Традиции и обычаи немцев села Березовка

Традиции и обычаи немцев села Березовка


Стремедловская Ирина
МКОУ Березовская СОШ, 9 класс


Руководитель: Тарасова Тамара Федоровна,
учитель истории

Аннотация

Стремедловская Ирина
МКОУ Березовская СОШ, 14-16 лет

Традиции и обычаи немцев села Березовка

Тарасова Тамара Федоровна, учитель истории МКОУ Березовская СОШ

Целью данной работы является сбор максимально полного свидетельства очевидцев и потомков и на основе этого восстановление картины жизни моих предков в Абанском районе, их обычаях и традициях.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
1. Выяснить причины появления моих предков в Абанском районе.
2. Определить правовое положение моих родственников на новом месте жительства.
3. Описать быт и традиции спецпоселенцев.

Методы исследования: опрос, сравнительно-исторический метод, анализ литературы по теме исследования; анализ документов, опубликованных на сайте «Мемориал», синтез.

В данной работе описаны причины появления немцев Поволжья в Сибири, их обычаи и традиции. Представлены также рецепты немецких блюд, которые сохранили потомки спецпереселенцев.

Содержание

1.Введение
2. Основная часть
2.1. Спецпереселенцы
2.2. Сохранение традиций у немцев села
2.3. Праздники у немцев села
2.4. Блюда немецкой кухни.
3.Заключение
4. Список литературы и источников

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Мои дедушка и бабушка из семей поволжских немцев, которых в нашем селе очень много. Меня заинтересовало, а как они оказались в Абанском районе и почему у нас раньше празднуют Пасху и Рождество. Осуществляя уход за могилами ветеранов, я обратила внимание, что кресты на соседних могилах стоят не на одной стороне и имеют разный вид. Встал вопрос: а почему? Поскольку рядом с нами живут потомки переселенцев из Германии, мы использовали возможность прикоснуться к их истории и культуре, сохранению национальных традиций, выбрав данную тему. В результате репрессивной политики советского руководства в отношении советских немцев , этнос во многом утратил свои национальные традиции, обычаи, родной язык. Проблема сохранения специфичной культуры российских немцев возникла у репрессированного народа сразу после насильственного переселения. Не утратила она актуальности и до сих пор. В семьях в основном разговаривают на родном языке пожилые люди, дети чаще всего не умеют говорить по-немецки.

Гипотеза:
Я думаю, что проведение данного исследования и написание работы позволит лучше узнать традиции, обычаи немцев нашего села, которые не по своей воле стали спецпереселенцами.

Проблема: Немцы, проживающие на территории нашего села вот уже более 70 лет стали настоящими сибиряками, но, не смотря на это, они сохранили свою культуру, традиции, свой язык. Мы, проживающие рядом с ними, общаясь с ними, мало что знаем о них, об их культуре, а ведь это часть нашей родины. Я решила собрать провести исследование, собрать информацию и описать традиции и обычаи немцев нашего села.

В 1940-х- начале 1950-х годах Абанский район стал местом принудительного поселения для представителей некоторых этнических групп, репрессированных советским руководством: поляков, немцев, латышей, болгар, туркмен и других. Многие спецпоселенцы и их потомки обрели здесь вторую родину, став частью местного социума.

В районном архиве практически нет материала по данному направлению, поэтому основным источником для написания данного исследования является «устная история». В Абанском районе находится много потомков немцев переселенцев, которые пустили свои корни. К таким спецпереселенцам относятся и мои прабабушки и прадедушки как по линии моей бабушки Райн (урожденной Биттер) Иды Егоровны, так и по линии моего дедушки Райн Виктора Ивановича.

