В.И.Хвостенко. Доклад о работе Технического центра на Рабочем совещании участников проекта "Возвращенные имена". 14.04.2003

В.И.Хвостенко. Доклад о работе Технического центра на Рабочем совещании участников проекта "Возвращенные имена". 14.04.2003

Красноярское общество Мемориал и компьютерная фирма Максссофт давно и тесно сотрудничают на стыке компьютерных технологий и истории репрессий в СССР.

Мы активно поддержали идею Единого Электронного Банка, провели предпроектные исследования, разработали и предложили программно-техническую концепцию проекта. После ряда дискуссий и экспертиз наша концепция была принята. Фонд Форда поддержал ее грантом. Первые деньги поступили в марте 2001-го года. Так возник Технический Центр проекта.

В основных чертах суть реализуемой нами концепции состоит в следующем.

  1. Единая, реляционная, персонально-ориентированная база данных.
  2. Сеть равноправных партнерских организаций – поставщиков информации в Единую Базу.
  3. Утвержденный стандарт на вводимые данные. Данные на местах вводятся через унифицированную, общую для всех, программу ввода, совместимую по структуре данных и нормативным справочникам с Единой Базой.
  4. Единый Центр, куда стекается вся информация от региональных поставщиков с использованием всех имеющихся средств передачи электронных данных.
  5. Над Единой Базой создается web-сайт, который обеспечивает доступ к общим данным, по запросам, для различных категорий пользователей с учетом их прав.
  6. Концепция реализуется на базе программных продуктов Майкрософт.

Из этого перечня сразу усматриваются два направления, две ветви разработки.

Первая: Унифицированная программа ввода. В нашей терминологии Стандартное Локальное Приложение - СЛП. Другими словами - рабочее место оператора – поставщика.

Вторая: Центральная база данных в Интернете и web-сайт со всеми программами, инструментами и средствами функционирования глобальной Системы.

Эти две разработки выполнялись - независимо, но согласованно - двумя группами программистов, и были поддержаны двумя отдельными грантами фонда Форда. Обе разработки имеют поэтапный, версионный характер реализации. Иначе и быть не может для продуктов такого уровня сложности.

Сразу скажу, что обе эти разработки выполнены. Созданы действующие версии программных продуктов. Они будут здесь продемонстрированы.

Теперь я расскажу подробнее о каждой разработке.

 

Цель первой разработки - дать единый рабочий инструмент участникам партнерской сети, унифицировать вводимую информацию для последующего объединения ее в глобальной базе. На первом этапе было решено ограничиться четырьмя категориями репрессированных.

  1. Подследственными. Массив документов – архивно-следственные дела.
  2. Прошедшими проверочно-фильтрационные процедуры. Массив документов – фильтрационные дела.
  3. Заключенными. Массив документов – картотеки мест заключения.
  4. Трудармейцами. Массив документов – картотеки трудармейцев

Такой выбор соответствовал реальному доступу к архивам участников партнерской сети.

Наибольшие трудности на первом этапе, (как, впрочем, и ожидалось), вызвало создание системы справочников, на которых базируются обе разработки. В их числе такие "тяжелые", как справочник Адм.-терр. деления Российской империи и СССР, справочник лагерей и лагуправлений, справочник репрессирующих и реабилитирующих органов, справочник репрессивного законодательства и тому подобные. Эта часть предметной области обширна, плохо структурирована и пока мало разработана специалистами. Работа в этом направлении ведется Московским Методическим Центром с некоторым нашим участием.

К концу 2001 года разработка СЛП довольно далеко продвинулась, но была приостановлена, так как стало ясно, что к началу работы партнерских организаций мы не сможем решить проблему справочников. Находясь в жестких условиях грантовых партнерских сроков, нам пришлось в январе 2002-го года начать разработку другого продукта – Программы Ввода без встроенных больших справочников. Первая версия этой программы появилась в марте прошлого года и была продемонстрирована на партнерском семинаре в Тагиле. Она и имела больше демонстрационный характер и поддерживала одну категорию Архивно-следственных дел.

