Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

История моей семьи


XVIII Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ. «Человек в истории. Россия – XX век»

Исследовательская работа

Петухова Алина Сергеевна

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каратузская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Е.Ф. Трофимова»,
7 В класс, Школьный музей «Память».

Руководитель: Трубинова Татьяна Михайловна – учитель истории

Каратузское, 2016

Я уже третий год занимаюсь исследовательской работой в школьном музее «Память», выбрав направление для изучения «Родословие». Мне было интересно узнать о своих корнях, как судьба моих родственников связана с историей нашей страны, были ли среди них участники Великой Отечественной войны. Уходят из жизни те, кто воевал за Родину, за нас, всё меньше их, оставшихся в живых. Нам нужно успеть встреться с ветеранами, выслушать их рассказы о трудных военных годах, и сохранить эти воспоминания для потомков. Нам нужно разговаривать со своими прабабушками, прадедушками, бабушками и дедушками, чтобы услышать от них, как они жили после революции в период коллективизации, о жизни в годы войны и после ее окончания, ведь их жизнь – это история нашей страны.
Я обратилась к своей бабушке по линии отца Петуховой Надежде Владимировне. Почему к ней? Я знала, что бабушка интересовалась своими корнями, имела связь со многими родственниками, и что они совместными усилиями, собрали все сведения о роде Чупрасовых и напечатали в 2008 году "Семейную Хронику «Я попросила у бабушки эту "Хронику" и стала изучать в общем древе свои веточки.

Цель моей работы – моя родословная и судьбы моих родственников в разные периоды истории нашей страны.

Задачи:
1. Изучить «Семейную хронику» и составить свою родословную.
2. Судьба моих родственников в период коллективизации сельского хозяйства.
3. Выяснить, кто из родственников участвовал в Великой Отечественной войне, какова их судьба.

Методы исследования:
- социологический опрос родственников;
- работа с архивным материалом и «Семейной хроникой»;
- анализ и выводы по результатам исследования.

Актуальность темы исследования заключается в том, что мы, дети, не так много знаем об истории своей семьи. Утрачивается гордость за бабушек и дедушек, разрушается связь поколений. Чтобы этого не случилось нам нужно изучать свои корни, помнить о тех, кто защитил нашу Родину и дал нам, правнукам, возможность жить под мирным небом.

Изучая общую семейную хронику, я выделила родственников моей прямой линии. Вот что получилось:

Кто были далёкие предки Чупрасовых и откуда они пришли - за древностью лет и отсутствие соответствующих архивных документов установить пока не удалось. Первые упоминания об основателе рода, по архивным данным, относится к середине 19 века, когда был упомянут, очевидно житель Тигрицкого, Никифор Чупрасов. К сожалению, ни о нем, ни о его жене что-то еще выяснить не удалось.

Никифор Чупрасов родился, видимо, вначале 19 века. Тут следует оговориться, что эта фамилия в различных документах упоминается у одних и тех же лиц как Чупрасов и Чепрасов. Все зависит, видимо, от характера произношения данного слова в то или иное время, уровня грамотности делающего запись. И лишь в военного времени, когда работе с личными документами внимания стало уделяться больше, все рассматриваемые потомки этой фамилии стали писаться как Чупрасовы. У упомянутого выше Никифора Чупрасова было три сына и одна дочь. О них лишь известно, что старшей была Полинария (1862 года рождения), затем Иван (1864 года), Степан (1880 года) и Тихон (1884 года).

Иван Никифорович Чупрасов взял в жёны Секлетинью, (1867 года). Жили они тогда в селе Тигрицком. Со временем в семье Ивана Никифоровича Чупрасова и его жены Секлетиньи народилось пять детей. Старшим был Николай Иванович Чупрасов (1888 года), именно его судьбу удалось проследить более подробно. В процессе продолжительной земельной реформы крестьяне стали получать в постоянное пользование землю и на ней трудиться самостоятельно, без тесной связи с селом, где родились, жили их предки. Учитывая это, в 1902 году подали прошение властям о выделении в постоянное пользование удобной для хлебопашества земли крестьяне села Тигрицкого Т. Чепрасов, Н.Чепрасов, Я. Чепрасов а также Бражников, Молин, Жданов. Было тогда их всех вместе «48 душ». Из упомянутых Чепрасовых было два брата, Николай Иванович и Яков, а также их дядя, Чепрасов Тихон Никифорович.