Степень изученности темы. При проведении своего исследования были использованы работы некоторых авторов. Восстанавливая историческую правду, Верховный Совет СССР в ноябре 1989 года признал депортации народов незаконными и осудил «как тяжелое преступление, противоречащее основам международного права», что активировало деятельность отечественных исследователей. Появились многочисленные публикации по различным аспектам темы. На их основе с середины 1990-х годов стали издаваться обобщающие труды. Это монографии Н.Ф.Бугая, В.Н.Земскова, П.М.Поляна. Исследователи определили причины и условия проведения переселенческих операций, регионы расселения депортированных, рассмотрели действия центральной и местной власти по приему и расселению переселенцев (Зберовская Е.Л. Автореферат ). В конце 1980-1990-х годов Н.Ф.Бугай опубликовал в академических журналах серию научных статей, посвященных различным аспектам депортации. В его трудах освещены как депортации в целом, так и переселения отдельных народов и групп населения. (Бугай Н.Ф. Берия-И.Сталину:»Согласно Вашему указанию…»МЮ,1995.С.5)

В раскрытии сущности депортаций и проблем, с ними связанных, большую роль сыграли работы посвященные репрессиям против отдельных народов. Монография Белковец Л.П. описывает депортацию и спецпоселении российских немцев (Белковец Л.П. Административно-правовое положение российских немцев на спецпоселении 1941-1945гг. М.,2008. С.14). Значительный вклад в изучение системы спецпоселений внесли новосибирские историки Л.П.Белковец, А.А.Шадт. (Белковец Л.П. Административно-правовое положение российских немцев на спецпоселении 1941-1945гг. М.,2008. С.359. Шадт А.А. Спецпоселение российских немцев в Сибири (1941-1945г) www.sati.archaeology.nsc.ru)

Проблеме депортации и размещения спецпереселенцев в Красноярском крае посвящен ряд публикаций : Е.Л.Зберовской. (Зберовская Е.Л. Спецпоселенцы в Красноярском крае (1940-1950-е гг.) Автореф.дис…канд.ист.наук. Красноярск, 2006. С.5)

Локально, применительно к Абанскому району, вопросы депортации и спецпоселения пока не изучались. Лишь несколько краеведов района с учащимися школ обращались к этим темам и публиковали свои исследования на страницах районной газеты «Красное знамя» и принимали участие в конкурсе общества «Мемориал».Это исследования под руководством Трощенко Г.Г, Бельской В.З,Кривоносова В.М., Калякиной Н.В.

Впервые исследуются национальные традиции и обычаи немцев, проживающих в нашем селе.

Объектом исследования являются мои родственники - спецпереселенцы из Поволжья.

Под спецпереселенцами в данном исследовании понимаются поселенцы, появившиеся в 1941 году в период Великой Отечественной войны из Поволжья

В энциклопедии Сибири дается следующее объяснение понятию спецпоселенцы - одна из наиболее массовых категорий в составе так называемых спецконтингентов сталинской эпохи, возникшая в результате осуществления в деревне репрессивной политики в форме «раскулачивания» в начале 1930 и просуществовавшая до середины 1950-х гг.

Предмет исследования: причины появления спецпереселенцев в районе, их расселение, адаптация, обычаи и традиции.

Целью данной работы является сбор максимально полного свидетельства очевидцев и потомков и на основе этого восстановление картины жизни моих предков в Абанском районе, их обычаях и традициях.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
4. Выяснить причины появления моих предков в Абанском районе.
5. Определить правовое положение моих родственников на новом месте жительства.
6. Описать быт и традиции спецпоселенцев.

Хронологические рамки исследования: нижняя рамка обуславливается первым появлением немцев на территории района в сентябре 1941 года..

Верхняя граница- настоящее время. Выбор ее продиктован задачами исследования, сбором и изучением материалов о жизни потомков.

Территориальные рамки исследования: Абанский район Красноярского края, который был образован в 1924 году.

Источниковая база включает широкий спектр документов и материалов нормативного и нарративного характера. Изучение спецпоселения российских немцев строилось на привлечении двух видов источников, которые исходя из общепринятой типо-видовой классификации делятся на нормативные и нарративные. К группе нормативных источников относятся законодательные акты ( постановления общесоюзные и постановления местной власти, документы делопроизводственного характера, статистика и другие источники официального характера, позволяющие установить мотивы и причины того или иного направления в деятельности как государства в целом, так и организаций и учреждений.

