История жизни моей бабушки – матушки Макарии (Эрны Миллер)

История жизни моей бабушки – матушки Макарии (Эрны Миллер)


Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
Туруханский районный Центр детского творчества «Аист»

Исследовательская работа

Автор: Игнатов Артём Станиславович
14 лет

Секция НОУ: «Краеведение»

Научный руководитель:
педагог высшей категории
Зубова Светлана Сергеевна

С. Туруханск
2018 год

Содержание

1. Введение.
2. История жизни моей бабушки матушки Макарии (Эрны Миллер).
2.1. Семья. Детские годы.
2.2. Начало депортации.
2.3. Новая высылка.
2.4. Путь в монастырь.
3. Заключение.
4. Литература и источники.
5. Приложения.

1. Введение

Среди моих ближайших родственников есть необычное лицо. Бабушка по линии моего отца – монахиня. Её церковное имя – матушка Макария. В Туруханске находится Свято-Троицкий мужской монастырь, а при нём действует Свято-Мариинское сестричество. Матушка Макария входит в его состав.

Матушка Макария – единоутробная сестра моей бабушки Августы, мамы моего отца. У моих бабушек – «одна мать, но разные отцы» (Андюсев, Б.Е. Сибирское краеведение. – Красноярск: 2006. - С. 110.). Правильней сказать, что я не внук, а внучатый племянник бабушки Эрны. Её полное имя – Эрстина Яковлевна Миллер.

Бабушке Эрне 77 лет. Она маленького роста, в монашеской одежде, с сотовым телефоном в кармане. У неё болят ноги, поэтому она носит даже в доме валенки и ходит, опираясь на палочку. Голос тихий, но слышит бабушка плохо и много переспрашивает в разговоре. К сожалению, у неё совсем нет фотографий из жизни до пострига – они хранятся в семьях её детей. А о себе бабушка говорить не любит.

Объект исследования – история жизни мой бабушки Эрны.

Предмет исследования – причины ухода в монастырь.

Цель моей работы: исследовать биографию моей бабушки как часть родословной моей семьи.

Задачи: 1. Описать, какие исторические события отразились в биографии моей бабушки. 2. Выяснить, какие жизненные события привели её в монастырь.

Гипотеза: уход в монастырь явился не следствием какой-либо личной драмы, а поиском своего жизненного пути.

Источники исследования: рассказы моих родственников, документальная литература. Работая с источниками, я понял, что рассказ о бабушке Эрне не может быть отделён от рассказа о трудной жизни её мамы – Чалкиной (Гетц) Альвины Андреевны.

2. История жизни моей бабушки - матушки Макарии (Эрны Миллер)

2.1. Семья. Детские годы

Родилась бабушка Эрна 26 июня 1940 года. Её родители – Гетц Альвина Андреевна (1919 года рождения) и Миллер Яков Генрихович (1916 года рождения). Брак не был зарегистрирован, поэтому родители Эрны носили разные фамилии, но дети - Эрна и её сестра Фрида, родившаяся уже в ссылке, – были записаны на отца и носили фамилию отца - Миллер.

Родители Альвины Андреевны умерли во время голодомора приблизительно в 1921 году. Это случилось в населённом пункте Герцог Дмитриевского кантона (нынешняя Саратовская область). После смерти родителей Альвина Андреевна некоторое время жила в детдоме. Их возили в поле на уборку овощей. Дети были голодные, раздетые и разутые, грелись в стогах сена, ели свеклу. От этого у них очень болели животы. Читать и писать она не выучилась, осталась неграмотной.

Дочь Альвины Андреевны от второго брака – Августа Кирилловна Чалкина, проживающая в Волгоградской области, - ездила на место рождения мамы (копия свидетельства о рождении – в приложении 1, лист 2.). Она прислала фотографии села Герцог: каким оно было, и руины этого населённого пункта (название несколько раз менялось на Суслы – авт. (http://wolgakirche.ucoz.ru/forum/7-14-1)). Это можно увидеть в приложении 1 вместе с картой кантона.

