Новости
English  Deutsch

Л.О.Петри, В.Т.Петри. Таймырская быль

Рейс в Калининград

Следующий историко-патриотический рейс был летом 1975 года в Калининград (Кёнигсберг). Поехали мы вдвоём с Виктором, который к тому времени уже имел водительские права. Хорошую помощь нам оказал Юра Янкович, который сумел нам достать пропуск на поездку по Куршской косе, являющейся строгим заповедником в Литве. В Клайпеде на пароме мы с машиной переправились на начало Куршской косы, где у пограничной будки нас ожидал Юра и передал нам пропуск. Куршская коса длиной 100 км является заповедником как для растений, так и для животных. Перед поездкой по косе мы должны были заполнить бланки и расписаться в том, что не нарушим правила поведения на косе, основным из которых является не съезжать с асфальтового покрытия в стороны и не ходить по песчаным дюнам, т.к. повредится травяной покрой. Нам было странно видеть по обе стороны дороги не тронутые травы и цветы и бегающие зайцы, не боящиеся людей. Коса шириной 100-200 м из песка тянется вдоль южного берега Балтийского моря. При сильных с моря ветрах песок в дюнах перемещается, поэтому на косе постоянно, чтобы закрепить песок, делают посадки кустов и другой растительности. По пути всё время встречаются пограничные вышки, под одной из которых на полпути вблизи небольшого городка Нида мы ночевали. Когда стемнело к нам подошли двое в зелёных фуражках пограничников, спросили документы и после их проверки разрешили нам по соседству и под их охраной переночевать в машине. Как только на следующий день в конце косы мы увидели большую вывеску «РСФСР», так пейзаж сразу изменился. Стало обидно за Державу, которая показывает себя своей грязью, мусором вокруг дороги, бесхозяйственностью, в общем не привлекательностью, настроение у нас сразу упало. Продолжая путь в Калининград, вторую ночёвку мы нашли на берегу моря в комарином царстве. Их было так много, что спасение мы нашли только перебив их в кабине машины. При подъезде к Калининграду мы встретили мотоциклиста на М-72 , который был участником войны и приехал сюда посмотреть на места прежних боёв. Разговорившись, он сказал, что «Когда в 1944 году наши войска перешли государственную границу Германии, то лозунг среди наших солдат был один: «Гори проклятая Германия!» Помню, продолжал наш собеседник, в этом городке вошли мы в богатый дом, стены в зеркалах, на окнах большие бархатные шторы, в зале красивые ковры. Мы со злостью из автоматов изрешетили все зеркала, а от штор отрезали куски для портянок и чистки сапог. Солдатам тогда было обидно видеть это богатство, зная какая разруха осталась позади их дома. Сталинский приказ, обращённый к Красной Армии, перешедшей границу Германии, о том, что Советский Союз воюет не против немецкого народа, а против фашизма, в основном не выполнялся. За 4 года войны в сердцах солдат накопилось столько горя и человеческой злости, что каждый творил над поверженным врагом в меру своей мести и совести». Участник войны на своём М-72 укатил в сторону Балтийского моря, где, как он сказал, на пляже тогда били своих вшей. Мы въехали в Калининград, который уже порядочно отстроился, убраны с площадей бетонные доты, хотя развалины дворца в центре города ещё остались. Побывали во дворе университета, где в подземном бункере с 12-ю комнатами находился фашистский штаб обороны Кёнингсберга. Взятие города стоило Красной Армии 75 тысяч погибших солдат и офицеров. Особенно тяжёлым было взятие 5-го редута крепости с 8-ю подземными этажами и с 2-х метровым ж.б. перекрытием, который удалось пробить только после того, как из дальнобойного на ж.д. ходу орудия 2 раза попали в одну и ту же точку. Эта развалина у нас вызвала большое впечатление. Крепость со всех сторон окружена каналом, заполненным водой. По разрушениям, оставшихся после войны видно какой ценой и сколькими жизнями наступающими войсками это бралось. Из Калининграда мы направились в Брест, который покрыл себя славой в первые недели войны 1941 года. Писатель Смирнов раскрыл героев Бреста, среди которых были и советские немцы. А командир гарнизона майор Гаврилов был найден только в 60-е годы где-то на Кубани и признан Героем Советского Союза. Обошли в Бресте все музейные объекты с ночёвкой в летнем домике. А утром тронулись в Москву. На границе Белоруссии с РСФСР мы с Виктором поднялись на высокий (порядка 100 м ) курган «Славы и Дружбы» двух народов во время войны. На вершине устроен музей с военными экспонатами - в Белоруссии погиб во время войны каждый третий житель - больше всех других республик страны. Сменяя за рулём друг друга мы к 22-м часам прибыли в наш гараж, покрыв за 1 день более 1000 км.

С рождением в 1976 году нашей внучки Юли возник вопрос о месте летнего пребывания-дачи, которую желательно купить. К этому времени в электромонтажном управлении начальником И.Т. Трифоновым и гл. бухгалтером В.Т.Петри для коллектива управления была организована «База отдыха», которая представляла собой здание бывшей одноэтажной бревенчатой сельской школы, четырёхквартирный дом и баню. На базу отдыха каждую пятницу после работы от управления (с Арбата) шёл автобус до Павлова Посада, а затем по направлению к Калязину, с общим расстоянием около 120 км в один конец. Нам в отдельном доме для Юли и Гали с бабушкой (Антониной Петровной) отвели одну большую комнату с кухней. В большом доме кроме жилых комнат был зал с большим бильярдом и цветным телевизором. По субботам был банный день с парной. База отдыха была рядом с лесом, богатым ягодой и грибами. Каждую пятницу мы на своей машине ехали на базу отдыха, чтобы побывать с Юлией, которая всегда нас очень ждала, выходя к вечеру на дорогу нам на встречу. Нужно сказать , что база отдыха в жизни наших двух семей (Петри и Семёновых) в ранние детские годы сыграла в воспитании Юлии и Гали большую роль. Антонина Петровна вообще Вите высказалась так: «Это были в моей жизни самые счастливые годы». И этому можно поверить - ведь Витя всегда могла творить только доброе, хорошее с большой любовью как к своим, так и к другим людям. Через местных жительниц она организовала отличное снабжение двух детей с бабушкой всеми свежими продуктами; жили в окружении прекрасной подмосковной природы.