Черновик статьи неизвестной (архив Ачинского "Мемориала")


Написать в газету меня заставили 2 письма. Они пришли к нам в музей почти одновременно издалека, из столицы Калмыкии. Одно - от Нины Владимировны Ипполитовой - члена союза российских писателей, другое - от коллег калмыцкого республиканского музея.

 

27 декабря этого года в далекой Калмыкии трагическим и скорбным будет для калмыков 27 декабря. В этот день, в 43-м году была ликвидирована Калмыцкая АССР. Калмыцкий народ, 65% которого составляли дети и подростки до 16 лет, стали насильственно перевозить в районы Киргизии, Узбекистана и Сибири.

Еще два столетия назад царские власти начали ссылать в Сибирь политических и уголовных преступников, но в нынешнем веке Сибирь повидала стольких врагов народа, что никакому царю и не снилось. Не избежал печальной участи и калмыцкий народ.

Привозить сюда их стали в 44-ом, в январе. Многие умерли в пути от голода или болезней. Смерть поджидала в дороге, в товарном вагоне, пока везли в Сибирь. Голод и болезни делали свое дело. До мест поселения добрались те, кто по-крепче телом и духом. Тысячи калмыков попали в Ачинск и Ачинский район. Сколько их здесь нашли свою могилу, никто этого не считал, но помнят об этом местные жители. Полвека прошло с тех пор, память человеческая возвращается к тем давним картинам: вот везут их в гору от станции в распахнутых бешметах, в чувяках, которые быстро истреплются на наших каменьях, а сами они не понимаю еще, что везут их на верную смерть.

Много народу оказалось и в городе , но приехало и в город, и в окрестные деревни не по своей воле. Какая-нибудь Березовка или Черемушки в годы войны - это Советский Союз в малом масштабе. Представители каких только народов не побывали здесь. Не исключение - поселок Марганцевый рудник. Кто жил тогда на руднике, тот помнит, как пластались изможденные немочки на строительстве бараков, в шахте работали крепкие литовские парни и красивые польские евреи. В 45-ом японские военнопленные валили лес за дачей Ткачука.

Как хоронили своих младенцев детей в 1-ой могиле. По 3 раза откапывали одну и ту же могилу, потому что земля была мерзлой, а к весне могилы заливало водой со стройки на лесоповале. Через много лет Э. Д. вспоминал: “Нас погнали на лесоповал, к винзаводу, снег лежал, холодно. Лиде Штанг нечего было обуть на работу, только мешковину. Но в мешках на ногах далеко не уйдешь. Мы сказали Лиде, чтобы попросила у начальника хоть какую-то обувь. А начальник Петров посчитал это за отказ от работы в военное время. Ее отправили в Решеты, четверых детей распределили по приютам, старшие в трудармию. Все вернулись живые, видно бог им помогал. “ Видно бог помогал и сестре Эмилии Эмме. Из Башкирии приходили от нее письма. А однажды в середине письма оказались вот эти листочки - по-немецки “Песня изгнанных немцев Поволжья”:

В трудармии мужчины,
Никто не знает где они есть по
сегодняшний день.
Будет ли еще встреча
Для мужа, жены и детей?

Берта Вигелин уже не надеялась на встречу, ее мужа офицера красной армии арестовали в 39-м, семью “врага народа” выселили из квартиры, а в 41-м выслали в Сибирь. Где же я буду купать детей. Поэтому единственное, что успела взять с собой - 4 эмалированных таза. Старые, продырявленные они до сих пор хранятся у Эрики Александровны, младшей дочери Вигелинов. Хранятся, как частичка родного дома, который 51 год назад пришлось покинуть навсегда. Эти люди сохранили национальное сознание, крупицы национальной культуры, стараются собраться вместе. В городе прошло 2 конференции общества “Видергебурт” (“Возрождение”). Эмблемой общества стала птица фенис, которая по преданию возродилась из пепла. Символ надежды на восстановление республики. Что ж, будем надеяться и мы вместе с ними.

========

28 августа - трагический и скорбный день национальной скорби для российских немцев. Пятьдесят один год назад была насильственно ликвидирована АССР немцев Поволжья. Хватило одного росчерка пера, чтобы обречь на позор, страдания и смерть людей лишь потому, что рождены они были немцами. 380 тыс. немцев вывезли в Казахстан, Бурятию и Сибирь. Не сумев достичь победы на фронте, отец народов обрушил удар на беззащитных и мирных жителей. Вот строки из печально знаменитого указа от 28 августа 1941 г:

“По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов. Мнимые десятки тысяч на самом деле были только предлогом для коллаборационизма (измены Родине). Немцев Поволжья на самом деле было не больше, чем в любой другой республике, где попадали под оккупацию. Настоящими причинами выселения советских немцев было другое. Нужно было, во-первых: оправдать неудачу на фронте действиями внутренних врагов; во-вторых - путем выселения решить жилищную проблему для беженцев из прифронтовых областей; в-третьих - пополнить трудовой фронт, заменить рабочих, ушедших на войну.

 

Незаконно и необоснованно 380 тыс немцев Поволжья, большинство из которых были старики и дети, были высланы в Новосибирскую, Омскую области, Алтайский край, Казахстан, бурятию. Во второй половине 1941 г, вынужденной миграции подверглись советские немцы, проживающие на территории Кавказа, Крымского полуострова.

В планах расчленения и порабощения народов России, гитлеровцы предполагали образовать рейхс-коммисариат “Калмыцкая область”. В сентябре 1942 г приступили к формированию калмыцкого корпуса, удалось сформировать несколько кав. эскадронов.

27 декабря 1943 г Калмыцкая АССР после изгнания фашистских частей была ликвидирована. Калмыцкий народ, среди которого до 65 % были дети и подростки до 16 лет, насильно переселялся в районы Сибири, Киргизии и Узбекистана.

Отдельные граждане были доставлены даже на Сахалин и Чукотку. Собранные со всех сторон воины-калмыки были вывезены в Молотовскую область (ныне Пермская область) и участвовали в строительстве Кунгурской ГЭС. Территория Республики вошла в административное подчинение соседних областей и ставропольского края.

9 января 1957г государственность калмыцкого народа была восстановлена.

До 29 июня 1958 года - Калмыцкая Автономная Область - Калмыцкая АССР сейчас <= 11 тыс человек, в Союзе 137 тысяч калмыков.

 

 

Архив Ачинского «Мемориала». Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ачинский краеведческий музей имени Д.С.Каргополова»


На главную страницу