Всероссийский конкурс учителей истории, обществознания и литературы «Урок по теме: История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»

Наименование организации муниципальное общеобразовательное учреждение Кочергинская средняя общеобразовательная школа №19

Название конкурса «Урок по теме: история политических репрессий в СССР»

Тема урока «Покалеченные судьбы».

ФИО конкурсанта Григорян Карине Амбарцумовна.

Должность: учитель истории и обществознания.

Место работы: МОУ Кочергинская СОШ №19.

Год и место проведения урока: 14.03.2011, МОУ Кочергинская СОШ №19, кабинет истории.

Форма 2. Содержание и методические основы

2.1. Григорян Карине Амбарцумовна.
2.2. «Покалеченные судьбы».
Считаю необходимым проводить уроки на данную тему, потому что ученики об этих событиях знают мало. И проведение таких тематических уроков позволит расширить их кругозор и поспособствуют к тому, чтобы они относились к своей Родине с любовью и уважением.
2.3. Ознакомление с трагическими для народа событиями;
Ознакомление со списками репрессированных сел Мурино и Кочергино;
Прочтение стихотворений о репрессиях;
Рассказы о жизни репрессированных односельчан;
Рассказ Кочергиной Ирины Константиновны о своей семье;
Итог урока.
2.4. Форма урока: традиционный урок изучения нового материала.
2.5. Объяснительно-иллюстративные, поисково-исследовательские, ИКТ.
2.6. -
2.7. 11 класс.
2.8. 10 учащихся.
2.9. Данный урок несет черты уважения и сочувствия к судьбам простых и неповинных людей. Этот урок глубже раскрывает все трагические события в нашей стране, позволяет увидеть полную картину всего происходящего в период репрессий, чем дано в программе урока истории.
В основном класс успевающий, хотя есть и слабые дети. Но все они с большим удовольствием и интересом отнеслись к этому уроку. Каждый ученик с большой ответственностью подошел к проведению урока. Кто-то прочитывал стихотворения, другие самостоятельно добыли информацию по данной теме. Ни один ученик не остался без дела.
Формы и методы обучения соответствуют цели урока. Рационально распределено время. Все этапы были логично связаны друг с другом и направлены на цель урока. Тщательно были выбраны дидактические материалы в соответствии с целью урока. Через итоговую беседу был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся. Психологическая атмосфера на уроке была разряженной, ученики вели себя как на обычном уроке.
Считаю, что урок прошел на запланированном уровне. Все поставленные задачи были реализованы.
2.10. Тема: «Репрессии в СССР. Покалеченные судьбы».
Цель: ознакомление с трагическими событиями в нашей стране, связанными с репрессиями.

Задачи:
1) ознакомить учащихся с причинами репрессий;
2) показать с каким мужеством люди переносили все испытания выпавшие на их долю;
3) развивать у учащихся чувство сопричастности и уважения к прошлому своего народа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовые презентации, выставка книг:
1. Болотов Валерий Павлович «Девять рассказов, как девять жизней». Издательство: Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского 2005 г.
2. В.Т. Шаламов «Колымские рассказы».
3. А. Солженицын «ГУЛАГ».
4. Книга памяти жертв политических репрессий красноярского края, изд. «Издательские проекты» Красноярск.2005 г.
5. Журнал «Уроки литературы» №5 2008 г

Ход урока

Слушание фрагмента песни «Широка страна моя родная».

Учитель: История нашей страны богата разнообразными событиями. Много героических подвигов совершил наш народ и в борьбе с монголо-татарами, в борьбе с немцами и шведами, с французами и фашистами. Много прекрасных городов построено руками строителей. История – это, прежде всего, люди. Но о периоде репрессий нашей страны говорят не много. Всем известно, что это было. Репрессии затронули многих людей, многие семьи. Пострадали невинные люди, дети, которые были лишены родителей.

Одна из самых трагических страниц летописи страны и края - это репрессии. Репрессии - это форма государственного насилия в период «военного коммунизма» с 1918-1921 гг. Репрессии против церкви с 1918-1920 гг., когда в 1918 г. специальным декретом церковь была отделена от государства. Для укрепления новой власти раз в 20-30-х гг. развернуты массовые репрессии против различных категорий населения. С конца 20-х г. они постепенно усиливались и достигли своего пика к 1937 году. В 1928-33 гг. сильнее всего пострадали крестьяне, во время коллективизации. Волна репрессии 1936-38 гг. затронула партийные, государственные, но особенно военные кадры.
В отличие от многих регионов, особенно европейской части России, Красноярский край был местом, где люди отбывали незаслуженное наказание. Репрессии не пощадили коренных красноярцев. Сотни тысяч заключенных прибывали в лагерях Норильлаг, Краслаг, Енисейстрой.