Прошение властями было рассмотрено в том же году и постановлением от 4 октября 1902 года заявителям было выделено земли всего 73,7 десятин. В этот надел входила часть леса, степи, земли из лесного фонда и неудобица. Позже рядом получил надел тоже житель села Северьянов, семья у него была «6 душ». Поселились на выделенной в постоянное пользование земле ее владельцы видимо в том же или следующем году, а поселение в документах первое время называлось заимками Чупрасова и Северьянова. Они располагались, очевидно, рядом и позже в документах стала упоминаться уже одна заимка с двойным названием Чупрасова-Северьянова.

Николай Иванович Чупрасов женился, проживая уже на заимке, видимо в 1907 году. Его жена, Варвара Ивановна, родилась в 1887 году в Каратузе. Ее родители по матери были потомственные казаки из рода Шемякиных. Семья Шемякиных была зажиточная, в районе современного села Лебедевки имела большой семейный надел. Глава семьи, Иван Шемякин, имел какой-то войсковой казачий чин.
Сам Николай Иванович в жизни был спокойным, уравновешенным, среднего роста мужчиной, в зрелые годы носил укладистую бороду. Всю жизнь он прожил в деревне, хорошо знал крестьянскую работу. Был мастер, как раньше говорили, на все руки. Он выделывал шкуры для полушубков, дох, делал сани, гнул дуги, шил конскую упряжь, гнал деготь, имел небольшую пимокатную. Был призван в армию в 18-20 лет. Спустя время, уже в 1915-1917 годы, участвовал в Первой Мировой войне, был контужен. Из-за этого он всю оставшуюся жизнь плохо слышал.
Его супруга была Чупрсова Варвара Ивановна (1887-1931). Проживали они на заимке село Тигрицкое. В семье Николая и Варвары родилось пять детей: Павел, Наталья, Александра, Анна, Егор. После смерти любимой жены Николай Иванович быстро поседел, больше не женился, все заботы по воспитанию детей полностью легли на его плечи.

В годы после гражданской войны, накануне коллективизации, по воспоминаниям Николая Ивановича, было очень плохо с легкой одеждой. В первую очередь это касалось тканей для пошива платьев, юбок и сарафанов для женщин и девочек, рубах, штанов для мужчин и ребят. Домотканые холсты, толстые и грубые, приживались плохо. И Николай Иванович как-то, договорившись с деревенскими мужиками, на нескольких подводах зимой отправился в Туву. На обмен туда везли свою продукцию – зерно, овес, деготь, бочки. На таможне, на границе с Тувой, которая находилась в районе современного села Шивилиг, все тщательно проверялось, деньги, излишне приобретенные товары изымались. Были какие-то правила, что разрешалось провозить и сколько. Поэтому по дороге в Туву деньги прятали где могли – в одежде, в двойном дне бочек и даже в виде маленьких свертков у лошадей под хвостом. На обратном пути, выменяв и купив ситец, прятали и его. Способы были разные, том числе его наматывали на себя, делали длинные рубахи, кушаки, портянки, шили накидки для лошадей в зимнюю стужу, вываляв, естественно, их в навозе, делали грязные тряпки, которые стелили в санях. Поездка длилась почти месяц, но завершилась благополучно.

Со временем в доме Николая Ивановича Чепрасова, в комнате с отдельным входом, была открыта небольшая лавка, где часть нужных в деревне товаров можно было приобрести или заказать. Керосиновые лампы в селах, заимках появились лишь в конце девятнадцатого века. После лучины и свечей это заметно скрасило долгие зимние вечера. Электричество на заимку так и не пришло. Воду для себя и водопоя скотины брали из речки.

Со временем население заимки увеличилось. По списку землевладения 1923 года здесь проживало уже 18 семей, в тои числе 76 мужских и 65 женских душ. Среди них было пять Чепрасовых. Вот их списки с указанием возраста:

1. Чепрасов Степан – 51 год
жена Елизавета – 48 лет
сын Петр – 21 год
дочь Матрена – 19 лет
сын Дмитрий – 16 лет
сын Павел – 14 лет.
2. Чепрасов Тихон – 39 лет
жена Пелагея – 37 лет
дочь Аграфена – 15 лет
дочь Наталья – 9 лет
сын Петр – 8 лет
дочь Александра – 6 лет
дочь Нина – 2 года
3. Чепрасов Николай – 34 года
жена Варвара – 35 лет
сын Павел – 14 лет
дочь Наталья – 10 лет
дочь Александра – 8 лет
дочь Анна – 5 лет
сын Егор – 1 год.
4. Чепрасов Яков – 25 лет
жена Лукерья – 25 лет
сын Петр – 8 лет.
5. Чепрасова Полинария – 59 лет
сын Андрей – 26 лет
сын Саша - 18 лет
сестра Софья - 17 лет
сын Михаил – 16 лет

Всего Чепрасовых на заимке в деревне было 28 человек, в том числе 14 мужских и 14 женских душ. Помимо них в деревне жили Ждановы, Бражниковы, Молины, Зотовы, Сотниченко и Смирновы.

