Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Три имени в истории школы №1 г. Ужура


Саманчук Антон
МБОУ СОШ №1 им. ГС.С. А. К. Харченко
11 Б класс, г. Ужур,

Научный руководитель:
Шевченко Татьяна Александровна

г. Ужур, 2014 г.

Оглавление

Введение
Глава 1. Переселение немцев Поволжья в Красноярский край с
Глава 2 Кох Герхард Карлович
Глава 3 Меркер Эвальд Александрович
Глава 4 Шауб Владимир Иванович
Вывод
Список используемой литературы

Введение

В Ужурской средней школе №1 им. Г.С.С.АК. Харченко краеведческое объединение ведет работу по созданию музея школы. Основана школа была в 1857 году. Нами была восстановлена история школы с 1857 по 1940г.г. Оформлен материал. Изучая архивы школы, мы обратили внимание на три фамилии учителей, которые встречаются, начиная с1944 года по 1977 год.

Кох Герхард Карлович
Меркер Эвальд Александрович
Шауб Владимир Иванович.

Исследуя « Книгу приказов 1940 -1949г.г.» , которая сохранилась в школе обратили еще внимание на то, что начиная с 1942 года появляется много немецких фамилий среди учеников и учителей В 1942 году приказы подписывает директор Ревека Львовна Мондрус. Через несколько месяцев эта фамилия исчезает. Кто эта женщина, что с ней случилось, мы так и не могли узнать. В городе живут люди с фамилией Кох и Меркер, обратились к ним. Элеонора Эвальдовна Меркер – врач районной больницы, дочь Э.А. Меркер и Лирика Герхардовна Кох, дочь Герхарда Карловича Коха. Основываясь на их воспоминаниях, и была сделана эта работа.

Общая характеристика работы

Актуальность темы. Депортация и спецпоселение огромных людских масс в Советском Союзе относились к числу «закрытых» тем, изучение которых началось с конца 1980-х гг. Получив доступ к некоторым засекреченным ранее архивным материалам, к исследованию темы присоединились ученые российских регионов, в том числе Сибири, являвшейся одним из крупнейших мест ссылки депортированных контингентов.

В современной России растет интерес к истории и культуре этносов, населяющих ее территорию. Эта тенденция хорошо просматривается и в Красноярском крае, где проживает значительное число представителей бывших депортированных народов и социальных групп, ставших частью местного социума
Степень изученности проблемы. Работы по истории депортации и спецпоселения можно условно разделить на две большие группы – зарубежные и отечественные.

Зарубежные исследователи первыми стали изучать советские депортации и спецпоселение, обратившись к этой теме в середине 1940-х гг. Они рассматривали принудительные миграции в общем контексте изучения тоталитаризма и массовых репрессий в СССР .При этом свои заключения строили на воспоминаниях спецпереселенцев, т. к. не имели доступа к архивам СССР

В отечественной науке изучение истории советских депортаций фактически началось с конца 1980-х гг. и продолжается до настоящего времени, хотя первые попытки подступа к теме можно обнаружить еще в предшествующие десятилетия – в работах А.И. Солженицина «Архипелаг ГУЛАГ» и А.М. Некрича «Наказанные народы». В середине 1970-х гг. были напечатаны за рубежом, а в начале 1990-х гг. опубликованы в России . В СССР в годы «перестройки» первыми к этой теме обратились журналисты, чьи публикации привлекли внимание общественности к проблеме. Восстанавливая историческую правду, Верховный Совет СССР в ноябре 1989 г. признал депортации народов незаконными и осудил «как тяжелое преступление, противоречащее основам международного права». На уровне края большое внимание этой проблеме уделяют Славина Л. Н., Зберовская Е.Н. которые рассматривают данную проблему не только в контексте репрессий по отношению к народу, но и исследуют процесс их адаптации к тому социуму, в котором они оказались.

Целью реферата является изучение влияния учителей немцев переселенцев на развитие народного образования Ужурского района.

Исходя из поставленной цели, определены следующие исследовательские задачи:

1. Установить биографию трех учителей немцев переселенцев Кох Г. К., Меркер Э. А. , Шауб В. И., работавших в школе №1 г. Ужура.
3. Изучить условия жизни спецпоселенцев и процесс их адаптации в местах ссылки
4. Определить масштабы и сферы трудового использования депортированных людей в экономике края, показать роль спецпоселенцев в развитии народного образования Ужурского района.

Объектом исследования является группы спецпоселенцев, высланных в Красноярский край в 1941 г.., а затем оказавшихся в Ужурском районе и находившихся в нем на принудительном поселении в условиях особого режима содержания.

Предмет исследования – основные элементы существовавшей в Красноярском крае спецпоселенческой системы. К ним относятся география расселения и количество размещенных контингентов, формирование системы надзора за ними, складывание правового статуса, трудовое использование депортированных и условия их жизни.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1940 г. до конца 1980-х гг.