На долгие годы во многих семья, в деревне и в городе, среди интеллигенции, рабочих и крестьян были люди, на долгие годы отправленные на каторгу, где многие из них погибли от невыносимых условий существования.

Учитель. Давайте посмотрим, кто из наших односельчан из сел Мурино и Кочергино были репрессированы.

Ученик 1. Я рассказу о репрессированных из с. Мурино, мне удалось найти информацию о троих.

Терешкин Георгий Алексеевич. Родился в д. Мурино Курагинской волости
Минусинского уезда Енисейской губернии. Образование начальное. Из крестьян. Красноармеец 89-го отдельного дорожного-эксплуатационного батальона ВСКА. Арестован 22.02.45 года. Обвинен по статье 58-10 УК. РСФСР, Осужден 15.04.45 года. Реабилитирован 15.01.01 прокуратурой КК(П-23896).

Терешкин Илларион Петрович. Родился в 1894 году. Уроженец и житель д. Мурино Курагинской волости, Минусинского уезда Енисейской губернии. Имел крестьянское хозяйство. Арестован 03.06.33 года по обвинению в КРО. Дело прекращено 19.06.33 минусинским оперсектором ОГПУ за недостаточностью улик.

Терешким Аким (Яким) Дмитриевич. Родился в 1884 году. Уроженец д. Мурино Курагинской волости, Минусинского уезда Енисейской губернии. Работал в колхозе. Арестован 08.07.37. года. Обвинен в АСА (антисоветская агитация), вредительстве. Расстрелян 31.10.37 года в Минусинске.

Ученик 2. Репрессированные в с. Кочергино: Юдин Никита Семенович, Утробин Иван Семенович, Таскин Семен Игнатич, Таскин Константин Федорович, Солодовников Илья Петрович, Прокудин Никита Андреевич, Прокудин Никита Александрович, Прокудин Петр Романович, Мартыч Егор Ильич, Гольцев Илья Максимович.

Таскин Семен Игнатьевич. Родился в 1888 году. Уроженец с. Кочергино Курагинской волости, Минусинского уезда Енисейской губернии, хлебороб. В 1930 году, лишен избирательного права, раскулачен, выслан с семьей 11.06.38 года и приговорен к расстрелу.

Учитель. В чем обвиняли, за что арестовывали людей?

Ученик. Арестовывали за контрреволюционные преступления. Вот некоторые из них:
ст.51-1«а»: измена родине, т.е. действия совершенные гражданами СССР в ущерб военной мощи СССР, его государственной независимости или неприкосновенности, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелет за границу, караются высшей мерой уголовного наказания - расстрелом с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах - лишение свободы на срок 10 лет с конфискацией всего имущества.
ст.51-2: вооруженное восстание или вторжение с контрреволюционными целями на советскую территорию вооруженных банд, захват власти в центре или на месте в не тех целях и в, частности с целью насильственно отторгнуть от союза и отдельной союзной республики какую-либо часть ее территории или расторгнуть заключенные союзом СССР с иностранными государствами. Договоры, ведущие за собой высшую меру социальной защиты - расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и с лишением гражданства союзной республики и изгнанием из пределов СССР навсегда.
ст.58-2: активные действия или активная борьба против рабочего класса и революционного движения, проявленные на ответственной секретной должности при царском строе или у контрреволюционных правительств в период гражданской войны, влекут за собой меры социальной защиты, указанные в ст.52-2 настоящего кодекса.
ст.58-14: контрреволюционный саботаж, т.е. сознательное неисполнение кем-либо определенных обязательностей или умышленно небрежное их исполнение с целью ослабления власти правительства и деятельности гос. Аппарата, влечет за собой лишение свободы на срок не ниже одного года с конфискацией всего или части имущества. При особо отягчающих обстоятельствах, вплоть до высшей меры социальной защиты - расстрел с конфискацией имущества.