К опубликованным источникам законодательного характера относится сборник законодательных и нормативных актов Верховного совета Р.Ф. и Генеральной прокуратуры Р.Ф. о репрессиях. Помещенные в них законы, правительственные постановления, ведомственные указания позволили определить основные моменты развития и угасания спецпоселенческой системы. (Сборник законодательных и нормативных актов о реабилитации жертв политических репрессий. М., 1993. С.223)

Н.Ф. Бугай одним из первых опубликовал архивные документы, характеризующие высылку депортированных из разных регионов СССР, нормативные акты, которыми правительство обосновывало проведение депортации. Сборники Н.Ф. Бугая «И. Сталин – Л. Берия: их нужно депортировать» и «Мобилизовать немцев в рабочие колонны… И. Сталин» – 1940-е годы» представляют собой публикации документов по истории депортации и трудовой мобилизации российских немцев в указанный период.

Ко второй группе источников относятся материалы периодической печати, которые не однородны по своему содержанию.
Третья группа источников – воспоминания. Основную часть работы составляют воспоминания, хранящиеся в музее школы и воспоминания моих родственников. Данные источники помогли мне в исследовании и способствовали написанию данной работы.

Методы исследования: опрос, сравнительно-исторический, анализ, синтез.

Практическая значимость исследования состоит в том, что данный материал может быть использован на уроках регионального компонента и в ходе разработки учебных курсов по краеведению.

2.1 СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЫ

Самым многочисленным среди спецпереселенцев был немецкий «спецконтингент». Переселение немцев Поволжья началось после объявления Указа Президиума Верховного Совета СССР № 21-160 от 28 августа 1941 г. (Зберовская, Е.Л. Спецпоселенцы в Сибири (1940-1950-е гг.)– Красноярск, 2010. С.19-20) Депортация немцев оказалась самой массовой акцией принудительного переселения народов в годы войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1941 г. автономная республика немцев Поволжья была ликвидирована, а ее территория разделена между Сталинградской и Саратовской областями. Формальной причиной для переселения народа стали обвинения в его адрес в подготовке «пятой колонны». Необоснованность претензий к немцам Поволжья, которые якобы укрывали «тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов», была очевидна во время проведения депортации и документально подтверждена исследователями (Фукс В.Г. Роковые дороги поволжских немцев. 1763–1995 гг. Красноярск: Краснояр. краевое нем. об-во «Возрождение», 1995. С.78.).

2 сентября 1941 г. проблемы, связанные с прибытием и размещением немецких семей, поднимались на совместном заседании Бюро Красноярского крайкома ВКП(б) и исполкома крайсовета. Согласно принятому решению, все подготовительные работы (выявление свободного жилья, обеспечение питанием, транспортные перевозки, медицинское обслуживание в местах разгрузки) должны были завершиться к 12 сентября.

Главной проблемой расселения во всех сибирских территориях стал дефицит жилого фонда. Властям приходилось его делить между эвакуированным населением и немцами-переселенцами (Фукс В.Г. Роковые дороги поволжских немцев. 1763–1995 гг. Красноярск: Краснояр. краевое нем. об-во «Возрождение», 1995. С.78.), вносить некоторые изменения в первоначальные планы. Дефицит жилья стал одной из причин дисперсного расселения немцев. В Красноярском крае их разместили в 40 районах края по 1–2 тыс. человек в каждом.

Расселение внутри районов было неравномерным и составляло в среднем 30–50 человек на одно поселение. (Зберовская, Е.Л. Спецпоселенцы в Сибири (1940-1950-е гг.)– Красноярск, 2010. С.19-20)

В 1941 году прибыли немцы на спецпоселение в Абанский район. Сначала они прибывали на железнодорожную станцию в городе Канске, а уже оттуда их отправляли по районам восточной зоны.