Из старших родственников бабушка Эрна смогла назвать только родителей отца - дедушку Христофора, бабушку Екатерину (Гофман) и сестру отца Эмму Андреевну Гофман. Но сын Альвины Андреевны от второго брака – Виктор Кириллович Чалкин – говорит, что у Альвины Андреевны была ещё родная сестра – Амалия Андреевна Гетц 1909 года рождения. Все они по национальности - советские немцы. Жили они в Гмелинском кантоне АССР НП (республика немцев Поволжья) в совхозе со странным названием «98».

Немецкие колонии на Нижней Волге возникли в 1764 году. Привлечение немцев и других иностранцев в Россию было вызвано нуждами государства – необходимостью освоить и закрепить за царской короной окраинные тогда земли. Колонисты активно участвовали в борьбе за Советскую власть. В 1918 году был сформирован Первый Екатериненштадский Коммунистический полк, который воевал против германских оккупантов на Украине. В 1919 году начал свой боевой путь в составе Конной армии Будённого Первый Немецкий кавалерийский полк – он боролся против Врангеля, Махно и белополяков. Многие колонисты сражались в знаменитой Чапаевской дивизии, а также против басмачества в Средней Азии (Вормсбехер, Г. Советские немцы и их литература. //Отчий дом. -М.:1989. - С.5). В 1924 году была создана автономная республика немцев Поволжья со столицей в городе Энгельс (бывший Покровск).

28 августа 1941 г. глава Советского государства М. Калинин подписал указ об упразднении Республики немцев Поволжья. Но указ был распространён и на всех советских немцев. Их предписывалось выслать в Сибирь и Среднюю Азию. В указе говорилось: «По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районе Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, полученному из Германии, должны произвести взрыв в районах, населённых немцами Поволжья.

О наличии такого большого количества диверсантов и шпионов среди немцев советским властям никто не сообщал, следовательно, немецкое население районов Поволжья скрывает в своей среде врагов советского народа и Советской власти».
Необоснованность обвинений против советских немцев подтверждается документально: «Среди обнародованных немецких архивных документов нет ни одного, который позволял бы сделать вывод о том, что между третьим рейхом и немцами, проживавшими на Днепре, у Чёрного моря, на Дону и в Поволжье, существовали какие-либо заговорщические связи» (Луи де Ионг. Немецкая «пятая колонна» во второй мировой войне. /Пер. с нем.- М.:1958. - С.358.).

Однако в 1941 году всех советских немцев «подвергли по политическим мотивам и национальному признаку административному выселению» в Сибирь и Среднюю Азию. Так указано в «Справке о реабилитации» (приложение 2, лист 1).

Отец бабушки Эрны - Яков Генрихович - был учитель. А школа и квартира находились в одном доме. Девочка едва научилась ходить, но мешала работать отцу. «В доме я открывала дверь и заходила в класс, отец возмущался, а ученики радовались».

Бабушка Эрна помнит рассказ матери, что перед началом войны ей ворожила цыганка. «Маме было интересно гадание. А цыганка ей сказала: «Вас отсюда выселят, мужа заберут и больше его никогда не увидишь». Отец на это сказал: « Будешь ты слушать цыганку».

2.2. Начало депортации

Ещё в раннем детстве бабушка была подвергнута репрессиям в составе семьи (приложение 2, лист 2). «Началась война. Отец проверял тетради, когда сообщили о войне». В конце августа 1941 года в дом пришли два милиционера, сказали: «Собирайтесь. Вещей много не берите, приедете назад». А в доме затеяли ремонт, полы были только что выкрашены и не просохли.

Собрались за ночь. Утром приехала воинская часть, и всех немцев стали грузить в вагоны. Остались только те, у кого были русские мужья. Родители Эрны жили с родителями Якова Генриховича одной семьёй, вместе и отправились на спецпоселение. Сначала плыли по Волге, потом ехали по железной дороге. В Красноярске их распределили под Абакан в Краснотуранский район, в посёлок Балык. Яков Генрихович стал работать продавцом, а Альвина Андреевна на ферме ухаживала за поросятами. За добросовестный труд её наградили поросёнком. «Жили хорошо, никто их не обижал».