В течение года поступило большое количество замечаний и предложений по доработке, уточнялась структура и состав полей, постепенно расширялись сервисные возможности программы. Эта непростая работа шла на фоне деятельности партнерских организаций по вводу - и взаимодействия с ними.

Сразу оговорюсь, что не все партнеры использовали программу АСД. Отчасти это было вызвано несовершенством первых версий, отсутствием хорошей инструкции для неискушенных пользователей. А отчасти наличием своей привычной программы ввода и значительным массивом ранее введенной информации.

Последняя версия программы ввода имеет номер 1.19. Она поддерживает две обширных категории АСД и ПФД, имеет необходимые средства пользователя, обеспечивает многопараметрический поиск по базе, печать документов, работу с файлами.

Готовятся к выпуску категории Трудармейцев и Заключенных.

Теперь о второй программно-технической компоненте проекта.

Разработка полнофункционального Банка Данных по репрессированным в интернете – это очень масштабная и серьезная работа. Выполнить такую разработку за один присест не только чрезвычайно трудно, но и технологически неверно. В подобных проектах невозможно заранее сформулировать все требования к системе, невозможно предвидеть все проблемы эксплуатации. Да и мировые программные технологии не стоят на месте. Мы предложили поэтапный подход, и в качестве первого этапа разработали концепцию пилотного проекта. В результате его выполнения должна была появиться так называемая пилотная (пробная) версия глобальной системы.

Она должна была включать в себя web-сайт, версию Единой базы данных под управлением SQL-2000, средства для дистанционного заполнения базы через сайт, средства выполнения простых поисковых дистанционных запросов к базе. Первоначальный объем отладочной базы предполагался порядка 100.000 записей, взятых из 2-3 региональных баз.

Цели пилотного проекта заключались в следующем:

Пробная, функционирующая, версия информационной системы была создана. Все запланированные задачи выполнены, цели пилотного проекта достигнуты. Пилотная версия Единого Банка была запущена в эксплуатацию в августе прошлого года.

В базе было представлено 104700 персоналий. Этот объем был создан на основе данных пяти региональных организаций (Красноярского Мемориала, Рабочей группы Приморской краевой Книги памяти жертв политических репрессий (Владивосток), Ярославской Книги памяти, Московского и Томского Мемориалов).

Версия web-сайта проекта предоставляет средства для выполнения простых и составных запросов к базе данных, предоставляет работающему с сайтом информацию о репрессированных по основным полям, а также информацию о поставщике данных.

Помимо форм для работы с базой, на сайте публикуются информационные материалы проекта "Возвращенные имена". Функционал сайта расширен, теперь он фигурирует в качестве информационного центра проекта. Адрес сайта в интернете vi.krsk.ru.

Созданная система обладает свойством переносимости. Мы привезли ее сюда на компакт-дисках и без проблем подняли на Тагильском сервере. Сегодня она будет продемонстрирована.

 

В настоящий момент мы делаем следующий шаг. Идет работа над первой базовой версией глобальной системы. Она должна решить задачу автоматизации импорта в БДВИ данных из партнерских баз. Она будет включать все возможности, реализованные в пилотной версии, а также ряд новых программных механизмов. А именно:

Партнерские организации постепенно переходят на работу с унифицированной программой ввода. Уже сейчас накоплен массив данных в едином стандарте на 28000 персоналий. Следовательно, процесс ввода и объединения данных переходит из экспериментальной фазы в производственную. Пора приступать к аккумуляции данных, подготовленных партнерскими организациями и постепенному наращиванию объема Единой базы.

«Штатная» работа БДВИ подразумевает, что данные от партнерских организаций регулярно поступают в едином формате и едином стандарте качества, а процесс их слияния в БДВИ предельно автоматизирован.

 

В заключение своего доклада я кратко остановлюсь на проблемах, трудностях и перспективах проекта, как мы их понимаем.

Разумеется, не все проходило гладко, не все задачи были выполнены, не все сроки соблюдены. Проделана большая работа, в том числе и Техническим центром, но можно было (и нужно было) достичь большего. Но такой масштабный и серьезный проект не мог не встретить больших трудностей при исполнении. Не касаясь всех проблем проекта, хотелось бы озвучить те из них, которые в той или иной степени затронули работу Технического центра.