До войны семья моего деда Райн Карла Ивановича 1908 года рождения и Райн (Шефер) Эмилии Федоровны проживали в Саратовской области Краснокутского района деревня Шилинг . Там у них родился старший сын Иван. Выселение проводилось достаточно быстро. Их посадили на телеги и без еды (ничего с собой брать не разрешалось под угрозой смерти) и отправили этапом. Жителей Краснокутского района выселяли в начале сентября. Везли три недели под охраной в холодных вагонах для скота. Ссыльные немцы умирали в дороге голодной смертью. Их дома заняли эвакуированные из Белоруссии. Но это был не конечный путь. Тех, кто доезжал до места назначения, распределяли дальше, если они были трудоспособными. Приехав в Абанский район, их поселили в деревню Капитоново. В этой деревне они прожили несколько лет. Там же родился сын Давыд. Через два года переехали в Березовку, а отца забрали в трудармию. После войны отец вернулся. Семья у нас была большая: в семье 4 сына, двое умерли от тифа. Жили дружно. Родители работали в сельском хозяйстве. По воскресеньям и праздникам, уже имея свои семьи, собирались у родителей. Мама стряпала пирог «Ривель куга»


Райн Карл Иванович и Эмилия Федоровна

Дрожжевое сдобное тесто. На лист выложить пласт теста и завернуть края.

В варенье добавить крахмал и эту массу выложить на тесто. Все должно подойти. В чашке смешать сливочное масло с мукой: не должно прилипать к рукам. Эта масса берется щепотками и выкладывается на варенье. Выпекать в духовке 25 минут. Когда испечется, то можно посыпать сахаром.

Пили компот или кофе с молоком и пели немецкие песни и русские народные песни. Я плохо знаю немецкий язык, а родители и их поколение постоянно разговаривали между собой на немецком языке. (Воспоминания Райн В.И.)

Проживая в Абанском районе мои родственники до середины 50-х годов должны были отмечаться в камендатуре. Работали они вместе с русскими: условия труда и отдыха были одинаковыми, но правовой статус был разным. В партийно-политической жизни участие переселенцев было незначительным, а вот в культурной жизни села они активно участвовали. Мой дядя Давыд Иванович и дед Виктор Иванович были участниками художественной самодеятельности села. После выхода постановления совета министров СССР их положение изменилось.

от 5 июля 1954 г. № 1439-649с Москва, Кремль
«О снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпоселенцев»

1. Предоставить лицам, состоящим на учете спецпоселений, занимающимся общественно полезным трудом, право проживания в пределах данной области, края, республики, а по служебным командировкам — право свободного передвижения в любой пункт страны на общих основаниях.
2. Снять с учета в органах Министерства внутренних дел СССР детей спецпоселенцев до 16-летнего возраста включительно, освободить их из-под административного надзора и не применять к ним в дальнейшем ограничений, установленных для спецпоселенцев.
3. 4. Снять с учета спецпоселений детей старше 16 лет, принятых и направленных в учебные заведения, разрешить им выезд к месту учебы в любой пункт страны.

И хотя ограничения были сняты, но мои родственники. Да и другие немцы села остались жить в Березовке. Только в 1964 г. в закрытом Указе Президиума Верховного Совета СССР официально были признаны необоснованными все обвинения советских немцев в пособничестве врагу в 1941 г., после чего медленно и непоследовательно началось восстановление их гражданских прав. Немцам разрешалось вернуться в Поволжье. Уехали из села несколько семей. Семья Ледергаус Елены Ивановны тоже уехала, но прожив менее года в Саратовской области, вернулась назад.

Родители моей бабушки: Биттер Егор Яковлевич и Лидия Яковлевна тоже приехали из Саратовской области. «В сентябре 1941 года мать была выслана в Сибирь. По приезду в Канск она была отправлена в село Березовка. Отец в это время служил в Красной армии, а оттуда попал на фронт. Он был тяжело ранен и попал в лагерь военнопленных. После войны отец был отправлен в Березовку. Здесь они с матерью поженились.» (Воспоминания Райн И.Е.)