Территориальные рамки исследования – Красноярский край в границах 1940 –х г.г. ., включая Таймырский и Эвенкийский автономные округа, Ужурский район.
Методология исследования. Массовые репрессии стали одним из источников маргинализации нового советского общества. Используя идеи отечественных ученых С.А. Красильникова и Е.Н. Старикова, можно говорить, что процесс маргинализации в СССР был целенаправленным. Его результатом стало создание новой советской иерархической социальной системы, в которой спецпоселенцы занимали определенное их социальным и правовым статусом место. Вырванные из прежней социокультурной среды и направленные на спецпоселение группы людей представляли собой одну из разновидностей советской маргинальности. Рассматривая и оценивая политику принудительных переселений, автор исходил из принципа приоритета общечеловеческих и правовых норм в жизни современного общества.

В реферате использовались принципы историзма и системности, традиционные методы исторической науки: проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, структурно-типологический, общенаучные методы анализа, синтеза, аналогии, статистики.

Источниковую базу работы составил комплекс опубликованных работ по данной теме, а также рукописи Кох Г. К. и Шауб В. И. , воспоминания их детей, учеников.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые формирование и действие основных элементов спецпоселенческой системы рассматривается применительно к одному району края, Ужурскому. В работе рассматривается то что государство очень жестоко отнеслось к своим гражданам, они все равно остались гражданами этого государства, даже в другом , не привычном для них социуме весь свой творческий потенциал, способности, труд отдавали своей Родине. Это доказывает, что немцы Поволжья считали себя частью общерусского этноса.

Практическая значимость. Материалы реферата могут быть использованы при разработке учебных курсов по краеведению, написании учебно-методических пособий по истории Ужурского района Красноярского края. Исследование можно использовать в общественно-просветительской деятельности национально-культурных центров, подготовке публикаций в средствах массовой информации, при создании программ возрождения и сохранения этнических культур.

Структура работы. Реферат состоит из введения, трех глав, заключения списка источников и литературы и приложения.

Глава 1

Переселение немцев Поволжья в Красноярский край.

Мы изучили довольно много научной литературы, исследований касающихся переселению немцев Поволжья в Красноярский край. Часть исследователей считает, что это была бессмысленная и антигуманная акция советского правительства. Другие исследователи все же признают, что определенная почва под этим переселением была.

«28 августа 1941 года советские власти приняли решение ликвидировать немецкую автономию в Поволжье и переселить ее этническое население в Сибирь.

Из указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1941 года: «По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу из Германии должны произвести взрывы в районах, заселенных немцами Поволжья».

Как видим, советские власти опасались, что этнические немцы поддержат германские войска, которые рвались в глубь Советского Союза. События 1938—1941 годов, когда Германия покорила значительную часть Европы, косвенно подтверждали опасения. Немецкая разведка активно использовала фольксдойче (этнические немцы за пределами Германии) в подрывных и разведывательных действиях против государств, в которых они проживали. Так террористические действия прогитлеровских организаций судетских немцев спровоцировали агрессию против Чехословакии. Фольксдойче организовывали диверсии и налеты во время боевых действий против Югославии и Польши. Естественно, что Москва опасалась похожих событий на своей территории, поэтому предпочла отправить потенциально опасный народ подальше от линии фронта. Вот только вместе с мужчинами призывного возраста депортации подверглись и их семьи: женщины, дети, старики.

Впрочем, подобные вещи практиковал не только Советский Союз. Чуть позднее жертвами подозрительности государства стали десятки тысяч немцев, японцев, итальянцев в США. Особенно досталось японцам, против которых развернулась настоящая истерия. 140 тысяч выходцев из Страны восходящего солнца, многие из которых имели американский паспорт, были выселены с Гавайских островов и Калифорнии или заключены в концентрационные лагеря. Несколько тысяч противников режима были изолированы от общества в Великобритании. Правда, действия властей «западных демократий» не вызвали столько обвинений, как аналогичные методы «тоталитарного» Советского Союза.

Одним из мест поселения этнических немцев был избран Красноярский край. Снова, как и с другими категориями спецпереселенцев, особо подчеркивалась необходимость оказания помощи депортированным в устройстве на жительство в новых районах и наделении их землей. И эти переселения тщательно готовились. Депортируемым рекомендовали взять пропитания минимум на месяц, позволили увезти до тонны на семью личных вещей. Все оставшееся на месте имущество принималось местными органами власти, а переселенцу выдавалась обменная квитанция, по которой на месте переселения можно было получить компенсацию. Если по дороге квитанции были утеряны, то они восстанавливались по данным, предоставленным НКВД. На практике все было сложнее.

Выписка из письма заместителя начальника 12-го отделения ОК НКВД СССР тов. Гусева от 31 августа 1941г.: «В ряде районов допускается совершенно ненужная спешка. Эвакуируемым, как правило, не говорится о том, куда они вывозятся, сколько времени будут в пути, какой запас нужно взять с собой продуктов питания. В результате большинство эвакуируемых из городской местности через 2—3 дня остались без продуктов питания, что вызвало недовольство».

