Норильский "Мемориал", выпуск 7-8, октябрь, 2015 г.


Николай Формозов. Двойная годовщина в Норильске

2013 год стал для Норильска юбилейным - 60 лет назад Норильск получил статус города. Но в 1953 было и другое событие, значение которого выходит далеко за узкие географические и временные рамки, вечером 25 мая 1953 года в ответ на серию безнаказанных расстрелов заключенных в Норильске забастовал Горлаг, особый лагерь для политзаключенных. Так началось первое, самое крупное и самое -продолжительное восстание в послесталинском ГУЛАГе. Одновременно это был и первый пример ненасильственного сопротивления произволу и репрессиям в нашей стране. Значение Норильского восстания как поворота в истории России в XX веке, как границы агрессивного сталинизма до сих пор еще не осознано в нашем обществе.

Вероятно, совпадение юбилея города и годовщины восстания неслучайно - годом позже, осенью 1954, вскоре после лагерного восстания казахстанский посёлок Кенгир стал городом Джезказганом. Восстания обнажили полную несостоятельность лагерной экономики без действующего маховика репрессий. Они показали администрации, что надо начинать искать принципиально иные формы привлечения рабочей силы. Присвоение статуса города рабочим поселкам - один из способов завлечь вольнонаемных рабочих на строительство важных производственных объектов.

30 октября 2013 года Музей истории Норильского промышленного района пригласил ряд специалистов по истории сопротивления в Гулаге и участника Норильского восстания Льва Александровича Нетто для выступления на круглом столе, посвященном 60-летию восстания в Горлаге.

Но было бы неправильным считать, что Норильск вспомнил о годовщине восстания только в октябре месяце. Начало положил известный норильский фотограф Александр Харитонов. 26 мая 2013 ровно в день 60-летия первых суток восстания, когда забастовали сразу 3 лаготделения Горлага, Харитонов с друзьями вывесил на четырех зданиях на Комсомольской площади города Норильска черные флаги, напоминающие флаги восставших. Флаги провисели минут 30, вскоре организатора акции вместе с флагами забрали в полицию и присудили штраф в 20 тысяч рублей. «Зато теперь вся полиция в Норильске знает, что такое Норильское восстание», - говорит Харитонов.

Когда мы прилетели в Норильск, уже в коридорах нового аэропорта нас встретила выставка уникальных архивных фотографий из истории города. Но, увы, ни на одной из них не было видно истинных строителей v основателей Норильска - заключенных. Тема ГУЛАГа в Норильске не на виду. Памятник жертвам сталинизма спрятан во дворе Музея истории. Обещание, данное властями в начале 1990-х, - поставить памятник невинным жертвам произвола на главной площади города - так и осталось обещанием. О нем напоминает лишь закладной камень. На этом фоне решение дирекции Музея провести круглый стол и все-таки отметить годовщину восстания - выше всяческих похвал. В музее восстановлена экспозиция по истории Норильлага, Горлага. Она занимает целый этаж, правда, к сожалению, третий - самый последний в здании музея. Было бы логичней, если бы она открывала экспозицию, так как Норильлаг и Горлаг и есть начало города. С первых экспедиций и лагерей начинается история Норильского промышленного района.

Вместе с нами в Норильск прилетела небольшая труппа театрального проекта «Возвращение». Их спектакли хорошо знакомы норильчанам и пользуются большим и неизменным успехом. В этот раз участники проекта привезли новый спектакль «Слово - есть дело» по прозе Снегова, который повторяли трижды в Норильске и Талнахе, и спектакль «Дороги, которые мы не выбирали» по воспоминаниям Адамовой-Слиозберг, который был уже знаком норильчанам.

На круглом столе в музее участник восстания в 1-м лаготделении Горлага Лев Александрович Нетто рассказал о Норильских событиях по личным воспоминаниям. Первопроходец в исследованиях истории Норильского восстания Алла Борисовна Макарова объяснила смысл и необходимость в применении к тем событиям ее термина «Восстание духа». В строгом смысле слова в Норильске восстания не было, потому что восставшие фактически не были вооружены, - это был пример массового ненасильственного сопротивления. Но, с другой стороны, восставшие брали под собственный контроль на длительный срок лагерные зоны, возникали органы самоуправления, то есть, власть переходила из рук администрации в руки зека - и это, безусловно, есть признаки восстания. Сейчас термин «восстание духа», впервые прозвучавший в публикации Макаровой 1993 года, стал общепринятым и даже переведён на украинский и английский языки. В основном речь шла о значении Норильского восстания как исторического события, как важнейшей вехи конца сталинизма, когда даже в самых тяжелых особых лагерях стало понятно - эпоха изменилась.

До Норильска для ГУЛАГа, начиная с Усть-Усинского восстания 1942 года, были характерны восстания-побеги, когда заключенные разоружали охрану, переодевались в ее форму, часто атаковали лагерь извне, захватывали еще больше оружия и уходили в массовый побег. Такие восстания часто оказывались весьма кровопролитными с обеих сторон, случаи массового удачного бегства заключенных неизвестны. Ждать справедливости, требовать пересмотра дел и соблюдения законов в сталинские времена никому не приходило в голову. Норильск же с лозунгами «Мы за советские законы, но против тех, кто их нарушает!», «Да здравствует советская конституция!» во многом предвосхитил движение инакомыслящих I960 - 1980-х годов. (Это было особенно характерно для 3-го лаготделения Горлага, где забастовкой руководил Б.А.Шамаев). Три послесталинских восстания - Норильское, Воркутинское и Кенгирское - парадоксальным образом были самым мирным временем в ГУЛАГе, прекращалась межнациональные распри, затихала «рубиловка» (внутрилагерный террор против приспешников администрации).

В России, где череда ответного насилия пронизывает всю историю, с мирного ненасильственного протеста в ответ на репрессии, каким было норильское восстание, открывается новая страница истории.

В дополнение председатель Красноярского Мемориала Алексей Бабий рассказал о малоизвестной странице истории ненасильственного сопротивления - особой роли Льва Николаевича Толстого в знакомстве Махатмы Ганди, а также, с философией Генри Д.Торо.

Зашла на круглом столе речь и о том, почему в Норильске история заключенных - основателей города, история восстания находятся в тени, итересно на эту тему выступила одна из участниц общей дискуссии, учительница истории школы № 3 города Норильска Елена Валентиновна Важенина. По ее словам (привожу по памяти), город Норильск по-прежнему разделен, все отлично помнят, чей предок был по одну сторону колючей проволоки, а чей по другую. И именно стремление норильчан сохранить мир в живущем одной семьёй городе заставляет их молчать о прошлом. На самом деле Норильск можно рассматривать как модель всей страны, где общая тенденция замалчивания прошлого проявляется ярче и контрастней, чем в других местах. Неотрефлексированность, неосознанность трагического прошлого - это общероссийская беда. Будем надеяться, что круглый стол в Норильске, посвященный восстанию з Горлаге 1953 года, - это наш общий маленький шаг в правильном направлении.


Выставка в Музее истории НПР «Пересмотру не подлежит», посвященная истории Норильлага


Норильский "Мемориал", выпуск 7-8, октябрь, 2015 г.

На главную страницу