Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Никогда мы не были чужими…


Федеральное казённое общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» ГУФСИН по Красноярскому краю

Исследовательская работа

Номинация «Свои-чужие»

Дингес Сергей Алексеевич,

ФКОУ В (С) ОШ ГУФСИН России
по Красноярскому краю, 10 Б класс.
663600, г. Канск, ул. Красной
Армии, 1, телефон 3-59-96.

Руководитель Еремкина Наталья Ивановна, учитель истории

г. Канск
2014г.

Cодержание

1. Введение
2. Основная часть
Глава 1. Исторический контекст
1.1. Немецкие колонии в царской России XV-XIXвв
1.2. Развитие ситуации в ХХ столетии
Глава 2.
2.1. Под катком репрессий
2.2. Это можно понять, но забыть—никогда
2.3. Российские немцы сегодня
Глава 3.
3.1.Трудная судьба Малицкой (Фризен Е.П)
3. Заключение
4. Список используемой литературы
5. Приложение

Введение

Объект исследования: история российских немцев.

Предмет исследования: трагическая судьба российской немки Малицкой (Фризен Е.П.) и её песни.

Цель: Исследовать историю российских немцев, трагическую судьбу Малицкой (Фризен Е.П.) и издать сборник её песен.

Задачи:

1. Критически осмыслить монографическую литературу об истории переселения немцев в Россию.
2. Изучить вопрос перемещения немцев в Сибирь.
3. Исследовать биографию российской немки Малицкой (Фризен Е.П.) и издать сборник её песен.

Методы исследования:

1. Сбор информации.
2. Опрос, наблюдение, работа с литературой и Интернетом.
3. Обобщение.
4. Анализ.

Мотивация выбора темы:

Пять веков на российском просторе
Речь немецкую можно слышать
Немцы стали страницей истории
Всяк в ему отведённом месте.
Фонвизин, Эйлер, Бенкендорф,
Паллас, Брюллов, Миддендорф,
Клодт, Кюхельбекер, Дельвиг, Берг,
Шмидт, Витте, Нессельроде…
Сыны немецкого народа
Свой дом в России обрели,
В веках ей славу принесли.

На уроках истории нам рассказывали о «русских» немцах, которые проживают на территории России на протяжении нескольких веков и об их вкладе в российскую историю, о тяжких испытаниях во время Великой Отечественной войны, когда по чьей-то злой воле они навсегда лишились малой родины, родного дома, полной семьи, испытали страшные материальные трудности и изменения социального статуса.

Меня заинтересовала данная тема, так как в моём семейном древе (моя немецкая фамилия Дингес) есть немецкие корни по линии отца. Мои прадед и дед тоже в 1941году были высланы с Волги в село Дудовка Казачинского района Красноярского края.

Я захотел больше узнать о российских немцах - кто они, как они оказались в России? Что значит насильственное переселение? Как они живут сейчас?

Актуальность темы и её практическая значимость:

Из рассказа учителя я узнал, что в городе Канске в настоящее время проживает еще до-вольно много немцев и их потомков (хотя часть их покинула Россию еще в советские, а потом и в постсоветские времена, перебравшись на свою историческую родину – Германию). Учитель рассказала о Елизавете Петровне Фризен, которой в марте 2014 года исполнилось 90 лет! Она одна из оставшихся в Канске и никуда не уехавшей русской немки. На её долю выпали жестокие испытания во время Великой Отечественной войны.

Елизавета Петровна-обладатель красивого голоса, в её репертуаре много интересных народных песен на немецком языке, которые не известны широкой публике, поэтому мы хотим увековечить её песни, а вместе с ними и субкультуру российских немцев г. Канска. Итогом нашей работы будет созданный сборник песен Елизаветы Петровны Малицкой (Фризен). Над своим исследованием я работал с мая 2014 года.

Глава 1
Исторический контекст

1.1 Немецкие колонии в царской России 15-19 вв.

Несмотря на большую удалённость Германии и России друг от друга, контакты между двумя народами были тесными со времён средневековья. Первоначально это были контакты между дипломатами, духовенством и купечеством. Но уже в 15 столетии русский царь Иван III (1462-1505) стал искать возможности привлечь в Россию немецких специалистов на длительный срок. С приходом на русский трон Петра I (1689-1725) потребность в квалифицированной рабочей силе возросла. Среди наёмных офицеров, учёных, ремесленников, приглашённых в Россию, немецкие подданные составляли подавляющее число. Большинство из них вернулось впоследствии на родину, но были и такие, кто остался в России на постоянное поселение. Они и положили в дальнейшем начало немецкой диаспоры в России.

С приходом к власти царицы Екатерины II (1762-1796) политике привлечения в страну наёмной иностранной силе был дан новый мощный импульс.