10 января 1942 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял Постановление « О порядке использования немцев переселенцев призывного возраста от 17 до 50 лет» (Коваленко, Р. Немецкая зона. // 2005. - 30 октября.-№59.- С.8.). По этому постановлению все немцы мобилизовались на всё время войны в трудармию, т.е. лагеря ГУЛАГа. Связь с ними вскоре прерывалась.

«Снова приказ. Стали забирать в трудармию. И по сегодняшний день не знаем, где погиб отец. Знаем только, что он заготавливал лес для постройки железных дорог. Некоторые возвращались из трудармии, но очень мало. Один приехал из них в Костино, весь израненный, рассказал, что работа была очень тяжёлая, кормили плохо, последнее забирали. Больше не было ни вестей, ничего», - так рассказывает бабушка Эрна.

Но документальный источник «Немцы – трудармейцы, погибшие в Усольлаге НКВД / МВД СССР (период 1942-1947 годы)» даёт более подробные сведения о трагической судьбе Якова Генриховича. Он родился в 1916 году в селе Кано Гмелинского кантона АССР НП. 22 июня 1942 года он прибыл из Вятлага в Усольлаг «Тимшир». Умер 19 июля 1944 года.

2.3. Новая высылка

«Нас отправили в деревню Костино Туруханского района Красноярского края. Полный пароход поселенцев. Бабушка, дедушка и тётушка могли остаться в Балыке, но они поехали с нами ради матери. Мама ждала ребёнка. Подошёл пароход к берегу, бабушка взяла меня на руки, я плакала. Женщина местная приютила нас на ночь».

Так семья в сентябре 1942 года оказалась в Костино. Здесь кого могли – распределили по квартирам, остальных поселили в банях. Альвина Андреевна сначала жила в бане под яром (под берегом – авт.). Дед-хозяин был болен эпилепсией. Однажды с ним случился сильный приступ, который так напугал Альвину Андреевну, что это сказалось на здоровье её родившейся дочери. Фрида была очень слабой, больной эпилепсией.

После этого случая Альвину Андреевну поселили на квартиру к Тамаре Чалкиной.

Все переселённые народы были отданы под опеку МВД. Они должны были оставаться на новых местах навечно. Это распространялось и на детей. Достигшие совершеннолетия, они вместо паспорта подвергались спецпоселению и получили такие же справки, как у взрослых: «Спецпоселенец такой – то находится под гласным надзором МВД и имеет право проживать только там – то». В комендатуре НКВД значилось, что они прописаны к колхозу, совхозу или промышленному предприятию. У взрослых паспорта отбирали сразу; так действовало НКВД, чтобы не оставлять следов.

«Бабушку, дедушку и тётушку отправили работать в Старотуруханск в бузинский совхоз (это не название, так совхоз называли по имени председателя Бузиной – авт.)». Там бабушка Эрны и умерла в 1945 или 1946 году.

Жила Альвина Андреевна с детьми очень голодно. Моя бабушка Августа Кирилловна рассказывает: «Мама заведовала овощехранилищем в Костине, давала подругам очистки и отходы от картошки. Спасла их от голодной смерти. Сама же, чтобы спасти своих детей от голода, вышла замуж за местного вдовца, у которого было много детей и который был старше её на двадцать три года. В этом браке родились мы: Виктор, Ирма, Сергей, я и Александр». В приложении 3 – Альвина Андреевна с мужем и Альвина Андреевна с детьми. Чалкин К.Д. родился в 1896 году.

Бабушка Эрна говорит: «Маме пришлось выйти замуж в Костино. Она вышла замуж за вдовца Кирилла Денисовича Чалкина. У него было пять или шесть своих детей, и мы двое с сестрой. Его старший сын был взят в армию. А сестра Фрида умерла, ей было года 2-3».