В двадцатые годы на заимке, которая расширилась до небольшой деревни, по воспоминаниям старшего поколения, жилось сравнительно хорошо. У многих семей подросли дети и добавилось количество работников. А работы у крестьян было много круглый год. Помимо хлебопашества и скотоводства в заимке братья Чепрасовы на мельнице мололи муку, многие начали заниматься пчеловодством. В Тигрицке в дореволюционное время был открыт частный конный завод, много внимания лошадям уделялось и на заимке. Без лошади тогда в деревне прожить было невозможно.

Всеобщей бедой прокатилась по Тигрицкой области коллективизация. Как таковое решение партии "О коллективизации" было принято в 1927 году. Вскоре началась его реализация. На селе это решение на первых порах широкой поддержки крестьян не получило, вследствие чего коллективизация начала осуществляться принудительно. В качестве наказания, устрашения всех, кто не тел вступать в непонятный тогда колхоз, началось раскулачивание зажиточных селян. Первый этап этой репрессивной меры в Тигрицке начался наиболее активно 1930 году. Руководил им Г.А. Рузаков, председатель сельсовета. Активный сторонник колхозного движения, гроза и проклятие для всего села.

Вообще говоря, слово "кулак" появилось в обиходе тогда, очевидно, по инициативе сверху. Так начали называть тех, кто жил лучше других, богаче. В условиях Сибири обычно хорошо жили те, кто умел, и любил работать. Свободных земель тогда было много. В дореволюционное время и в первые годы советской власти свободной деятельности крестьян не препятствовали. Хуже жили чаще лишь те, кто работать не любил или не хотел. Лодырь во все времена и у всех народов жил хуже труженика.

На первых порах, в 1930 году, список на раскулачивание был, очевидно, большой. В первый список на раскулачивание был включен и Николай Иванович Чепрасов. Жил он по тем временам довольно зажиточно, имел скот, пахал и сеял. Его жена, Варвара Ивановна, к тому времени была уже тяжело больна, старший сын Павел тоже болел, был инвалид и одному Николаю Ивановичу справиться с уборкой было трудно. В связи с этим на уборку урожая он в помощь приглашал работников. Платил им, по воспоминаниям Анны Николаевны, «хорошо», какого-либо недовольства от отца она не слышала. Для ухода за маленьким Егором приглашали няню.

Тем не менее, в первый раз до раскулачивания дело видимо, не дошло. Был тогда Николай Иванович крестьянином середняком, нажил все своим трудом, все это знали. К тому же у него были больная жена, сын, еще небольшие дети.

В 1931 году раскулачивание повторилось. При этом ответственный от района заранее предупредил сельский совет о необходимости обязательного выполнения новой разнарядки, о возможности включать в списки середняков и недовольных бедняков. Кроме того, всех недовольных коллективизацией предлагалось выселить. Они также «поражались в правах», т.е. они лишались права избирательного голоса, участвовать в общественной жизни села.

На этот раз Николай Иванович был вновь включен в список. Вскоре у него забрали скот, сельхозинвентарь, домашнюю одежду, все годами нажитое имущество. По воспоминаниям Анны Николаевны, на всю большую семью тогда комиссия оставила один тулуп, одни валенки, кое-что из легкой одежды и немного зерна. На горестные восклицания жены, Варвары Ивановны, как жить дальше, Николай Иванович успокаивал ее: «Руки целы, работать будем – все будет!».

После раскулачивания жить остались в своем доме, а в колхоз пришлось сразу вступить. Всего же за период коллективизации по Тигрицкому сельсовету было раскулачено, по архивным данным, 115 семей, 12 семей отправлены в ссылку, в Ачинский район.

В их числе были, видимо, и родственники Николая Ивановича, проживающие на заимке. Все они, по его воспоминаниям, до раскулачивания жили хорошо, семьи были большие, работящие. Была конфискована и мельница, принадлежавшая кому-то из Чепрасовых.