В течение 3 лет (1764-1767) в Россию въехало около 29000 переселенцев. Небольшое число составили французы, голландцы и шведы. В основном же колонисты происходили родом из Германии. Часть переселенцев получила право на поселение близ Петербурга, большинство было определено для колонизации Поволжских степей недалеко от Саратова, где было основано в общей сложности 104 поселения. Для ведения хозяйства колонисты получали от государства в наследственное владение 30 гектаров земли на семью.

Что же это были за причины, заставившие переселенцев покинуть родные места и отправиться в неизвестность, в далёкую Россию?

На начало XIX столетия юго-западная часть Германии страдала от высокого налогообложения и необходимости набора большого числа рекрутов для ведения войны с Наполеоном (1792-1815). К этому добавились неурожайные годы с 1809 по 1816. Бедственное положение вынуждало многие тысячи людей покидать свою родину в поисках лучшей жизни. В виду этих обстоятельств русское правительство в 1804 году приняло решение ограничить число переселенцев, въезжающих в Россию, до 200 семей в год. Сами переселенцы должны были быть свободными, здоровыми крестьянами либо ремесленниками, имеющими разрешение на выезд из своей страны. Будущие колонисты были обязаны иметь при въезде в Россию не менее 300 гульденов наличными или товаров на эту сумму, а также не иметь долгов у себя на родине.

Несмотря на большие надежды, возлагаемые на переселенцев, хозяйственное развитие колоний близ Петербурга и на Волге оставалось в первые десятилетия незначительным. Вопреки этому российское правительство продолжало считать заселение русских земель иностранцами важным и полезным. Переселенцы обживались, получали от правительства дополнительные льготы и права. Так к 1803 году право колонистов на самоуправление при помощи доверенных лиц было официально закреплено «Инструкцией внутреннего распорядка и управления». Тем самым поселенцы получили законодательную основу для дальнейшего развития колоний. Колонисты получили право самостоятельно выбирать управляющих, которые были способны защищать их интересы. Появилась уверенность в будущем, поселенцы начали совместно вырабатывать долгосрочные планы. Таким образом, наконец, были сформированы предпосылки для благоприятного экономического развития поселений.

1.2 Развитие ситуации в 20 столетии

Со временем отношение к немцам в СССР становилось всё жестче. К 1934 году все граждане немецкого происхождения, проживающие на территории СССР, были тайно переписаны и занесены в архив. Образовательная система русских немцев подверглась изменениям. С начала учебного года 1938/1939 преподавание в немецких учебных заведениях за пределами Поволжской АССР стало вестись исключительно на русском либо на украинском языке. Немцы снова стали в глазах правительства «внутренним врагом». Такие радикальные перемены связаны со сменой политического режима в самой Германии. Русских немцев стали подозревать в связях с национал-социалистическим режимом. На основе ранее составленных списков, с началом репрессий, а в дальнейшем, с нападением фашистской Германии на СССР в 1941 году, стали проводиться аресты и депортации русских немцев по политическим причинам. В ноябре 1938 года Алтайский немецкий район, а в конце марта 1939 все немецкие районы на Украине были упразднены.

С началом войны 10 июля 1941 года началась депортация крымских немцев. За период до октября из украинских областей в Казахстан, Киргизию и Таджикистан было депортировано свыше 100000 немцев. 30 августа 1941года в правительственной газете Поволжской республики был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Тем самым всё население АССР было подвергнуто обвинениям в подготовке мятежа против Советского правительства. Аргументируя своим стремлением избежать кровопролития и потерь среди мирного населения во время военных действий, Верховный Совет распорядился выселить население Поволжской автономии в Сибирь и Казахстан. 7 сентября 1941 года территория автономии была поделена между Саратовской и Сталинградской областями. Всего исходя из архивных данных, до конца 1941 года было депортировано 799 459 чело-век. С 1942 по 1944 год высылке были подвергнуты ещё 50000 немцев из Ленинградской области и из маленьких поселений по стране.

Главными последствиями войны для немцев, проживавших в России, была утрата самостоятельности в пределах государства, доверия со стороны правительства и как следствие, лишения и притеснения со стороны властей и коренного населения. Пострадала также и культура немцев: язык, традиции и история народа рассматривались не как самобытные человеческие ценности, требующие уважения и признания, но как вынужденная необходимость, которую власти разными способами старались свести до минимума. Идентичность немецкого народа начала теряться, а, учитывая многочисленные депортации и притеснения, связанные с военными событиями, можно говорить о частичном на тот момент исчезновении идентичности и ассимиляции русских немцев в советском многонациональном обществе.