Учитель. Несмотря пережитое, эти люди не утратили интерес к жизни, писали стихи, вели дневники. Давайте прослушаем стихотворения, в которых изложены все горести, беды и переживания, выпавшие на долю людей (Читают учащиеся).

Ученик 1.
 В «Гепеушевском» подвале.
Вы, наверно, не бывали.
И едва ли вы слыхали,
И едва ли вы видали,
Как людей там избивали,
Как людей там убивали.
Да, едва ли...
В «гепеушевском» подвале
Никогда вы не бывали.
Пожимаете плечами.
Не встречались с лагерями,
Не бывали в ихней власти.
Ваше счастье, ваше счастье.
(Борис Павлович Смирнов)

Ученик 2. Поэту
В моем, еще недавном прошлом,
На солнце камни раскаля,
Босые, пыльные подошвы
Палила мне моя земля.

И я стонал в клещах мороза,
Что ноги с мясом вырвал мне,
Рукой обламывал я слезы,
И это было не во сне.

Там я в сравнениях избитых
Искал избитых правоту,
Там самый день был средством пыток,
Что применяются в аду.

Я мял в ладонях, полных страха,
Седые потные вески,
Моя соленая рубаха
Легко ломалась на куски.

Я ел, как зверь, рыча над пищей.
Казался чудом из чудес
Листок простой бумаги писчей,
С небес слетевшей в темный лес.

Я пил, как зверь, лакая воду,
Мочил отросшие усы.
Я жил не месяцем, не годом,
Я жить решался на часы.
(В.Шаламов)

Учитель. Легко ли сохранить, не потерять себя в нечеловеческих условиях? Какие чувства у вас проснулись, когда вы слушали эти строки?

Ученики рассказывают о своих чувствах, мыслях.

Учитель. Мы гордимся боевой и трудовой славой, научными и культурными достижениями наших предков, которые отдали Родине все свои силы, таланты и мужество, а многие оказались принесены в жертву ее истории. А теперь послушаем о семьях репрессированных, которые живут рядом с нами. И узнаем, как сложились их судьбы во время репрессий.

Ученик 1. Я хочу рассказать о своих родственниках и односельчанах, которые были репрессированы в с. Кочергино

Вальтер Мария Фридриховна (девичья фамилия Манвейлер) родилась в 1937 г. в селе Розенберг Ждановского района Волгоградской области. Ее семью сослали в 1941 г. в Тюмень. Отца взяли в трудармию в Свердловскую область в Краснотуринск, куда он потом вывез в семью. В 1955 г. приехала в гости к брату Александру в Курагино и осталась здесь жить. Вскоре познакомилась с будущим мужем и вышла замуж. Работала сначала разнорабочей, а потом в детском саду няней. Теперь живет в нашем селе.

Вот что рассказывает моя бабушка, Демина Эмма Константиновна (девичья фамилия Беккер): «Родителей моего отца отправили в деревню Понаморевка Ярцевского района Красноярского края (потом он стал называться Енисейским), которая находилась в тайге. В семье было 11 детей. Моего отца забрали в трудармию. А в это время мама растила детей одна. Из 11 детей осталось 4. Остальные умерли от болезней и голода». Мой прадедушка работал с детских лет, чтобы иметь кусок хлеба, а когда подрос, стал трудиться в кузнице. В 1956 г. приехал в Кочергино. Здесь жили родственники его жены. Село понравилось и семья переехала. Мой прадедушка давно умер, а прабабушка уехала в Германию. Семья прадеда многодетная-11 детей.

Брух Мария Андреевна (в девичестве Кригер) родилась в 1938 г. в Саратовской области Энгельского района селе Бауэр. Она рассказывала, что во время коллективизации отец вступил в колхоз и работал бригадиром. Было голодно, и он разрешил нашелушить гороха, чтобы накормить рабочих. За это его по доносу арестовали. 9 месяцев он был в заключении. В результате отца Марии Андреевны освободили. В Кочергино жили земляки, поэтому сюда и приехала Мария Андреевна, здесь вышла замуж. У нее 3сыновей.