Первые эшелоны прибыли в регион 14 сентября и привезли 2270 человек. Прибывших переселенцев распределяли по предприятиям группами по 10—100 человек. Исключения составляли одиночки, имевшие редкую специальность. Их распределяли особо.

Всего в Красноярский край прибыло около 70 тысяч человек из автономной советской социалистической республики немцев Поволжья. Сначала многих направили на жительство в южные регионы. 16—17 сентября речным транспортом первые поселенцы были доставлены в Минусинск. Значительная часть переселенцев была направлена на фермы совхоза «Курагинский» и совхоза Золотопродснаба.

Поволжские немцы расселялись в 25 сельсоветах Минусинского района и городе Минусинске, 133 семьи были направлены в Ермаковский район. В Идринском районе приют нашли 380 семей, в Каратузском — 242, 102 семьи в Ужурском районе.

Для спецпереселенцев выделялась земля под огороды, выдавались семена. Все работоспособные взрослые люди должны были обязательно получить рабочие места, дети — пойти в школу. При этом переселенцы в большинстве своем были вселены в экономически слабые колхозы, которые не в состоянии оказать помощь.

За сданный на родине скот спецпереселенцам по квитанциям выдавали крупу, картофель, хлеб. Так, семью Кох заселили в село Тарханка Ужурского района. Колхоз сразу же обеспечил переселенцев землей, домом. Опытные аграрии сумели наладить жизнь — росло имущественное благосостояние, вскоре удалось приобрести корову.

В Назаровском районе спецпоселенцев принимали на станциях Ададым и Петербургская. Первое время они обитали в зданиях местных клубов. Сюда завозили топливо, кипяченую воду для питья и холодную для умывания, продукты питания. Предусматривалась организация медицинской помощи, санобработки, для чего использовались бани и дезокамеры.

Расселение по территории района происходило в двухдневный срок. Специально для приема и расселения спецпереселенцев, контроля над исполнением постановлений районного исполкома, создавалась комиссия из трех человек.

Для перевозки до места назначения прибывших на поселение людей местные предприятия обязаны были предоставить авто и гужевой транспорт. Управление предприятий, куда отправлялись на поселение прибывающие люди, обязаны были найти помещение под жилье: брошенные дома, пустующие помещения. Требовалось отремонтировать эти помещения, для чего государство выделяло строительный лес, стекло, гвозди.

Тем не менее были перебои с обеспечением продуктами питания и жильем. Часто в одном жилом помещении скапливалось по 15—20 человек. Это происходило не из-за халатности красноярских властей, которые были принимающей стороной. Просто в условиях войны, тотального напряжения сил ради фронта предоставить равноценную компенсацию было невозможно. Стародавние сибиряки жили впроголодь, трудились и умирали. И не было возможности им помочь. Откуда в выкачанной фронтом Сибири могли взяться ресурсы еще и на поддержку спецпоселенцев?

Уже в ноябре 1941 года выдачу зерна и продуктов для переселенцев Поволжья прекратили на основе распоряжения Крайзаготзерна. Одновременно прекратили все выплаты денег на мероприятия по расселению немцев в районе: «...так как со времени переселения немцев Поволжья прошел уже месяц, следовательно, вы имели полную возможность рассчитаться по всем видам расходов по их приему и расселению по колхозам. 1 ноября с. г. краевая контора Сельхозбанка дала указание вашему филиалу банка о немедленном закрытии неиспользованных ассигнований на указанную цель. Вам необходимо сейчас же составить полный отчет на всю сумму расхода денег, снятых со счета исключительно на прием переселенцев немцев, не смешивая с расходами планового переселения…»

10 января 1942 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял Постановление «О порядке использования немцев переселенцев призывного возраста от 17 до 50 лет». Началась мобилизация мужчин трудоспособного возраста в трудовую армию. Вместе со спецпереселенцами в трудовую армию забирали и местных немцев. В то же время с фронта в срочном порядке были демобилизованы все военнослужащие немецкой национальности и направлены в трудовую армию.

При максимальном напряжении сил, в условиях практически подневольного труда советские немцы выживали и трудились по-ударному. Начальник УНКВД по Красноярскому краю И.П. Семенов в докладной записке в адрес Отдела спецпоселений НКВД СССР в феврале 1946 г. писал: «Многие из спецпоселенцев выполняют и перевыполняют нормы, к труду относятся хорошо»

7 октября 1942 года вышло Постановление № ГОКО-2383сс «О дополнительной мобилизации немцев для народного хозяйства СССР», согласно которому мобилизовали мужчин в возрасте 15—55 лет, а также женщин-немок в возрасте 16—45 лет.

Численность немцев-спецпереселенцев в Красноярском крае

Сентябрь 1941 г. (из докладной записки начальника УНКВД по Красноярскому краю И.П. Семенова на имя Берии) 67 264 чел.
Ноябрь 1941 г. (по данным Н.Ф. Бугая) 77 259 чел.
Март 1942 г. (там же) 108 786 чел.
1944 г. (по данным А.И. Кокурина) 57 701 чел.