Глава 2

2.1 Под катком репрессий

С 1928г. началась долгая страшная полоса в истории нашей страны, когда подвергались высылкам и массовым репрессиям целые народы, в том числе и российские немцы.

Преследования немецкого населения стали вестись постоянно и к 1937г. приобрели характер этнических чисток. 1937-1938 гг. – это период наивысшего пика политических репрессий. В период конфронтации двух держав как нельзя лучше подходили на роль врага.

После нападения Германии на Советский Союз Сталиным было организовано насильственное переселение (депортация) немецкого населения Поволжья, принёсшая в сотни тысяч семей горе и страдания. Это разлученные семьи, годы ссылки и каторга трудармии (трудовой армии), подорванное здоровье, потеря родных и друзей…

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года в один миг превратил всех без исключения немцев Советского Союза в «предателей», «шпионов» и «пособников нацизма». Переселению подлежало около 904000 немцев, а доехало примерно 800000 человек.

Выселенных немцев перевозили товарными вагонами, куда их набивали по 40 человек и больше вместе с их имуществом. Спали на нарах, а то и просто на полу, подстелив солому. Не все вагоны отапливались. Должны были выдавать по 500г хлеба на 1 человека в сутки и обеспечивать горячей пищей, но всё это не выполнялось, а некоторые начальники эшелонов, перевозившие немцев, не выдавали ни хлеба, ни денег.

Немецкие семьи были поставлены на грань вымирания. В течение 1942 – 1943 годов практически всё дееспособное немецкое население страны было мобилизовано в трудовую армию. Это были мужчины с 15 до 55 лет и женщины с 16 до 50 лет. Подростки работали наравне со взрослыми. Положение мобилизованных ничем не отличалось от положения заключённых.

Зоны были ограждены забором или колючей проволокой с блок-постами караульных собак и дозоров.

Принудительные работы были организованы прежде всего в нефте- и угледобывающей промышленности. Рабочие колонны размещались по всей стране, однако наибольшая часть находилась на стройках Урала и Сибири. В Красноярском крае трудармейцы были мобилизованы в Краслаг. Количество заключённых там составляло 17000 человек, а возможность размещения рассчитана на 8000.

По свидетельствам очевидцев в Канске, в районе зарельсовой части города и Сплавной конторы размещалась одна из частей лагеря.

Несмотря на тяжёлые условия труда и жизни, необходимость осваивания незнакомых специальностей, значительное число мобилизованных трудились честно и добросовестно.

Трудовой день начинался с 6:30 и продолжался по 12 часов, иногда несколько смен под-ряд. Отбой в 23:00. Выходных дней было всего 3 в месяц. Руководство предприятий требовало, чтобы каждый трудармеец принимал так называемую «новогоднюю клятву товарищу Сталину», в которой они брали обязательство увеличивать норму выработки за счёт выходных дней.

Условия сурового климата, плохое питание, обмундирование, отсутствие полноценного отдыха, каторжный труд приводили к массовому физическому истощению трудармейцев и в последствии – инвалидности, тяжёлым болезням, смерти. Смертность в некоторых лагерях достигала 21%. Высокой смертности способствовали не только тяжёлые условия жизни, но и отсутствие медикаментов и квалифицированной медицинской помощи. Больных кормили из общего котла. Но продукты и хлеб не выделяли. В помещениях для больных всегда было холодно, и больных укрывали матрасами, чтобы не замёрзли.

Лагерная форма организации принудительного труда позволяла держать мобилизованных под жестоким контролем, использовать на самых тяжёлых физических работах, тратить на их содержание минимум средств. Это было своеобразным актом мести за их родство с народом страны, ставшей главным противником СССР в этой войне.

Чтобы понять трагичность ситуации, нужно представить не безликий народ, а конкретного человека с его растерянностью, страхом, отчаянием, слезами…. Каждый из них испытывал чувство обиды и горечи за допущенную по отношению к немцам СССР несправедливость. Но у всех была одна цель: выжить.

Многие руководители, вольнонаёмные рабочие, большинство местного населения добро-желательно относились к немцам, нередко помогали им, делясь хлебом, продуктами, одеждой. Вот воспоминания жительницы г. Заозерный Никитиной (Горбань) Галины Васильевны (Горбань Г.В. – мама моего научного руководителя Еремкиной Н.И.): «Немцы жили в бараках, условия их жизни были чудовищно тяжелые. Мне было 6 -7 лет и мать заставляла меня продавать молоко на базаре. Путь мой с бидоном лежал как раз рядом с бараками. С какой жадностью их дети смотрели на меня, когда я шла. А были они как тростинки – бледные, худые. Вернее не на меня они смотрели, а на бидон с молоком. Я рассказала матери об этом. Мать сказала, чтобы я немного молока оставляла и на обратной дороге отдавала немцам. Мы сами недоедали, а им еще тяжелее было. Я подружилась с немцами. У них была девочка по имени Павлина. Как мне это имя понравилось! И когда у нас в семье в скором времени родилась сестренка, то я уговорила мать назвать ее Павлина. Потом немцев куда-то перевели, может дальше на север, не знаю».