Фертих Яков Яковлевич рассказывал, что его дед приехал в Россию 300 лет назад. Его семья поселилась в Саратовской губернии. Родители Якова Яковлевича жили в селе Бауэр. Они поженились в 1920 году. В июне 1941 г. семью выслали в Красноярский край. В город Абакан приехали на поезде, а в Кочергино на лошадях. До 1942 г. семья жила в Кочергино. А потом выслали в Пономаревку Ярцевского района Красноярского края, где проживали до 1956 г. Выехав оттуда после реабилитации, обосновались снова в Кочергино.

Родители Шмидт Якова Адольфовича до 1941 г. жили в Саратовской области селе Бауэр. В сентябре 1941 г. семью отправили в Сибирь, в Красноярскиий край. В Кочергино приехали в октябре месяца. В 11 лет работал объездным, пас овец. Когда подрос, выучился в МТС в Курагино на тракториста. Так как немец по национальности в армию не брали.


Демина Эмма Константиновна


Родители Брух Марии Андреевны

Ученик 2. В селе Мурино проживает Сергеева Эльфида Вольтеровна. Она рассказала историю своей семьи. Мама Эльфиды Вольтеровны, Елена Григорьевна Якубова родилась в 1907 году, окончила педагогическое училище и работала учителем в деревенской школе. Отец, Кирш Вольт Иоганович (по национальности эстонец) приехал в Россию, учился и жил в Ленинграде. Он окончил институт с отличием. Вольт Иоганович хорошо знал несколько языков. По зову сердца он приехал Сибирь, т.к. тут проживало много его земляков. Он приехал в Красноярский край, Пировский район, где работал директором школы. Там он и познакомился со своей женой Еленой Григорьевной. В 1930 году семья уезжает на родину мужа, но потом Елена Георгиевна начинает скучать по родным местам и они вновь вернулись в наш край, но уже в Курагинский район. В 1931 году у них рождается старший сын, в 1935 году второй сын Леонид, а 1937 году рождается Эльфида Вольтеревна. У них в семье все было хорошо, все были счастливы, родители работали, дети росли, радовались жизни. Как вдруг в марте 1938 года отца семейства забирают по невыясненным обстоятельствам, его арестовывают и отправляют в минусинскую тюрьму. Как потом выяснилось, его допрашивали, жестоко избивали, таким образом, хотели добиться такой правды, которая бала выгодна им. Но Вольтер Иоганович до последнего твердил, что он ни в чем не виноват. Даже в таких тяжелых условиях Вольт Иоганович не упал духом и до последней минуты он верил, что все закончится хорошо и его отпустят. Даже в камере он всем поднимал настроение и настраивал сокамерников на лучшее. В это время на его жену оказывали давление, ее уволили с работы и предложили отказаться от своего мужа, но Елена Георгиевна сохранила верность своему мужу. Но в конце 1938 года Вольт Иоганович умирает, не дождавшись суда. И через несколько лет умирает Елена Георгиевна. Дети остаются одни и их отправляют в детдом. Конечно, жизнь была не сахар, но держась вместе, они смогли преодолеть все трудности.


(родители Эльфиды Вольтеровны: Елена Григорьевна Якубова и Кирш
Вольт Иоганович)


( Эльфида Вольтеровна (слева) с подругой в детдоме)


(Эльфида Вольтеровна в молодости)

Учитель. А сейчас нам Кочергина Ирина Константиновна расскажет историю своей семьи.

Рассказ Ирины Константиновны Кочергиной (в девичестве Беккер). Она с волнением рассказывала о своей семье. Они были коренными немцами и не знали русского языка. Рассказала, как им жилось, как к ним относилось местное население.

Учитель. Ребята, скажите, что тронуло вас в судьбе этих людей? Что вам больше всего запомнилось?

Ученики. Каждый из учеников говорит о своих впечатлениях.

Учитель. Как не допустить повторения этих событий? В каком направлении должно развиваться государство, чтоб репрессии больше не повторились?

Ученики. Ребята дают аргументированные ответы и предположения.
 


На главную страницу

Красноярское общество «Мемориал» НЕ включено в реестр общественных организаций «иностранных агентов». Однако, поскольку наша организация входит в структуру Международного общества «Мемориал», которое включено в данный реестр, то мы в соответствии с новыми требованиями российского законодательства вынуждены маркировать нашу продукцию текстом следующего содержания:
«Материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой некоммерческой организации».
Отметим также, что Международный Мемориал не согласен с этим решением Минюста РФ, и оспаривает его в суде.