Мои предки – священники

Мои предки – священники


21 школьный конкурс «Человек в истории. Россия - XX век.

Тема: История семьи
Номинация: мини-исследование

Выполнила: Суховская Дарья Сергеевна
обучающаяся 9 класса Б

МБОУ «Ермаковская средняя школа №1»
662820 Красноярский край, Ермаковский район,
с. Ермаковское, пл. Победы, 8;
тел. (391-38) 2-14-43
e-mail: erm_shkola1@mail.ru

Руководитель: Харитонова Ю.Ю.,
учитель истории и обществознания

Оглавление

Введение
Глава 1. Вехи истории Русской православной церкви
Глава 2. Мой прапрадедушка – священник
Заключение
Библиографический список

Введение

Человек умирает только тогда,
когда умирает память о нем.

Семья — это то, что дано нам с самого рождения и то, что есть у нас на протяжении всей нашей жизни, семью невозможно отнять или потерять, она всегда будет жить в наших сердцах и воспоминаниях. Из историй разных семей складывается история единого государства. Очень жаль, что многие молодые люди современности не интересуются историей своей страны и не знают о том, какую роль в развитии государства сыграли их деды и прадеды. Зная историю своей семьи, мы можем быть уверены в своем будущем, зная историю своих предков, мы можем быть уверены в том, что наши потомки не забудут и нас. В этом заключается актуальность моей работы. Это интересует меня еще и потому, что в будущем мне бы хотелось рассказывать историю своей семьи моим детям.

Всё это и определило тему моей работы «Мои родственники — священники».

Цель исследования: проследить историю моей семьи и найти ее связь с историей нашей страны.

Задачи исследования:
1. Охарактеризовать основные этапы взаимоотношения Русской православной церкви и государства;
2. Изучить историю жизни моего прапрадедушки;
3. Рассмотреть, как история нашей страны повлияла на судьбу моего прапрадедушки.

Гипотеза: история страны влияет на историю семьи

Объект исследования: моя семья

Предмет исследования: история жизни моего прапрадедушки по линии мамы.

Методы исследования:

Характеристика исторических источников.

В моей работе были использованы следующие источники:

1) Источники личного происхождения (воспоминания моего дедушки и его сестры);
2) Официальные документы (архивные документы, списки репрессированных);
3) Фотографии моей семьи.

Данное исследование имеет практическую значимость для моей семьи, которая заключается в поиске информации истории нашего рода и её сохранении для следующих поколений.

Глава 1. Вехи истории Русской православной церкви

Русская Православная Церковь (РПЦ) имеет более чем тысячелетнюю историю. Приняв крещение в Xв. от Византии, Русь встала в один ряд с другими христианскими странами (конечно, этот процесс занял не одно десятилетие).

Историографы деятельности РПЦ (А.В. Карташев Очерки по истории Русской церкви) выделяют несколько этапов в истории церкви в нашей стране.

Первый этап условно относят к IX - XV-XVI вв.: от крещения княгини Ольги до становления автокефальной (самостоятельной) церкви. С падением Византийской империи (1553 г.) в России разрабатывается теория «Москва — третий Рим» (автор — старец Филофей), в которой подчеркивается особая роль РПЦ как хранительницы православия во всем христианском мире. На протяжении всей истории христианской России всегда подчеркивалась особая роль церкви в важнейших событиях нашей страны, так, например, в период раздробленности — церковь выступала за объединение Руси; особую роль в битве на Куликовом поле отводилась и благославившему Дмитрия Ивановича на победу Сергию Радонежскому и т. д.

Второй период — XVI - XVII вв. - период автокефальной церкви. К нему относиться деятельность первых самостоятельных патриархов России (первый патриарх — Иов), а также церковная реформа патриарха Никона (1653-55 гг.), последствием которой стал раскол РПЦ (никониане и старообрядцы).

Следующий этап с начала XVIIIв. - по начало XX в. получил в истории наименование Синодального. В этот период вследствии реформ Петра I был создан государственный орган контролирующий деятельность церкви — Синод. РПЦ потеряла свою независимость от государства, но несмотря на это проводила активную политику, особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. В XIX веке их профессура духовный учебных заведений могла сделать честь любому университету и включала известных ученых.

Четвертый этап (1917 - 1980-е гг.) связан с возникновением нового государства на территории нашей страны СССР. Идеология большевиков однозначно рассматривала церковь как ненужный элемент. В годы гражданской войны, в 20-30-е гг. убийства священнослужителей и разрушение храмов (в частности, в 1936 г. был разрушен храм в Ермаковском) носили массовый характер. В этот период была образована Зарубежная РПЦ священнослужителями и верующими, оказавшимися в эмиграции. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести. Изменение отношения советского руководства к церкви произошло в период ВОВ. Начался короткий период "потепления" в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции. Трудным стало положение Русской Православной Церкви в конце так называемой "хрущевской оттепели", когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза. В "брежневский" период активное гонение на Церковь прекратилось, но никакого улучшения отношений с государством также не имело места. Церковь оставалась под жестким контролем власти, и верующие рассматривались как "граждане второго сорта".

Следующий этап относится к концу 1980-х — по настоящее время и характеризуется, прежде всего, возрождением РПЦ. Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы. Государства признало роль церкви в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации.

Однако последствия гонений оказались весьма и весьма тяжкими. Предстояло не только восстановить тысячи храмов и сотни монастырей, но и возродить традиции образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского, церковно-общественного служения.

Таким образом, Русская православная церковь всегда играла важную роль в истории нашей страны.

Глава 2. Мой прапрадедушка - священник

Заинтересовавшись этой темой, я обратилась к своему дедушке и его старшей сестре, ведь это их предки были священники.