Прибывший спецконтингент стал большим подспорьем для руководителей колхозов, так как комбайнеры, механизаторы, трактористы из числа поволжских немцев заменили ушедших на фронт местных мужчин. Так, осенью 1941 г. в некоторых колхозах Большемуртинского района немцы составляли до 50 % наличной рабочей силы. В отчетах райкомов они отмечались как добросовестные работники. ( 1. Источники: Бугай Н.Ф. Л. Берия – И. Сталину: «Согласно Вашему указанию...». М., 1995. Воспоминания воспитанника детского дома в с. Малая Минуса Болеслава Влодарчика // «RODAGY» («Соотечественники»): Сибирская газета конгресса поляков в России. 2000. № 4 (16). Гурьянов А.Э. Репрессии против поляков и польских граждан. М., 1997. Зберовская Е. Польские спецпереселенцы в Красноярском крае (1940–1945) // Сохранение и взаимопроникновение национальных культур как фактор устойчивого развития Приенисейского края. Красноярск, 2004. Земсков В.Н. Заключенные, спецпоселенцы, ссыльные, высланные // История СССР. 1991. № 5. Материалы из личного архива Ивлевой Т.В. Материалы Красноярского общества «Мемориал». URL: memorial.krsk.ru Материалы районных архивов и музеев Красноярского края. Поляки на Енисее. Красноярск, 2005.

Кох Герхард Карлович.

Герхард Карлович Кох родился в 1914 году в городе Энгельс АССРНП. Учился в школе очень хорошо, увлекался в основном гуманитарными предметами, особенно литературой. Семья была очень музыкальная, отец играл на фортепиано, мать хорошо пела, в семье было четверо детей, родители всем привили любовь к классической музыке. После школы поступил в Немецкий Государственный Педагогический институт по специальности учитель и литературы. Но как он сам говорил: «мне там публика не понравилась». Перешел на факультет немецкого языка. С отличием закончил его. После окончания преподавал в летной академии города Энгельса. Успешный молодой человек, умный, образованный Жизнь казалась бесконечной и прекрасной. Наступило 22 июня 1941 года. Беседуя с дочерью Герхарда Карловича, она говорила: «Отец говорил, что был страх, а как поступят с нами, а вот страха перед немцами не было, не было, потому что не верили, что они могут дойти до Волги».

В сентябре 1941 года было объявлено о переселении в 24 часа. Молодых мужчин до 30 лет обязали прийти на сборный пункт города Энгельса, и уже 12 сентября они были отправлены в Узбекскую ССР, в Самарканд. Семья, мать, отец, брат и две сестры в Красноярский край. В конце сентября они прибыли на станцию Боготол, а оттуда их отправили в деревню Тарханка, Ужурского района.

В Самарканде Герхарда Карловича и прибывших с ним мужчин отправили работать на хлопковые поля. Лирика Герхардовна вспоминает: «Отец не любил говорить о том периоде жизни. Говорил, что он пережил ад». Тяжело заболел, его в 1944 году отпустили к родителям. К тому времени власти начали принимать немцев – переселенцев на работу по специальности. В сентябре 1945 года приступил к работе учителем немецкого языка в школе №1 села Ужур.

Вот что удивительно, эти люди всех себя без остатка отдавали любимому делу. Много лет в школе он был председателем профсоюзного комитета По мере своих возможностей, он заботился о учителях, «выбивал» им путевки в санатории, устраивал учительских детей в детские сады, старался по линии профсоюза оказывать материальную помощь нуждающимся.
Герхард Карлович был поклонником классической музыки, в школе организовал оркестр струнных инструментов, а затем духовой музыки. На переменах в школе звучала классическая музыка. Его стараниями школа была радиофицирована. Он первым, наверное, в крае начал организовывать туристические поездки ужурских школьников в Москву, Ленинград. Герхард Карлович «отличник народного образования РСФСР», почетный житель города Ужура.


1946 год. Герхард Карлович и коллектив учителей школы №1


9 класс1947 год Классный руководитель Кох Г.К.


Хор учителей, созданный Герхардом Карловичем

Эвальд Александрович Меркер

Любое государство всегда, что - то теряет, когда у него исчезает целый этнос. Немцы Поволжья жили в России с 18 века. Они создали свой социум с собственной культурой, традициями и обычаями. Выселив их с занимаемой ими территории, правительство Советского Союза разрушило немецкий этнос, у их потомков уже не сохранилось национальной принадлежности, подавляющее большинство забыло свой собственный язык.

Работая над темой, в Интернете мы пытались найти сведения о тех местах, откуда был родом Эвальд Александрович Меркер. Родился он в 1919 году в селе Мариенталь. Сейчас это село называется Советское.

