Еще в 1926 г. началось лишение избирательных прав тех, у кого хозяйства превышают размеры трудового и за эксплуатацию.
Было установлено добавочное налогообложение зажиточных крестьян, принят закон о самообложении.
Проводилось осуждение крестьян по ст.107 УК РСФСР за спекуляцию хлебом, т.е. за свободную его продажу по рыночным ценам; осуществлялась конфискация “излишков” хлеба.
В 1928 г. были введены репрессивные меры: конфискация хлебных излишков без суда, закрытие вольного хлебного рынка, принудительное распределение крестьянского займа. Крестьяне стали сокращать посевы, распродавать имущество, бежать в город.
К весне 1929 г. усиливаются репрессии при проведении хлебозаготовок.
Постановлением ЦК “О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству” на селе фактически вводился режим чрезвычайного положения.
Кулаки были разделены на 3 категории.
I—контрреволюционный кулацкий актив — немедленно изолировать, вплоть до расстрела, членов семей выслать в отдаленные районы.
II— остальных наиболее богатых выслать в отдаленные районы.
III — владельцы менее мощных хозяйств — выселить за пределы коллективизированных селений.
Органы ГПУ в соответствии с инструкцией ЦИК и СНК У СССР от 04.02.1930 г. забирали кулаков, отнесенных к I категории. Большинство было направлено в концлагеря на строительство Беломорканала.
К таким кулакам относился М.П.И — крестьянин с.Усть Уса (1).
Из характеристики: “До раскулачивания сдавал в аренду усадьбу, дом и амбары, осенью во время сенокоса у него работали тувинцы. Лишен избирательных прав в 1929 г.”
Из заявления: “После лишения избирательных прав в 1929 г. был отправлен в Беломоро-Балтийский исправтрудлагерь, где проработав 5 годов, получил освобождение на право свободного проживания по СССР. Семья была выслана в 1931 г. в Канский округ”.
7 февраля 1934 г. он по-прежнему числится вместе с семьей в списках лишенных избирательных прав.
К заявлению приложена копия удостоверения о работе в Беломоро-Балтийском лагере и копия почетной грамоты, выданной за ударную работу. В восстановлении в правах отказано.
Из заявления в архив его дочери мы узнали, что в дальнейшем он был вновь арестован и убит в Минусинской тюрьме в 1938 г.
01.03.1930 г. принято постановление Сибкрайкома ВКП(б) о выселении кулаков II категории в северные, необжитые районы к 20 марта 1930 г.
После утверждения списков кулаков II категории президиумами РИКов началось выселение. Семьи выселялись поголовно, включая стариков, инвалидов, детей.
Вместе с кулаками II категории были высланы семьи кулаков I категории, главы семей которых были изолированы ранее.
Выселяемых свозили в райцентры, затем этапом доставляли, на ст.Абакан и по железной дороге в Канский округ — Абанский и Щиткинский районы.
Из заявления крестьянина Ф.А.Г. (с.Каптырево) в Ермаковскую прокуратуру: “На меня наложили как на кулака 450 пудов, из которых я был в силе выплатить только 373 пуда, а недостачу в 77 пудов вносил деньгами в четырехкратном размере, после чего в январе 1930 г. меня обложили индивидуальным налогом в 234,15 руб., который ввиду истощения моего хозяйства я выплатить не мог, в силу чего мое хозяйство было взято и продано на торгах при сельсовете. Лишаясь хозяйства, остался лишь при доме 5-и стен, амбаре 5 стен, бане, но все же не остался должником государства. Беспричинно меня выслали в Канский округ”. (Абанский район, д.Лапино).
На имеющейся карточке лишенного избирательных прав указано: едоков — 8, трудоспособных — 4, посев 11,2 дес., скота — 17, общая сумма доходности 567, налог 234 руб. Имеется надпись: “Выслан из пределов, имущество изъято”.
Из личного дела крестьянина с.Шушенского 3.М.И.: “Едоков — 6, трудоспособных — 3, посев 1,54 дес., доход 1072, налог 226, наем рабочей силы 120 человекодней в год. Держал мельницу, судим за сдачу гарнца. Выслан по 2 категории”.
В заявлении в Центральное бюро жалоб от 09.04.30 г. он пишет, что его лишили избирательных прав с семьей и было продано его имущество, что подвергли с семьей и ссылке и выслали в Канский округ Шиткинского района д.Кондратьевка, находится на казенной работе, получает сам хлеба в сутки фунт, а семья полфунта и больше ничего, так что наполовину голодом и не знает за что.
Кулаки III категории были высланы на кулацкие участки в пределах районов их проживания.
Следующая волна выселений была в марте 1931 г. В основном высылались на Артемовский золотой рудник.
Крестьянин с.Субботино О.И.С. Из протокола заседания избиркома: “Хозяйство с давних лет крепкое, имели шерсточесалку и пимокатную с применением чужого труда”.
