Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Марьин Клин: попытка увидеть прошлое


XX ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ - XX ВЕК»
2018-2019 год

ТЕМА КОНКУРСА: ЧЕЛОВЕК И МАЛАЯ РОДИНА
НОМИНАЦИЯ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Выполнила: Юрчишина Татьяна Анатольевна, ученица 9 класса МКОУ Тугачинской СОШ Саянского района Красноярского края

Руководитель: Жукович Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Тугачинской СОШ Саянского района Красноярского края

Саянский район, пос. Тугач, 2019г

АННОТАЦИЯ

В работе представлены результаты проведенных исследований по изучению истории Тугачинского отделения КРАСЛАГА и отдельного лагерного пункта Марьин Клин в 30-50гг. прошлого столетия. Содержание работы раскрывает историю возникновения названия поселения Марьин Клин, воспоминания старожилов о поселении в период размещения на его территории лагерного пункта, обеспечивающего продовольствием Тугачинский КРАСЛАГ, воспоминания старожилов о заключенных лагерного пункта: гендерном, национальном составе, роде занятий, взаимоотношениях заключенных с местными жителями.

Представленный анализ похозяйственных книг периода 50-60 гг. прошлого века позволяет сделать выводы о численности населения Марьиного Клина в период существования в нем лагерного пункта, составе населения, должностях, занимаемых жителями поселения, работающими при лагере.

В качестве доказательства подлинности полученных от старожилов сведений приведены документальные факты, полученные в краевых архивах, проведена экспедиция по местам бывшего населенного пункта Марьин Клин, по результатам которой создан фильм, напечатаны фотографии, найдены и размещены в местном музее предметы быта и производственной деятельности жителей поселения.

Одним из важных достижений исследовательской работы стал вывод о том, что заключенные, прибывшие в Тугачинский КРАСЛАГ из европейской части России и близлежащих зарубежных стран внесли огромный вклад в развитие территории, в повышение культурного и образовательного уровня населения Красноярского края.

I. ВВЕДЕНИЕ

Изучать историю своей страны можно по-разному. Можно открыть книгу, учебник и узнать, что происходило в родной стране пятьдесят, сто, тысячу лет назад - но полученные таким путем знания как-то не особо трогают душу и воспринимаются как обычные факты. А можно встретиться со старожилами своей малой родины, выслушать их задушевные, порой наполненные противоречивыми чувствами рассказы об истории своего поселения, побывать на месте произошедших событий и понять, что такая история намного глубже западает в душу, волнуем сердце и разум. Совсем по-другому начинаешь смотреть на историю своей страны и ощущаешь себя, своих близких, знакомых частью этой истории.

Я живу в поселке Тугач Саянского района Красноярского края. История моего поселка – пусть не очень красивая, но значительная часть истории моей страны. Здесь в 30 - 50 годы прошлого столетия было открыто и действовало отделение КРАСЛАГА. Трагическая история моей страны! Но, благодаря ей, существует поселок Тугач, в котором живу я и моя семья.

Тема сталинских репрессий очень актуальна сегодня в России и даже за рубежом. Много рассказано старожилами поселения о лагерной зоне, располагавшейся в поселке Тугач. О Тугачинском отделении КРАСЛАГА упомянуто в книге В.Я. Обермана «О людях и немного о себе». Особое внимание сегодня уделяет Тугачинскому отделению КРАСЛАГА краевая общественная организация «Мемориал» во главе с А.А.Бабием. В Саянском районе в настоящее время реализуется проект «Музей под открытым небом «Совершенно секретно: Тугачинский КРАСЛАГ». В сети Интернет по данной теме открыт форум, где обсуждается проблема исторической памяти, высказываются мнения, идет переписка людей, причастных к событиям тех давних лет. Но меня заинтересовала история отдельного лагерного пункта №2 Тугачинского отделения КРАСЛАГА, командировка Марьин Клин, потому что она не описана ни в каких источниках, а вот легенд об этом поселении среди местных жителей ходит множество. Некоторые жители, проживающие в поселке Тугач ныне, рождены были на Марьином Клину и жизнь их семей связана с этим покинутым людьми местом. В сельской администрации пос. Тугач хранятся похозяйственные книги основных производственных показателей хозяйств пос. Марьин Клин 1952 – 1960гг, о Марьином Клине упоминалось в районной газете «Присаянье». [4,5] Т.е., информация о поселении есть, но она не изучена, не структурирована, не обобщена, а ведь может стать весомой частью истории Тугачинского КРАСЛАГА и достоянием всех заинтересованных лиц.

