Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Архиепископ Лука в Красноярске (фоторепортаж)


Выполнила – ученица 9 «А» класса
Александрова Алина; г. Красноярск
МБОУ СШ №64

Руководитель –
Купрякова Ирина Владимировна,
Педагог дополнительного образования
МБОУ СШ №64

 

«Даром получили, даром давайте»
(В.Ф. Войно-Ясенецкий, архиепископ Лука)

В центре нашего большого оживленного города, на главной его улице, находится скромное здание старейшей школы в городе – школы №10.

Местоположение школы необычно: сегодня она окружена гудящим потоком машин, большим количеством офисных зданий. Совсем рядом находится здание краевого правительства, множество важных учреждения краевого и федерального значения. Школа не имеет привычной территории, которая составляет пространство, окружающее любое учебное заведение.

Это не случайно, так как здание строилось очень давно, когда город ещё не был таким оживлённым и не имел свой статус «миллионника». Школа №10, одна из старейших в городе, возникла в Красноярске ещё до войны, когда центр города был тихим и уютным. Учиться в школе было почётно и престижно, так как она была расположена как сегодня, так и в середине прошлого века, в самом сердце – центре Красноярска.

В 1937 году школа распахнула свои двери для первых учеников. Четырёхэтажное здание тогда казалось огромным, светлым и просторным. Широкие коридоры, светлые классы с огромными окнами – всё это было непривычно для сибирского города.

В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, как и многие школы Красноярска, она превратилась в госпиталь для раненых солдат, которых везли сюда, в глубокий тыл. Часть помещений была предоставлена семьям эвакуированных, которые прибывали в Красноярск всю осень и зиму 1941-1942 года вместе с предприятиями, которые должны были начать свою работу в нашем городе.

Чем дальше продолжалась война, тем больше становился поток раненых бойцов. Под госпиталя отдали помещения городских кинотеатров, библиотек, школ. Школьные здания полностью становились медицинскими учреждениями.

Школа №10 стала эвакогоспиталем №1515 - именно в его стенах работал человек, чьё имя сегодня знают и почитают не только в Красноярске - он известен и в нашей стране, и далеко за её пределами, потому что именно он стал на вечные времена примером истинного служения человеку и Богу. Удивительным образом в личности этого человека соединились прагматично устроенный медик, видящий, что называется, человека изнутри, и врачеватель человеческих душ.

Речь идёт о замечательном враче-хирурге, а так же уникальном человеке – Валентине Феликсовиче Войно-Ясенецком, в монашестве ставшим архиепископом Лукой. Под этим именем его знает большинство людей.

Жизнь В.Ф Войно-Ясенецкого была вечным подвигом. Родившийся в 1877 году, далеко от суровой Сибири, он точно знал, что посвятит свою жизнь исцелению человека. Следуя своей мечте, он получает медицинское образование и честно исполняет свой врачебный долг до последнего вздоха.

Свободолюбивый и независимый по натуре, он подвергался многочисленным испытаниям. Его первая ссылка в наши суровые края произошла в 1924 году, когда он был вынужден жить в тяжёлых условиях заполярного Енисейска.

В двадцатые годы, переживая личную драму, он приходит к Вере и Богу, принимая монашеский пострик. С того момента его профессиональное и монашеское предназначение идут рука об руку.

В дальнейшем будет вторая ссылка, а накануне Великой Отечественной войны, в 1940 году, его в третий раз сошлют, и снова в таёжные сибирские края, где он будет отбывать своё наказание в селении Большая Мурта, что в двухстах километрах от Красноярска.

В 1941 году, когда наша страна окажется охваченной пламенем войны, 63-летний хирург и священник обратится с просьбой к советскому правительству. Он просит разрешить ему прибыть в Красноярск для того, чтобы встать к операционному столу и облегчать страдания раненых бойоцов, а после окончания войны вернуться назад в ссылку.

Так, в госпитале №1515 появляется необычный хирург: грузный, седобородый, почти слепой, никогда, даже во время операции, не снимающий рясу. Его волшебные руки, казалось, не нуждались в том, чтобы им помогали глаза. По воспоминаниям начальника госпиталя Н.Ф.Бранчевской, у архиепископа Луки почти не случалось летальных исходов. Об удивительном докторе ходили легенды, которые и не были легендами на самом деле.

Чтобы быть всегда на своём посту, архиепископ Лука упросил выделить ему небольшую каморку под лестницей, здесь же, в здании госпиталя. Однажды сюда и явился благодарный исцелённый боец, который перед возвращением на фронт принёс своему спасителю купленного за неимоверные деньги гуся. Зная скромность своего доктора, вчерашний больной преподнёс уже зажаренную готовую птицу. Трудно описать смущение, в которое он поверг своего спасителя. Выход был найден: гуся разделили на крошечные порции, которые отдали раненым солдатам.