Из Списка лишенцев с.Субботино, выселяющихся для работ на Ольховский рудник: “Глава — 60 лет, жена 58 лет, сын 35 лет, сноха 32 года, сын 11 лет, дочь...” Имеется пометка “на лесозаготовки”.
На территории Ермаковского района после высылки кулаков II категории в начале 1930 г. числилось 500 семей кулаков, из них — 467 по 3 категории, 375 семей раскулачено, из них 70 семей стали неимущими.
В 1926 г. на территории района насчитывалось 8426 дворов, 41210 жителей.
Наиболее массовое выселение кулаков, оставшихся от прежних выселений, произошло во 2-ой половине мая 1931 г.
Выселяемые кулаки 2 категории были направлены в Центральную гарь на территории Томской области.
Кулаки 3 категории были направлены в Артемовск, к ним присоединили кулаков, высланных ранее на кулацкие участки.
Из памятки по работе уполномоченного по экспроприации: “Все мероприятия по экспроприации проводятся уполномоченным, сельсоветами, с привлечением колхозников, актива.
Охраняют, негласно намеченных к выселению, чтобы не допустить уничтожения имущества, инвентаря, скота. Необходимо составить описи всего имущества”. На выселяемую семью выдавался натурфонд:
С 1 по 26.05.1931 г. осуществлялось практическое выселение из Ермаковского района.
Из протокола заседания Ермаковской районной пятерки от 12 мая 1931 г.: “Дубенский сельсовет, 14. С.Е.С. — эксплуатация батрачки постоянно с 1916-1922, 1925-1931 г. Состав семьи — 4, выселить”.
Имеется акт от 19 мая 1931 г. о передаче конфискованного имущества: дом крестовый, амбар, баня, хлев, плуг, сортировка, веялка, чаша чугунная, самовар, 3 стола, кровать, шкаф, зеркало, посев пшеницы 1 га, посев ржи 1 га, 3 кадки, колот, 3 курицы.
В июле 1931 г. новая волна — на шахты и рудники, лесоразработки Томской и Новосибирской областей.
Характеристика крестьянина с.Салба С.П.А.: “Продавал овес, держал квартиру для заезжих, беря квартплату с целью извлечения прибыли”. По выписке из протокола № 18 от 2 июля 1931 г. общего собрания колхоза постановили: “Постановление с/совета утвердить, выселить за пределы района”.
По постановлению президиума Ермаковского РИК от 02.07.31 г. семью выселили на север.
Из заявления о восстановлении в избирательных правах можно узнать, что семью выселили 5 июля в Ижморский район, С.П.А. работает в Тихеевской лесозаготовительной конторе.
Последняя волна выселения была в 1933г. Теперь уже из числа колхозников выявляли кулаков и выселяли в Нарымские болота Томской области (пос.Огнев яр и др.).
По выписке из протокола от 5 апреля 1933г. заседания бедноты Средне-Шушенского с/совета: “Постановили: за эксплуатацию с/хоз. машин батраков Б.Я.Т. и М.Т. лишить избирательных прав и просить райисполком как социально опасных выслать из пределов района. Описание имущества: изба, дом, самовар, стол, конюшня. Семья 11 человек”.
Из заявления в архив: “Отец Т.И.А. 1897 г.р. проживал в с.Ермаковском. Когда стали организовываться колхозы, не шел в колхоз, т.к. семья была двенадцать человек и прикормить было тяжело и колхоз страшил. Его решили раскулачить и отобрали дом, корову, коня, шесть овец. Дом передали в колхоз им. Ванеева,
Жить было после этого еще труднее. Земли не давали, огорода нет. Но как жить, из с.Ермаковского мы никуда не уезжали, жили в бане у деда чужого, вскоре дед умер, мы так и остались.
В 2936 г. отец вынужден от голода зайти в колхоз им.Ванеева и так в колхозе работал до 1942 г. В феврале 1942 г. взяли на фронт его и 4 братьев. Живой остался один брат”.
Ответ госархива: “Сведений о раскулачивании не обнаружено”. И таких семей было много, а сведений о них в архиве почти нет.
В 1934-1935 гг. начали заканчиваться сроки ссылки, освобождены были престарелые и инвалиды.
Но основная масса до 1946 г. не имела возможности покинуть места ссылки. Многие семьи так и остались жить там.
По югу края за годы коллективизации подверглось лишению избирательных прав до 1 четверти крестьянских хозяйств. Каждая 10-12 семья подверглась выселению.
__________
В соответствии с Законом “Об Архивном фонде Красноярского края и архивах” установлены ограничения в использовании архивных документов, содержащих сведения о личной жизни граждан на срок 75 лет со времени создания документов.
ГОРБАЧЕВА Светлана Иосифовна –
директор Минусинского горгосархива
Материалы научно-практической конференции “Ссылка на юге Енисейской губернии” (к 175-летию образования Енисейской губернии), 6-7 октября, 1997г. Шушенское 1997 г.