Цель моей исследовательской работы - восстановить сведения о лагерном пункте №2 Тугачинского КРАСЛАГА под названием «Марьин Клин» и передать собранный материал в местный музей.

Чтобы достичь цели, я поставила перед собой несколько задач:

1. Встретиться со старожилами поселка Тугач и близлежащих поселений и собрать информацию о лагерном пункте Марьин Клин в 30-50гг.
2. Найти документы в районном и краевых архивах по указанной теме, изучить их и сопоставить с рассказами старожилов для подтверждения информации.
3. Изучить похозяйственные книги основных производственных показателей хозяйств населения, проживающего на территории поселения Марьин Клин в 50-60-е гг., сделать выводы о количестве людей, проживающих на территории лагерного пункта, и их деятельности и сопоставить с рассказами старожилов.
4. Побывать в местах, где когда-то функционировал лагерный пункт, найти прямые доказательства деятельности людей на данной территории.
5. Обобщить полученную информацию, структурировать, сделать выводы по существу исследования, оформить материалы, представить вниманию общественности и передать в местный музей.

Методы исследования:

- эмпирические (опрос населения, изучение литературных источников и документов, анализ информации, обобщение);
-практические ( экспедиция по изучению местности и поиску объектов исследования);
- статистические (подсчет показателей).

Мне удалось встретиться со старожилами поселка Тугач и близлежащих поселений и собрать информацию о лагерном пункте Марьин Клин, найти некоторые документы в краевых архивах по указанной теме, изучить похозяйственные книги основных производственных показателей хозяйств населения, проживающего на территории поселения Марьин Клин в 50-60-е гг. Полученная информация вкратце представлена в основной части моей работы. Материалы, собранные мною, переданы в местный музей, как прямые источники истории поселка Тугач и прилегающей к нему территории. На этом моя исследовательская работа не закончилась. Следующим шагом моей работы стало посещение тех мест, где когда-то существовало поселение Марьин Клин. Под руководством учителя русского языка и литературы Жукович Светланы Николаевны, при непосредственной помощи нынешнего главы Тугачинской сельской администрации Кузьмич Павла Николаевича, совместно с моим классом и классным руководителем Рукосуевой Ксенией Анатольевной, мы совершили экспедицию на Марьин Клин. Нас не оставляла мысль о том, что, несмотря на 40-летний период со времени закрытия лагерного пункта, на месте поселения должны остаться доказательства хозяйственной и производственной деятельности жителей Марьиного Клина и заключенных, и мы не ошиблись.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 История названия поселения Марьин Клин

Начав поиск информации по истории лагерного пункта Марьин Клин, от местных старожилов я узнала интересную местную легенду: «Поселение Марьин Клин получило своё название не случайно. При Тугачинском отделении КРАСЛАГ работала когда-то женщина по имени Мария. Она была почтальоном. Однажды ей нужно было доставить корреспонденцию в командировку на Дашином ключе, и Мария решила идти пешком. Так как это была зима, Мария пошла с утра, но до места назначения так и не добралась. Охотники рассказывали, что на неё напала стая волков. Поиски Марии не увенчались успехом, всё, что удалось найти от этой храброй женщины, это клин от её юбки. С тех пор данную командировку стали называть «Марьин Клин». И это название живёт до сих пор».