МАРИЕНТАЛЬ/MARIENTAL (Тонкошуровка; также Пфанненштиль/Pfannenstiel, Фаненштиль, Дубовой), до 1917 - Самарская губ., Новоузенская волость Саратовский уезд, Тонкошуровский колониальный. округ, Тонкошуровская волость; в советский период - АССР НП, Мариентальский (Тонкошуровский) кантон. Село, основано в 1766. На левом берегу р. Бол. Караман, в 45 км к вост. от Покровска. Название "Пфанненштиль" по фамилии первого старосты, "Тонкошуровка" - по жившему в этом месте украинцу Тонкошуре. Основатели - 82 семьи из Баварии(2HTTPS://wolgadeutsche.ru/list/mariental.htm)

Эти сведения мы нашли на сайте «Историческое, географическое и статистическое описание немецких поселений»
Сайт "wiki.saripkro.ru".История школы с.Советское, Советский р-н, Саратовская обл..

Ни единого слова мы не нашли на данном сайте, что основали школу немцы Поволжья, даже в музее школы нет никаких сведений , о том что это было немецкое село. Исчезло это село бесследно для потомков.

Окончил Эвальд Александрович не полную среднюю школув1934 году, в этом же году поступил в Немецкий Государственный Педагогический институт в городе Энгельсе. В 1938 г. окончил институт по специальности учитель химии и биологии. С 1сентября приступил к работе в средней школе села Розенфельд.

Gытаемся что-то найти о селе Розенфельд. « Розенфельд (Rosenfeld), также Розовое - немецкая колония Нижне-Караманской волости, Новоузенского уезда, Самарской губернии (до октября 1918 г.). Расположена под 46°46' вост. долготы и 51°04' сев. широты, на правом берегу р. Нахой, в 452 верстах от города Самары, в 129 верстах от уездного города Новоузенска и в 6 верстах от волостного села Александерге. Расстояние до ближайшей железно-дорожной станции Нахой - 6 верст. Дочерняя колония. По сведениям Клауса (Наши колонии) основана в 1859 г. Об истории присвоения названия колонии находим у Якоба Дитца [Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. М., 2000, с. 241»(3HTTPS://wolgadeutsche.ru/list/rosenfeld_am_nachoj.htm)

На сайте школы села Розовка мы нашли так же, , что школа была основана в 1934 году В предвоенные годы в здании старой школы находилась семилетняя школа, обучавшая детей только на немецком языке. В школе было 5 классных комнат, учительская. (HTTPS://rozsosh.narod.ru/p4.htm)

1 сентября Эвальд Александрович был освобожден от работы на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР о переселении немцев Поволжья. Выселен был в Шарыповский район. В 1942 году мобилизован в трудармию Краслага, затем отправлен в Туруханский район. ( из воспоминаний дочери Э. Э. Меркер).

« Принудительное переселение поволжских немцев в начале Великой Отечественной войны привело к резкому увеличению численности немецкого этноса в крае. В сентябре – октябре 1941 г. сюда из Поволжья прибыло свыше 75000 чел. Столь массовая депортация способствовала расширению географии расселения немцев – они были размещены по 42 районам края. На новом месте жительства у вынужденных переселенцев сразу возникли серьезные трудности: их прежние профессии часто оказывались невостребованными, жилье – ветхим или неприспособленным для жизни, обменные квитанции – не отоваренными. Проблемы адаптации усугубили репрессивные действия властей – вторичная депортация и мобилизация в трудармию.

Под вторичной депортацией понимается переселение в 1942 г. немецких семей на рыбные промыслы в районы Крайнего Севера. Большой опыт проведения подобных акций в предшествующий период позволил довольно быстро переместить значительные людские резервы к новым местам жительства. Только с мая по июль 1942 г. в северных районах края оказалось 6312 поволжских немцев. Судьбу вторично депортированных, наряду с немцами, разделили другие национальные контингенты – латыши, финны, греки. В итоге, по окончании навигации 1942 г., на Таймыре, в Эвенкии, Ярцевском, Кежемском, Туруханском, Богучанском районах уже находилось свыше 23000 чел.3 Немцы в основном разместились на территории Дудинского и Усть-Енисейского районов.4 В результате вторичной депортации ареал принудительного расселения немцев расширился – теперь они жили во всех климатических зонах и административных районах края.

Повторные перемещения национальных контингентов были вызваны в основном потребностями социально-экономического развития региона. Для решения актуальной задачи хозяйственного освоения районов Крайнего Севера советское руководство использовало проверенный метод принудительного переселения. На севере часть переселенцев «разобрали» уже имевшиеся рыболовецкие колхозы, но большинство спецконтингента было объединено в новые артели. В Таймырском округе в 1942 – 1943 гг. появилось 11 хозяйств. Многие из новых колхозов были экономически слабыми и не выполняли производственных планов. По данным Таймырского рыбтреста, вновь организованные хозяйства выполнили годовой план 1943 г. только на 34,7%, а местные – на 83%.5. Тем не менее вторичные депортации способствовали дальнейшему социально-экономическому освоению севера. Несмотря на невыполнение плана, с 1941 по 1944 гг. вылов рыбы увеличился в 2 раза. В новых артелях развивался не только рыбный промысел, но и огородничество.