Вся вина российских немцев состояла лишь в том, что они имели несчастье быть связанными своими историческими корнями с государством, которое развязало войну с СССР.

2.2 Это можно понять. Но забыть – никогда.

Тебе хочется знать,
Как мы жили -
То коллективный забег
С барьерами из колючей проволоки
На дистанцию без финиша,
Без желания обогнать,
Без возможности не бежать.

В этих строках поэта Вальдемара Вебера – образ, вмещающий целую эпоху в истории народа, в них искалеченные судьбы, загубленные жизни.

В г. Канск немцы были сосланы в годы революции и Великой Отечественной войны. Все находились под надзором комендатуры. Работали на кожзаводе, лесодеревоперерабатывающем комбинате, на лесозаготовках. В Абанском районе в с. Березовка до сих пор проживает очень много немцев. В районе ЛДК немцев заселяли в несколько бараков в рабочем городке. Один из домов носил название «Рейхстаг».

Как рассказала жительница Канска М.П. Мельникова, она родилась в г. Энгельс Саратовской области. Семья была большая – 7 человек. Отец имел в городе собственную кузницу, где и работал, а мама- воспитатель детского сада. Жили дружно, в достатке. Мария, закончив педагогические курсы, уехала в г. Куйбышев, где и узнала о том, что родительскую семью выслали в Сибирь, в Дзержинский район. Ей было тогда всего 14 лет.

Формальные запреты для немецкого населения были сняты лишь в 1972 г. Неформальные же существовали ещё долгие годы: российским немцам было не доступно высшее образование, получение руководящей должности, и в официальном признании передовиками производства. По воспоминаниям Горбань Ивана Никитича (отец моего научного руководителя Еремкиной Н.И.), работающего директором лесхоза в Богучанском районе в 50-70 годы, всем руководителям леспромхозов, сплавных контор, лесхозов, лесопунктов Красноярского края (особенно в Богучанском, Мотыгинском, Кежемском районах) было негласно приказано: немцев не награждать премиями, ценными подарками и не представлять к правительственным наградам. А работали немцы очень хорошо. Были ответственными, очень трудолюбивыми. Подчас работали даже лучше, чем местные жители. Например, «лесовозчику» (шофер, возивший лес) если он немец, никогда не давали новую машину, а только самую «убитую», из ремонтов почти не выходившую. Но немцы понимали это, не роптали. С уважением относились к руководству, соседям. Местные жители, видя это, относились к немцам хорошо, дети вместе играли, взрослые обращались к ним по - человечески.

Советские немцы, как и другие народности населявшие СССР, были потрясены вероломством Гитлера. Они хотели защищать родину с оружием в руках, однако руководство страны лишило их этой возможности. Попытка навязать немцам идею, что они должны честным трудом «искупить вину перед Родиной» вызвала справедливое возмущение. Никто из них вины перед собой не чувствовал. Многие, мобилизованные в трудармию, совершали побег из рабочих колонн на фронт, каким-то образом меняя свои фамилии на русские. И, находясь в действующей армии, проявляли мужество и героизм в борьбе с врагом. В рядах советской армии они сражались с беззаветной храбростью.

Патриотизм многих немцев проявлялся не только в добросовестном труде, но и в актив-ном участии в сборе средств в помощь Красной Армии. На одном из заводов немцами было собрано свыше 2.000.000 руб. на вооружение страны.

Однако, признание « трудармии », как формы участия советских немцев над агрессором произошло только в 1980 – 1990 гг. Многие трудармейцы не дожили до этого.

Научные работники, немецкой национальности, попав в трудовую армию, находили возможность работать по специальности и добивались при этом значительных успехов.

Глава 3
Российские немцы сегодня

Основная часть российских немцев в настоящее время проживает в Сибири. Здесь же находится 2 существующих ныне немецких национальных района.

В Канске по данным переписи 1989 г. зарегистрировано 1037 чел. Немецкой национальности. Канск стал второй родиной многих немецких семей. Природа наделила немцев массой хороших черт. Они трудолюбивы, чистоплотны, аккуратны, лояльны, дружны и честны. Об этом может сказать любой, кто имел с ними общие дела. Немцу верят на слово и случаи обмана крайне редки. Они очень бережливы. Они никогда не затеют спора или драки. Невзгоды переносят терпеливо и безропотно. Поэтому снискали к себе искреннее уважение.

