Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Сообщение Зубова Александра Ивановича


Иван Николаевич Зубов (отец Александра Ивановича) родился в 1925 г. Его отец - Николай Зубов, до войны был майором (? - до войны не было таких воинских званий - АБ), шкипером, известным человеком. После его гибели в ноябре 1942 г. его именем был назван пароход на Ангаре.

Ивана Николаевича забрали в армию почти сразу же после гибели отца, в январе 1943 г. В Ачинске, в учебной части, с сослуживцем И.Н., Иваном Анохиным, произошёл интересный случай. Иван Анохин был вечно голодным рядовым солдатом, причем очень высокого роста. Как-то Иван стоял на посту, а мимо проезжала машина с хлебом. Недолго думая, солдат перегнулся через борт и подцепил штыком булку хлеба. Пока солдаты выскакивали из машины спасать хлеб, Анохин успел съесть полбулки. Позже И.Н. встретился с другом на гражданке, позднее жили в одной деревне, Зырянке.

В 1944 г. И.Н. контузило в Белоруссии, его отправили в Омск на комиссию. На комиссии И.Н. попал к врачу, которая заявила, что может дать ему первую или вторую группу инвалидности, но это решение зависит от того, даст или нет И.Н. ей 25 кг. сливочного масла. И.Н. обозлился и стал её душить, за что попал на три месяца в тюрьму, потом на МТС, где он работал кузнецом до 1949 г. Брат председателя колхоза, дезертир, убил милиционера, однако отсидел за это всего год. Вся деревня была этим возмущена. У И.Н. были постоянные конфликты с председателем колхоза, которые кончились тем, что И.Н. застрелил председателя. Его осудили, дали 10 лет лагерей, 5 ссылки и 5 поражения в правах (судя по набору, И.Н. шёл по политической статье - А.Б.). Он отбывал срок в ангарских лагерях (г. Ангарск), строил Ангарский мясокомбинат. В лагере сидело около 15000 заключенных, в том числе 700 чеченцев. Чеченцы были вооружены ножами и фактически захватили власть в лагере среди заключенных, которые сделали заточки из электродов, пики и т.д. 300 чеченцев было зарезано в один день, остальным руководство лагеря разрешило бежать через запретку. Затем их вывезли в другой лагерь.

И.Н. за хорошую работу сократили срок. В конце 1957 г. он вышел. Отправили на пересыльный пункт в Красноярск, оттуда в Епишино. Отмечался раз в неделю в Яркалово (там был комендант). Работал четыре года в колхозе кузнецом. Вновь конфликты с председателем – ушёл в леспромхоз в Зырянку, где и проработал до пенсии, но потом еще 5 лет проработал кузнецом в Зырянке, пока молодой кузнец не раздолбил ему палец.

И.Н. считал до самой смерти, что есть две чумы – красная и коричневая (коммунизм и фашизм). Когда распался СССР, он был рад. При этом он ненавидел евреев и чеченцев. Умер он в 1993 г.

Его сын, Александр Иванович, рассказал о поселке Зырянка следующее: около д. Заледеево примерно в двух км была шпалорезка, на которой работали спецпоселенцы. И в д.Окунево (которая распалась в 1973 г) были все дома из бракованных шпал. А около д.Завидеево на берегу Енисея лежала груда горбыля, который ни на что уже кроме дров, не годился, однако брать его не разрешалось. Огромная куча, видная издалека, оседала и опускалась всё ближе к Енисею. Но потом рыбаки сожгли его. Был большой пожар, кроме горбыля сгорело несколько зданий.

А.И. рассказал также о двух ссыльных литовцах-силачах, оба были громадного роста. Один поднимал и выпивал 200-литровую бочку воды (что поднимал – верю, что выпивал – нет. – АБ), когда её подвозили на конях к его дому. Второй заводил трактор и тот случайно поехал на него и стал прижимать к забору. Литовец уперся в трактор руками и его остановил.

Также А.И. рассказал о бывшем лагернике, который бежал из Норильска, шёл пешком по берегу Енисея. Его поймали на ближайших полях. Он просил отпустить его, умолял. Беглый говорил, что воевал. У этого мужчины умирала на родине жена, оставалось много детей, поэтому он и сбежал. Но местные жители сдали его в милицию. Так поступали в Зырянке со всеми беглыми.

(Комментарий АБ – вообще всё, что тут рассказано, надо делить на десять – всё это не лично увиденное, а пересказанное и, думается, преувеличенное. Кроме, разве что, шпалорезки).

Интервьюеры - Козлова Е., Пономарева Г. (ЕПУ). Потапово, июль 2005 г. 
(АБ -примечания Алексея Бабия, Красноярское общество "Мемориал")
Вторая историко-правовая экспедиция, 2005 г.