У Кирилла Денисовича после смерти жены на руках остались шестеро детей: Веня, Полина, Валентин, Володя, Саша, Лёва. Самому младшему – Лёве – было 8 месяцев, чуть постарше Володя и Саша. Саша потом в 3 года умер.

«Всего у мамы было вместе с приёмными старшими детьми и умершими Сашей и Фридой 13 детей». Трудно было прокормить такую семью. Пайка не хватало. Альвина Андреевна вставала в 4 часа утра. Она постоянно с кем-нибудь рыбачила.

Виктор Кириллович говорит: «Конечно, замуж мама вышла не по любви. Обоим надо было выживать. Отец ходил на двух костылях, ноги застудил во время охоты. Мама усыновила Лёву. Брак регистрировать не разрешали, поэтому и Ирма, и я носили фамилию Гетц. Регистрироваться не разрешали, а усыновить разрешили. После смерти Сталина разрешили регистрироваться, и отец всех усыновил и удочерил. Стали Чалкины. Регистрировались родители в 1954 году».

К спецпоселенцам местные жители относились по-разному. Случалось, что обзывали фашистами. Бабушка Эрна говорит, что её мама в конторе кинула в стену чернильницу, когда её так назвали. Больше её так никто не называл. «В школе дразнили, но мы в долгу не оставались», - сказал Виктор Кириллович.

Однако не всё было так несложно на самом деле. Виктор Кириллович рассказал, что за спецпоселенцами осуществлял надзор уполномоченный НКВД по фамилии Трухин. Он говорил: «Немцы все фашисты». Он издевался над спецпоселенцами. «Когда пришли с войны мужики, к спецпоселенцам стали относиться по-доброму. Фронтовики поймали Трухина и устроили ему по-солдатски «тёмную». Он стал просить перевод на другое место, и его сразу же перевели». Бабушка Эрна про это не знала, потому и не рассказала.

Детство Эрны прошло в труде: «Баловаться некогда было. Сено ставили сами. Дёготь с маслом разводили и мазались от комаров. Утром в 5 часов вставали. День был такой: проверяли самоловы, потом покос, снова самоловы. Весной все каникулы тоже работали: пилили дрова. А зимой на нартах, на собаке возили дрова. Воду на себе носили из-под берега на коромысле».

После смерти Сталина Альвине Андреевне пришёл вызов, она могла вернуться на родину. Но Кирилл Денисович сжёг все документы, и Альвина Андреевна осталась в Костино со своей большой семьёй.

В Костино Эрна закончила школу 7-летку. Потом год была нянькой в Туруханске. Она помнит, что это был нелёгкий труд. Ей было лет 14. Из первого дома, где она устроилась работать нянькой, она убежала через день. Затем работала нянькой в семье учёных, которые жили в двухэтажном доме на окраине Туруханска (этот дом на улице Спандаряна сейчас стоит заброшенным – авт.). В квартире располагалась какая-то лаборатория, а Эрну поселили в маленьком домике во дворе. Она не только смотрела за ребёнком, но и готовила еду и убирала в доме. «А что я могла готовить? Сама ещё ничего не умела толком». В этот период она ещё и закончила 8 классов в вечерней школе.

Затем бабушка Эрна в течение нескольких лет жила у тёти то в Старотуруханске, то в Минусинске, когда тётя переехала. В Минусинске она закончила 9-й класс и работала техничкой. Жили очень бедно. Зарплата была 27 рублей.

Эрна прожила три года с тётушкой, а потом замуж вышла. С мужем Давыдом переехали в Костино, а затем завербовались на работу в экспедицию в посёлок Дьявольское. Однако экспедицию вскоре закрыли.

В 70-е годы они жили в посёлке Борец в 12 километрах от Минусинска. Это был зерносовхоз – миллионер. Здесь она с мужем Давыдом жила очень обеспеченно. Бабушка работала на разных работах (на току, на зерне).

