Время собирать камни (О возрождении Шалоболинского Свято-Троицкого храма)

Время собирать камни (О возрождении Шалоболинского Свято-Троицкого храма)


 Человек в истории. Россия XX век.

Исследовательская работа

Закомолкина Елена, Петецкая Ангелина
МБОУ Шалоболинская СОШ №18
МБУК «Централизованный Шалоболинский сельский Дом Культуры»

Руководитель
Семочкина Валентина Федоровна, руководитель научно-краеведческого объединения «Моя Малая Родина», заведующая сектором краеведения при МБУК ЦШСДК, образовательная программа Андюсева Б.Г.

Ответственный за корректуру текста
Попугаева Ирина Геннадьевна, заведующая библиотекой с. Шалоболино, МБУК  МЦБ Курагинского района

ВВЕДЕНИЕ

В своей работе «Время собирать камни» мы рассказываем о восстановлении Шалоболинского Свято-Троицкого храма. В его истории отразилась история Православия со второй половины XIX века и до наших дней.

Эта тема актуальна. Падение нравственности в обществе, распространение наркомании, пьянства, насилия, коррупции волнуют и историков, и социологов, и учителей, и медиков, и священнослужителей. Это видно в их выступлениях, исследованиях, выводах.  Многих граждане России начинают задумываться о духовности, о своих корнях, в частности о Православии, с его высокими нравственными нормами, христианской любовью к ближнему. Православие - это наши корни, наши истоки. Восстанавливаются, строятся храмы, формируется новое духовенство. Появились православные программы на ТВ, сайты в Интернете, СМИ. Все больше людей начинают ходить в храмы, креститься, исповедоваться.

Новизна темы в том, что мы создали более полную историю Свято-Троицкого храма, его роль в воспитании, духовном развитии прихожан, проследили жизнь некоторых священников.

Проблема: в XX веке много сделано для того, чтобы уничтожить православную религию: осквернялись храмы, почти полностью уничтожилось духовенство, выросло несколько поколений атеистов. И хотя многое сейчас делается для возрождения Православия, но проходит это очень сложно, трудно, что мы видим на примере своего села. Трудно еще людям, воспитанным в других ценностях, других нравственных нормах, пересмотреть свои убеждения, изменить свой образ жизни.

Гипотеза: если мы начинаем возвращаться к своим истокам – значит пришло «время собирать камни».

Работа «Время собирать камни» - это продолжение работы «Шалоболинский Свято-Троицкий храм», написанной краеведами нашего объединения О. Чебокчиновой и Т. Глызиной в 2004 году. В работе они прослеживают историю нашего храма от его строительства в1851 года до его разрушения в 1933 году. В начале XXI века реставрируется Свято-Троицкий храм, появляется причт, звенят над округой колокола, идут в храме службы. Началась  новая история Шалоболинского Свято-Троицкого храма. Мы решили продолжить работу краеведов. Первая часть нашей работы включает сокращенный вариант их работы, в которую мы внесли некоторые факты из жизни священника о. Симеона Мартынова и священника о. Федора Моисеева. Вторая часть – это наши исследования.

Собирая материал о Свято-Троицком храме, мы обратились к православной литературе. Некоторые моменты мы прочитали в Евангелие, (гл. 12,13, 23), в Законе Божьем мы прочитали разделы о молитве, о грехе, о прощении и любви к ближнему, о Таинствах. Это нам нужно для понимания темы, т.к. в ней мы этого касаемся. Из книги Геннадия Малашина мы много узнали о развитии Православия в Красноярской епархии, кое-что взяли для своей работы. Использовали мы материалы нашего сельского музея: документы, презентации, фотографии. Шалоболинский храм возрождался на глазах всего района, поэтому в средствах массовой информации это событие широко освещалось. Мы познакомились со многими материалами. Также мы провели опрос среди населения по данному вопросу, что помогло нам сделать выводы. Изучив данный материал, мы попытались разобраться в этих вопросах. Тема очень сложная. Мы постарались в силу своих знаний и жизненного опыта отразить события так, как мы их видим.

ИЗ ИСТОРИИ ШАЛОБОЛИНСКОГО СВЯТО-ТРОИЦКОГО ХРАМА 3

Цель:
прослеживая основные этапы истории Свято-Троицкого храма, показать, какую роль играет он в формировании духовности, нравственности в селе.

Задачи:
провести теоретический анализ научной литературы и иных источников информации по проблеме исследования,
собрать и изучить материал о Шалоболинском Свято-Троицком храме в архивах сельского музея,
взять интервью у местных жителей села, у священника, служителей храма,
провести анкетирование для исследования, обобщить, сопоставить с научной литературой, сделать выводы.

В работе мы использовали следующие методы: определившись с темой, мы изучили научную литературу по данной теме, чтобы определить, как рассматривает данный вопрос наука.

Затем мы начали собирать краеведческий материал: искать людей, связанных с тем или иным периодом возрождения храма, брать интервью, работать в архивах нашего сельского музея, отбирать нужный материал, фотографировать. Использовали также материалы Курагинского и Минусинского архивов. Сравнив весь собранный материал (научный и краеведческий), сопоставив его, сделав выводы, мы выявили истинные факты, а потом приступили к написанию работы.

Освоение сибирских земель и возникновение населенных пунктов потребовало строительства храмов и организационного оформления Православия. В Шалоболино была деревянная часовня, и только в середине 19 века начинается строительство каменной церкви.

Разрешение на строительство каменного храма было получено от епископа Афанасия Томского и Енисейского в 1845 году. Построена церковь была в 1851 г. Строилась она «благодаря тщанию прихожан». В центре села на искусственно сооруженном холме, возвышаясь над всей округой, был сооружен белоснежный уникальный храм.

Храм был построен в честь Святой Животворящей Троицы, в котором было два престола: главный - во имя Троицы, а второй – во имя Рождества Христова.

Обилие окон в стенах и куполе делали его светлым, радостным. Все стены главного придела были покрыты фресками, В центре купола по окружности - сюжет о сотворении мира. Алтарь отделялся от придела иконостасом в несколько рядов. «Царские врата», ведущие в алтарь, были красивого литья, позолочены. Узорчатые решётки на окнах делали  храм нарядным.

Много средств пожертвовал на строительство храма бывший житель с. Пойлова  Иосиф Иванович Артемьев, золотопромышленник, «много потрудившийся по украшению сего храма».

