Письмо Генеральной Прокуратуры РФ № 13-6-96 О порядке исполнения ст.11 Закона РФ "О реабилитации: жертв политических репрессий"

Письмо Генеральной Прокуратуры РФ № 13-6-96 О порядке исполнения ст.11 Закона РФ "О реабилитации: жертв политических репрессий"

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
103793 ГСП, Москва, ул. Б. Дмитровка, 15а
Прокурорам республик, краев, областей, гг.Москвы и Санкт- Петербурга

27.02.96 № 13-6-96
О порядке исполнения ст.11 Закона РФ "О реабилитации: жертв политических репрессий"

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 1995 года признано не соответствующим ст. 19 /части 1/ и ст.52 Конституции Российской Федерации как дискриминационное положение абзаца 1 части 1 ст.21 Закона Российской Федерации "0 реабилитации жертв, относящее детей, находившихся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, к пострадавшим от политических репрессий, а не к репрессированным.

Во исполнение данного постановления Конституционного Суда Российской Федерации и с целью устранения противоречий в Законе и наиболее полного восстановления прав детей, о которых вдет речь в вышеназванной норме, Государственной Думой 11 октября 1995 года принят Федеральный Закон "0 внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации" о реабилитации жертв политических репрессий", дополнивший его ст.11, предусматривающей признание детей, находившихся вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации.

Однако порядок реализации новой нормы Законом не определен, что делает его практически неисполнимым.

В частности, не учтено, что за время действия нормы, признанной неконституционной, приняты решения в отношении около 0,5 млн. граждан. Тем не менее порядок изменения их статуса не установлен.

Не разделены полномочия между государственными органами различных ведомств по исполнению данной нормы Закона.

Не предусмотрен механизм подтверждения факта применения репрессии к этой категории лиц, что, на наш взгляд, следовало сделать в законодательном порядке, поскольку в большинстве случаев документальных свидетельств нахождения детей до 16 лет вместе с родителями в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении либо не было, либо они не сохранились.

Не определен порядок отказа В удовлетворении заявления о признании их реабилитированными.

Кроме того, ст.2 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" распространяет действие настоящего Закона в части порядка реабилитации на граждан, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации. Таким образом, на граждан России, находившихся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении с родителями, необоснованно подвергшимися политическим репрессиям на территории бывших союзных республик СССР, действие Закона о реабилитации не распространяется. При таких обстоятельствах внесенные 11 октября 1995 года изменения в Закон не только не улучшили их положение, но лишили тех льгот, которыми они могли пользоваться как пострадавшие от политических репрессий.

21 февраля 1996 года Генеральным Прокурором Российской Федерации направлено письмо Президенту Российской Федерации, в котором поставлен вопрос о возможности принятия Указа, определяющего порядок исполнения ст.11 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".

С тем, чтобы шире реализовать спектр проблем, связанных с применением этой нормы, прошу высказать предложения и рекомендации с учетом имеющихся у Вас материалов.

Информация ожидается к 20 марта с.г..

Начальник отдела реабилитации
жертв политических репрессий
государственный советник
юстиции 3 класса

Г.Ф.Весновская


На главную страницу