Первая проблема - это несоответствие структуры управления проектом ВИ поставленной задаче. Разработка и эксплуатация программного обеспечения – это процесс, требующий соблюдения определенной технологии и достаточно жесткого централизованного управления, то есть, производственный процесс. Это условие соблюдалось внутри Технического центра, однако управление разработкой в целом осуществлялось организационными методами, свойственными общественной работе, причем в рамках отдельных грантов. Отсутствие вертикали управления привело к тому, что некоторые участники проекта декларировали свою ответственность только перед грантодателем, но не перед координаторами различных уровней (координатором проекта, региональными координаторами). Если на уровне партнерской организации это имело локальные последствия, то в ключевых точках повлияло на результаты работы над проектом в целом.

Вторая проблема - недооценка взаимосвязанности выполнения работ. Обычно грантополучатели, даже работающие в рамках одного проекта, достаточно независимы по срокам и результатам. Каждый отвечает только за себя. Проект же «Возвращенные имена» осуществлялся по весьма жесткому графику, в котором результат работы одних партнеров сильно зависел от результатов работы других партнеров. Успешная работа партнерских организаций в регионах существенно зависела как от работы Технического центра, так и от работы региональных координаторов. В свою очередь, работа Технического центра не могла осуществляться без результатов работы Методического центра. В этой ситуации даже от грантодателя зависело очень многое – обычная передвижка сроков заключения договоров или реального перечисления денег могла вызвать цепную реакцию сбоев графика работ.

Третья проблема - излишняя жесткость графика финансирования. Как пример. В ноябре 2001 года обсуждалась возможность сдвига начала работы партнерских организаций как минимум на полгода, а лучше на год. Это было бы очень верным решением и с точки зрения качества работы, и с точки зрения эффективного вложения средств. Именно за этот год Технический центр совместно с Методическим центром продвинул бы создание СЛП со всеми необходимыми справочниками, позволяющего работать как минимум с двумя-тремя типами репрессий, успел бы провести опытную эксплуатацию СЛП.

Однако это оказалось невозможным именно из-за условий финансирования: средства были выделены на 2002 г., и освоить их можно было только в 2002 г. Это фактор, который серьезно повлиял на результаты работы.

О перспективах.

Несмотря на неизбежные, ожидаемые или неожиданные сложности, мы считаем, что достигнут несомненный прогресс в техническом развитии проекта:

Теперь главное – не останавливаться. Возможно, без финансирования часть партнеров отсеется. Оставшиеся и вновь привлеченные будут работать.

Что же касается Технического центра – он будет продолжать работать и при отсутствии внешнего финансирования. Будет осуществляться прием данных от партнерских организаций и импорт их в БДВИ.

Непрерывную работу по созданию новых версий программы ввода в то время, пока не будут изысканы другие источники, будет финансировать компания Maxsoft. Основная задача на ближайший год – внедрение справочников в программу ввода и поддержка двух-трех дополнительных категорий репрессированных. Кроме того, необходимо создание системы поддержки пользователя – встроенной справочной системы и ясной, детальной инструкции оператору.

Важная задача – отработка технологии производственного процесса ввода и взаимодействия партнерских организаций с координирующим центром.

Компанией Maxsoft будет поддержано также версионное развитие БДВИ. При наличии внешнего финансирования будет сделана базовая версия в полном запланированном объеме. При отсутствии такового новые версии будут появляться более мелкими шагами. Среди первоочередных задач – построение системы верификации данных, поступающих от партнерских организаций, а затем – механизм отыскания и слияния записей об одном и том же человеке из разных локальных баз.

Отсутствие финансирования уменьшит возможность личных встреч. Следовательно, возрастет роль электронного общения и сайта проекта. Практика развития интернета показывает, что именно сайты являются сейчас центрами кристаллизации «комьюнити», то есть групп людей, объединенных общими интересами и общими целями. Мы надеемся, что такой коллектив возникнет (а частично уже возник) вокруг сайта проекта «Возвращенные имена».


На главную страницу