У бабушки родилось двое детей – дочь Люба и сын Серёжа. Муж умер внезапно в возрасте 39 лет. Когда муж умер, она переехала к дочери в посёлок Шира.

В Туруханск бабушка приезжала несколько раз. 23 июля 1967 года Кирилл Денисович умер. В 1969 году Альвина Андреевна с младшими детьми, родившимися во втором браке, переехала в Туруханск. Они купили небольшой домик по улице Вейнбаума на высоком берегу Нижней Тунгуски. В приложении 4 Альвина Андреевна с сыном Виктором и дочерью Августой в Туруханске.

В первый раз бабушка приехала, когда получила сообщение о болезни Альвины Андреевны. «Маму парализовало, но легко. Думала: поживу с матерью, останусь на год». Бабушка стала работать техничкой в школе в Селиванихе (деревня в 12 км от Туруханска - авт.). Здесь она во второй раз вышла замуж, прожила в браке пять лет. Снова уехала в Шира, затем вернулась. В последний приезд в Туруханск мама ей сказала: «Что ты поедешь? Оставайся здесь». И бабушка осталась.

Она участвовала в восстановлении храма, часто ходила в него. А потом приняла постриг и стала монахиней Макарией.

2.4. Путь в монастырь

Бабушка объясняет Божьим промыслом то, как сложилась её жизнь. Она пояснила это такими примерами.

Бабушка Эрна прожила более 30 лет на материке (так северяне называют те места, что находятся вне севера – авт.). «Я никогда не хотела жить на севере, так он был тягостен мне. Длинная, холодная зима, нудный дождь осенью. Но Господь так сделал: то, что не хотела, - то пришлось испытать». С 90-х годов она снова живёт на севере, в Туруханске.

Когда ещё она была замужем, однажды сказала: «Хоть бы заболеть, я бы отдохнула». «И дал мне Господь этот отдых на десять лет».

«Я никогда не любила готовить. Но вот Господь так устроил, что я теперь в монастыре еду готовлю». Бабушка не только готовит, но и убирает в доме, где кельи; везде невероятная чистота. Она говорит, что это – жизнь в послушании, которая связана с испытанием.

В литературе встречается такая точка зрения, что в монастырь приходят после какой-то личной драмы. У бабушки Эрны всё было не так. Был поиск своего пути в жизни. Этот путь можно разделить на несколько этапов.

Во-первых, она росла в семье, в которой про Бога говорили. Ещё в детстве её тянуло к чему-то божественному. «Помню, когда я была ещё маленькая, Кирилл, за которого мама вышла замуж, не страшился показывать свою веру, даже в те времена» (именно в доме К.Д.Чалкина принимали на ночлег епископа Луку, когда он возвращался из ссылки в 1925 году – авт.). Иконы стояли открыто. «Была большая икона Спаситель, по краям четыре евангелиста (Марк, Матфей, Лука и Иоанн). Икона около метра, под стеклянным киотом. Кирилл зажигал лампаду, молился. Была маленькая икона Василия Мангазейского, где он изображён как бы в халате зеленоватого цвета. Это пока он не был прославлен в лике святых. Была икона Георгия Победоносца, побеждающего дракона. Ещё был изображён тверской князь Михаил и боярин Фёдор, они приняли мученическую смерть в орде». Впоследствии иконы так и остались в доме, когда семья переехала из Костино в Туруханск.

В Костино не было церкви, и все верующие сами высчитывали по лунному календарю, когда будет Пасха. «Мне всегда было интересно, когда говорили о божественном. Так бы слушала и слушала».

Второй этап: позднее к ней пришло ощущение, что ей чего-то сильно не хватает, что с ней должен быть кто-то, кто может помочь мгновенно. Это ощущение возникало не один раз.