В праздники приходили, приезжали крестьяне со всей округи. По словам жительницы села, храм по праздничным дням был переполнен. «Сердце замирало от красоты. Много икон. Особенно поражал  многоголосый хор», - вспоминает она.

Появился и свой причт Шалоболинской церкви, который состоял из священника Иоанна Алексеевича Подгорбунского, дьякона Иоанна Алексеевича Тышнякова и пономаря Константина Фёдоровича Рениловского. В 1852 году открылся Шалоболинский Троицкий приход. Приход был очень богатый. На содержание и ремонт храма выделялось много средств. Последний раз храм реставрировался в 1904 году. Многое отреставрировано местным художником Семёном Айзиманом, который в начале XX века на средства прихода ездил учиться искусству реставрации в Венецию. При храме была богатая библиотека. Создано было Попечительство, общество трезвости.

Стараниями Попечительского совета к началу XX века при Шалоболинской Троицкой церкви была открыта богадельня для девочек–сирот. Девочки обучались швейному делу, помогали убирать в храме. Большое внимание уделялось религиозному воспитанию сирот. Богадельня заботилась и о дальнейшей судьбе выросших воспитанниц. Кроме того, Попечительский совет оказывал помощь нуждающимся прихожанам: денежной ссудой, зерном, моральной поддержкой.

Шалоболинская церковно-приходская школа была учреждена 15 октября 1884 года Благочинным священником Рязанским. Школа была смешанная, одноклассная, а с 1901г.– двухклассная.  На первом месте стояло религиозно – нравственное обучение.


Учащиеся церковно-приходской школы. 1902 г
В центре учительница Орфеева Елена
Николаевна, дочь священника

После революции все меняется. 23 января 1918 г. издан декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. В 1924 году церковно-приходская школа села Шалоболино была передана в ведение государства. Имущество школы было описано, изъяты церковные книги. С этого года школа стала государственной.


Последний староста Свято-Троицкого храма Унщиков Федор Митрофанович

Начинаются гонения на священников, изъятие церковных ценностей, вводится цензура проповедей. Все это сказалось на истории Свято-Троицкого храма.

В годы гражданской войны на колокольне был повешен священник о. Александр (Суховский). Ночью его снял из петли парнишка – алтарник и похоронил. На следующий день алтарника расстреляли. 4

После гражданской войны были описаны и изъяты книги, о чём говорит документ «Список богослужебных книг Шалоболинской Свято-Троицкой церкви». В 1922-1923 гг. были национализированы дома священника Симеона Мартынова и дьякона Климентия Зырянова, которые перешли в народную собственность. Они купили себе избы, завели хозяйство. Лишённая части имущества, многих церковных книг, церковь продолжала действовать.

Священник Симеон Мартынов ездил по деревням прихода и крестил детей, отпевал умерших, участвовал в панихидах в родительские дни.

Из его письма дочери, которое нам прислали родственники, мы видим, какой это был нежный и заботливый отец, хотя ему в то время было нелегко. Умер Симеон Мартынович Мартынов в декабре 1928 года. Много народу собралось на его похороны. В трудные времена давления, преследования он оставался на своем месте и выполнял свой долг.18

 священник Федор Гаврилович МоисеевЕще один священник был расстрелян в годы репрессий. Это священник Федор Гаврилович Моисеев. Родился в 1891 году. После окончания духовной семинарии в 1920 году он окормлял Канзыбейский, а затем Шадринский приходы Енисейской епархии. В 1929 году был арестован. В тюрьме ему на голову надели котелок с горячим супом. Долго болел, потом выпустили. Служил в Шалоболино, был переведен в Рыбное. Там у них конфисковали все имущество. Жили в землянке, в то время в семье было четверо детей. Мастер на все руки, он сделал сам мебель. «Отец наш был очень красивый, кудрявый. Его часто просили что-нибудь отремонтировать. Он все время был в работе. Имели корову Марту, лошадь Буланку, богато не жили. Но все равно позавидовали на нашу землянку», - пишет его дочь Мария Федоровна Иванчина.2

В 1932 году их раскулачили, все отобрали: мебель, одежду, а что не забрали, то сломали. Продукты в подвале залили керосином, чтобы их нельзя было есть. О. Федора арестовали в 1932 году 7 апреля на Благовещенье. Жена поехала его проводить, на обратном пути с ней случился сердечный приступ. Спасти ее не удалось. Отца отпустили на другой день. «Сердце отца закаменело. Маму похоронили, а он все молчал-молчал. Случилось буйное помешательство. Его лечили 4 месяца. Потом он поправился, все пошло нормально», - пишет в письме дочь.2 Из Шадрина о. Федора перевели в Шалоболино, где он служил в Шалоболинском Свято-Троицком храме. Потом его опять арестовали и посадили в тюрьму. Через какое-то время о. Федора выпустили. Семья переехала в Краснотуранск, потом в Рыбное. 29 сентября 1937 году его вновь арест. 7 ноября 1937 года. Федор Моисеев, по постановлению Тройки УНКВД признан виновным в том, осужден и приговорен к расстрелу. Было ему 46 лет. 2

В 1933г. в день Николая – угодника членами Волостной комиссии было описано имущество церкви и передано в пользу государства.

К входу в храм подъехали лошади, запряженные в сани, и члены комиссии начали выносить и укладывать иконы, дорогую утварь, одежду священников, богослужебные книги.   Комсомольские активисты залезли на колокольню и начали сбрасывать колокола. Вот что рассказывает житель села Шалоболино Белов Константин Никифорович: «Директор школы Дунайцев Василий Григорьевич привел нас к храму и заставил дергать веревки, привязанные к кресту. Нам не удалось стащить крест, но помню, как плакали люди, как кричали на нас, на членов сельского совета».18 Часть имущества увезли в Минусинск, много имущества «ушло» к членам комиссии, а третью часть вывезли в амбар, но вскоре крышу там сломали, и все имущество разворовали.

Насилие было совершено. Одно время в церкви был клуб, но многие родители не пускали детей в храм. Позже в храме сделали склад для зерна, а потом долгое время он стоял осквернённый, пустой, подвергаясь разрушениям от непогоды, от подростков, воспитанных в духе атеизма, незнакомых с духовной православной культурой.

Все очень изменилось: опустело, вымерло и осиротело. Оборвалась какая-то ниточка, связывавшая нас духовно с теми людьми, жившими здесь когда-то, которые жертвовали свои сбережения на то, чтобы этот храм в селе Шалоболино был построен. Но в годы войны жители села приходили сюда, чтобы помолиться о своих близких, воевавших на фронтах. Провожая в последний путь умершего, процессия обязательно останавливалась перед храмом..