Из всего прочитанного в архивных материалах мне еще не все понятно, но я поражена, сколько прапрадедушке пришлось пережить и вынести в жизни, но он оставался оптимистом и надеялся на лучшее.
Кто же из моих родственников был участником войны?
Дочь Николая Ивановича, Наталья Николаевна вышла замуж за Мороченко Василия Ильича. Вскоре в 1938 году у них родился сын Владимир Васильевич, который является моим прадедом. Они работали в колхозе, держали свое хозяйство. В 1941 году Василий Ильич в числе многих селян ушел на фронт и вскоре погиб. Наталья Николаевна с маленьким сыном осталась в доме отца.

Чупрасова Анна Николаевна вышла замуж за Коновницына Николая Матвеевича. Оба были механизаторами, уважаемыми людьми на селе. С началом войны Николай Матвеевич ушел на фронт, был старшим сержантом командиром отделения. Вести от него приходили лишь в начальный период, а потом писем не стало. На многократные запросы Анны Николаевны в разные инстанции, в том числе в местный военкомат, край, в Москву. Ответа не было почти 40 лет, и лишь 1984 году похоронка на него нашлась в Минусинском военкомате. В ней сообщалось о времени и месте гибели Николая Матвеевича. На запрос по указанному адресу пришел ответ из военкомата города Ренки Черниговской области, о том, что Коновницын Н.М. похоронен в братской могиле у села Корчевы. Позже была переписка с местными краеведами, которые ухаживали за воинским захоронением. Помимо Николая Матвеевича на фронт ушли три его брата – Иван, Семен и Степан. Домой вернулся лишь один - Коновницын Иван. Он был призван в армию в 16 лет, окончил курсы танкистов, за годы войны потерял 3 танка, а на 4 въехал в Берлин. После войны вернулся в Знаменку.

Чупрасова Анна Николаевна в 1933 году вышла замуж за Максимова Ивана Илларионовича, который в 1936 году был призван в армию и участвовал в боях с Японцами на реке Халкин-Гол. В 1941 году был снова призван в действующую армию, воевал артиллеристом на Украинском фронте. При отступлении наших войск попал в плен, бежал и далее воевал в партизанском отряде. Во время боев был ранен разрывной пулей в ногу, после чего его поместили в госпиталь в г. Горьком. После излечения Иван Илларионович инвалидом вернулся домой, при этом у него одна нога была короче другой. Она часто болела, из раны выходили осколки. До пенсии он трудился в колхозе бригадиром по садоводству. Умер в 1974 году.

Итак, из всей моей большой родни 6 человек участвовали в Великой Отечественной войне, защищая свою Родину. Именно они и миллионы других наших воинов дали возможность нам, уже третьему поколению, жить без взрывов и выстрелов.
В браке моего прадеда Владимира Васильевича Мороченко с моей прабабушкой Лидией Григорьевной (1938 года рождения) родилось трое детей: Надежда, Николай и Галина. Надежда Владимировна является моей бабушкой по линии моего отца Петухова Сергея Юрьевича. Мой папа Сергей Юрьевич взял в жёны мою маму Сомову Татьяну Петровну. В 2003 году 29 сентября родилась я, Петухова Алина Сергеевна.

Вместе с моими родителями и бабушкой я часто навещаю своих прабабушку Лиду и прадедушку Володю, которые живут в с.Сагайское. Они интересно рассказывают о своей жизни, сложной и очень увлекательной. А еще я горжусь тем, что меня держала на руках мама моей прабабушки - прапрабабушка Анна. Ее не стало, когда мне было 3 года.

Моё исследование охватывает почти двухвековой период в жизни семи поколений семьи Чупрасовых. Я являюсь уже представителем восьмого поколения. Это исследование меня захватило, всё было интересно, удивительно. Составив генеалогическое древо своей семьи, я буду продолжать над ним работать. Я горжусь своими далёкими предками и хочу, чтобы о них знали мои будущие дети, внуки и тоже ими гордились, не хочу чтобы прерывалась связь поколений, так как история нашей семьи - это история нашей страны.

Список используемой литературы:
1. Энциклопедия. История России ХХ век.- М., 2004.
2. Архив газеты «Знамя труда», с.Каратузское.
3. Семейный архив «Семейная хроника», г.Минусинск, 2008

Приложения


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»