Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Норильский "Мемориал", выпуск 5-6, октябрь, 2010 г.


ДМИТРИЙ KOPMAKOВ. ПАМЯТНИК «И.В.СТАЛИН»

В 1940 50 годы практически в каждом городе Советского Союза были установлен памятники, и часто и несколько памятников, отцу народов - И.В.Сталину. Норильск не стал исключением. В фондах музея хранится фотография, на которой запечатлен памятник Сталину, расположенный на территории стадиона (входа на стадион) «Труд» (в городе) Известно, что второй памятник Сталину в Норильске был установлен на площади перед железнодорожным вокзалом.

История строительства памятника И.В.Сталину, располагавшегося на площади перед вокзалом, изложена в воспоминаниях Дмитрия Ивановича Кормакова - инженера-архитектора проектной конторы Норильского комбината, з/к Норильлага с 1941 по 1951 гг.

Д.И.Кормаков до ареста 04.04.1941 года учился в МАИ. Осужден по ст.58-10 ч.1 на 10 лет, отправлен в Норильск. Работал также в Северном управлении на строительстве  дороги Салехард-Игарка. Освобождён  10.02.1951 г. С 01.07.1952 г. по 25.05.1968 г работал в проектной конторе Норильского комбината.

В бытность свою директором Норильского горнометаллургического комбината Зверевым (В.С.Зверев был начальником Норильского комбината с 1948 по 1954 годы.) на заводе скульптурных изделий в городе Мытищи была заказана сборная железобетонная статуя для памятника «И.В.Сталин»*. (Сохранена оригинальная стилистика документа.)

Франко-местом сборки и монтажа памятника была намечена площадь перед зданием строящегося тогда (построен к 1953 г.) железнодорожное вокзала в Норильске. Заказ был дан примерно в 1951 году. Тогда же директором комбината была приобретена партия готовых бюстов государственных деятелей (в том числе бюстов М.И.Калинина С.М.Кирова, Ворошилова и других - всего, по слухам, 10 штук), предназначавшихся для размещения в разных местах города. Заказ был выполнен, но, по неизвестным мне причинам, партия готовых бюстов прибыла на базу торготдела раньше, нежели детали памятника «И.В. Сталин». Последние, тоже по неизвестным причинам, были завезены в 1гарку. Там их разыскали в 1953 году и тогда же, летом 1953 года, поставили на базу торготдела в Норильск.

В то время база торгового отдела, о котором идет речь, находилась у железнодорожного переезда линии, ведущей к ДОЗу, т.е. напротив трёхэтажного здания бывшего «старого» Управления.

Согласно распоряжению Зверева, первым предполагалось строительство памятника «И.В. Сталин» с таким расчётом, чтобы открытие его состоялось 24 декабря 1953 года, т.е. ко дню выборов. В начале сентября 1953 года я получил распоряжение главного инженера Стрельцова приступить к срочному проектированию постамента под железобетонную скульптуру будущего памятника. Но, чтобы Вы могли себе хотя бы относительно представить, что значит проектировать в то время, я вынужден писать много, иначе будет непонятно.

Технические трудности... Их было много. Для всех норильских архитекторов памятники и их проектирование, в том числе и для меня, были новостью, не говоря о том, что для создания памятника в условиях вечной мерзлоты - свои особенности. Надо было, прежде чем приступить к делу, иметь размеры статуи. А их нет, хотя блоки, из которых она состоит, привезены на базу. Отдельные детали - блоки, весом каждая до 5 тонн, закованные в обшивку из брусьев и пластин, охваченные арматурными обручами (для захвата краном), и всё это, скованное льдом, лежало на боку. И всё это нельзя вскрывать, иначе ни один из блоков с базы на площадку монтажа не перевезти. Да только ли с этих бед начиналась эпопея. К доставленному памятнику нет сопроводительных документов - нет накладных, нет важнейшего приложения к памятнику - ящика с образцами инертных материалов, из которых отлита скульптура, и, что очень важно, неизвестны габариты каждой из деталей. Выяснилось, что всё это растеряли в период доставки нерадивые экспедиторы. Как видите, начинать работать приходилось, имея перед собой чью-то отвратительную деятельность. Чтобы выяснить размеры каждого из блоков, мне пришлось делать специальные чертежи вспомогательных построений, дабы добраться до общего размера всей статуи. И всё это на морозе и ветре, не прибегая к вскрытию обшивки. Такое же положение было и с ящиками, в которых привезли бюсты. Правда, здесь дело было несколько легче: малый размер тары груза позволял хотя бы через щели определить степень сохранности изделий. К довершению всех бед, не все ящики с бюстами были сгруппированы вместе часть оставалась где-то в неизвестном месте базы, под спудом других грузов. Вспоминаю, что в те дни на базе велась лихорадочная работа поисков «пропавшего» вагона с коверкотом. Приехавший вместе со мной на базу скульптор Жильцов пришёл буквально в ужас, когда выяснилось, но к доставленному грузу нет ящика с инертными материалами. Это означало, что нарушено важнейшее условие создания памятника. Как сделать отбитый угол или «зашить» швы? Ведь любой инертный материал имеет свой цвет, только ему присущий, только ему одному дарованный природой. После нечеловеческих усилии мне удалось «добить» размер блоков статуи.

