Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации "О порядке исполнения некоторых положений Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.91."

Генеральная прокуратура Российской Федерации

 

прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, военным прокурорам окружного звена

УКАЗАНИЕ
О порядке исполнения некоторых положений Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от" 18.10.91.

В связи с внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.91 и в целях наиболее полного и оперативного восстановления справедливости в отношении жертв политических репрессий в дальнейшем в первоочередном порядке разрешать дела по заявлениям заинтересованных лиц 'и граждан.

Для сформирования единой практики определить следующий порядок исполнения некоторых положений Закона.

Органы прокуратуры разрешают заявления в соответствии со статьей 2 Закона в тех случаях, когда репрессии осуществлялись в $ порядке уголовного судопроизводства по решениям судов или несудебных органов, а реабилитация производилась на основании пп."а","б", "г","д","е" статьи 3 а статьи 5 Закона и ранее действовавшего законодательства.

С учетом этого пострадавшими от политических репрессий могут быть признаны дети, родители которых по политическим мотивам необоснованно помещались по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение, подвергались наказаниям как социально опасные личности без предъявления конкретного обвинения, незаконно привлекались к уголовной ответственности с последующим прекращением дела по нереабилитирующим основаниям, направлялись в ссылку по решениям."Особых совещаний", а также дети лиц, реабилитированных за побег из мест лишения свободы, ссылки, спецпоселения и мест привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, где они находились в связи с необоснованными политическими репрессиями (пункт "д" статьи 5 Закона).

Возраст детей - субъектов реабилитации согласно статье 21 Закона определяется на момент применения незаконной репрессии к родителям.

На основании ч.1 статьи 21 Закона пострадавшими от политических репрессий должны призваться дети до 16 лет, родившиеся, вынужденно выехавшие и оказавшиеся вместе с  необоснованно репрессированными по политическим мотивам родителями в ссылке, высылке , на спецпоселении.

Дети по достижении 16 лет, поставленные на учет в местах спецпоселения родителей, признаются репрессированными, а не пострадавшими от политических репрессий.

Согласно действующему законодательству (статья II ГК РСФСР) и части 2 статьи 21 Закона несовершеннолетними следует считать лиц, не достигших 13-летнего возраста.

Что касается детей, указанных в части 3 статьи 21 Закона, то следует признавать пострадавшими всех независимо от их возраста, в том числе и детей, достигших совершеннолетия.

Лица, перечисленные в статье 21 Закона, могут быть признаны пострадавшими от политической репрессии и в случае частичной реабилитации родных, если такое право возникло у них в период незаконной репрессии.

Так. если лицо было осуждено по статье 58-10, 182  ч.I УК РСФСР на 10 лет лишения свободы, а после пересмотра дела суд признал обоснованным его осуждение только по статье 182 ч.1 УК РСФСР на 4 года лишения свободы, то в соответствии со статьей 21 Закона пострадавшими от политических репрессий будут признаны дети, являвшиеся несовершеннолетними после отбытия осуждения 4-х лет лишения свободы по статье 182 ч. I УК РСФСР.

Если осужденный после отбытия 4-летнего наказания умер, то пострадавшими от политических репрессий в соответствии с частью 3 статьи 21 Закона будут признаны ёго супруг/а/, родители.

Следует обратить внимание на то, что лицу, реабилитированному за контрреволюционное преступление, совершенное в период отбытия наказания за общеуголовное преступление. и справке о реабилитации следует указывать конец отбытия Срока, наказания по первому приговору (приложение В I). Если срок наказания за второе преступление не выходит за пределы наказания за первое преступление, то права этих лиц не подлежат восстановлению.

Супруге (супругу) по основаниям части 3 статьи 21 Закона льготы предоставляются, если она (он) не вступила в другой брак.

Заявления в порядке статьи 81 Закона могут подаваться в республиканские, краевые и областные органы прокуратуры, городов Москвы и Санкт-Петербурга по месту жительства заявителя, но рассматриваются по месту хранения дела.