С целью сохранения немецкой культуры, традиций в России создана общественная организация «Возрождение», одной из ячеек которой является одноимённая Автономия в г. Канске. Её работа направлена на реабилитацию российских немцев, укрепление у них чувства равноправного и полноценного гражданина России, возобновления родственных связей, утраченных в те тяжёлые годы.

В задачи данной организации входит также расширение кругозора людей, изучение немецкого языка, общение на нём, знакомство с культурой немецкоязычных стран.

В центрах немецкой культуры создаётся обстановка психологической разрядки людей, где каждый может в трудную минуту своей жизни найти поддержку и сочувствие, и поделиться радостью и счастьем.

Глава 4

4.1. Из биографии Елизаветы Петровны Малицкой, урождённой Фризен

Елизавета Петровна родилась в Крыму, в посёлке Биюк-Бузав в 1924 году, её родители были родом с Украины. Прожив до 17 лет в Крыму среди татар, научилась говорить по-татарски. Семья была большая: кроме Елизаветы Петровны в семье были ещё одна сестра и два брата.

В 1941 году их семья была депортирована в Северный Казахстан, в село Берминовку Карагандинской области. Елизавета Петровна вспоминает, каким ужасом была эта самая депортация: были посажены огороды, оставляли дома со всем имуществом, хозяйство. Так и прибыли в Казахстан - без тёплой одежды, с тем, что на руках несли. Их везли в товарных поездах. Всех мужчин забрали в трудармию. Там погиб брат Петр. Отец пропал без вести в 1937 году. Второй брат пропал без вести в 1941году. Многие немцы не принимали сво-ей «вины» и говорили: «Да какие мы враги! У нас и язык-то был свой, мы язык из Германии не понимали». Когда их везли к месту ссылки, многие проклинали Гитлера. Многие в дороге погибли. Елизавета Петровна вместе с матерью работала на подсобном хозяйстве, долбили лунки в мёрзлой земле, на носилках носили землю, выполняли тяжёлую физическую работу. Жили в землянках. Большая семья строила отдельную землянку, семьи поменьше объединялись по 2-3 для общей землянки. В некоторых землянках жили по 18-20 человек. Для нар собирали жерди. Землю рыли, чем придётся. Спали на фуфайках, прикрыв плечи мешком. Освещение - лучины. Одежды не было, кухонной утвари не бы-ло. Питание было скудное. Девушка участвовала во всех сельскохозяйственных работах и на солнцепёке, и в мороз. Она умела всё делать, была трудолюбива и всё время пела песни.

В Караганде до 1956 года все спецпоселенцы находились под надзором комендатуры.

С 1954 года и по сегодняшний день Елизавета Петровна живёт в городе Канске. 28 лет она проработала в городской больнице санитаркой. В 2001году при падении сломала шейку бедра, так как Елизавета Петровна живёт одна (своих детей у неё нет), но у не много знакомых, друзей. Люди тянутся к этой сильной духом женщине. Сейчас, передвигаясь на костылях, Елизавета Петровна часто присутствует на городских праздниках и всегда поёт народные песни. Песня, трудолюбие и сила духа помогли ей выжить тогда и сейчас - преодолеть все трудности.

Елизавета Петровна вспоминает, что во время войны в Караганде было много военно-пленных: немцев, японцев, румын, болгар, гагаузов и др. Пленный немец Хайнц Вёль-фель (Heinz Wölfel) научил её петь новую песню «Лошадка» (“Ein Pferdchen”), которую она поёт до сих пор на всех праздниках.

Я спросил Елизавету Петровну, чувствовала ли она себя чужой все эти годы среди советских, а потом и российских людей? Елизавета Петровна не задумываясь ответила: «Нет, никогда чужими мы не были, Россия – наша родина, я могла уехать, но я люблю свои родные места и потому осталась здесь навсегда и зла ни на кого не держу».

 

Заключение

В процессе исследования вопросов, поставленных мною в начале работы, были сделаны следующие выводы:

1) Жизненные условия немцев на территории царской России в 19-20 вв. положительно отличались от условий существования коренного русского населения и позволяют охарактеризовать себя как благоприятные. Немцы обладали рядом льгот, направленных на привлечение в Россию дополнительной рабочей силы. Государственная поддержка царского правительства и свобода вероисповедания, предоставленные немецким переселенцам, позволяла сохранять национальную культуру немцев на протяжении столетий. Уровень образования в немецких поселениях часто превосходил средний уровень образования по России. Отношения немцев с коренным населением России можно охарактеризовать как дружественные. Охлаждения в отношениях между переселенцами и русским народом началось с началом первой мировой войны.