Вслед за переселением немцев в северные районы края последовало официальное оформление их спецпереселенческого статуса. Значившиеся ранее в документах как «поволжские немцы» или «переселенцы», они в 1943 г. получили приставку «спец» и поступили под надзор местных комендатур НКВД. В конце 1943 г. в районах рыбных промыслов действовали три комендатуры – Таймырская, Хатангская, Игарская, контролировавшие все национальные контингенты, вывезенные на Крайний Север. Удаленность рыбацких поселков не позволяла комендантам осуществлять постоянный надзор за депортированными, но это вовсе не означало изменения спецпереселенческого режима, поскольку возможность свободного передвижения у людей отсутствовала. Распыленность поселений на большой территории превращала некоторых комендантов в бесконтрольных полновластных хозяев на вверенных им участках. Показательно поведение хатангского коменданта, который игнорировал даже распоряжение местного начальника РО НКВД, заявляя, «что он в Хатанге никому не подчиняется».7 Оформление системы спецпоселений происходило во всех регионах расселения «наказанных народов». Вторичные депортации национальных контингентов обострили проблему их насильственного закрепления в новых местах ссылки. (4Е.Л. Зберовская, г. Красноярск Elena Zberowskaja, Krasnojarsk Трудармия и вторичная депортация немцев в Красноярском крае в 1940-е годы с. 167)

Именно в Туруханск и был направлен Эвальд Александрович. С 1942 по февраль 1945 года он работал в рыболовецком хозяйстве, вовремя работы получил травму ноги, долго лежал в больнице, функция ноги так инее восстановилась

В феврале 1945 года с диагнозом дистрофия был отправлен в село Ужур.

Нехватка учителей с высшим образованием в школах края, заставила власти обратить внимание на немецких учителей. В селе Ужур в средней школе№1, единственной на весь район, не считая железнодорожную среднюю школу №39, химию преподавала Анна Поликарповна Ростовцева, которая окончили 10-и месячные курсы при Красноярском педагогическом институте.
20 августа 1945 г. Эвальд Александрович был принят на работу в школу №1. Именно Меркер Э. А. впервые в районе создал химическую лабораторию, стал проводить практические и лабораторные работы. Лаборатория, созданная Эвальдом Александровичем, существует в школе и по, сей день. До конца 1953 года учитель химии Эвальд Александрович Меркер еженедельно должен был отмечаться в спецкомендатуре Ужура.

Поражает целостность этого человека. Его безграничная любовь и преданность своей работе, своей семье, любимой женщине. В 1951 году Эвальд Александрович женился на Сватус Марии Авдеевне. Интересна также судьба этой женщины, учительницы русского языка и литературы школы№1.

Родилась она в1920году в деревне Александровка Ужурского района в многодетной семье, окончила начальную школу в Александровке, затем в 1937 г. семилетнюю школу в деревне Тарханка, где в то время работали известные в Ужурском районе учителя – Галина Николаевна и Леонид Романович Соседкины, Анна Яковлевна Полухина.


Эвальд Александрович в химической лаборатории

С 1937 по 1040 г.г. училась в Красноярском педагогическом училище им. А. М. Горького по специальности – учитель начальной школы.

По окончании училища была направлена в Даурский район, где работала в Дербинской неполной средней школе учителем русского языка и литературы. В 1943 году вернулась в Ужурский район. Один год работала школьным инспектором, с 1944 года начала работать в Ужурской средней школе №1 учителем русского языка и литературы. С 1946 г.по 1951 работала учительницей начальных классов. С 1951 г. вновь преведена учителем русского языка и литературы. В 1952 году поступила на заочное отделение Ачинского государственного учительского института, который окончила в 1955 году.

В 1946 году награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1955году награждена медалью «За трудовое отличие»


8 В класс школа №1.1950 г. Классный руководитель Меркер Э.А.

В 1957 году умерла после тяжелой болезни. У них с Эвальдом Александровичем осталось двое маленьких детей. Всю свою жизнь Эвальд Александрович посвятил школе и своим дочерям.

В 1954 году в городе ( с 1953 года Ужур – город) открывается новая средняя школа №14. По тем временам это была лучшая школа. Двух этажная, каменная с оборудованными кабинетами физики и химии. Лучшие учителя города были переведены в эту школу. Среди них и Эвальд Александрович. Работая над рефератом, мы встречались с учениками, которые учились у Э. А. Меркер. Все , в один голос отмечают высокую культуру этого человека. Ко всем ученикам он обращался только на «Вы». Ни кто не может вспомнить случая, когда он повышал голос на уроке, или вне урока. В методике преподавания химии Эвальд Александрович опережал время. Глоссарная методика, о которой так много сейчас пишут и говорят, применялась им уже в 60 –е г.г. Разноуровневая методика обучения , ученики – консультанты на уроках, групповая форма работы. Жаль, но Эвальд Александрович не оставил письменных разработок своих педагогических находок. Все это, мы восстановили со слов его учеников. Нужно отдать должное РОНО г. Ужура., они оценивали человека по его педагогической деятельности, не смотря на то, кто он и откуда .В 1962 году Эвальд Александрович награжден знаком «Отличник народного образования РСФСР». Меркер Эвальд Александрович почетный житель города Ужура.