Так гласит местная легенда. Но так ли это на самом деле. Обратившись в Красноярский государственный архив, я выяснила, что лагерный пункт Марьин Клин был образован в 1943 году на основании приказа начальника Управления Красноярского исправительно-трудового лагеря НКВД от 28.11.1942г № 424. [1] Кроме того, некоторый материал о Марьином Клине я нашла в районной газете «Присаянье» от 3 ноября 2016 года. В газете прописано: «По данным Саянского архива, на 1 ноября 1921 года в Агинской волости насчитывалось 34 селения, одно их них - Марьин Клин».[4]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что поселение Марьин Клин существовало задолго до открытия там лагерного пункта Тугачинского отделения КРАСЛАГ, а в народных легендах события тех давних лет перемешались. Возможно, и погибла когда-нибудь девушка по имени Мария в тех местах, возможно, остался клин от ее юбки после звериного пиршества. Но слово «клин» имеет в русском языке много других значений. Согласно толковому словарю Ожегова, клин – это часть земельного угодия, выделяемая по какому-нибудь признаку (например, по местности). Какое из значений послужило названию поселения? Если посмотреть на карту Саянского района 30 – 40гг прошлого столетия (рис.1), то можно утверждать, что поселения Тугач, Шамы и Марьин Клин географически расположены так, что при соединении их линиями по карте образуется треугольник, с вершиной в Марьином Клину. Не отсюда ли пошло название Марьин Клин?! (Это мои предположения, но проверить их невозможно.) Итак, легенда о происхождении названия Марьин Клин несколько не сходится с фактами, но на то она и легенда.


Рис 1

1.2. Воспоминания старожилов

Для того чтобы узнать о лагерном пункте Марьин Клин, я обратилась к местным старожилам: к Елене Федоровне Лазаревой, жительнице пос. Тугач, отец которой был когда-то репрессированным и отбывал наказание в Тугачинском отделении КРАСЛАГ (рис.2), к Любови Васильевне Ершовой, жительнице пос. Тугач, проживавшей в Марьином Клину с 1944 года по 1956 год, и к супругам Пермяковым Михаилу Петровичу и Валентине Егоровне, жителям пос. Кан-Оклер, проживавшими в Марьином Клину с 1946 года по 1958 год. Их воспоминания в основном совпали по содержанию.


Рис. 2

Из воспоминаний Пермяковых Михаила Петровича и Валентины Егоровны: «Марьин Клин – это был небольшой поселок, расположенный в 9 км от пос. Тугач. В поселке была одна прямая улица длиной 400-500 м, густо застроенная с обеих сторон домами. Вот на этой небольшой улице в период с 1945 года по 1960 год проживало около пятисот жителей, большая часть из них были дети. В конце этой улицы и был выстроен лагерный пункт Тугачинского отделения КРАСЛАГ, так называемая командировка.

Люди жили в маленьких избах, построенных заключенными при лагере. Избы были разделены на две-три комнаты. В каждой комнате селилась одна семья. Семью Пермяковых по распоряжению начальника лагерным пунктом разместили в доме, хозяин которого был раскулачен в период коллективизации и выслан вместе с семьей из поселения. Когда был расформирован лагерь, семья Пермяковых, как и многие другие семьи, переехала из Марьиного Клина. Дом был перевезен в поселок Тугач и поставлен на Школьной улице. Он и ныне стоит под № 28. (Рис.3).


Рис. 3

Лагерный пункт представлял собой огороженную со всех сторон «рабочую» зону. Зона была внушительных размеров. Это был своего рода жилой поселок, огороженный со всех сторон забором из распиленных вдоль бревен, вкопанных торцами в землю. Высота стены достигала 7-8 метров. Перед стеной был выкопан глубокий ров для предотвращения побегов заключенных. Отделяли зону от самого поселка массивные ворота. По периметру зоны, через каждые 200 метров стояли караульные вышки, на которых дежурили охранники с автоматами. У ворот зоны находился пропускной пункт, где дежурили охранники с собаками. Часть зоны занимали бараки для заключенных. В зоне также были выстроены пищеблок, пекарня, медпункт, баня, обеспечивающие жизнедеятельность заключенных. За пределами зоны находились кузница, паровая электростанция, сконструированная из паровоза, пилорама, созданная по проекту заключенного Пробста Готлиба Людвиговича (немец по происхождению, сослан из Поволжья), пожарка. Так как назначение командировки Марьин Клин заключалось в том, чтобы обеспечить все близлежащие лагеря продовольствием, большую площадь у зоны занимали склады и подвалы для хранения овощей. За территорией зоны также был расположен конепарк, в котором содержалось более ста лошадей, с помощью которых выполнялись все необходимые работы. Тракторы появились позже. Также за территорией зоны находились три огромных фермы для крупного рогатого скота и 4 огромных свинарника. Свиней выращивали крупных, в домашних хозяйствах таких не было.