2) Положительные моменты во внутренней политике СССР по отношению к немцам присутствовали в 20-30 –е годы. Была создана Поволжская автономия, собственная система образования, национальные театры, издательства, был налажен выпуск газет и журналов на немецком языке. Всё это позволяло немцам развивать и передавать национальную культуру новым поколениям.

XX век принёс две кровопролитные войны, в которых Россия и Германия оказались по разные стороны линии фронта. И этот факт самым трагическим образом отразился на судьбе потомков германских переселенцев. Вторая Мировая война стала причиной массовых депортаций русских немцев с обжитых мест. В послевоенные годы Советская власть направила основные усилия на частичную ассимиляцию немцев в советском обществе. Языковые знания русских немцев значительно снизились, попытки сохранения собственной культуры на фоне слабой поддержки государством, приобрели фрагментарный характер. В начале 90-х годов русские немцы получили возможность возвращения на свою историческую родину - в Германию. Правительство Германии, озабоченное крайне низкими языковыми знаниями переселенцев, а также низкими темпами интеграции в немецкое общество, приняло ряд решений, способствующих снижению притока русских немцев на территорию Германии.

3) Печальная судьба немцев России, трагические страницы военных лет - это поучительный исторический урок на будущее. Нельзя допускать произвола и жестокости по отношению как к целым народам, так и к отдельным личностям. Перенесённые невзгоды, выпавшие на долю совершенно невинных людей, оставили незаживающие раны в душе каждого человека. Этих людей в тяжёлое время спасла надежда, что судьба окажется к ним благосклонной, что кошмар войны, лагерной рабской жизни рано или поздно кончится. И помогли им выжить песни - душа народа.

4) Бережно, как огонь домашнего очага, песни передавались из поколения в поколение. Звучали они и в Сибири, и в Казахстане, куда были сосланы немцы. Песни звучали задорно и весело, наперекор тяжёлой и тревожной жизни. К сожалению, люди старшего поколения уходят от нас навсегда, но их песни должны остаться молодому поколению российских немцев, поэтому мы создали сборник песен Елизаветы Петровны Малицкой (Фризен). В него вошли некоторые известные и малоизвестные немецкие народные песни.

Список литературы

1) Журнал «Содружество».М, Изд-во М С Н К №2 -2007,с. 2-3, 16-17.
2) Информационно-методический бюллетень немцев Сибири. Омск. Изд-во «Ассоциация немцев Сибири» №13-2007, с.53-62.
3) Интернет. Научное исследование.C; Documents and Settings ;USER;htm
Немцы в России.
4) Советский энциклопедический словарь. М,изд-во «Советская Энциклопедия» 1984, с.873-874.
5) Статья из газеты «Neues Leben» Meine Autobiographie.М №17-2000
6) Статья из газеты «Канские ведомости» «Канские немцы». №20-2006.

Приложение

Liederbuch
Песни Елизаветы Петровны Малицкой ( Фризен)

Говорят, песня - душа народа. Наверное, с этим надо согласиться. Случаются тяжёлые времена, но когда люди забывают песни, которые пела мать - это знак большой беды. Двести с лишним лет назад немецкие переселенцы вместе со своим жизненным укладом привезли в Россию свои народные песни, полюбившиеся мелодии. Как бы ни складывалась многострадальная судьба российских немцев, они никогда не расставались со своими национальными традициями. Бережно, как огонь домашнего очага, передавались из поколения в поколение и народные песни. Звучали они и в Сибири, и в Казахстане, куда были сосланы немцы Поволжья и Крыма, песни звучали задорно и весело, наперекор тя-жёлой и тревожной жизни. Грустно сознавать, что всё меньше остаётся людей старшего поколения. Одни уходят от нас навсегда, другие уезжают, но их песни должны остаться молодому поколению российских немцев. В данном сборнике представлены песни из репертуара Е.П.Малицкой (Фризен).

O, Isabella!

1)Solange man noch ledich ist, so ist die Liebe groβ.
Und wenn man dann verheirat” ist, dann ist der Teufel los.
Sie lässt mir nicht, sie lässt mir nicht, sie lässt mir keine Ruh:
Und wenn sie abends schlafen geht, sperrt sie ihr Zimmer zu.
Refrain:
O! Isabella! Du bist mein Abendstern!
O! Isabella! Scheine für mich nicht so fern!
O! Isabella! Du bist mein Abendstern!
Dich nur alleine hab” ich im Herzen gern!
2) Und wenn mein Mann besoffen kommt, dann weiβ ich, was ich tue.
Ich stopfe ihn in Hafersack und bind” ihn oben zu.
Und wenn er dann auch bitten tut:< Ach, liebes Weib, mach auf!>
Dann bind” ich ihn noch fester zu und setz mich oben drauf.