10 класс.1947 год. Классный руководитель Меркер Э. А.

Шауб Владимир Иванович.

Самый яркий след в истории народного образования Ужурского района оставил Шауб В. И. Работая над рефератом, мы нашли рукопись Владимира Ивановича, где он описывал свою педагогическую деятельность и историю народного образования Ужурского района. В ней не было ни слова о его личной жизни. В отличии от Кох Г. К. и Меркер Э. А. в городе не осталось ни одного родственника Владимира Ивановича. С трудом в архивах музея и РОНО ужурского района мы нашли автобиографию В. И. Шауба. Вот что он сам писал о себе: «Родился в г. Саратове в 1914 году в семье рабочего. В 1937 г.окончил ВУЗ в г. Ленинграде, получил высшее агрономическое образование. Работал в Наркомземе АССР немцев Поволжья в г. Энгельсе.

1 сентября 1941 года уволен на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР в связи с переселением всех немцев Поволжья в Сибирь. Прибыл в Ужур 23 сентября 1941 года и поступил на работу в Ужурский районный земельный отдел. 11 июня 1943 года назначен главным агрономом РайЗо. После войны награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»

25 октября 1947 года переведен на Красноярскую плодово – ягодную станцию на должность научного сотрудника. В 1948 г.была опубликована моя книга «Вредители и болезни сельско- хозяйственных растений Красноярс4кого края и борьба с ними» .

16 апреля 1951 года я был переведен заведующим Ужурским пунктом службы сигнализации и прогнозов по защите растений.

( декабря 1951 г. освобожден от занимаемой должности согласно поданного мною заявления о переходе на педагогическую работу Преподавал немецкий язык в школе рабочей молодежи С 1 сентября 1954 г. переведен учителем биологии в Ужурскую среднюю школу №14 »

Скупые строчки автобиографии, но они вызывают много вопросов. Почему, человека, который занимается научными исследованиями, опубликовывает книгу, ряд научных статей, вновь переводят в Ужур. Ведь это понижение в карьере. Возможно, все- таки сыграло роль происхождение.

Далее мы основываемся в своей работе на воспоминаниях В. И. Шауба. Начало своих воспоминаний он датирует 1 сентября 1954г. как будто до этого времени он и не жил. Владимир Иванович в основном рассказывает об успехах своих учеников, но мы, то понимаем, что за всем стоит учитель биологии Шауб В. И.

В октябре учитель биологии –Владимир Иванович Шауб организовал при школе кружок юных натуралистов. Председателем кружка был избран Николай Богданов, ученик 7 класса. Наряду с работами на пришкольном участке школьники летом оказывали помощь колхозу. Юные натуралисты на пришкольном участке выращивали богатый урожай. После уборки урожая в школе была проведена выставка и первый школьный слет юных натуралистов.


На школьной ферме

Достижения юных натуралистов были отмечены на краевой слете. В 1956 году за хорошею работу, за получение высокого урожая зерновых и овощных культур кружок и шестнадцать лучших юннатов были утверждены участниками ВСХВ.

Основной целью и задачей бригады было углублять и расширять знания учащихся по сельскому хозяйству, научить ребят применять на практике полученные знания в процессе обучения, повышать у школьников интерес, любовь и уважение к сельскому хозяйству.

16 июня 1956 года газета «Красноярский рабочий» опубликовала письмо учащихся средней школы № 14, в котором школьники обязались своими силами убрать кукурузу на площади 25 гектаров.

В 1956 в Москве проходил первый всероссийский слет натуралистов. В числе делегатов был председатель кружка юннатов школы №14 Николай Богданов.

В 1957 году за хорошую работу кружок юных натуралистов и 24 лучших юнната, членов ученической бригады средней школы №14, выборочно были утверждены участниками ВСХВ.

В марте того же года исполком край совета наградил школу №14 почетной грамотой и премировал трактором. За освоение целинных земель награждены ученики 9класса Ужурской средней школы №14.

В 1959 году Шауб был участником третьего краевого съезда учителей. Ему было присвоено звание заслуженного учителя школы РСФСР. В 1960 году академия педагогических наук в Москве издала сборник «Связь воспитания и обучения с трудом в сельской школе». На странице 49 – 58 опубликовано выступление Шауба.

В 1961 году Шауб был участником центральных педагогических чтений в Москве. Выступал с докладом «Организация учебно – опытного хозяйства и работа учащихся в нем»

Этот материал мы взяли из рукописи Владимира Ивановича. Сколько же надо было приложить стараний и сил, чтобы добиться таких результатов.