Командировка Марьин Клин была женской зоной (мужчин на зоне было не больше десятка). Здесь отбывали заключение женщины, присланные из Западной Украины и осужденные за содействие немцам во время Великой Отечественной войны. На полях, расположенных вокруг поселка, выращивали овощи, ячмень, бобовые культуры. Целые поля засаживали огурцами, помидорами. Всего удивительнее было то, что на поле выращивали клубнику, о которой в Сибири в то время никто и не знал. Семена и рассаду заключенные женщины выписывали с Украины.

Благодаря тому, что Марьин Клин был основной продовольственной зоной на территории Тугачинского отделения КРАСЛАГ, заключенные Марьиного Клина и местные жители хорошо питались, что было редкостью для того послевоенного времени. Жизнь заключенных на Марьином Клину не была очень суровой. Конечно, людям приходилось много трудиться, но дружеские отношения с местными жителями, отсутствие строгого режима для женщин, жестоких наказаний скрашивали жизнь в неволе.

Кроме сельскохозяйственных работ, заключенные зоны «Марьин Клин» занимались и лесозаготовками. Это был тяжелый труд, в котором опять-таки были основной рабочей силой женщины. Вместе с заключенными на лесозаготовках трудились местные жители, в том числе дети-подростки.

В поселке Марьин Клин была открыта начальная школа для учащихся 1-4 классов. Центром культуры в поселении был клуб, а носителями культуры – заключенные женщины-украинки. Они устраивали концерты для местного населения: очень хорошо пели, плясали. В клубе показывали по вечерам кино (механиком был парень из заключенных). Совместная работа, концерты в клубе, кино сближали жителей поселка и заключенных. Девушки учились у заключенных женщин выращивать овощи, клубнику, ухаживать за скотом и еще – вышивать крестиком.

Среди заключенных было много образованных, воспитанных, интеллигентных людей, принесших в Сибирь культуру, достижения науки и техники тех лет. С особой теплотой и благодарностью вспоминается Пробст Готлиб Людвигович. Он очень много и безвозмездно делал для жителей поселка: он разбирался во всех нехитрых механизмах, используемых в зоне, построил пилораму, изготавливал необходимые приспособления для уборки и хранения овощей, для заготовки леса, оборудовал динамиками всю улицу - в каждом доме было радио, по которому транслировались радиопередачи и передавались местные новости и объявления. Благодаря его изобретениям труд заключенных и местных жителей становился легче и продуктивнее.

В 1955 году зону расформировали, женщин увезли. Но через короткое время ее восстановили. Только теперь в зону привезли настоящих преступников-рецидивистов. Была выстроена усиленная охрана, ужесточен режим. Отношения заключенных с населением не ладились. Об этом периоде старожилы не любят вспоминать. Продлился он около двух лет: в 1957 году лагерь закрыли полностью, и жители Марьиного Клина, не имея работы, начали потихоньку разъезжаться: кто-то выехал в Тугач, в Капитоново, кто-то в село Агинское и другие деревни района, а кто-то вовсе покинул район, ища счастья на необъятных просторах Сибири.

Таким образом, пообщавшись с местными старожилами, я многое узнала об организации жизни и трудовой деятельности заключенных женщин в лагерном пункте Марьин Клин, о жизни местного населения. Конечно, уважаемые респонденты были детьми в те далекие времена и, скорее всего, не знали настоящего положения дел в лагере, но дети как никто иной чувствуют доброту, тепло души, настроения людей, и если у них остались добрые воспоминания о том времени, значит, не такой уж жестокой была жизнь заключенных женщин на Марьином Клину. А это хоть как-то сглаживает суровость и трагичность того исторического времени. И не менее важным являлось то, что заключенные, прибывшие в Сибирь из разных уголков России и стран ближнего зарубежья, несли с собой культуру, традиции, знания и опыт, каких в глухой Сибири было недостаточно.