НАДЕЖДА НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ШАЛОБОЛИНСКОГО СВЯТО-ТРОИЦКОГО ХРАМА

В годы перестройки после сталинских и хрущевских гонений отмечается активизация церковной жизни. К концу 1987 года обозначились признаки наступающих перемен в отношениях власти и Церкви. Красноярский крайком отмечал в июле 1985 г, что «в связи с подготовкой РПЦ к 1000-летию принятия христианства на Руси в крае наблюдается активизация православных религиозных обществ и групп». Усилилось влияние духовенства на население края, стали частые инициативы по открытию новых храмов и благоустройству имеющихся, начался поиск мощей сибирских святых, активизировалось изучение истории Православия на Енисее. В это время взаимоотношения Церкви и государства начинают радикально меняться. 2

Эти изменения не могли не отразиться и на судьбе Свято-Троицкого храма в Шалоболино. С 80-х г, начинаются попытки восстановления храма. Вначале временный храм был создан в доме по улице Ленина. Был назначен священник. Проходили службы по праздникам. Но что-то не пошло. Вскоре священник уехал, дом был продан.

В 1983 для проектирования новой конторы в селе Шалаболино был приглашён архитектор, преподаватель КГУ Анатолий Федорович Блохин. Пораженный уникальностью церкви, он мечтал о восстановлении её, поэтому здание конторы он спроектировал в едином архитектурном стиле с церковью. Толчком к надежде на возрождение храма послужил приезд американских подростков из штата Гавайя, приехавших по приглашению Блохина, которые вместе с русскими подростками трудились в храме. Был в 1992 году открыт приход, который был зарегистрирован в Краевом Управлении юстиции. По этому поводу был отслужен благодарственный молебен около церкви. Проектную смету на реставрацию Свято-Троицкой церкви безвозмездно составили архитектор Анатолий Фёдорович Блохин вместе с группой архитекторов. Но он неожиданно умирает, и дело как-то затихло

В начале XXI века начинается движение в селе за восстановление храма. Отец Александр вместе с Мироненко Надеждой, бывшей жительницей нашего села, начали собирать подписи о восстановлении храма. Было собрано несколько сотен подписей. Прошение было отвезено Владыко Антонию, но кандидатура о. Александра не была утверждена. И опять все затихло. Казалось, что никогда храм в селе Шалоболино не будет восстановлен.

В октябре 2006 года архиепископ Красноярско-Енисейской епархии Антоний передал Свято-Троицкий храм в попечение Свято-Вознесенской женской обители. По инициативе сестер – монашек совершена была уборка в храме и вокруг него. Пригласили жителей села для уборки. Собралось много народу. Храм вычистили, вывезли много мусора. И хотя храм оставался разрушенным, в нем проводились молебны священниками обители: о. Георгием, О. Киприаном, о. Игорем. По большим праздникам приезжал о. Александр, настоятель Свято-Духова храма, совершал молитвы. Особенно запомнилось Крещение 19 января 2008 года. На реке вырубили прорубь в виде креста, ночью при горящих свечах отец Георгий читал молитву, осветил прорубь, затем окроплял всех святой водой из проруби. Воды не жалел, было много смеха. А какие лица были у людей! Казалось, что все приобщаются к чему-то важному, давно забытому. Было очень красиво и торжественно.18

8 июня 1990 года была создана Красноярская епархия. А 20 июля Синод определил Преосвященным Красноярским и Енисейским епископом Антония (Черемисова). Изменение статуса округа, превратившегося в одну из самых больших по территории епархий страны, обусловило многие перемены. С воссозданием крупнейшей епархии России связывали свои большие надежды немногочисленные священники и православные прихожане региона.   Сложными для решения были вопросы создания приходов и монастырей, восстановление разрушенных храмов и строительство новых. На протяжении 1990-х. г. в Красноярской епархии происходит рост числа приходов, но темпы строительства храмов были более медленными. В годовом епархиальном отчете за 2000 г, отмечается, что храмовых помещений для приходов катастрофически не хватает. Однако за двадцать лет при поддержке меценатов, представителей власти и общества в этой сфере было сделано немало. Храмостроительство в 1990-2010 гг. имело безусловную положительную динамику: 1990г. – 11 храмов, 1992г. – 27, 1995г. – 85, 1999- 124¸ 2005 г. – 209, 2010 - 27 . 2

ЖИЗНЬ КАК ПОДВИГ ВЕРЫ

Начало восстановления храма связано с именем матушки Екатерины, игуменьи Свято-Вознесенского монастыря.

Елена Александровна Бальва - из рода полтавских казаков. Родилась в большой многодетной семье, в её семье было не одно поколение священнослужителей. Дед, протоиерей Иоанн 1861 года рождения, был родом из Полтавской губернии. Вся их семья, а она была большая (более 10 человек) перебралась в Сибирь. Красив, талантлив, образован, мастеровит был род Бальвы. Три сына – Василий, младший Николай и Александр стали священниками. Отец Елены, Александр Иоаннович, служил в Михайло-Архангельском сельском храме, который в 1937 году был уничтожен. Любили в селе отца Александра: Он и телегу починит, и сани изготовит, прекрасный краснодеревщик, владел искусством изготовления музыкальных инструментов. За все берется о. Александр – причем иной раз за символическую плату, а то и совсем бесплатно.10

Елена родилась в 1927 году в деревне Васильевка Юргинского района Кемеровской области. В семье было шесть мальчиков и единственная девочка: любимица деда и отца. «Село Васильевка было очень красивое, зеленое. Березовый лес, там много росло смородины, клубники, костяники. Много было грибов: грузди, рыжики, маслята, опята. Мы солили на зиму грузди кадками. Насобираем, принесем, мама только обрабатывает, вымочит, чтобы они негорькие были. В огороде у нас в основном картошка была посажена, капуста, арбузы», - вспоминала матушка. 15

С детства Елена впитала в себя Православную культуру. Она знала все молитвы, каноны Православной религии, знала всех Святых, старцев, назначение и историю каждой иконы. «Утром мы обязательно все молились. Встанем рано, мама скажет: «Дети, вставайте на молитву. Умоемся и читаем утренние молитвы: кто старший, тот читает. А остальные стоят, молятся. Где надо на коленки встать, становимся. Помолившись, подходим все к папе: «Папа, благослови». Папа нас благословлял как священник. А потом идём на благословление к маме. Утро всегда так начиналось. И вечером подходили под благословление папы и обязательно читали вечерние молитвы», - вспоминает матушка.15

