тогда было много, я старался не подвести коммунаров, оправдать их доверие». В апреле 1982 года коммунары получили радостное известие, что Канский кредит союз вынес решение о выделение трактора (Приложение, фото 6). И вот трактор прибыл на товарный двор станции Иланская. Нарядно одетый М. Михейчик сел за руль. «Сел я за руль, - рассказал позже Митрофан Лукич, - крутнул за ручку, да не тут-то было, трактор холодный, нужен бензин. Я побежал по путям, подбегаю к одному машинисту испрашиваю: «Товарищ машинист, нет ли у вас бензина, граммов 100 или 200?» Машинист посмотрел на меня удивленно и сказал» «Вот уж, дорогой друг угля бы я тебе удружил с ведерко или мазута, а насчет бензина туго. Немного помолчал и спрашивает откуда я и для чего мне понадобился бензин. Я ему рассказал, что приехали из коммуной за трактором, а бензина нет и завести не можем. Тогда он мне и говорит, чтобы я шел к тому паровозу, который трактор привез , у машиниста должен быть бензин. Машинист мне показался знакомым я даже фамилию его помню – Воевода».

Радостное событие произошло в начале 1933 года раньше срока - за четыре года и три месяца была выполнена первая пятилетка. Посильный вклад внесли и коммунары: они создали крепкое коллективное хозяйство, в 10 раз увеличили посевные площади по сравнению с 1828 годом.

Новое потрясение для Карапселя

Через многие трудности пришлось пройти простому крестьянину, но все же смог создать образцовые животноводческие помещения, зернохранилища, но главное — появились новые люди полные желания идти к успеху.

Прошло много лет, но никто из бывших коммунаров до сих пор не забыл этого необычного собрания, которое длилось несколько дней, хотя на повестке стоял всего один вопрос: о переходе коммуны на устав сельхозартели. Один за другим поднимались на трибуну представители райкома партии и райисполкома — агитировали за перевод коммуны в сельхозартель, по нескольку раз в день выступали коммунары и коммунарки, отстаивая право на существование коммуны. Собрание шло один день, второй, третий... К сожалению, до нас не дошел протокол этого необычного собрания, остались лишь свидетельства очевидцев. Вот что, например, рассказывает Хрестина Васильевна СОЛОВЬЁВ а: «…Некоторые коммунары не хотели ликвидация коммуны и перехода в колхоз. Я в то время работала дояркой. Жалко было раздавать коров колхозникам...»

Григорий Степанович Мартынов: «…Переход коммуны на единый устав сельхозартели не выгоден был женщинам, ибо им прибавлялась работа дома по хозяйству. Жили в коммуне хорошо, весело...»

Василий Елисеевич Ячменев: «…Когда пришло решение о переходе на положение сельхозартели, то люди у нас очень волновались. Многим казалось, что это шаг назад. Коммунары не знали, что коммунистическая жизнь, как это считал В. И. Ленин, должна налаживаться не сразу. Голосовали большинство против перехода на устав сельхозартели. Ведь должны были переходить на работу не за деньги, а за трудодни. И народ упирался. Что такое трудодень — никто толком не знал...»

Михаил Борисович Семыкин: «…В 1934 году наша коммуна перешла на устав сельхозартели. Когда перешли на новый устав, стали продавать скот колхозникам, дома в личную собственность. Перешли на новую оплату труда — трудодень…»

Коммуна «Красный Хлебороб» была переведена в сельхозартель «Красный Хлебороб» возглавлял ее коммунист Василий Семенович Мяковецкий (Приложение, фото 3).

С рождением колхозе образовались и партийная ячейка. Словом за ней зародилась и комсомольская . Возглавили ее первый колхозный Михейчик и молодой водитель Иван Крюк. Оба они регулярно проводили занятия среди колхозников. Многие ребята благодаря им , стали трактористами, а позднее шоферами.

Колхоз шел по непротаренным дорогам. Впервые применили на практике травопольную системы. Соседи к этому отнеслись недоверчиво. «Не выйдет ничего у «бурьяников»! - смеялись окружающие.