1.3. Информация из похозяйственных книг

Следующим шагом моего исследования было изучение похозяйственных книг Шаминского сельского совета (рис.4), на территории которого находилось поселение Марьин Клин. [3]

На основании данных похозяйственных книг (выписка - приложении 1) выяснилось, что в период с 1952 года по 1960 год в поселении Марьин Клин проживало 87 семей, в них – примерно 350 человек. Из этого числа 201 житель – это ребенок: в семьях росло от 1 до 8 детей. В числе жителей были люди, освободившиеся после заключения, но оставшиеся жить в поселении Марьин Клин, так как не имели права выезда в другие территории. Согласно данным похозяйственых книг из мужского населения 21 человек работал в должности «стрелок» при лагере (стрелками были и некоторые женщины поселения), 11 человек были командирами отделения, 3 человека числились надзирателями (в том числе одна женщина), были экспедиторы. Остальные мужчины занимались хозяйственными и производственными работами: был свой агроном, полевод, заведующий зернохранилищем, бригадир фермы, доярки, мельник; на конепарке трудились заведующий конепарком, конюхи, зоотехник, ветврач; заготовку леса возглавлял мастер леса, многие трудились в должности рабочих; обеспечивали поселок электроэнергией три машиниста электростанции; трудились в поселении свой мельник, пекарь, истопник, три сторожа, кузнец, шорник, подеревщик; начальник лагерного пункта не прописан в похозяйственных книгах, возможно, он жил со своей семьей в Тугаче.
Анализируя жилой фонд поселения Марьин Клин, я выяснила, что в поселении было приблизительно 35 домов (изб), построенных в разные годы и принадлежавших местному населению, остальное жилье арендовалось. Большинство изб, согласно записям в похозяйственных книгах, построено в период с 1946 года по 1953 год. Это говорит о том, что приток населения произошел в послевоенное время, когда лагерный пункт расширялся. Но даты постройки отдельных домов проливают свет на время основания поселения! Так Трошин Степан Владимирович проживал в избе 1916 года постройки; Петерев Антон Венидиктович и Нырцов Иван Титович проживали в избах 1925 года постройки; Рубцов Игнатий Степанович имел дом 1926 года постройки (это был человек, не вступивший в колхоз в период коллективизации и живший единоличным хозяйством, нигде не работающий, что было редкостью для того времени). Эти факты еще раз свидетельствуют о том, что лагерный пункт был открыт уже в существующем к тому времени поселении.

По данным похозяйственных книг также можно сделать вывод о том, что все жители поселения Марьин Клин имели личное подсобное хозяйство: одна-две коровы, свиньи, овцы, куры, у некоторых была лошадь.

После закрытия лагеря все мужское население Марьиного Клина плавно перешло работать в открывшийся на базе лагеря Тугачинский леспромхоз, о чем свидетельствуют записи в похозяйственных книгах: занимаемые должности «рабочий ЛПХ с 1958г», «кузнец ЛПХ с 1953 года», «моторист ЛПХ с 1956г», «сторож ОРС с 1955г» и т.п. и данные Красноярского государственного архива, согласно которым Тугачинское отделение КРАСЛАГ было ликвидировано в 1957 году согласно приказу начальника Управления почтового ящика №235 от 30.07.1957 года №512. [2]

Сопоставляя рассказы старожилов и документальные факты, я пришла к выводу, что все, о чем рассказывали респонденты, было на самом деле.

1.4. Экспедиция

Экспедиция была проведена в июне 2017 года. Когда подъехали к населенному пункту, обратили внимание на то, что дорога проходила через молодой сосновый лес. Деревья были примерно одного возраста, и стало понятно, что мы едем через бывшие поля Марьиного Клина, заросшие лесом из-за отсутствия деятельности человека. Мысль наша тут же подтвердилась: Павел Николаевич объявил: «Мы на капустном поле».

Привал разбили у большого источника.(рис.5) Масштабы ключа, объем ключевой воды, поднимающейся из-под земли, поразили. И сразу вспомнился рассказ Пермяковой Валентины Егоровны о целебном источнике, где весь Марьин Клин брал воду и куда за целебной водой приезжали люди из других населенных пунктов.