Что же касается подачи заявлений, которые в соответствии с распоряжением заместителя Генерального' прокурора Российской Федерации № 13/3-18-93 от 17.09.92 поднадзорны военным прокурорам, то они должны направляться в военные прокуратуры окружного звена по месту применения репрессий.

Заявления детей по делам граждан, реабилитированных по законам республик бывшего Союза ССР, разрешаются по существу Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

К заявлению о признании пострадавшим от политической репрессии прилагаются справки о реабилитации или справки о пересмотре дела судом и документы, подтверждающие родственные отношения. .Таковыми являются свидетельство о рождении, справки органов ЗАГСа, свидетельство о регистрации брака, судебное решение, устанавливающее факт родства, и т.д.

Прокуратура, принявшая заявление, проверяет полноту представленных документов. В случае отсутствия всех необходимых документов принимает меры к их получению от заявителя или соответствующих организаций. Определив место хранения дела, направляет заявление со всеми собранными документами в органы прокуратуры по месту хранения дела для разрешения по существу, сообщив об этом заявителю.

Прокуратура, получившая заявление с документами, по материалам дела проверяет достоверность реабилитации и родственных связей заявителя с репрессированным, наличие оснований для признания пострадавшим от .политической репрессии, предусмотренных статьей 21 Закона, после чего составляет заключение о признании пострадавшим от политических репрессий или об отказе (приложения № 2 и № 3).

В заключении должны быть указаны установочные данные заявителя на момент подачи заявления, установочные данные репрессированного, когда, кем, за что и к какой мере наказания он осужден и когда, кем реабилитирован, номер и дата справки о реабилитации или справки о пересмотре дела, сведения о родственных отношениях с заявителем со ссылкой на представленные документы и материалы дела, основание для признания пострадавшим от политической репрессии или обстоятельная мотивировка отказа.

Заключения утверждаются прокурорами республик, краев и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, военными прокурорами окружного звена или их заместителями и приобщаются вместе с заявлением к материалам уголовных дел, а их копии хранятся в надзорных производствах по данным делам.

По результатам рассмотрения заявителю задается справка о признании пострадавшим от политических репрессий (приложение № 4) либо дается мотивированный ответ об отказе в удовлетворении просьбы.

Согласно статье 8 Закона это решение может быть обжаловано, заявителем в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", т.е. непосредственно в суд, либо в вышестоящую прокуратуру.

Согласно статьям 11 и 12 Закона восстановление в правах лиц,  репрессированных за пределами России, а также признанных пострадавшими, по этой категории дел, производится органами социальной защиты тогда, когда принятое решение о реабилитации не противоречит законодательству Российской Федерации.

Заключения о соответствии реабилитации российскому законодательству даются Генеральной прокуратурой Российской Федерации по запросам Министерства социальной защиты населения Российской Федерации в отношении лиц; признанных виновными в совершении преступлений, перечисленных в Статье 4 Закона Российской Федерации.

Такие заявления, поступившие в органы социальной защиты по месту жительства заявителя, направляются через Министерство социальной защиты населения Российской Федерации в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. В остальных случаях органами социальной защита заявления разрешаются самостоятельно.

Например, без заключения прокуратуры по этому вопросу разрешаются заявления лиц, реабилитированных за политические преступления по законодательству бывшего Союза ССР, а также за преступления, аналогичные перечню, приведенному в статье 5 Закона Российской Федерации.

Без привлечения органов прокуратуры рассматриваются вопросы об отказе в выплате компенсации и предоставлении льгот лицам, реабилитированным в государствах - бывших союзных республиках не за политические преступления.

По результатам I квартала 1994 года следует обобщить работу по исполнению Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" и не позже 25 апреля будущего года внести свои предложения по ее совершенствованию.

Приложение: на 4 л.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации -
государственный советник
юстиции 3 класса  Э.Г.Денисов