И вдруг о «Красном Хлеборобe » заговор или в районе. Название передового коллектива появилось в печати, фамилии лучших его людей произносились по радио. Случилось это после засушливого лета, когда во многих колхозах сгорели хлеба. Наши земледельцы получили по 17 центнеров с гектара . Это было похоже на чудо. Недоверчивые соседи стали приезжать в колхоз, чтобы посмотреть, правда ли он цветет и благоухает. Хозяйство с каждым годом росло. В колхозе создали хороший сад, раскинувшийся на 10 гектарах плодородной земли. Заботливые руки Николая Федоровича СОЛОВЬЁВ а сумели вырастить здесь многие южные растения. В новых ульях под стройными березами поселились семьи пчел.

И все таки переход был не зря! «Красный Хлебороб» процветал, люди вышли на новый уровень своего развития : многие стали передовиками хозяйства, культура развивалась, появились новые ценности в каждой семье.

Великая Отечественная...

Наша страна наполнена огромным количеством исторических событий, которые переворачивали жизнь каждой семьи.

Война 1941 года не обошла стороной и «Красный Хлебороб». Уходили на войну одним за одним коммунары и их сыновья: Иван Крюк, Павел Буравченко, Григорий Зыль. Николай Миронов, Александр Маковецкий. Опустел «Красный хлебороб». Война никого не оставила в стороне, в колхозе не было такого двора, откуда бы не проводили мужа или отца, сына или брата. Много помогал колхоз Красной Армии во времена ВОВ: шили теплую одежду, отправляли еду. Тем временем с фронта шли письма-треугольники. И хотя они были адресованы женам, матерям и сестрам, они все равно становились достоянием всех колхозников. Их зачитывали до дыр. Хлеборобовцы гордились своими воинами - односельчанами, знали о них все. Отличился в бою Павел Буравченко, за смелость и находчивость его произвели в офицеры. Украсилась боевыми орденами грудь Дмитрия Горбанюка. Отлично воевал бывший животновод коллектива Михаил Семыкин. За проявленную смелость в боях орденом Великой отечественной войны первой степени и медалью «За отвагу» был награжден Поликарп Сеньковский. Бесстрашным и неуловимым мстителем зарекомендовал себя разведчик старший сержант Николай Миронов. В числе защиты Севастополя находился бывший тракторист колхоза Макар Иванович Барабаш.

Письмо с фронта от сына Николая Миронова (Приложение, фото 9) семье.

«Привет с фронта. 28.2.43 г.
Здравствуйте, дорогая мама и мои сестры и братья Валя, Дуся, Митя и Юля, с приветом к вам сын и брат Николай. Мама. Во - первых строках я вам обещаю, что я ваше письмо получил, за которое сердечно благодарен и желаю вам всего хорошего в вашей жизни.
Мама, несколько слов о себе. Я сейчас нахожусь на новом месте, конечно жизнь стала совсем другая, нахожусь в боях, сейчас пока на отдыхе, а вообще передышка, и часа через два опять в идем в бой. Не знаю, буду жив или нет, как вернусь с боя, то сразу напишу о своих успехах.
Мама, только здорово не расстраивайся, живы будем - не умрем, а умрем, так умрем смертью храбрых, будут знать, что пал за родину, защищал вашу счастливую жизнь. Все, прощайте, дорогие родители, остаюсь жив и здоров ваш сын Н.Ф. Миронов»

Не успел отважный разведчик получить письмо от родных, как вражеская пуля оборвала жизнь комсомольца Николая Миронова.

Война закончилась. Одним за другим возвращались с войны в родной колхоз краснохлеборобовцы. Те, что постарше насовсем, те кто помоложе, на побывку. Каждого встречали всей деревней. Только вернулись не все.

«Колхоз раздвигает границы»

2 апреля 1958года в «Красном хлеборобе» состоялось партийное собрание на котором было принято решение о объединении д. Милехино и Степаново с колхозом «Красный хлебороб». А через 10 лет весной 1968 года райком партии предложил объединиться с соседними колхозами им. Чкалова. Сразу же после окончания посевной 7 июля 1968 года в Доме культуры «Красный хлебороб» состоялось первое объединенное собрание. На повестке дня было четыре вопроса: «О названии колхоза», «О центре колхоза», « Выборы председателя и правления колхоза», «Выборы ревизионной комиссии». Колхозники единогласно проголосовали за название «Красный хлебороб». При решении первого вопроса мнения разделились одни настаивали, чтобы оставить центр колхоза в селе Красный хлебороб другие в с. Карапсель. В конце концов, колхозники проголосовали за него. Так центром укрупненного колхоза стало одно из старейших сел Иланского района - Карапсель. «Красный хлебороб» сменил адрес, раздвинул границы, сжал плотным кольцом земель районного центра Иланский.