Рис .5

Далее наш путь лежал через лес к предполагаемому месту населенного пункта. Первое, что нам встретилось на пути, - это огромные углубления в земле. Они скрывались за высокими насыпями земли. Длина углублений доходила до 15 метров, ширина - 7-10 метров. Стало понятно, что это и есть те огромные подвалы, в которых хранили в зимний период овощи, заготавливаемые на полях Марьиного Клина для всего Тугачинского лагеря. От времени они, конечно же, обвалились, укрыв под землей множество объектов труда заключенных людей.

За территорией с подвалами последовало поле с прямоугольными углублениями, расположенными в строго математическом порядке. Ширина этих углублений составляла примерно 2 метра, длина – до 10 м, глубина – чуть больше полуметра. Углубления были расположены в два ряда. Удивительно то, что это поле не заросло лесом, и можно было видеть, как ровно и правильно расположены эти объекты по полю. Возник вопрос: каково назначение этих объектов? Думаем, что это нам еще предстоит узнать.

Пройдя через заросшие малинником и крапивой поляны, мы обратили внимание, что по правую сторону от нашего пути тянется неглубокий ров шириной 4-5 метров. Возникло предположение, что этот ров промыло водой, но он не похож на овраг? И вдруг всем стало понятно, что мы шагаем по территории жилой зоны, и это углубление в земле – это ров, который проходил у ограждения зоны. От такой догадки даже стало не по себе.

И вот мы вышли к «перекрестку». С этого места начиналась дорога через деревню. По обе стороны дороги видны били остатки от бывших домов жителей Марьиного Клина, ямы подполий. Здесь можно было найти старые ведра, бочки, кровати. Покопавшись в земле, без труда мы находили предметы быта и хозяйственной деятельности: разбитые глиняные крынки, гвозди, обручи. Все было изготовлено вручную: гвозди и штыри кованные (рис.6) (известно, что при лагерном пункте была кузня).


Рис.6

На одном из заброшенных дворов нашли шнек – часть сельскохозяйственной машины, предназначенной для уборки зерновых. Недалеко от этого места нашли самодельную часть от трактора, предназначенную для подачи воздуха в двигатель. Таким образом, информация о том, что в 50-е годы на полях Марьиного Клина работала сельхозтехника, подтвердилась.

Пройдя через всю бывшую деревню, мы оказались в ее начале, там, где ранее был основной въезд в населенный пункт. Кругом стоял лес. Высочайшие сосны, словно свечи, устремляли свои вершины в голубое небо. Тот же самый сосновый бор, о котором с таким восхищением рассказывали нам супруги Пермяковы. Конечно, нет той детской площадки, которую для детей Марьиного Клина построил заключенный Готлиб Людвигович Пробст, нет дорог и отсыпанных тропинок, но есть лес, который слышал когда-то звонкий смех беззаботных клиновских детей и, возможно, горький плач матерей, оторванных от своих детей-сирот и заброшенных историческим временем «во глубину сибирских руд».

Часть предметов хозяйственной и производственной деятельности жителей Марьиного Клина и заключенных представлены на этих фотографиях:

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа по восстановлению сведений о лагерном пункте №2 Тугачинского КРАСЛАГА Марьин Клин оказалась очень интересной и результативной.

Из воспоминаний старожилов я узнала о том, кто отбывал наказание в лагере, как протекала их жизнь в лагерном пункте, чем занимались заключенные, каково было назначение лагерного пункта. Кроме этого я узнала, кто обслуживал этот лагерь, как выживали люди в условиях сибирской тайги, как складывались отношения между местными жителями и заключенными, какой вклад внесли заключенные в развитие территории и местного населения. Рассказанное старожилами было подтверждено в результате экспедиции на место бывшего поселения и лагерного пункта, документальными фактами из краевого архива.

Изучение похозяйственных книг позволило примерно определить время образования поселения Марьин Клин, точно узнать количество жителей Марьиного клина в 40-60 годы, род деятельности населения, получить представления об условиях жизни людей в данный временной период, пофамильно узнать, кто проживал в поселении и отследить дальнейшую миграцию отдельных семей по территории района, края.