Ein weiβes Blümelein

1)Ein weiβes Blümelein hab ich gefunden.
Und als ich näher kam, ist es verschwunden.
Gel, Schatz, das weiβt du ja so gut,
Dass ich dich ewig, ewig liebe tu.
Nur du alleine und weiter keine,
Nur du alleine bist meine Freude.
Gel, Schatz, das weiβt du ja so gut,
Dass ich dich ewig, ewig liebe tu.

2) Dort auf dem Dache, da sitzen Tauben,
Dass ich dich nehmen will, das kannst mir glauben.
Gel, Schatz, das weiβt du ja so gut,
Dass ich dich ewig, ewig liebe tu.
3) Dort auf dem Wasser, da schwimmen Enten,
Und unsere Liebe, die nimmt kein Ende.
Gel, Schatz, das weiβt du ja so gut,
Dass ich dich ewig, ewig liebe tu.
4) Dort auf der Hochzeit, da sind wir junge Leut,”
Und nach der Hochzeit, da sind wir Eheleut.”
Gel, Schatz, das weiβt du ja so gut,
Dass ich dich ewig. ewig liebe tu.
Nur du alleine und weiter keine,
Nur du alleine bist meine Freude.
Gel, Schatz, das weiβt du ja so gut,
Dass ich dich ewig, ewig liebe tu.-------Ja ljublju!

Winter ist kommen

1)Winter ist kommen,
Habt ihr”s vernommen
Freude zu bringen
Kommen wir singen.
Kuchen auf den Tisch
Braten, Wein und Fisch
Ho-ho-ho, Nachbar, ho!
2) Őffnet die Türen
Mädchen, wir frieren!
Neue Geschichten
Können wir berichten.
Kuchen auf den Tisch……
3) Singen wir ein Liedel
Zu unserer Fiedel
Ein Gläschen Branntwein
Soll für uns Dank sein.
Kuchen auf den Tisch……
4) Herzlich willkommen
Habt ihr vernommen
Platz ist für alle
In unserer Halle.
Kuchen auf den Tisch……

Auf der Kalinebrück

1) Auf der Kalinebrück” hab ich mein Geld verschickt
Auf der Kalinenbrück” hab ich ‘s verschickt.
Auf der Kalinenschanz hab ich mein Geld vertanzt.
Auf der Kalinenschanz hab ich” s vertanzt.
Refrain: Das Geld, das könnt beim Kukuck sein, wär nur das Schätzchen mein.
Das Geld, das könnt beim Kukuck sein, wär es nur mein.
Pidepidebit, mein Mann ist Schneider, pidepidebit, er macht mir Kleider,
Pidepidebit,Kramande dran, pidepidebit, das kann mein Mann.
2) Die mit dem roten Rock, die hat mein Herz verzockt.
Die mit dem roten Rock, die hat”s verzockt.
Die mit dem groβen Schal, die liebt die Jungens all,
Die mit dem groβen Schal, die liebt sie all.
Refrain: Das Geld, das könnt beim Kukuck sein, wär nur das Schätzchen mein….
3) Dort leucht’ ein heller Stern, dort ist mein Schätzchen gern.
Dort leucht’ ein heller Stern, dort ist es gern.
Dort brennt ein helles Licht, dort ist mein Schätzel nicht.
Dort brennt ein helles Licht, dort ist es nicht.
Refrain: Das Geld, das könnt beim Kukuck sein, wär nur das Schätzchen mein….
4) Hier und da bleibe ich nicht, hier ist mein Schätzchen nicht.
Hier und da bleibe ich nicht, hier ist es nicht.
Kommt, wir wollen weiter gehen, bis ich mein Schätzchen sehn.
Kommt, wollen weiter gehen,bis ich es sehn.
Refrain: Das Geld, das könnt beim Kukuck sein, wär nur das Schätzchen mein….

Lustig ist das Zigeunerleben

1) Lustig ist das Zigeunerleben, faria,faria,
Brauch’ dem Kaiser kein’ Zins zu geben, faria, faria.
Lustig ist es im grünen Wald,
Wo des Zigeuners Aufenthalt, faria, faria.
2) Sollt’ uns einmal der Hunger plagen, …
Gehen wir uns ein Häschen jagen,…..
Häschen, nimm dich wohl in acht,
Wenn des Jägers Büchse kracht,….
3) Sollt’ uns einmal der Durst sehr quälen,…..
Gehn wir hin zu Wasserquellen,……
Trinken das Wasser wie Moselwein,
Als wär es deutscher Champagnerwein,……
4) Mädel, willst du Tabak rauchen, …….
Brauchst dir keine Pfeif’ zu kaufen,……..
Pfeif’ und Tabak hab’ ich hier,
Geb’ ich gerne, gerne dir,……….