Они вспомнили, что отец их бабушки Августы Петровны и ее сестры Елизаветы Петровны был священником и звали его Суховский Петр Ефимович и что у них был старший брат, и он тоже вроде был священником. Что он служили в Минусинске. К сожалению, больше никакой информации они сообщить не могли, ведь они их никогда не видели.

По сведениям, полученным мною, в ходе изучения информации из интернета, семья Петра Ефимовича Суховского включала в себя жену - Антонину Антоновну (р. 1862), детей - сын Александр (р. 1882) (по сведениям 1897 года, обучался в Красноярском духовном училище), дочери Раиса (р. 1883), Августа (р. 1893), Елизавета (р. 1895).

Когда я увидела имена Августа и Елизавета и года их рождения, я поняла, что нахожусь на верном пути.

Я решила более подробно узнать о судьбе Александра Петровича Суховского и опять же в интернете нашла информацию о нем.

Родился в 1882 году в селе Усть-Есь Минусинского округа Енисейской губернии в семье Петра Ефимовича Суховского, ставшего впоследствии священником.

У нас чудом сохранилась его фотография в детском возрасте.


На этом фото ему года 2-3.


Это фотография, где Александр со своей младшей сестрой Раисой.
(к большому сожалению ее дальнейшая судьба неизвестна).


На этом фото они вместе с младшей сестрой – Августой – моей прапрабабушкой.

В 1897 году Александр поступил в Красноярское духовное училище, которое окончил в 1905году.

Затем в Красноярскую духовную семинарию по второму разряду.

20 июля этого же года, по прошению, был рукоположен во священника к Михаило-Архангельской церкви села Даурского Ачинского уезда.

Со 2 декабря 1905 года служил в Никольском храме села Дубенского Минусинского уезда.

К сожалению, точная дата бракосочетания Александра неизвестна, как и имя его супруги, но фото сохранилось.


Также сохранилось фото семьи Александра Петровича Суховского

18 января 1912 года переведён к церкви Смоленской иконы Божией Матери села Сагайского того же уезда, на место умершего отца.

14 февраля 1916 года утверждён в должности благочинного церквей 2-го участка Минусинского уезда.

20 сентября этого же года перемещён к Вознесенской церкви села Кочергинского Минусинского уезда.

В начале 1930-х годов служил в городе Минусинске.

В марте 1933 года был арестован по обвинению - "систематическая аантисоветская агитация, направленная к срыву мероприятий советской власти". Проходил по групповому делу "Дело епископа Димитрия (Вологодского) и др. Минусинск, 1933 г.", во время следствия содержался в Минусинской тюрьме.

10 июня 1933 года тройкой при ПП ОГПУ СССР по Западно-Сибирскому краю был осужден по стт. 58-10, 58-11 УК РСФСР и приговорен к 3 годам исправительно-трудового лагеря.

Срок отбывал на Колыме.

После освобождения вернулся в Минусинск, продолжил служение.

Арестован 5 ноября 1937 года по делу обновленческого протоиерея Николая Комарова. 27 ноября этого же года тройкой при УНКВД СССР по Красноярскому краю был приговорен к расстрелу.

Расстрелян 6 декабря 1937 года в Минусинске.

10 февраля 1959 года Военным Трибуналом Сибирского военного округа реабилитирован по 1937 году репрессий; 15 ноября 1989 года прокуратурой Красноярского края реабилитирован по 1933 году репрессий.

Таким образом, политика государства напрямую отразилась на судьбе моего прапрадедушки, который был репрессирован за то, что он священник.

Заключение

Русская православная церковь (РПЦ) всегда играла важную роль в истории нашей страны. В дореволюционной России быть священником было почетно, складывались целые династии священнослужителей (как например, в моей семье). Но, политика новой власти (большевиков), провозгласив атеизм, перечеркнула многовековую традицию взаимодействия церкви и государства, церкви и общества. Церковь подверглась гонениям, храмы разрушались, а священников отправляли в ссылку (репрессировали). Так и произошло с моим прапрадедушкой, память о котором всегда сохраниться в нашем семейном архиве.

Закончить свою работу мне хотелось бы словами Наринэ Абгарян (российской писательницы, члена попечительского совета благотворительного фонда "Созидание»): «Папа говорит — ты стоишь в начале пути. За твоими плечами множатся и множатся твои ушедшие в небытие предки. За левым плечом — по линии мамы. За правым — по линии отца. Они — твои крылья, говорит папа. Они — твоя сила. Держи их всегда за спиной, и никто никогда не сможет сделать тебе больно. Потому что, пока помнишь о крыльях — ты неуязвим.»

Библиографический список

1. Архив УФСБ по Красноярскому краю. Д.П-11510.
(http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/cnt/ans/newmr/)
2. База данных Красноярского общества "Мемориал"Открытый список Новомученики и исповедники РПЦ XX века. (https://ru.openlist.wiki/Категория:База_данных_Красноярского_общества_"Мемориал")
3. Енисейские епархиальные ведомости, 1886. - № 16 — с. 225
4. Енисейские епархиальные ведомости, 1889. - № 04 - с.10
5. Енисейские епархиальные ведомости, 1894. - №1 - с. 3
6. Енисейские епархиальные ведомости, 1905. - №12 - с.302; №16 - с. 407; №24 - с.622;
7. Енисейские епархиальные ведомости, 1912. - №3 - с.2;
8. Енисейские епархиальные ведомости, 1916. - №5 - с.3; №19 - с.3.
9. А. В. Карташев Очерки по истории Русской церкви. В 2-х томах (https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/ocherki-po-istorii-russkoj-tserkvi-tom-1/; https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/ocherki-po-istorii-russkoj-tserkvi-tom-2/ )


На главную страницу/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»