Основываясь на местные легенды, на географическое расположение поселения на территории района, удалось предположить историю возникновения названия «Марьин Клин», что первоначально не планировалось.

Проводя исследование, я не только нашла ответы на поставленные мною в начале работы вопросы, но, пообщавшись с очевидцами тех далеких событий, я получила положительный опыт общения с людьми старшего поколения, прониклась их чувствами, мыслями, переживаниями и по-настоящему удивилась их жизненной силе, стойкости, терпению. Сколько же им пришлось пережить трудностей, лишений, а они до сих пор молоды душой, не очерствели сердцем и готовы нести свой опыт и знания новому поколению!

Особое место в изучении объекта исследования занимает экспедиция. Мы с одноклассниками и руководителем исследования побывали на Марьином Клину, изучили местность и сопоставили увиденное с рассказами старожилов, некогда проживающих на территории лагерного пункта. Найденные объекты подтвердили рассказы старожилов о хозяйственной и производственной деятельности жителей и заключенных лагерного пункта. Во время экспедиции велась видеосъемка, по результатам которой составлен фильм «Марьин Клин: попытка увидеть прошлое». Найденные предметы хозяйственной и производственной деятельности жителей и заключенных лагерного пункта переданы в школьный музей в качестве экспонатов. В музей также передан весь собранный и обработанный материал, видеозаписи, аудиозаписи бесед с местными жителями, чтобы не потерять крупицы истории таких малых поселений как Марьин Клин, мой родной Тугач, ведь из истории отдельных поселений, деревень, сел и городов складывается история большой страны с красивым названием Россия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выписки из материалов Саянского архива.
2. Ответ на запрос в Красноярский государственный архив об основании и закрытии лагерного пункта Марьин Клин при Красноярском исправительно-трудовом лагере НКВД Тугачинском отделении КРАСЛАГ
3. Похозяйственные книги основных производственных показателей хозяйств Шаминского сельского совета. 1952 – 1954гг, 1955 – 1960гг
4. Присаянье. Районная газета Саянского района. №45, 3 ноября 2016 года

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Выписка из похозяйственных книг основных производственных показателей хозяйств Шаминского сельского совета. 1952 – 1954гг, 1955 – 1960гг

ФИО главы семьи брак количество детей должность главы семьи по книгам 1952 г с какого года работает н Марьином Клину жилье хозяйство куда выбыл место работы, должность по книгам 1958г
1 Маматков Иван Николаевич да 7 командир отделения Тугачинского отделения Краслага 1947 аренда да    
2 Рубцов Валентин Иванович да 2 стрелок Тугачинского отделения Краслага 1947 аренда да    
3 Замниус Анна Александровна нет 4 стрелок Тугачинского отделения Краслага 1950 аренда да Тугач, Гладково  
4 Пермяков Петр Степанович да 7 стрелок Тугачинского отделения Краслага 1946 аренда да  Ирбей  
5 Масейков Степан Герасимович да 2 стрелок Тугачинского отделения Краслага 1947 аренда да    
6 Куприянов Александр Аверьянович да 1 провод.Р.С. Тугачинского отделения краслага 1947 изба 1940г да    
7 Манкевич Павел Григорьевич да 4 командир взвода Тугачинского отделения Rраслага 1939 аренда да Агинское  
8 Юсин Федор Васильевич да 5 стрелок Тугачинского отделения Краслага 1939   да    
9 Чуринов Илья Никитович да 3 не работающий   аренда нет Ирбей  
10 Найденко Пелагея Гавриловна нет 4 надзиратель Тугачинского отделения Rраслага 1948 аренда да    
11 Бирюков Николай Захарович да 2 командир отделения ВПК Тугачинского отделения Rраслага 1949 аренда да    
12 Финагенов Владимир Николаевич да 2 командир отделения Тугачинского отделения Rраслага   аренда да Агинское  
13 Хмелинина Дарья Петровна нет 1 стрелок Тугачинского отделения Краслага 1948 аренда да    
14 Трошин Степан Владимирович да 0 мастер леса, жена буфетчица   дом 1916г да    

 


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»