Она родилась в немецкой семье, и если бы её семью не вырвали из родной обстановки, бабушка Эрна была бы католичкой. Но она оказалась совсем в другой обстановке. Поэтому ощущение, что ей чего-то сильно не хватает, привело её к Православию. Один из символов Церкви – корабль, который среди бурных волн моря помогает человеку чувствовать, что он достигнет берега. А море – это символ житейского моря страданий и страстей. И бабушка обратилась к Церкви.

«В Туруханске я много плакала. В серванте стояли две маленьких иконы – Спасителя и Богородицы. Однажды я услышала голос: «Ты уезжай быстрее, уезжай туда, где есть храмы».

Когда в Шира стали собирать деньги на моленный дом, бабушка рассчиталась на работе в Селиванихе и вернулась в Шира. «Уж Господь так устроил, что мне в Абакан ездить не нужно». В Абакане церковь была, но ездить туда из Шира нужно было на автобусе, поэтому бабушка так обрадовалась строительству нового храма. В этом храме она и крестилась в возрасте 50 лет.

Бабушка стала трудиться сторожем в новом храме. «Счастливей меня человека не было». Это очень поразительно, потому что денег ей никто не платил, и она питалась подаянием.

Когда бабушка болела, ей несколько раз назначали и отменяли операцию. Ей как будто кто-то подсказывал, что исцеление может прийти без операции. Впоследствии она поступила так же, как в рассказе в Евангелии от Матфея об исцелившейся женщине. В этой притче женщина получила исцеление от болезни, прикоснувшись к одежде Христа. Бабушка, прочитав этот рассказ, решила: «Вот буду брать благословение у священника и прикоснусь к одежде. И мне дал Господь исцеление на 15 лет. Я полностью исцелилась».

Бабушка поверила, что вера может исцелить. «Каждый человек болеет по своим грехам. Просите - и дастся вам».

В-третьих, бабушка пережила важные переживания. Одно из них касалось восприятия смерти. В больнице она пережила два таких потрясения. «В палате лежали 4-5 человек. Привезли женщину. В субботу к ней внучка пришла. Женщина заумирала и умерла. Я запротестовала: как же это?.. Только что живая была, разговаривала. С этой смертью я не могла примириться. Дня через два положили мужчину. Он всё время скандалил. Пошли на обед; пришли с обеда – он умер». Эти две смерти потрясли бабушку, в душе она очень протестовала против смерти.

Впоследствии, когда бабушка стала верить в Бога, она поняла, что для верующего во Христа смерть потеряла свою силу. «Да, мы всё ещё умираем прежней смертью, но не остаёмся в ней, а это не значит умирать, - говорил богослов Иоанн Златоуст. – Власть смерти и истинная смерть есть та, когда умерший уже не имеет возможности возвратиться к жизни; если же после смерти он оживёт, и притом лучшей жизнью, то это не смерть, а успение» (Архиепископ Иларион (Алфеев). Православие. Т.1. – М.: изд-во Сретенский монастырь). Для верующего человека смерть содержит в себе потенциал будущего воскрешения, она – переход в вечность. Для бабушки столкновение со смертью в больнице было своего рода знаком, что это переживание дано ей тоже неспроста.

Другим важным переживанием стало знакомство с богословской литературой. Бабушку огорчало, что в Шира «книг в храме не было». Когда появились церковные книги в храме, бабушка стала покупать книги, иконы. Однажды бабушка купила Новый завет. Помнит, что книга стоила 40 рублей.

Бабушка любит читать Новый завет, Евангелие и другие богословские книги. Однако её путь к Богу – не в количестве прочитанных богословских книг и отстоянных служб, а в чистом сердце, которое созидается большим трудом. Бабушка знает, что можно прийти к благодати через труд и молитву. Она ходит на общее послушание, готовит еду, убирает в доме, проживает вместе с другими братьями и сестрами во Христе - и через это обретается радость жизни. Бабушка говорит: «В монастыре не терпят, а живут».

Почему же тогда бабушка, как и другие монашествующие, носит чёрную, как бы погребальную одежду? Оказывается, что эта одежда символизирует смерть души для греха. «В лоне господнем не грустно и не одиноко».