В 20-30-е годы начинается преследование и арест многих священнослужителей. В связи с постановлением ВЦИК РСФСР от 08.04.1929 года «О религиозных объединениях» начинается активное наступление на религию. Усиливается антирелигиозная пропаганда и преследование верующих.4

Сначала у семьи конфисковали все имущество, потом отобрали дом, целый год жили в бане. Выкопали землянку: кухню, и комнату жилую, там и жили. Дважды арестовывали о. Александра. Первый раз отсидел в ГУЛАГе, но был отпущен, а второй раз был арестован в 1937 году и расстрелян. Ему было 37 лет. Ее дед - протоиерей Иоанн - тоже был репрессирован в 1937 году и расстрелян, ему было 76 лет, не пощадили и старость. Их расстреляли почти сразу, через месяц-полтора после ареста. А семья оставалась в неведении. Много лет пытались выяснить, где похоронены отец - иерей Александр, и дед – протоиерей Иоанн, но получали отписку: «Место смерти - не установлено». 10

Сколько пришлось вынести матери Елены, чтобы поставить на ноги семерых детей.   Спасаясь от репрессий, она переехала с детьми на станцию Юрга, где работала на самых тяжелых работах, семья терпела голод, холод, унижения.  . Потом переехали в Черногорск. В него ехали, как говорят, куда глаза глядят. Жена убитого священника нашла работу на восьмой шахте. Дали им комнату в бараке, прежде использовавшегося для инфекционных больных. «Маме выпала доля одной поднимать сирот, сама от Веры не отреклась, и нас в Вере вырастила. И дед, и отец мой - они же новомученники, значит, молятся за нас там, на небесах», - рассказывала матушка Екатерина. 15 Как дочь врага народа, внучка врага народа, она не могла получить высшего образования. С 16 лет пошла Елена работать на шахту. Тяжелая физическая работа закалила её волю, характер. Ей не на кого было надеяться. Только Вера в Бога, Вера в силу молитвы спасала ее. В 29 лет вышла замуж, родила двоих детей, но семейная жизнь не сложилась.5

Строила по благословлению архимандрита о. Серафима (Брыскина) в Черногорске Рождественский храм. Тогда еще не монахиня, а верующая в Бога русская женщина, детство которой было отравлено жестокой расправой над ее отцом и дедом. «Все началось,- вспоминала матушка Екатерина, - со строительства храма в поселке Шира. Для этого собрали подписи горожан и жителей соседнего поселка У-Абакана, ратующих за открытие храма в Черногорске. Однако и горком партии не зевал. Стали вызывать авторов письма на ковер, стращать начали. После этого некоторые отозвали свои подписи. Но многие устояли, и благодаря им удалось добиться разрешение властей на выделение земельного участка под строительство храма». Стали собирать средства на строительство храма Рождества Пресвятой Богородицы. Нашлись благотворители. Много бедствовали, но храм построили. Праздничное богослужение было на Пасху в 1992 году.

Восстанавливала с сестрами Свято-Благовещенский монастырь в Красноярске. Много трудов положила матушка Екатерина, чтобы привезти в Божеский вид, возвращенную церкви монастырскую территорию. Архимандрит Серафим, духовник Елены, вызвал ее из Черногорска и сказал: «Мне ты можешь отказать, но не я зову – Богородица зовет». После осквернения монастыря в советское время там была пушная база, смердевшая от отбракованных, выброшенных под забор шкурок, звериных трупиков, растаскиваемых крысами. Перекрестились, отмыли вместе с сестрами место для ночлега в пустовавшем гараже, постелили на цементный пол циновки и стали там жить. Через год с небольшим «шкуроотделочный» цех, чудесным образом вновь превратившийся в храм, и всю монастырскую территорию было уже не узнать. Вскоре в Свято-Благовещенском соборе начались Богослужения.7

В 1994 году становится послушницей создаваемой Благовещенской обители, а 19/1 апреля 1995 года Елена Александровна Бальва, после смерти своего сына, архимандритом Серафимом, по благословлению Епископа Антония Красноярского и Енисейского была пострижена в монахини с именем Екатерина в честь Святой Великомученицы Екатерины. В 1998 г. она назначается настоятельницей Свято-Благовещенского женского монастыря. Она и завхоз, и прораб, и множество других обязанностей пришлось ей исполнять.

В октябре 2007 года Свято-Троицкий храм Архиепископом Красноярско-Енисейской епархии Антонием был передан в попечение Свято-Вознесенской женской обители, и он направляет матушку Екатерину в Курагинский район настоятельницей Свято-Вознесенского монастыря вместо матушки Елизаветы (Усталовой), много сделавшей для этого монастыря, открытого в 2003 году.

«Дорогой Владыко, согласно вашего указа от 14.10.2007 г. я была переведена в обитель Свято-Вознесенскую д. Кочергино, в возрасте 80 лет, с возложением на меня Вашего же распоряжения от 18.10.2007 ремонтно-реставрационных работ в Свято-Троицком храме Шалоболино. Признаюсь, дорогой Владыко, я была очень озабочена. Но помолившись Господу и Его Пречистой Матери,- поняла: коль благословил Владыко, значит, благословил Бог, потому что на Вас благодать Божия. А раз благословил Господь, то Он и поможет. И так, не имея ни копейки средств, а только усердной молитвой ко Господу, я пошла в Курагинский район искать благодетелей.7

Все она делала с Божьего благословления. Перед приездом в Шалоболино матушка Екатерина поехала в Троицко-Сергиевскую лавру, чтобы припасть к мощам Сергия Радонежского и попросить у него благословление и помощь. Сам патриарх Алексий II благословил матушку на это богоугодное дело. 24 ноября 2007 года матушка Екатерина впервые посетила Свято-Троицкий храм в селе Шалоболино. «Неожиданно для себя оказалась я здесь в Шалоболино. Но в том Промысел Божий. Значит, мне суждено этот храм восстанавливать, где служил и где за это жизнью заплатил тезка моего папы, - вспоминала матушка Екатерина. Я верю, что с Возрождением нашей Православной Веры, культуры, традиций, возродится Россия. А Бог дает мне для этого сил. Без Бога - не до порога». 7 Матушке Екатерине было тогда 80 лет.