Биттер Е.Я. на службе в Красной армии 1940 г.


Биттер Егор Яковлевич и Лидия Яковлевна 50 годы

2.2. СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ У НЕМЦЕВ СЕЛА

Меня заинтересовало то, как проходили у них свадьбы и расспросила об этом Бецгольд бабу Эрну. У нее свадьба была тоже в нашем селе. О проведении свадеб немцами Поволжья я читала в разных источников и сравнивала с рассказом моих родственников и выяснила как проходила свадьба. У некоторых сохранились свадебные фотографии. Невесту сватали, сразу договариваясь о дне проведения свадьбы. В день свадьбы невесту наряжали в белое платье, на голову надевали венок из мелких восковых цветов; он довольно тяжёлый. Фата длинная, на грудь прикрепляли веточку из белых восковых цветов. Белые туфли. Жених в чёрном костюме, белой рубашке. На груди с левой стороны длинная белая лента, завязанная бантом, и цветок. Во время дарения жених и невеста сидели посередине комнаты, принимая подарки. Деньги прикреплялись жениху к карману костюма. Невесте дарили подарки невестины родственники: вышитые полотенца, постельное бельё или что-нибудь из одежды. Родня жениха дарила подарки, предназначенные для мужчины: инструменты, одежду, домашних животных. После вручения подарков веселились: пели, танцевали. Друг жениха вёл свадьбу. На свадьбе столы накрывали в зависимости от достатка семьи. Обычно жаркое, котлеты, сладости, свекольное повидло, пироги (тынокуха) - самое любимое у немцев, крепли. Свадьбу могли гулять три дня. Сейчас свадьбы справляют так же, как и русские: свадьба длится два дня; молодые до свадьбы живут длительное время.


Свадьба. Супруги Бетцгольд

Похороны всё же отличаются. Скорее всего это связано с религией немцев. Немцы-спецпереселенцы были лютеране. Старое поколение еще долгое время собиралось и пели свои молитвы. Молодое поколение отошло от этого, но традиции стараются сохранить. Гроб обделывают иначе, чем русские. Гроб и крест красили густо разведенной марганцовкой. Памятник или крест ставят покойнику в голову, а не в ноги, как русские. Покойника выносят из дома во вторую половину дня. Однако в отличие от сибиряков немцы поминают усопшего в день похорон, у них нет девяти, сорока дней (Воспоминания Ледергаус Е.И.). Живя рядом с русскими некоторые семьи стали проводить поминки и по русскому образцу, но в погребении стараются придерживаться своих обычаев. Так немцы роют могилу с подкопом. В эту выкопанную сбоку нишу ставят гроб ранее умершего супруга, а основная могила остается пустой. После смерти второго супруга могилу разрывают и хоронят в ней.

2.3 ПРАЗДНИКИ У НЕМЦЕВ СЕЛА

Традиционными праздниками являются Рождество и Пасха. Рождество - один из самых любимых праздников у российских немцев, который они привезли с собой из Германии. Поэтому Рождество празднуется и как праздник рождения Христа и как семейный праздник. Накануне Рождества уборка в доме, стряпня. Рождество начинают праздновать в Святой Вечер -24 декабря. Вечером устанавливали и украшали рождественскую елку - зажигали свечи, пели рождественские песни. Все дети приходили к родителям праздновать ( http://freeref.ru/wievjob.php?id=954098). Эта традиция сохранилась и сейчас. Все дети и внуки собираются у деда и бабушки 24 декабря вечером и садятся за праздничный стол, дарят подарки.

