Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Иосиф Сталин: “Бить некого...” (От Волги до Енисея: голгофа российских немцев)


Материалы научно-практической конференции “Ссылка на юге” Енисейской губернии” Шушенское 1997 г.

В современной исторической литературе только начинается изучение и освоение вопроса о судьбе российских (советских) немцев. Начиная с 1988 года появляются первые публикации, посвященные истории появления АССР немцев Поволжья, ее ликвидации, депортации этого народа и перспективы его развития. Но практически пока нет ни одной серьезной публикации, посвященной истории переселения и спецпоселения советских немцев в Сибири и, в частности, Красноярском крае.

Главная причина — табу на этот вопрос в советский период и почти до последнего времени недоступность архивных материалов. В настоящий момент этой проблемы нет и данная публикация является попыткой хоть в малейшей степени восполнить этот пробел.

Еще при жизни В. И. Ленина Сталин и его сторонники начинают методично и последовательно убирать с политической арены любых потенциально опасных соперников и, прежде всего, по партийному признаку. И в 1932 году (разгром группы Рютина) И. Сталин прочно утвердился на партийном тро не и практически он уже не имел сколь-нибудь серьезных соперников. Это позволило вождю партии на XVII съезде ВКП(б) _ “съезде победителей”—символично заявить: “Все видят, что линия партии победила и, пожалуй, — бить некого!”

Но это была эйфория, носившая сиюминутный характер. Надо учитывать, что молодое советское государство возникло как государство диктатуры пролетариата, точнее, диктатуры коммунистической партии, где функция насилия была ведущей. И это насилие среди прочих причин вызывалось всеобъемлющим страхом. Враги мерещились всюду: среди партаппарата, в Красной Армии, комсомоле. Коминтерне, предприятиях и организациях и т. д. Последствия этого политического страха сказались и на национально - государственном строительстве и трагической судьбе ряда народов СССР. Среди пятидесяти двух репрессированных народов Советского Союза депортация советских немцев наиболее трагична.

Образованная в 1924 году АССР Немцев Поволжья к 1941 году превратилась в наиболее процветающий экономический регион. Это обстоятельство, кстати, и стало причиной лавины доносов и поклепов и ЦК от секретарей Саратовского и Сгалннградского обкомов, пытавшихся хоть как-то объяснить далеко не радужное положение в своих областях.

Грянувшая война явилась трагедией для всего советского народа, но для советских немцев она стала началом его конца. С этого периода и практически до наших дней они стали “заложниками” в сложной истории взаимоотношений двух государств — СССР и Германии.

Путь от Волги до Енисея был путем заключенных — спецпереселенцев. Краткая предыстория этой трагедии сводится к следующему: 22—24 июня 1941г. В АССР НП организованно проводятся все мероприятия мобилизационного плана. Везде проходят массовые митинги с осуждением агрессии Германии. В первые три дня войны подано 960 заявлений о добровольном вступлении в ряды Красной Армии. Следует отметить, что в это время в армии против фашистов сражалось 64,6 тысяч советских немцев.

26 июня. Бюро обкома ВКП(б) АССР НП принимает специальное постановление “Об организации мероприятий по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника”. Ко 2 июля во всех городах и кантонах организованы истребительные отряды по борьбе с диверсантами. 15—16 июля. Ряд сотрудников НКВД, переодетых в фашистскую форму, сбрасываются на парашютах на территорию республики. Местное население их выловило и от расправы их спасло только появление сотрудников НКВД.

Июль 1941 г. В республику тайно прибыли Л; Берия и В. Молотов. Результат их визита — делается вывод о депортации всего немецкого населения республики.

26 августа. Совнарком СССР и ЦКВКП(б) принимают постановление о депортации: “О переселении всех немцев Республики Немцев Поволжья, Саратовской и Сталинградской областей в другие края и области”. Сюда же направляются войска НКВД.

27 августа. Народный комиссар внутренних дел. Л. Берия издает приказ № 001158 “О мероприятиях по проведению операции по переселению немцев из Республики Немцев Поволжья, Саратовской и Сталинградской областей”. Операцию намечено провести с 3 по 20 сентября 1541 г..оперативной группой войск НКВД.

28 августа 1941г. Президиум Верховного Совета СССР издает Указ “О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья”, официально обвинивший поволжских немцев в пособничестве германским оккупантам и придавший законный вид решению сталинского руководства о ликвидации АССР Немцев Поволжья и депортации ее населения.

30 августа. По указанию Л. Берии республиканские газеты “Большевик” и “Нахрихтен” публикуют Указ Президиума Верховного Совета, СССР от 28 августа 1941 года.

3—20 сентября 1941 г. Депортация немецкого населения из Поволжья. Что и было четко выполнено. Не нужно забывать, что шли самые тяжелые первые месяцы войны, не хватало людей, транспорта, техники, фашисты рвались к Москве, но на эту операцию было командировано 1200 сотрудников НКВД, 2000 работников милиции, 7350 красноармейцев и сотни вагонов.