Состояние храма было ужасно. Нет креста, колоколов, на крыше растет трава, стены облуплены, окна разбиты, нет пола. И только под куполом сохранились фрески, изображавшие картину сотворения мира.«Приехала сюда, уже холод был большой. Пришла в собор, в придел Рождества Христова, посмотрела и заплакала:  «Господи, благослови на то, чтобы мы тут Рождество Твое встретили! А до Рождества было всего два месяца. И ведь отслужили Рождество Христово! Народу собралось немало, стояли на земле, покрытой досками, окна придела тоже были заделаны досками и не пускали холод», - рассказывала  матушка Екатерина. В придел Рождества Христова заносят неугасимую лампаду, зажженную от Благодатного огня, сошедшего в ночь на Пасху на Гроб Господень в Иерусалиме. Идет служба, стены храма исчерканы непотребными словами, но сверху льется свет. Лица людей какие-то просветленные, мягкие. А потом разносили этот огонь по своим домам. 10И начинается тяжелый труд по восстановлению Свято-Троицкого храма. В этом же году (2007 г.) территория храма была ограждена, начались работы внутри. Проблема в нехватке средств. На Руси жители всегда помогали в этом благородном деле, но ведь выросло уже несколько поколений, которые забыли о Боге, молитве. За годы репрессий был нанесен огромный урон: почти под корень было уничтожено духовенство, взорваны, осквернены почти все храмы в России, расхищено имущество, воспитано несколько поколений атеистов, поэтому трудно было повернуть людей лицом к Православию. Но Матушка Екатерина искала по всей стране благодетелей, поэтому Свято - Троицкий храм возрожден быстрыми темпами. Она умела всех объединить в одной цели, а эта цель – восстановление храма. Она как-то отыскивала добрых людей. Всех пожертвователей помнила она, независимо оттого, сколько было пожертвовано, заносила их имена в требник и молилась, молилась за всех. Были в этом требнике и министр Шойгу Сергей, и кинорежиссер Никита Михалков, и директора крупнейших предприятий, которые по одному ее звонку готовы оказать ей помощь. Она хранила каждую квитанцию с денежным переводом с именем благотворителя, каждый чек хранила матушка в специальном альбоме. 12

Восстановление храма было для нее все. Она стучалась во все дома. Проводя службы в храме, она ни на минуту не забывала о том, где взять деньги, чем платить кочегарам, рабочим. Однажды, когда не было денег, она с кружкой для подаяния по храму и просила деньги, которые нужны были для храма. «Бог мне посылает нужных людей всегда. Бог и сил мне дает. Без Бога не до порога», - постоянно говорила матушка Екатерина прихожанам. 15 Нелегко ей это давалось, но она верила, что найдутся состоятельные люди, способные выделить часть средств на Святое дело. «Мы - русские, мы - русские, мы – русские! Мы  поднимемся с колен!» - говорила игуменья.15

По воспоминаниям Валентины Федоровны, краеведа села, матушка Екатерина была очень сильным человеком, основное для нее – это Бог, Ему она служила. «Однажды матушка Екатерина неожиданно пришла ко мне домой. Она вошла, перекрестилась, улыбнулась, и как - то спокойно стало на душе: не было стеснения, некомфортности. Мы проговорили с ней около часа. Разговор был очень интересным. Она только что приехала из Москвы, где приняла участие в крестном ходе, пройдя 10 км, показала фотографии крестного хода. Ее лицо светилось оживлением, радостью и благодарностью Богу за то, что Он дал ей сил пройти эти километры. Когда я ей сказала, что от нее исходит какая-то сила, уверенность, то она сказала, что это от Бога. Как она радовалась, когда начались службы в еще недостроенном храме. Она читала псалмы, пела на клиросе, ходила по храму, обучая  прихожан. Ее неуемная натура не была равнодушна к каждой мелочи. А как радовалась, когда в храм приводили детей. Она каждого приобнимет, благословит, поцелует. Матушка Екатерина не терпела нерадения к Богу. Как доставалось тем, кто ходил в храм, не зная «Символа Веры», «Отче наш». Ее хотелось поскорее воспитать паству, научить ее. А может она знала, что немного ей осталось, вот и торопилась. Ее авторитет был очень высок среди прихожан».18

Через год Шалоболинский храм неузнаваемо преобразился: оштукатурены, покрашены стены храма, вставлены окна, вывезены тонны мусора. «Надо сделать иконостас, приобрести паникадила, иконы, колокола, которые стоят не менее 300000 рублей, восстановить прежние фрески, на что тоже потребуется немалые средства. Поэтому прошу всех, православных христиан, помочь нам по силе всех», - обращалась матушка Екатерина ко всем.18 Никто из местных жителей не верил, что храм вообще можно восстановить, а что за такое короткое время никто даже мысли не допускал.

Бригадир Петр Корженевский говорит: «Хочу твердо сказать, что без матушки Екатерины здесь бы ничего не было. Она искала по всей стране благодетелей, поэтому Троицкий храм возрожден быстрыми темпами – за один год. Низкий поклон нашей матушке Екатерине от всего народа».9 С 22 мая 2008 года приступил к работе бригадир Йован Топалович с двумя рабочими. Первой работой стало восстановление оконных проемов, длившееся одну неделю. Вторым этапом работы стало установление окон нижнего ряда. Йован Топалович рассказывает: «Я приехал в Россию из Югославии. Когда мы приехали в 2006 г. в г. Красноярск делать ремонт в Благовещенском женском монастыре, я познакомился с матушкой Екатериной. Она пригласила меня в Шалоболино. 22 мая 2008 года я обещал самому архиепископу Антонию, что мы закончим работу к  празднику Троицы в 2009 году. Я всем сердцем и всей душой  поддерживаю матушку Екатерину, уважаю ее большую силу духа, поэтому и работать поехал в Шалоболино».9

В июне в храме было проведено электричество, проводилось снятие штукатурки  внутри храма. Старая краска храма была темно-зеленого цвета и очень качественной. Параллельно клали мокрую штукатурку.

Бригада Петра Корженевского начала работу с куполом храма, которая проводилась поэтапно. Первоначально снимали крест, обвязав веревками, в работе принимало участие 4 человека. Крест был весом около 100 кг из черного кузнечного металла. На стержне креста было клеймо с фамилией мастера. Борис Корженевский обвязал веревкой и снял погнутый крест с центрального купола. Дальше шла работа по разборке маковки центрального купола, самого купала. Прямую основную крышу закончили до нового года.