Бабушка говорит: «Как же можно не любить Господа? Ведь он создал всё на свете. Даже удивительно, почему люди в храм не ходят». Она считает, что молитва является вторым, внутренним, дыханием. Бабушка гордится тем, что «и мои руки храм поднимали», и тем, что она участвовала в уборке храма, когда были найдены мощи Василия Мангазейского: «Слой в пол-метра земли убирали и обнаружили место, где лежали мощи». Она пришла к выводу: «Разные святые различные подвиги несли, поэтому мощи бывают разного цвета. У нашего Василия – бледно-розового цвета, другие бывают жёлтые, встречаются тёмно-коричневого цвета».

При встречах она не рассказывает забавные или поучительные истории из своей жизни, она любит говорить о божественном. Она рассказывала о святителе Луке, о святом мученике Василии Мангазейском. Она говорит, что если верующий человек своими силами с чем-то не справляется, то приходит реальная Божья помощь. Она ни о ком не отзывается плохо. Бабушка считает, что каждое слово, сказанное на земле, отзвуком идёт на небо. Поэтому у бабушки внутренняя чуткость ко всему.
Она очень ответственный человек. Бабушка является крёстной матерью моего отца. Он не ходит в церковь, и бабушка очень переживает, что она скажет Господу, когда предстанет перед ним. Чувствуется, что она переживает и из-за того, что мы с братом некрещёные, потому что у нас нет своего ангела-хранителя, который убережёт от дурного. Ей хочется, чтобы всё у нас было хорошо.

6. Заключение

Интерес к прошлому, к истории своего Отечества, своих предков заложен в каждом человеке. С самых малых лет человеку приходится слышать и понимать, что до него тоже было время, были люди и события. Человек слушает рассказы родственников, семейные легенды, и в памяти постепенно складывается образ прошлого. Когда становишься старше, к услышанному и увиденному добавляется прочитанное, а также знания, полученные на уроках, из телепередач. Так в каждом человеке накапливается информация о прошлом своих близких. История жизни моей бабушки Эрны – начальное звено в будущей летописи моего рода. А заодно я проверил себя, свой характер и свою способность доводить дело до конца. В дальнейшем я намерен закрашивать белые пятна в собственных познаниях об истории семьи.

Изучив источники исследования, мы пришли к следующим выводам.
1. Судьба человека всегда зависит от того, где, в каких экономических и политических условиях он родился и жил. Репрессии не обошли стороной мою бабушку. Самое страшное событие в её жизни – это насильственная депортация семьи из республики немцев Поволжья в годы Великой Отечественной войны. Не будь её – жизнь бабушки сложилась бы по-иному. Попав в депортацию несмышлёным ребёнком, она столкнулась с проблемами, которые и взрослому нелегко преодолеть: потеря отца, недоедание, невозможность получить профессию, необходимость много и тяжело трудиться физически. Она вынесла на своих плечах все потрясения ХХ века и осталась добрым и чутким человеком.

2. Путь бабушки в монастырь не был следствием личной драмы. Это был поиск своего пути в жизни. Её путь к Богу начался в семье, где Бог не был забыт вопреки советской системе. С детских лет она ощущала потребность в божественном, эта потребность во взрослом возрасте стала осознанной. В богословских книгах она нашла ответы на то, как следует жить, как воспринимать смерть и другие жизненные переживания. Сила духа, вера и любовь помогли ей в поисках своего жизненного пути.

Таким образом, задачи исследования выполнены. Гипотеза подтверждена. Цель работы достигнута: исследована биография моей бабушки Эрны Миллер – матушки Макарии - как часть родословной моей семьи.

Благодарю за помощь при написании работы: моего научного руководителя Светлану Сергеевну Зубову, моих родителей Игнатовых Станислава Олеговича и Екатерину Игоревну, мою бабушку Игнатову (Чалкину) Августу Кирилловну, брата моей бабушки Августы Виктора Кирилловича Чалкина и его жену Зинаиду Алексеевну Чалкину.