Guten Abend, gut Nacht

1) Guten Abend, gut Nacht,
Mit Rosen bedacht, mit Näglein besteckt,
Schlupf unter die Deck:
Morgen früh, wenn Gott will,
Wirst du wieder geweckt,
Morgen früh, wenn Gott will,
Wirst du wieder geweckt.
Traum’ s Paradies!
2) Guten Abend, gut Nacht,
Von Englein bewacht,
Die zeigen im Traum
Dir Christkindleins Baum.
Schlaf nur selig und süβ,
Schau im Traum’s Paradies.

Schatz, ach Schatz, reise nicht so weit von mir

1) Schatz, ach Schatz, reise nicht so weit von mir-2.
Im Rosengarten will ich dich erwarten,
Im Rosengarten, wo Rosen blühn!
2) Auf mich zu warten, das brauchest du ja nicht,-2
Nimm dir ein Reiches, dir Deinesgleiches,
Ich armes Mädelein, ich lieb’ dich nicht!
3) Und den ich liebe, der ist so weit von mir.-2
Er ist in Polen, er ist Matrose,
Er ist Matrose im blauen Meer.
4) Matrosenleben, ist nicht so leicht gesagt.-2
Wenn alle schlafen, Matros’ muss wachen,
Muss kontrollieren gehn, muss Schildwach’ stehn.
5) Schatz, ach Schatz, reise nicht so weit von mir-2.
Im Rosengarten will ich dich erwarten,
Im grünen Klee, im weiβen Schnee.

In der Heimat

1) In der Heimat auf der Ferne
In der Heimat möcht’ ich sein
In der Heimat, in der Heimat
Gibt’ s ein frohes Wiedersehen
2)Abends, wenn die Lüfte wehen,
Und der Mond am Himmel stehen,
Steigt in mir ein heisses Sehnen
In der Heimat möcht’ ich sein
3)Wenn ich sehe, wie andere Kinder
In dem liebsten Elternhaus
Gehen zum Vater, gehen zur Mutter
Gehen froh Tag ein, Tag aus.
4)Und ich muss in weiter Ferne
In dem fremden Orte sein,
Muss mein Brot mir selber verdienen
Oh, es ist so hart wie Stein!

Nach Sibirien muss ich verreisen

1) Nach Sibirien muss ich verreisen,
Muss verlassen die blühende Welt.
Schwer beladen mit sklavischem Eisen,
Wo nur Hunger und Elend uns quählt.
2) Von den Seinigen weit abgerissen,
Von den Seinigen weit abgetrennt,
Kann sie niemals im Leben mehr küssen,
Die ich <Vater> und <Mutter> genannt.
3) Ach, dann schau ich noch einmal hinüber,
Nach dem Hügel noch einmal zurück.
Ist mir dennoch die Hoffnung geblieben,
Nach der Heimat mein einziges Glück!

Das Pferdchen

1) Es war einmal ein kleines Bübchen,
Das bettelte so wundersüβ:
<Mamatschi, schenk mir ein Pferdchen,
Ein Pferdchen wär’ mein Paradies>
Darauf bekam der kleine Mann
Ein Schimmelpferd aus Marzipan.
Er schaut es an und weint, und spricht:
<Solche Pferde wollt’ ich nicht!>
Refrain: Mamatschi, schenk mir ein Pferdchen,
Ein Pferdchen wär’ mein Paradies.
Mamatschi, solche Pferde wollt’ ich nicht!
2) Die Zeit verging, der Knabe wünschte
Vom Weihnachtsmann nichts als ein Pferd,
Da kam das Christkindlein geflogen
Und brachte ihm, was er begehrt.
Auf einem Tische standen stolz
Vier Pferde aus lackiertem Holz.
Er schaut sie an und weint, und spricht:
<Solche Pferde wollt’ ich nicht!>
Refrain: Mamatschi, schenk mir ein Pferdchen,
Ein Pferdchen wär’ mein Paradies.
Mamatschi, solche Pferde wollt’ ich nicht!
3) Gar viele Jahre sind vergangen,
Und aus dem Knaben ward ein Mann,
Da hielt vor seinem Tore,
Da stand ein herrliches Gespann.
Vor einer Totkollesche standen
Vier Pferde schön geschmückt und fein.
Sie holten sein liebes Mütterlein,
Da fiel ihm seine Jugend ein.
Refrain: Mamatschi, schenk mir ein Pferdchen,
Ein Pferdchen wär’ mein Paradies.
Mamatschi, solche Pferde wollt’ ich nicht!

 


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»