Всего на Восток страны было депортировано около 600 тыс. советских немцев, а в Красноярский край прибыло около 58 тыс. человек. Естественно, местные власти в крае готовились к приему немцев - переселенцев, к этому их обязывали и соответствующие постановления ЦКВКП(б) и Крайкома ВКП(б). Но тяжелые условия войны, тон Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28. 08. 1941 г., где советские немцы назывались пособниками фашизма, сделали свое дело. Большинство переселенцев сразу же оказались в бедственном положении, на грани выживания: без жилья, без средств к существованию, с клеймом пособника врага. Это усугублялось всеобъемлющим ограничением в правах, проявлением антипатии со стороны органов местной власти, общим фоном тех сложных обстоятельств, которые уравнивали понятие “немец” с понятием “фашист”.

На протяжении только двух месяцев в сентябре и октябре 1941 года бюро крайкома ВКП(б) и Хакасского обкома партии четырежды рассматривали вопросы размещения, устройства на работу, режима использования немцев — переселенцев. И тем не менее общий тон этих постановлений по отношению к немцам - переселенцам носит чисто гулаговский характер.

10 января 1942г. издается Постановление ГКО №1123— “Совершенно секретно” “О порядке использования; немцев-переселенцев призывного возраста от 17 до 50 лет”. Мобилизацию следовало закончить к 30 января 1942г. Неявки и уклонения от мобилизации карались высшей мерой наказания. Через военкоматы было мобилизовано 120 тыс. немцев — мужчин и подростков. Все они без суда и следствия оказались и специальных трудармейских лагерях НКВД, где режим содержания ничем не отличается от режима концлагеря. На мобилизованных немцев распространялись нормы продовольственного снабжения, установленные ГУЛАГу НКВД. На берегах Енисея и Абакана трудармейцы выполняли самую тяжелую физическую работу па шахтах, лесоповале, рудниках, железной дороге, в частности, строили железную дорогу Сталинск — Абакан, Сталипск — Барнаул. Но и этого оказалось мало сталинскому руководству. Они нашли эффективную форму массового истребления советских немцев измором. 7 октября 1942г. выходит новое Постановление ГКО, по которому в трудармню и рабочие колонны призываются мужчины от 15 до 55 лет и женщины от 15 до 45 лет. Известны примеры, когда туда попадали люди от 14 до 65 лет. Все это привело к тому, что каждый второй советский немец погиб в трудармиц или после нее, т. е. примерно четыреста тысяч человек."

С окончанием войны участь немцев - переселенцев и других репрессированных народов психологически ужесточилась. Все взрослое население было взято под позорный комендантский надзор НКВД — МВД. Этот режим, просуществовавший до 1955 года, ни объяснить, ни оправдать с точки зрения здравого смысла невозможно. Война окончилась, но оставался все тот же многочасовой труд на пределе физических возможностей, без элементарных условий для нормальной жизни.

Нельзя было покидать место жительства хотя бы на сутки без разрешения коменданта. За попытку самовольного ухода или побег — 20 лет каторжных работ. Всю карту страны покрывала сеть спецкомендатур, которые строго соблюдали режим спецпоселения.

Только в одном Краскоярском крае функционировала 151 спецкомендатура.

И лишь в 1964г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29. 08. 1964 г. с советских немцев были сняты все огуль ные обвинения в шпионаже, предательстве и пособничестве.

В целом, советские немцы и в условиях спецпоселения, и после их отмены внесли высокий вклад в развитие экономики и особенно сельского хозяйства Красноярского края, который волею правящей партии стал их местом ссылки на практически весь оставшийся советский период.

 

ПРИМЕЧАНИЯ.

1. Н. Ф. Бугай. 40-ые годы: Автономию немцев Поволжья ликвидировать. История СССР, 1991, № 2. Вормсбехер Г. Немцы в СССР. Знамя, 1988, № 10. Советские немцы: история и современность (Материалы научно—практической конференции)' М., 1990.

Малиновский Л. В История советских немцев в современной историографии ФРГ. Вопросы истории, 1991. № 2—3. А. А. Герман. Немецкая автономия на Волге (1918—1941 гг.) т. 1—2. Саратов. 1992.

Иосиф Сталин — Лаврентию Берия: Их надо депортировать. Документы, факты, комментарии. Составитель Бугай Н. Ф. М., 1992. Айсфельд А. Российский немцы в послевоенных советско-германскнх отношениях. Отечественная история, 1996. № 3. История- российских немцев в документах (1763—1992гг.) М., 1993.

2. Реабилитация. Политические процессы 30—-50-х годов. М., Издательство политической литературы. 1991, с. 12.

3. История российских немцев в документах (1763—1992гг.), с. 9.

4. “Волгацайтунг”. Ежемесячный журнал. Август 1997г.

5. История российских немцев в документах (1763—1992), с. 161.

6 Красноярский центр хранения и изучения документов новейшей истории (в дальнейшем ЦХИДНИ): Ф. 26, on. 36. д. 1., с. 17.

7 ЦХИДНИ, ф. 26, on. 3, д. 116, с. 85—86. 215-216.

8 История российских немцев в документах (1763—1992) с. 168—16Э.

9 Там же,с.169.

10. Там же, с. 169.

11. “Нойес лебен” .13. 01. 1994. Xs 32.

12. ".История российских немцев в документах (1763—1992гг.) с. 176.

13. “Отечественные архивы”. 1993, № 5, с. 32.

ВЕККЕР Виктор Яковлевич — доцент ХГУ им. Н. Ф. Катанова, кандидат исторических наук.