Литература

1.Андюсев, Б.Е. Сибирское краеведение. – Красноярск: 2006. - С. 110.
2.Архиепископ Иларион (Алфеев). Православие. Т.1. – М.: изд-во Сретенского монастыря, 2009. – С.735.
3.Вормсбехер, Г. Советские немцы и их литература. //Отчий дом. - М.:1989. - С.5.
4.Луи де Ионг. Немецкая «пятая колонна» во второй мировой войне. /Пер. с нем. - М.: 1958.- С.358.
5.http://wolgakirche.ucoz.ru/forum/7-14-1

Источники:

1.Постановление «О порядке использования немцев переселенцев призывного возраста от 17 до 50 лет» .(Коваленко, Р. Немецкая зона. // 2005. - 30 октября. - №59. - С.8.)
2.Рассказ моей бабушки - матушки Макарии (Эрны Миллер). Рассказ записан автором работы. Хранится в семейном архиве Игнатовых.
3. Рассказ моей бабушки – Игнатовой (Чалкиной) Августы Кирилловны. Рассказ записан автором работы. Хранится в семейном архиве Игнатовых.
4. Рассказ моих родственников по линии отца – Чалкиных Виктора Кирилловича и Зинаиду Алексеевну. Рассказ записан автором работы. Хранится в семейном архиве Игнатовых.

Приложение 1

Лист 1


Карта Мариентальского кантона АССР немцев Поволжья


Жители села Герцог (Суслы) Новоузенского уезда Самарской губернии.
Фото начало XX в.

Источник: http://wolgakirche.ucoz.ru/forum/7-14-1

Приложение 1

Лист 2


Свидетельство о рождении Гетц Альвины Андреевны
с отметкой о регистрации второго брака

Источник: семейный архив Игнатовой (Чалкиной) А. К. – дочери Гетц А. А.

Приложение 1

Лист 3


Католическая церковь в селе Герцог


Заброшенное кладбище


Место, на котором располагалось село Герцог

Источник: http://wolgakirche.ucoz.ru/forum/7-14-1

Приложение 2

Лист 1


Справка о реабилитации Гетц Альвины Андреевны

Источник: семейный архив Чалкина В.К. – сына Гетц А.А.

Приложение 2

Лист 2


Свидетельство о льготах
Миллер Эрстины Яковлевны
на основании ст. 16 Закона РСФСР
«О реабилитации жертв политических репрессий»

Источник: документы Миллер Э.Я.


Дом Чалкиных (слева) в д.Костино Туруханского района,
где жила в детстве Эрна Миллер

Источник: семейный архив Игнатовой (Чалкиной) А.К. – дочери Гетц А. А.

Приложение 3

Лист 1


А. А. Чалкина (Гетц) и её муж Чалкин К. Д. (второй слева)
Село Костино Туруханского района
50-е годы XX века

Источник: семейный архив Чалкина В.К. – сына Гетц А.А.


Альвина Андреевна Чалкина (Гетц) с детьми: Сергей, Августа, Александр, Ирма
Деревня Костино Туруханского района
1957 г.

Источник: семейный архив Игнатовой (Чалкиной) А.К. – дочери Гетц А. А.

Приложение 3

Лист 2


Альвина Андреевна Гетц с детьми:  сын Александр, дочь Августа
Село Туруханск
1970-е годы XX века

Источник: семейный архив Чалкина В.К. – сына Гетц А.А.


Альвина Андреевна Гетц – мама Миллер Эрны Яковлевны
18 марта 1919 г. – 2 мая 2009 г.

Источник: семейный архив Игнатовой (Чалкиной) А.К. – дочери Гетц А. А.

В процессе исследования


Матушка Макария и её внучатый племянник Игнатов Артём – автор работы


Встреча матушки Макарии с внуками – Артёмом и Димой Игнатовыми
С. Туруханск
2018 г.


На главную страницу/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»