Вторым большим праздником была Пасха. Подготовка к Пасхе начиналась за несколько недель. Всё чистилось, отмывалось. Но во время Пасхи нельзя было работать молотком, топором: рубить, строгать, забивать гвозди и т. д. До пасхального воскресенья нельзя надевать свежей рубашки, расчесывать волосы, забивать скотину (то есть проливать кровь невинной жертвы). Иначе где-то не могло состояться чудо воскрешения. «Злых духов» стужи, зимы и застывшей природы нужно было напугать и прогнать. Этим занималась молодежь: молодые люди ходили по улицам со свистками, трещотками, кнутами и создавали шум. Недели за две до Пасхи сеяли овес, выращивали зеленую травку. Нежную зелень использовали для украшения корзинок, шапок, куда укладывали пасхальные яйца. Накануне пасхальной ночи дети выставляли шапки, а родители клали в них крашеные яйца, сладости и проросшее зерно (в современной Германии проросшую зелень так же широко используют, как и в России) http://freeref.ru/wievjob.php?id=954098). В нашей семье тоже всегда готовятся к Пасхе заранее. Празднуется она на неделю раньше, чем православная Пасха. Так же красим яйца, бабушка стряпает. А мы ждем когда придет заяц и принесет нам подарки. Заяц обычно кладет яйца и конфеты в нашу обувь. Мы утром смотрим, что же он нам принес. Наша бабушка, а от нее научилась и мама, готовят разнообразные немецкие блюда. Особенно вкусно получается выпечка.

2.4. БЛЮДА НЕМЕЦКОЙ КУХНИ

У немцев своеобразная кухня. Почти все блюда готовятся с использованием муки или теста. Я провела опрос жителей нашего села немцев, кроме своих дедушек и бабушек и составила рецепты блюд, которые до сих пор готовят в семьях. Семьи смешанные, но и русские тоже часто готовят эти блюда. Особенно распространенны крепли. Готовятся они очень просто и быстро.

Крепли
3 яйца, 0.5 литра простокваши, 0.5. ч.ложки соды питьевой, соль. Замесить тесто и дать ему отлежаться 1.5.-2 часа. Потом тесто раскатать толщиной 2 см., разрезать на части и в каждом отдельном куске сделать прорези. Выпекать в большом количестве жира. Можно посыпать сахарной пудрой. (Рецепт Кербер Л.В.)

Моя бабушка к праздничному столу готовит постоянно вигильундкраут «Мясо порезанное кубиками, капуста квашенная, яблоки, дрожжевое тесто.

В кастрюле тушится капуста с мясом. Когда капуста готова, можно нарезать кубиками яблоки.

Дрожжевое тесто раскатать тонкими лентами, смазать их маслом, закрутить в рулетики и дать подойти. Когда тесто подойдет, положить рулетики в кастрюлю с капустой. Крышку кастрюли плотно закрыть и поставить на медленный огонь. В течении 30 минут крышку не открывать.»

В праздники также готовился всегда Шниц суп

«Сварить обычный сладкий компот из сухофруктов. Добавить галушки.
Галушки: берем сухари молотые , добавляем туда яйцо, масло и сахар, вымешиваем в обыкновенный клубочек плотного теста. Из этого клубочка отщипываем по щепотке тесто, делаем шарики 2-3 см. и бросаем в кипящий компот. Когда компот с галушками готов, галушки всплывают кверху, надо помешивать. Берем немного муки и разводим ее жидко с молоком, взбиваем ее венчиком, чтоб не было комочков и вливаем в компот, помешиваем. Закипит и снимаем. Охладить, добавить сметану. Очень вкусно.»

А рецепт этого блюда я узнала от Арндт Тамары Адамовны, которое она приготовила для нас на мероприятие проводимое нашим школьным музеем.

Картоунд-клейс
0.5 кг. Картофеля порезать дольками и варить до полуготовности.
Приготовить тесто: 1 яйцо, молоко 1 стакан, мука, соль по вкусу. Готовое тесто отщипывать небольшими кусочками и опускать к картофелю. Сваренные вместе картофель и тесто отцедить.

Зажарить сливочное масло с луком репчатым и залить отцеженный картофель с кусочками теста. Можно добавить по вкусу черный перец.