Теперь предстоял второй этап проектирования - определение высоты всего сооружения памятника (включая высоту постамента стилобата и статуи), исходя из среднего расстояния обозрения фигуры в зависимости от размера довлеющей на памятник высоты рядом расположенного вокзала. Местность осматривал с разных точек пришлось побывать даже на крыше вокзала. И всё это, чтобы найти искомый размер 9% метров.

Третий этап состоял из определения высоты постамента. Здесь исходил из необходимости соблюдения архитектурной пропорциональности между высотой скульптуры и высотой основания, на которой она базируется, в пределах, обеспечивающих обязательно превалирование высоты статуи над высотой постамента. Задача состояла в том, чтобы устранить зрительное равновесие между верхней и нижней частями монумента - избежать «эффекта вращения».

Проект был выпущен под № 92294 листы 103, 104 и 105 по названием «Проект установки монумента на привокзальной площади» утвержден Зверевым 19 сентября 1953 г.

Для тяжёлой железобетонной статуи потребовался соответствующий фундамент. Он был запроектирован столбовым, с выпущенной по периметру столба железобетонной консолью, поддерживающей стилобат Фундаментом занимались конструкторы. Сооружение, на первый взгляд вроде бы, небольшое, возводилось при рано наступивших морозах, под брезентовым тепляком.


Памятник «И.В.Сталин» перед зданием железнодорожного вокзала. Норильск. 1954 год.

В самом начале сборки статуи, уже после того, как фундамент и постамент были сделаны, выяснилось, что завод-изготовитель допустил брак - железобетонная четверть по периметру блока головной части не входила в приготовленный для неё паз предыдущего блока. На наружной поверхности спины фигуры высовывался выступ. Его пришлось рубить стальными зубилами по всему периметру блока. «Зашить» образовавшиеся швы помог большой опыт, настойчивый труд и немалый талант скульптора Жильцова. В необычайно трудных условиях - в холодном сарае, именуемом «мастерской», Жильцов неутомимо искал рецептуру инертных и, в конце концов, её нашёл. Архитектура Норильска многим обязана большому труду и таланту Витольда Станиславовича Непокойчицкого, но, вспоминая сегодня это благородное имя надо рядом с ним записать имя скульптора Жильцова, чей труд вынес на своих плечах скульптурное литье многих зданий Горстроя. И хотя к постаменту монумента Жильцов отношения не имел, тем не менее, для памятника, в том виде, каким он создавался тогда, сделал много: швы статуи были им «зашиты» безупречно.

После смерти Сталина статуя памятника была, действительно, снесена - сдёргивали её с места двумя тракторами, сталкивая блоки в рядом находившееся озеро Медного завода.

Постамент стоял «обезличенным» в течение довольно долгого периода времени. По слухам, его не могли использовать из-за отсутствия готовой другой статуи, примерно таких размеров, какие имела статуя «И.В. Сталин». Тогда было решено поставить на имеющийся готовый постамент бюст из числа тех, что были на базе, выбрав такой, который лучше сохранился. Остальные требовали ремонта, а сделать его быстро Жильцов не мог из-за трудности подбора инертных. Таким образом, выбор пал на бюст Калинина - другой причины не было. Однако, ни со мной, ни с Жильцовым никто не советовался, что, чем и как заменять, - вышеизложенное мне известно из беседы с Жильцовым. Кем было дано распоряжение о замене статуи бюстом - не знаю. Разумеется, что любой бюст, поставленный на непомерно большой постамент, предназначенный вовсе не для его размеров, будет выглядеть нелепо, т .к. имеет место нарушение всей той скрупулёзной работы, которую надо произвести прежде, чем ставить памятник. Вы можете в этом убедиться, прочитав историю строительства монумента «И.В.Сталин», о которой я пишу в этом своем письме дабы показать, что поставить бюст или памятник совсем не простое дело, а требующее, чтобы им занимался архитектор. И занимался не просто «так себе», а всерьез и «по науке».

26.10.1985 г. Москва


Норильский "Мемориал", выпуск 5-6, октябрь, 2010 г.
Издание Музея истории освоения и развития НПР и Норильского общества «Мемориал»

На оглавление