Объединенное собрание избрало правление колхоза в состав, которого от краснохлеборобовцев вошли: Б.К. Толасов, В.В. Миронов, М.М. Сайчик, И.Н. Батяновский, Н.А. Грицай; от чкаловцев - Ф.Г. Кастюкевич, И.Н. Кривенко, А. Найденов, Н. Карецкая и единогласно избрали Б.К. Толасова председателем колхоза.

Каждая деревня, некогда бывшая самостоятельным колхозом, стала теперь центром бригады, получив соответствующий номер. Красный хлебороб - бригада №1, Милехино - №2, Степаново - бригада№ 3, Карапсель - бригада №4 , Ловать - бригада №5. И две небольшие деревни - Смоленка и Анжевка - бригада № 6.

Заключение

На сегодняшний день с.Карапсель уже не входит в состав «Красного Хлебороба», а деревни Смоленка и Анжевка остались лишь в памяти старожил, поэтому есть еще много вопросов, на которые нужно найти ответы. В дальнейшем я буду продолжать исследование столь важной для меня темы, чтобы мои потомки знали о истории моего села, где я родился. Интерес к родной земле не пропадёт никогда. Всё равно найдётся, что-нибудь новое или старое, что пополнит нашу историю, природу и душу. И это касается не только моей родины, это характерно для каждой земли, будь то пустыня или плодородная равнина. И мы являемся одними из творцов своей земли. Чтобы наслаждаться своей землёй, всё надо делать с любовью! У нас нет полезных ископаемых, нефти и газа, поэтому хлеб насущный никогда не давался легко, всего приходилось добиваться своим трудом, прикладывать немало сил, смекалки и старания, чтобы получить отдачу от основного нашего богатства – земли. А есть еще у нас замечательная и неповторимая природа, окружающая наше село, щедрые на дары леса и реки. Эти богатства тоже открывают дорогу для новых возможностей жить и трудится достойно, быть спокойными за будущее села. Главное же богатство наше – это, конечно же, люди. Поколения сменяют друг друга, и каждое оставляет в памяти свою частичку бытия, из которых и складывается потом история – то, что делает нас причастными к судьбам родного края. Любовь к своей стране, гордость ее былою славою - основа основ возрождения нации, ее величия. Главное богатство - ее люди, «герои нашего времени». Это необходимо понять, принять, усвоить. Именно мы с вами - настоящее и будущее страны, именно нам с вами писать новую страницу ее истории, именно от нас с вами зависит, что скажут о нашем времени потомки…

Выводы: В результате своей работы мне удалось собрать воедино историю моей малой родины – села Карапсель разные периоды истории. Показать связывающую нить развития села с развитием и процветанием района. Указать роль тружеников села в поднятии статуса жизни сельского поселения. Познакомить с деятельностью людей, которые отдали долгие годы своей жизни для процветания своей малой родины. Анализируя свою работу, я благодарен сельским жителям, труженикам полей и ферм, которые не жалея ни сил, ни здоровья, достойно служат своему народу.

Подводя итог своей исследовательской работы, я хочу надеяться, что не смотря ни экономические и политические трудности, мое село будет жить и процветать.

Источники

1. Архивы с. Карапсель
2. В. Гришаева «Красный Хлебороб»,1973г.
3. Воспоминания старожилов
4. Сведения Карапсельской библиотеки

Приложение


Фото 1. Первая борозда


Фото 2. Организаторы коммуны «Красный Хлебороб»


Фото 3. С.В. Маковецкий первый председатель коммуны «Красный Хлебороб»


Фото 4.Первые дома коммунаров


Фото 5. Дом коммунаров 30-40-е гг.


Фото 6. Первый трактор «Красного Хлебороба»


Фото 7. Федор Захарович Ячменев – один из первых коммунаров


Фото 8. Вера Трофимовна Ячменева старейшая коммунарка


Фото 9. Миронов Николай Федорович. Добровольцем ушел на фронт. Погиб 8 марта 1943года


Фото 10. Восьмилетняя школа 1947г.


Фото 11. Дом Культуры 1958г.


Фото 12. Центральная усадьба колхоза


Фото 13. Молодежь после рабочего дня


Фото 14. Памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны

 


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»