Еще рецепт одного блюда, которое менее распространено я узнала от Мерк М.Н. Этот « Сауре клейс суп» летом часто варили в их семье.

4-5 яиц, картофель, морковь, сливочное масло, лук, соль, мука, сыворотка.

В небольшом количестве воды варим картофель. Замесить тесто как на пельмени, порезать кубиками и добавить в почти готовую картошку. Зажарить морковь и лук и добавить в суп. Когда суп готов, добавляем сыворотку. Разбить в чашке 4-5 яиц и перемешать. Когда суп закипит, вылить яйца, интенсивно помешивая. Суп готов. Употреблять со сметаной как в горячем, так и в холодном виде.
Проанализировав всю собранную информацию, я пришла к выводу, что в немецкой кухне не обходятся без мучных изделий. Скорее всего это связано с традицией той местности, где они проживали. В Поволжье выращивалось много пшеницы, а вот картофеля , вероятнее всего, было не очень много. Во всяком случае все опрошенные не говорят о блюдах только из картофеля.


Райн Виктор Иванович и Ида Егоровна

Заключение

Тяжелые испытания выпали на долю моих предков, да и всех немцев-спецпереселенцев. В Поволжье у них было все: свой дом, свое хозяйство. В связи с депортацией они потеряли все. В экономическом отношении поселенцы испытывали трудности, но их трудолюбие, многодетность семей, бережливость, крестьянский навык привели к подъёму жизненного уровня. На обычаи и традиции депортация повлияла незначительно, т.к. особенность немцев – передавать свои традиции и обычаи из поколения в поколение. На новой родине переселенцы стремились остаться немцами. Они сохранили свой язык и долгое время старшее поколение на нем разговаривало. Мои дедушка и бабушка и сейчас еще помнят немецкий язык. Мы же, их внуки теперь знаем всего несколько слов.. Культуру российских немцев в сельской местности определяли в основном крестьяне, занимаясь земледелием, в первую очередь сеяли пшеницу, ячмень, овёс. Чистота и аккуратность свойственная немцам сохранилась и сейчас.

Данная исследовательская работа позволила изучить историю появления немцев в нашем селе, связав ее с историей страны. Я узнала о сохранении национальных традиций, обычаев и немецкой кухни. Работая над темой исследования, я изучила литературу, встречалась с людьми немецкой национальности, записала воспоминания моих дедушки и бабушки, которые делились со мной воспоминаниями, показывали семейные фотографии, награды. Из бесед с немцами Поволжья, приехавшими в наше село, узнала, что они помнят свои корни, соблюдают традиции и обычаи. Многое они пережили: репрессии, ссылку, голод, холод, унижение, но остались людьми добрыми, трудолюбивыми. Имеют высокие награды за добросовестный труд. Судьба многих из них может служить примером для человека любой национальности.

Работа может быть использована в рамках изучения истории края, пополнит фонд музея школы и будет передана в Абанский краеведческий музей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Воспоминания
1.Кербер Л.В.
2Ледергаус Е.И.
3.Лецрих Ф.Ф.
4. Райн В.И.
5.Райн И.Е.
Литература
1Бугай Н.Ф. Берия-И.Сталину:»Согласно Вашему указанию…»МЮ,1995.
2. Белковец Л.П. Административно-правовое положение российских немцев на спецпоселении 1941-1945гг. М.,2008.
3. Зберовская Е.Л. Автореферат
4. Зберовская Е.Л. Спецпоселенцы в Красноярском крае (1940-1950-е гг.) Автореф.дис…канд.ист.наук. Красноярск, 2006.
5.Постановление Совета Министров СССР «О снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпоселенцев» № 1439-649сс от 05.07.54 г
6. Шадт А.А. Спецпоселение российских немцев в Сибири (1941-1945г)

Интернет ресурсы
1.www.sati.archaeology.nsc.ru
2. http://freeref.ru/wievjob.php?id=954098


На главную страницу/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»