«Осенью поставили кочегарку и провели отопление. Зима была сильно холодной, но мы без дела не сидели. До нового года успели покрыть крышу храма. Обшили 2 купола на алтаре и сделали шпиль. Два малых креста сделали под золото. Погодные условия позволили продолжить работы только 22 мая 2008 года», - рассказывает Топалович. Основные работы закончили летом 2009 года. 9

Из разных городов, поселков приходила помощь. «Всем добрым людям, поименованным мною, Вы сами, Владыко, определите им награду», - пишет матушка Владыко.8

На престольный праздник Святой Троицы 7 июля 2009 г. в восстановленном храме прошло первое за 90 лет праздничное богослужение. На него съехалось много людей. Вот как вспоминала матушка Екатерина этот праздник: «Я не ожидала, что приедет так много народу. Триста человек было в храме. На общей исповеди люди кричали: «Каемся, Господи, мы грешные, мы виноватые, гневили тебя. А когда начали петь «Верую», то все уже плакали и благодарили Бога. Даже батюшка не мог сдержать слез, настолько это был трогательный момент. Это были первые покаянные слова, за все поругания и гонения, которым подвергался храм и его служители в годы гонений».12

Еще 2 года продолжались работы в храме. Необходимо было установить колокола. 16 ноября 2010 года на храме были установлены колокола. Семь колоколов были отлиты на заводе Анисимова в Воронеже. Самый большой из них (500 кг) был пожертвован заводом храму. После освящения колокола были подняты на звонницу. И опять зазвенели колокола над округой. А потом состоялся крестный ход, в котором участвовало много народу, собравшиеся по этому случаю у храма. Велико и радостно было это событие. «Господь обо всём позаботился, для такого благого дела, даже с погодой не было проблем. Солнце сияло в этот день по-весеннему ярко и приветливо, предзимние морозы отступили, снег растаял. Это помогло технике без помех подъехать вплотную к храму и поднять по очереди каждый из колоколов», - радовалась матушка Екатерина.12

Установить колокола - это ещё не всё дело. Чтобы они хорошо и ладно звучали, специально из Красноярска в этот день приехал в Шалоболино музыкант и звонарь из Свято-Благовещенского женского монастыря Юрий Петрович Жемчугов, который неоднократно был участником фестивалей колокольного звона:

4 июня 2011 года в с. Шалоболино был вновь освящен возрожденный храм в честь Святой Троицы. На освящении присутствовал Архиепископ Антоний. Собралось большое количество верующих из России, Красноярского края и много местных жителей. И вот зазвонили колокола. Подъехал Владыко и на пороге храма Его Высокопреосвященство Архиепископа Антония хлебом-солью встречает матушка Екатерина. Слёзы на глазах у жителей села, радость. В этот день Шалоболинский Свято-Троицкий храм отмечал свое второе рождение. На освящении храма Владыко Антоний сказал: «И сегодня читалось о том, что созидающие храм и радующиеся о возрождении и освящении его, прощены. Давайте же начнём добрую, хорошую жизнь, чтобы действительно любили друг друга, как Бог любит нас, как Он нам заповедовал. Будем об этом помнить, и, если вы оступились, согрешили, придите в храм, вознесите молитвы, соединитесь с богом через это. И Господь вас простит, и опять будет утверждаться жизнь ваша к добру и ко всякому благу..11

После Божественной Литургии, крестного хода многие благотворители были награждены епархиальными наградами. За большие труды и служение на благо Православной церкви Его Высокопреосвященство удостоил настоятельницу Свято-Вознесенского монастыря матушку Екатерину правом ношения игуменского посоха.

26 июля 2011 года на 85 году жизни ушла из жизни игуменья матушка Екатерина (Бальва), настоятельница Свято-Вознесенского женского монастыря. Она успела дать наставления сестрам Святой обители, попросила у всех прощение, соборовалась, причастилась и вскоре умерла. Архиепископ Антоний сказал о матушке Екатерине: «Казалось бы, плоть слаба, и возраст и другие преграды, но у того, кто крепок духом и с Господом, всё получается, всё спорится».11

И осталась светлая память об игуменье матушке Екатерине. Остался в центре Шалоболино возрожденный ею Свято-Троицкий храм. Звенят колокола по праздникам в округе. И не забываются ее слова: «Мы - русские, мы - русские, мы – русские! Мы поднимемся с колен»!

ХРАМ В НАШИ ДНИ

После смерти матушки Екатерины в храме не было своего священника. Окормлял храм о. Киприан, помогали ему монахини монастыря. Но прихожанам нужен был свой священник. И опять были собраны подписи, было написано Прошение к Владыко с просьбой: отправить в Свято-Троицкий храм священника.

Первым настоятелем вновь возрожденного Свято-Троицкого храма в феврале 2012 года был назначен иеромонах о. Игнатий. Приход большой: Ильинка, Шалоболино, Курганчики, Детлово, Алексеевка, Н-Покровка.  Трудные задачи стояли перед священником: нужно было приобщить население к Православию, обучить его. Где-то генетически люди понимали свою связь с Православной религией, но воспитание и образование, полученное ими, отсутствие храма, священника, отучило их от молитв, раскаяния. Многие были некрещенные, не знали, что значит жить по Заповедям Божьим. Это была первая задача о. Игнатия. Для бесперебойной работы храма нужны были деньги. Церковь отделена от государства, надеяться можно только на прихожан. Храм надо было отапливать, платить зарплату кочегарам, ремонтировать, покупать предметы, необходимые для треб. Приход - бедный, т.к. население в основном пенсионеры и малообеспеченные семьи. Значит надо искать благотворителей. Это вторая задача о. Игнатия.

Родился о. Игнатий (в миру Игорь Шалганов) в г. Алма-Ата в Казахстане 11 мая 1974 года. Потом переехали на Тамбовщину, где он жил до окончания начальной школы. Там первая его учительница, первые его друзья. Семья – верующая, особенно бабушка. Отмечали все церковные праздники, наличие Бога не вызывало сомнения в семье. Он помнит, что в детстве на Пасху у них всегда были крашеные яйца, куличи.

«Однажды вышел я в сад, и что-то на меня нашло: такая радость - не передашь словами. Это была первая встреча с Божьей Благодатью. До сих пор помню это. Первый раз я сам помолился в 6 лет, наверное, это связано с Благодатью, которую я испытал»,- вспоминает о. Игнатий. 18

Потом переехали в 1984г. в Минусинск Красноярского края, первый раз посетил там Спасский собор. Прожил там два года, вернулся в Казахстан, где прошла его юность. Мечтал о профессии штурмана в военной авиации, много занимался спортом. Не прошел по зрению. Для него это была целая трагедия.

