Новости
Поиск
English  Deutsch

Л.О.Петри, В.Т.Петри. Таймырская быль

Свидетельствуют Юрий Янкович (1924 г.р.), ссыльный из Латвии.

«Должно приучать россиян к уважению собственного».
Ф.Я.Лефорт (1655-1699), адмирал Петра 1.

Юра сохранил в памяти годы репрессии в подробной записи всех событий и впечатлений в дневнике. Это дневник человека, который родился не в СССР; его жизнь и впечатления нового для него мира, природы, людей и власти представляют особый для нас интерес с точки зрения оценки исторического процесса, в котором он оказался. Итак, свидетельствует дневник Юрия.

«10.06.42. На колёсном пароходе «Мария Ульянова» по р. Енисею мы из с. Галанино были доставлены на речной вокзал г.Красноярска, а затем на правый берег реки в район ж. д. станции «Енисей». Мы были потрясены увиденной картиной: море людей – рабов, ожидающих несколько недель под открытым небом своей участи. Такого редчайшего зрелища мне ещё не приходилось видеть.

11.06.42. Вечером на палубе большого лихтера №15, стоящего напротив Красноярского речного вокзала, собрался большой латышский хор, который в 4 голоса исполнял латышские песни над удивлённым городом.

12.06.42. Караван во главе с буксиром «В. Куйбышев» в составе самого большого лихтера №15 и 7-ми более малых с репрессированным народом на бортах тронулся из Красноярска вниз по течению Енисея, огласив округу прощальным гудком. Это была первая партия людей, направленных на Таймырский Крайний Север.

13.06.42. Караван бросил якорь вблизи г. Енисейска. Латыши и их хор оказались все на лихтере №15. Каждый вечер берега могучей реки «слышали» голоса этого хора.

22.06.42. г.Игарка. Идёт дезинфекция всего каравана. Латыши отметили «Янов» день - Лиго. Лиговали всю ночь. В Курейке начался полярный день - без захода Солнца.

24.06.42. Станок Усть-Хантайка. Караван на якоре. Идёт выгрузка первой партии доставленных на Таймыр людей в количестве 105 человек, в том числе и нашей семьи: мама Наталия Викторовна (1896г.р.), моя сестра Рута и я Янковичи. 04.07.42. Нашу семью поселяют в старую столетнюю землянку на обрыве Енисейского берега, где теперь будет медпункт. Маму, как врача, ещё на лихтере назначили заведующим этого медпункта в посёлке. Из Дудинки на боте доставили рыбацкие снасти и лодки.

09.07.42. Первый учебный пробный выезд на левый песчаный берег Енисея на рыбалку с 500-метровым неводом. Инструктором был Дмитрий Богданов из Дудинского рыбзавода. Заброс невода был неудачным, а улов малым- только накормить рыбаков (8 чел.) на 1 день.

10.07.42.Выезд на настоящую рыбалку, ночёвка с тучей комаров и мошек в избушке с 2-х ярусными нарами и железной печкой.

11.07.42.Тоня. Утром на реке начался сильнейший шторм. Бежим спасать лодки и бочки.

15.07.42.Тоня. 4-й день дует сильный Норд. Река в беляках. Рыбачить невозможно. Вся сложность нашего положения оказалась в том, что мы всей бригадой при выезде из посёлка оставили среди больших камней свои узелки с провиантом. И вот теперь рыба, как 2 дня закончилась, а хлеба вообще нет, Дмитрий Богданов стал решать ехать за хлебом в посёлок (7км на другой берег) втроём из добровольцев. Трое нашлись: он сам, я и Лёва Петри. Он за рулём а мы с Лёвой - на вёслах. В посёлке о нас беспокоились и когда увидели на середине бушующей реки нашу лодку – все сбежались на берег. Всё обошлось хорошо. Через 2 часа, получив продукты, наша лодка поплыла обратно вдвоём, но без меня, т.к. я сильно заболел кишечным заболеванием. К тому же шторм стал заметно слабеть.

26.08.42. Усть-Хантайка. Высадили к ранее прибывшим 105 человек ещё 330, в основном немцев и 14 латышей из Сигулды и Латгалии. Я возмущён в адрес властей, что так поздно доставлены люди, да ещё с детьми. Видна большая разница между людьми с Запада и спецпоселенцами из Союза: последние, особенно немцы, имеют сапоги, фуфайки, бушлаты, а западники в штиблетах, шёлковых платьях, лёгких пиджаках. Сказывается советский быт и предусмотрительность советских людей.

19.09.42. Усть-Хантайка. Нам опять доставили ещё 135 рабов советской власти, в т. ч. 16 латышей с детьми. На пароходе мама увидела свою подругу Скудру с тремя дочками. Их везли дальше на Север. Теперь нам известно, что их временно зимовать выгрузили около Усть-Порта, а весной 1943 года морским путём увезли вокруг Таймырского полуострова в устье р.Хатанги.

20.09.42. Усть-Хантайка. На плоту приплыли 4 бородача. Оказалось это экспедиция Академии наук СССР из Ленинграда. Их забросили в тундру ещё весной 1941 года для обследования всей округи Хантайского озера. Их радист утонул. Двое оказались очень музыкальными и мы вечерами пели симфонии П.И.Чайковского.

Продолжаю рыбачить, хотя на животе появились нарывы; у нас нет обуви. Помогаю латышам сооружать землянки на берегу речки.

17.10. 42. Усть-Хантайка. С последним ботом из Дудинки вернулась мама. Енисей покрылся тонкой плёнкой льда, которая скользит вниз по течению. Ещё 14.10.42. бот с продуктами не мог причалить к берегу из-за льда и мы на лодках пробивали во льду ему проход. Холодно. Все немки тепло закутались в свои привезённые одежды, а латышки бегают в своих шёлковых нарядах. Нам привезли унты, которые получили некоторые латышки, которые решили их сохранить до весны, когда нас повезут в Ригу и там строем пройдём по её улицам (наивные люди – в Ригу только несколько из них через многие годы попадут туда).