Деятельность архиепископа Луки не ограничивалась только практикой. Уже в 1941 году он становится консультантом всех Красноясрких госпиталей, а так же ведёт преподавательскую работу в местном медицинском институте. Правда, её приходится постоянно ограничивать, так как он заканчивает работу над трудом всей своей жизни – «Очерки гнойной хирургии». Трудно поверить, но и сегодня студенты-медики изучают эту работу архиепископа Луки, а специалисты считают эту книгу непревзойденным учебным пособием, равного которому нет сегодня по данной теме.

В 2017 году Красноярский скульптор Константин Зинич и художник Игорь Бельчевский создали памятник великому учёному-медику, который является образцом для подражания всех медиков мира.

Архиепископ Лука помнил не только о своём профессиональном долге. Врачевание человеческих душ было для него не менее, а может даже и более важным. 1943 год в нашем городе ознаменовался тем, что городские власти решили по настойчивым просьбам верующих открыть для православной службы одну из оставшихся в городе церквей. Это была большая проблема, так как в 30-е годы XX века Красноярск лишился почти всех своих культовых зданий, хотя многие из них могли составить предмет гордости города, потому что являлись настоящими архитектурными шедеврами. Найти церковь, пригодную для проведения служб было делом непростым.

Нам известно, что 1943 год был не только переломным в той страшной войне, в которой сражался наш народ. Огромные потери, страдания и лишения, выпавшие на долю людей, требовали той духовной подпитки и силы, которую могла дать только истинная вера. Так появилось решение разрешить проведение церковных обрядов в одной из самых старых и скромных церквей города, которая чудом уцелела на окраине Красноярска, в Николаевской слободе.

Скромное деревянное здание к тому времени превратилось в обветшалую развалюху. Церковь находится на территории одного из самых старых городских кладбищ – Николаевского погоста. Когда-то этот район населяли и осваивали сотни приехавших в наш город людей, строивших Великий сибирский путь. Традиционно, Николаевка стала районом, который населяли железнодаорожники. Церковь слекга подправили, и именно здесь вёл службы архиепископ Лука, вплоть до того времени, пока не покинул наш город.

Нам не известно сегодня, сколько прихожан было на той первой литургии, которую отслужил святитель Лука, но весть о том, что в городе появилась действующая церковь, разлетелась в один миг. Старожилы Николаевки вспоминают, что на службы добирались даже жители правого берега Красноярска, зимой по льду замёрзшего Енисея, а летом по понтонной переправе.

Те люди, а их осталось сегодня очень немного, кто слушал тогда слова святителя Луки, в один голос утвержают, что никогда не могли забыть глуховатый старческий голос, проникающий в самую душу. Нет, они не помнят, о чём говорил архиепископ, но звук его голоса согревал их души на протяжении всё долго и нелёгкой жизни.

После окончания Великой Отечественной войны, архиепископ Лука покинул наш город. Тяжёлые испытания, которые выпали на долю этого человека, возраст, военные лишения, основательно подорвали его здоровье. Но в городе долго помнили человека, который спасал жизни раненых, вселял уверенность и уреплял дух тех, кто терял надежду, добрым проникновенным словом утешал боль от потери близких.

Сложно представить себе, какой неимоверный груз, физический и духовный, нёс на своих плечах святитель Лука, и под силу ли это обычному смертному, потому сегодня и верующие люди, и те, кто не причисляет себя к воцерковлённым, относятся с одинаковым уважением к личности В.Ф Войно-Ясенецкого.

В 2002 году было решено поставить скульптурный памятник сятителю Луке возле одного из памятников архитектуры нашего города – Архиерейского дома. Именно тогда была начата большая рестоврация этого сооружения. В уютном сквере у фасада здания появилась бронзовая скульптура, автором которой стал Борис Ильич Мусатов. На наш взгляд, памятник получился выразительным, но, зная так много о личности святителя Луки, нам кажется, что это суровое отрешённое лицо, массивное, прочное, утвердившееся в кресле своём фигура в Архиепископском облачении, не совсем соответствует тому истинному духовному содержанию, которое и было личностью Великого святителя.

Мы думаем, что святитель Лука был человеком величайшей доброты, сострадания и милосердия. Ведь не даром он говорил: «Я признаю, что больной – это живой страдающий человек, а не случай из медицинской практики…».

Вот именно – живой и страдающий человек был, по нашему мнению, главным для святителя Луки. Возможно, даже важнее, чем он сам.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»