В 90-е годы в Казахстане было неспокойно, поэтому вернулся в Минусинск. Здесь начинает ходить регулярно в храм. Жалел, что не каждый день мог ходить туда, появилась потребность чаще общаться с Богом. Св. о. Василий, его духовный отец, помог сделать первые шаги на этом пути, отправил его на послушание в храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Субботино, где два года работал, сторожем, кочегаром за хлеб, воду. Ночью послушание, а днем – алтарник в храме. Реставрировал колокольню в храме. Спал всего по два часа. Счастливое время поиска, становления!

Потом служба в Черногорском храме Рождества Пресвятой Богородицы. «Однажды на службе присутствовал старый протоиерей Сергий, службу он сидел, т. к. не было сил стоять. Из глаз его лились слезы, а лицо такое просветленное, не лицо, а Лик. Во время службы, в нужный момент, все встали на колени, а потом упали ниц. Он попросил, чтобы его хотя бы подняли. Все заняты и не слышат его просьбы. Я, тогда послушник, пробегал мимо и помог ему подняться. Протоиерей Сергий повернул ко мне свой Лик. Я увидел, что его глаза – это небо, через которое общаешься с Богом. Такие глаза бывают только у святых. «Благо даю тебе», - сказал Протоиерей. Не благодарю, а Благо даю тебе. Я побежал дальше. Стало радостно, на меня нашла такая Благодать», - рассказывает о. Игнатий.18

Старец Серафим стал его духовным отцом. Он его благословил на монашество, многому научил. В Красноярском монастыре был пострижен в монахи. «Монашество само есть тяжкие вериги, если все делать как следует», но такую судьбу выбрал о. Игнатий. Через 2 месяца стал священником.  Служил в Туруханске, Енисейске. Это был тюремный храм, где сидели воры, убийцы. «Тянутся к Богу, даже совершившие самый тяжкий грех. Девушка в 17 лет убила ребенка, держали в карцере, так как стремилась к суициду. Видел ее душу, объятую дьяволом, который и соблазнил ее на этот поступок. Совесть есть у всех. Она дана человеку от Бога», - рассуждает о. Игнатий. 18

Служил в Канске, в Благовещенском соборе в Красноярске, в Минусинске в Спасском соборе. Два года строил храм Божьей матери в честь иконы «Утоли мою печаль» в Новосибирске. «Такой иконой меня благословила мать, когда я уезжал из Казахстана. Бог привел на строительство храма Святой Богородицы в честь иконы «Утоли мою печаль», - вспоминает о. Игнатий.18

Служил первую пасхальную службу в Свято-Троицком храме в Шалоболино. Еще доски только были в Рождественском приделе. Был здесь и раньше. Знает Надежду Мироненко. Как будто знал, что он будет первым настоятелем вновь возрожденного Свято-Троицкого храма в Шалоболино и нести тяжелую службу. Ему предстояло много поработать, чтобы повернуть людей лицом к Богу. И он - первый настоятель храма - много работает.

«Много грехов у людей, каются, но наказаний пока почти не накладываю, потому что надо научить людей сначала», - говорит о. Игнатий.18 Он многому учит паству, часто приходится начинать с азов. « Господь сколько поработал, чтобы человек в храм пришел, а вы часто одним словом каким-нибудь, недоброжелательным взглядом можете оттолкнуть человека. Пришла женщина в брюках, нет платка у нее, и что? Разве это главное? Главное, что пришла. Посмотрит она, в другой раз придет правильно одетой», - учит  прихожан священник.18 Ему удалось создать доброжелательную обстановку в храме, поэтому сюда стали приходить люди. За год службы он покрестил более 250 человек. Его уважают за то, что все объяснит, что доступен всем.  Храм чистый, ухоженный.

Много сил потратил  о. Игнатий, чтобы приучить  людей к покаянию, исповеди, чтобы убедить прихожан, какое большое значение для человека имеет Святое Причастие. Перед исповедью часто идет коллективная молитва о раскаянии в совершенных грехах. Он объясняет, какие бывают грехи. «Раскаявшись в тяжких грехах, не забывайте о мелких. Их у нас так много, что если положить на чашу весов, то перетянут тяжкие. Грешим ведь постоянно. Никогда не осуждайте никого, помните о своем бревне в глазу. Есть тонкая грань между получением информации о человеке и осуждением. Эту грань легко перейти», - учит он. 18 На исповеди  бывает много прихожан. Ему доверяют то, в чем порой самому себе стыдно сознаться. Порой просто удивляешься, откуда силы берутся у священника, чтобы всех выслушать, взять на себя столько негатива, и найти сил, чтобы успокоить, посоветовать что-то человеку. «Благодаря Таинству Священства. Выслушаешь исповедь, потом помолишься за этого человека после отпущения грехов. Если отпускаешь беспристрастно, то легче. А если близко к сердцу примешь, то плохо становится. Один мой знакомый священник после исповеди и отпущения грехов долго болеет, только молитвой и спасается», - рассказывает о. Игнатий.18

При нем был создан первый Приходской совет, который тоже надо научить, дать людям возможность раскрыть себя в служении Богу. «На вас смотрят, как вы живете, как в магазине ведете себя, как разговариваете с окружающими. Следите за своими поступками. Скажут люди про вас: «Верующие, а так себя ведут», - говорит он в проповедях.18

О. Игнатий часто повторяет пастве: «О теле о своем заботитесь: кормите его, моете, косметику покупаете для него, чтобы чистым было. Угождаете телу, а о душе не думаете. А там все смердит от грязи душевной: злости, гордыни, непрощенных обид. Бедным не помогаете. А ведь тело – это только сосуд для души. Оно исчезнет вместе со смертью, а душа - вечная. С чем к Богу на Суд пойдете, если не заботитесь о ней»?18

Он – человек образованный, многим интересуется. С ним интересно общаться: вокруг него объединилось много учителей, которых тоже волнуют вопросы оздоровления общества и воспитания молодежи.

