Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

1937-й год. Мифы


1937 год - символ репрессий в СССР. Многие до сих пор убеждены, что репрессии были исключительно в 37-м году. С легкой руки Хрущева возник миф о том, что репрессии были направлены в основном против элиты (большая чистка).

Эти мифы очень популярны и весьма небезопасны. Именно они лежат в основе современного сталинизма. В сознании обывателя Сталин предстает суровым, но справедливым диктатором, карающим нерадивых чиновников.

В том, что это не больше чем мифы, очень легко убедиться.

В мартирологе или книге памяти партийные и государственные чиновники составляют ничтожный процент (да и те, что есть, репрессированы не за коррупцию,  а как якобы английские или японские шпионы). А практически все репрессированные - рабочие, крестьяне, интеллигенция. То есть народ, именем которого большевики и творили свои преступления.

В решении Политбюро ЦК ВКП(б) № П51/94   от 2 июля 1937 г. и оперативном приказе народного комиссара внутренних дел  С.С.С.Р. № 00447 от 30 июля 1937 года, на основании которых происходила войсковая операция против собственного народа, названная затем Большим Террором, никакие чиновники также не упоминаются. Операция направлена против "бывших кулаков, ранее репрессированных, скрывшихся от репрессий, бежавших из лагерей, ссылки и трудпоселков, [..] в прошлом репрессированных церковников и сектантов, [...] антисоветских политических партий" - то есть в первую очередь против тех, кто уже однажды был репрессирован. Да, для многих функционеров это оказалось удобным поводом свести счеты и продвинуться по служебной лестнице. Да, "под шумок" Сталин и его окружение основательно "привели к общему знаменателю" руководящие кадры, окончательно выстроив "властную вертикаль". Однако все это не имеет никакого отношения ни к укреплению законности, ни к восстановлению справедливости.

Символ "37-й год" вытесняет из сознания тот факт, что репрессии в СССР велись постоянно, масштабно и в самых разнообразных формах: депортации народов, раскулачивание, лишение прав и т.д.

Тем не менее, этот символ имеет право на существование. Даже на фоне постоянных советских репрессий, Большой Террор (1937-38) поражает своей жестокостью и масштабами. С полным правом его можно назвать национальной катастрофой.

В Красноярском крае с августа 1937-го по ноябрь 1938-го по политическим статьям было приговорено к расстрелу 12 603 человека, к отбытию срока заключения в лагерях — 5529. Заметим, что всего тройки в Красноярске  рассмотрели дела 19 652 обвиняемых, из которых 1520 человек обвинялись по общеуголовным статьям, а 18132 по политическим (это к вопросу о еще одном сталинистском мифе - о том, что политические составляли небольшой процент среди репрессированных).

Возможно, цифра 12000 расстрелянных кого-то не впечатляет. Не миллионы и даже не сотни тысяч. Однако это - только за четырнадцать месяцев. Однако это - только в одном регионе, в котором жило тогда куда меньше нынешних трех миллионов человек. 12000 человек за 14 месяцев - это почти девятьсот человек в месяц. Это тридцать человек ежедневно. Тридцать чьих-то пап, мам, братьев и сестер. Людей, ни в чем невиновных...