В 1964 году Шауб В. И.назначают директором средней школы №1. Здесь он увлекается краеведением. Находит классный журнал за 1934 год, обнаруживает имя Саша Харченко. Это же Герой Советского Союза Александр Корнеевич Харченко. Началась работа всей школы за право носить имя героя. Связались с братьями Александра Корнеевича, собрали огромный материал, оформили музейную комнату, именно эта комната и положит начало Ужурскому краеведческому музею. Далее Владимир Иванович пишет:

« В 1966 году в Ужурской средней школы №1 проходила торжественная линейка. Тогда коллектив школы принял решение бороться и своим трудом завоевать присвоения школе имени Героя Советского Союза Александра Корнеевича Харченко, бывшего ученика школы. Учащиеся, пионеры и комсомольцы дали клятву, что будут свято чтить память своего земляка. В 1967 году при Ужурской средней школе №1 открыли музей боевой и трудовой славы района. 17 мая 1967 года исполком Ужурского районного совета депутатов трудящихся принял решение «О присвоение средней школе №1 города Ужура имени Героя Советского Союза А.К.Харченко»

Уже уйдя на заслуженный отдых Владимир Иванович увлекся А. П. Гайдаром. В школе –интернат №7 вместе с учениками он начал востанавливать следы пребывания Гайдара на Ужурской земле. Сейчас об этом написано очень много, и не всегда положительных отзывов и исследований Мы не будем рассматривать данную проблему, т.к. это не является темой нашего реферата. Владимир Иванович сделал все, что бы увековечить пребывание замечательного детского писателя на нашей Ужурской земле.

В почтенном возрасте В. И. Шауб уехал к дочери в г. Клин, недавно мы получили известие о его смерти.


На ВДНХ. 1958 год

Заключение.

Таким образом, репрессии по отношению к немцам в России являлись отражением национальной политики государства.

История немцев была тесно связана с судьбами других репрессированных народов нашей страны: калмыков, чеченцев, ингушей, крымских татар и др., насильственно выселенных со своих территорий и подвергшихся ограничениям в осуществлении всех прав и свобод.

Особенностями репрессий по отношению к немцам было то, что они носили исключительно всеобъемлющий характер.

Выселению, а затем и учету в качестве спецпоселенцев, подвергалась каждая немецкая семья.

В трудармиях погибло от голода, холода, жестоких условий существования 60% всех мобилизованных мужчин и женщин.

После 1948 года режим спецпоселения для немцев приобрел карательный характер - за самовольный выезд (побег) из мест обязательного поселения устанавливалась уголовная ответственность - 20 лет каторжных работ.

Снятие с учета спецпоселения и освобождение из-под административного надзора органов МВД немцев и членов их семей произошло только после принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1955 года. Но возвращаться в места, откуда они были выселены, немцы не имели права вплоть до 1972 года.

Несмотря на все усилия немцев о восстановлении немецкой автономии на Волге, АССР НП так и не была восстановлена. Произошла утрата немцами своего языка, обычаев и традиций.

НОУ СОШ №1 им. Г.С.С. А.К.Харченко занимается изучением истории школы, которая ведет свой отсчет с 1857г. Цель, которую мы ставили в реферате: Роль учителей немцев переселенцев в развитии образования Ужурского района и школы, считаем достигнутой. Химическая лаборатория созданная Э. А. Меркером существует и развивается . Учителя химии школы Скробот Л. Н. , Силкина В. М. продолжили и развили методики Эвальда Александровича. Разработки классных часов Кох Г. К. о классической музыке так же используются в школе. Одним из направлений работы школы является эстетическое воспитании учеников, основоположником этого направления является Герхард Карлович.

Шауб В. И. оставил после себя основанный им краеведческий музей, записки о истории народного образования Ужурского района. В школе ведется работа по созданию музея истории школы, материалы о данных учителях собраны в отдельные стенды.

Список источников и литературы:

1. Рукопись Шауб В.И. «История народного образования Ужурского района»
2. Воспоминания Л. Г. Кох
3. Воспоминания Э. Э. Меркер
4. Бугай Н.Ф. Л. Берия – И. Сталину: «Согласно Вашему указанию...». М., 1995.
5. Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. М., 2000, с.
6.Е.Л. Зберовская, г. Красноярск Elena Zberowskaja, Krasnojarsk Трудармия и вторичная депортация немцев в Красноярском крае в 1940-е годы)
7.Земсков В.Н. Заключенные, спецпоселенцы, ссыльные, высланные // История СССР. 1991. № 5. Материалы из личного архива Ивлевой Т.В.

Интернетресурс:

1. 2HTTPS://wolgadeutsche.ru/list/mariental.htm)
2 Сайт "wiki.saripkro.ru".История школы с.Советское, Советский р-н, Саратовская обл..
3. 3HTTPS://wolgadeutsche.ru/list/rosenfeld_am_nachoj.htm)
4 . (HTTPS://rozsosh.narod.ru/p4.htm
5 Материалы Красноярского общества «Мемориал». URL: memorial.krsk.ru


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»