Трудным был первый год службы для  священника. Денег нет. Зима, сильные морозы. Хоть храм закрывай, уголь кончается. Вместе с Приходским советом пошли по деревне, расклеили обращение в селах прихода, написали письма предпринимателям, вышли в Интернет. И ведь откликнулись люди. На собранные деньги купили угля, заплатили зарплату кочегарам. Нашлись и благотворители. Виктор Ермаков прислал две машины угля (п.Ирба), Вениамин Журавлевич - одну машину угля (с. Шалоболино), директор школы Кононов А.А. –машину дров, Старостин Игорь Александрович, бывший житель Шалоболино, 30т угля (г.Красноярск). Белоусов Владимир Иванович, директор ООО «Шалоболинский», выделил машину дров. Были еще благодетели, которые пожелали остаться неизвестными.

На Рождество Христово уже сами предприниматели выделили конфет, а прихожане навязали детям рукавички, носки. «Навязано было много вещей для детей, несли их в храм, оставляли в кочегарке, если храм был закрыт», - рассказывает Галина Александровна К., казначей храма.18  После Божественной Рождественской Литургии детьми был поставлен спектакль «Рождественский дед», подготовленный учителем Ладой Клементьевной А., которая поет в свободное время на клиросе. А потом каждый ребенок получил подарок. Много детей было в этот день в храме.

Красноярской епархией для детей Шалоболинского прихода были выделены подарки. В крещенские праздники о. Игнатием, о. Артемием (священником Курагинского храма) вместе с членами Приходского совета было посещено 27 семей прихода, в основном многодетных и малообеспеченных. Как рады были дети подаркам! Одновременно рассказывалось о значении Таинства Крещения для человека. В ближайшее время многие пожелали покрестить своих детей.

Начинает при храме действовать Воскресная школа. Пока немного еще детей, но это только начало.

Много еще предстоит поработать о. Игнатию во Славу Божью.

Все больше храмов строится, реставрируется в нашем районе, крае, России. Формируется новое духовенство, когда-то уничтоженное почти под корень. Трудно им порой бывает, порой приходится себя преодолевать. Звучит над селами, городами колокольный звон, призывая людей на службу. И идут прихожане в храмы, чтобы помолиться, покаяться в своих грехах, причаститься. Все больше людей крестятся, крестят своих детей, венчаются, отпевают умерших. Все это мы видим на примере  Шалоболинского Свято-Троицкого храма.

И вспоминаются слова игуменьи матушки Екатерины: «Мы - русские, мы - русские, мы – русские! Мы поднимемся с колен»!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сложная история у Свято-Троицкого храма. Но эта судьба многих храмов России. Построенный в 1851 году на народные средства, он был разрушен в годы репрессий. Разрушен, чтобы мы забыли свою историю, свои корни, чтобы уничтожить нашу культуру. И это сразу же сказалось на истории России. Кровавый XX век, унесший миллионы жизней, падение нравственности, распространение алкоголизма, наркомании. С 90-х годов начинается строительство и возрождение храмов. Только в Курагинском районе их сколько построено! Появляется монастырь, который все больше влияет на духовную жизнь людей. Формируется новое духовенство. Молодое, которому очень сложно служить в наше непростое время. Возрожден и Шалоболинский Свято-Троицкий храм, появился в нем свой причт. Жители прихода начинают его посещать, пересматривать свои взгляды, находя в храме утешение. Время идет, приходят новые поколения, растут дети, и стоит задуматься о том, что останется им в наследие, какое духовное богатство и моральные ценности  будут переданы подрастающему молодому поколению, от которого будет зависеть будущее России.

Работа имеет практическое значение. Через историю Свято-Троицкого храма можно узнать историю Православной религии, ее влияние на людей, ее трагические страницы, прочитать о людях, которых они знают, видели, у которых многому можно поучиться.

Работу можно использовать на уроках истории, на классных часах. В ней помимо текста есть документы, фотографии. Ее мы передадим в школьную и сельскую библиотеку.

Пройдет время, и какие-нибудь другие краеведы захотят продолжить эту работу. К тому времени накопится много нового материала, на основе которого можно сделать вывод о влиянии религии на людей, о их духовном возрождении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Божий. Протоиерей Серафим Слободский. 1987. Репринтное издание.  - . 31-32, 42-45, 309-314, с. 669-673.
2. (Геннадий Малашин. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ 1861 - 2011гг. Красноярск. Издательский дом «Восточная Сибирь». 2011 . - с.446-447, 450.
3. Глызина Т, Чебокчинова О. Шалоболинский Свято-Троицкий храм. Шалоболино. 2004 г.
4. Калюга А.Е. Во имя Веры и Отечества. (Об истории Свято-Троицкого храма с. Шалоболино). Курагино. 2012.
5. Дому Твоему подобает Святыня, Господи, в долготу дний. Храм Рождества Пресвятой Богородицы (1992-2007). К 15-летию строительства первого храма в  Черногорске. Черногорск. 2007. - (с.9-12).
6. Майстренко Валентина. Чистые родники. // Красноярский край. 1996 г. - с.32-35.
7. Смыслов Михаил. Крест игуменьи Екатерины. Отечество и Вера.// 1 (13) 2009. – 16 - 21
8. Игуменья матушка Екатерина. Спаси и сохрани, Господи.// Вера и Отечество.№2(14) 2009. - с.38 – 39.
9. Свято-Троицкий храм с. Шалоболино. Свято-Вознесенский женский монастырь. Красноярская епархия. 2009.
10. Еленич Надежда. Причина смерти – расстрелян. Православное слово Сибири.// №1-3 (120-122) 2012. - с. 11.
11. Мисюрова Надежда. Приезд Архиепископа Красноярского и Ачинского Антония на Курагинскую землю. Православный Минусинск №6 2011. с.2-3 12.
12.Жизнь как подвиг Веры. Надежда Мисюрова. Православный Минусинск.//№8, 2011. с. 2-3.
13. Игуменья Екатерина (Бальва) с сестрами. Сегодняшняя газета. 22 мая 2008.
14. Иерей Игорь Корнатовский, духовник Свято-Вознесенского женского монастыря Столетний юбилей.// Благовещенская газета. №7(31).2008. - с.7-8.
15. Монахиня Екатерина (Бальва), настоятельница Свято-Благовещенского монастыря. Радуга с черной полосой. // Благовещенская газета. № 12. 2006. - с. 4-5.
16. Еленич. Надежда. Не остави нас, Владычице. //Благовещенская газета. №11.2008. - с.4-5.
17 Майстренко Валентина. Дочь врага народа, внучка врага народа. // Сегодняшняя газета, май 2008.
18. Материалы Шалоболинского сельского музея. Фото и видеозаписи из архивов, документы, интервью.

 


На главную страницу/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»