Я коротко остановлюсь на истории образования совхоза Ленина и на этапах его становления, развития и преобразований. Наш совхоз не имеет глубоких исторических корней, таких как соседние села Каптырево, Субботино, Казанцево, их история насчитывает 150-200 лет, а наш поселок в 2000 году отметит только свое 70-летие.
По решению Советского правительства в апреле 1930 года было образовано хозяйство социалистического типа мясомолочного направления за № 254.
В первоначальном варианте это был совхоз-гигант, включавший в себя 3 массива землепользования общей площадью свыше 88,0 тыс. га. Это массив Дубенский (ныне Сибирь), Ермаковский (совхоз Щетинкина) и Шушенский. Отсутствие средств связи, транспорта и трудность управления вынудили Минусинский трест в 1932 году разукрупнить гигант на 3 самостоятельных хозяйства, в том числе Шушенский им.В.И.Ленина и Н.К.Крупской. Шушенский массив занимал земельную площадь в 25,0 тыс. га, в том числе пашни 6,5 га. Наличие небольшого количества пашни способствовало тому, что поменялась его специализация. Хозяйство стало молочно-овощным. Последнее обстоятельство и было причиной тому, что в дальнейшем оно стало лагерем и тюрьмой. Но в те тридцатые годы по оргнабору съезжались сюда не только рабочие из окрестных деревень, но и жители Казахстана, Хакасии и др. областей. В крестьянском обиходе появились новые рабочие специальности —строитель, животновод, чернорабочий.
В хозяйстве были 5 колесных тракторов, 800 лошадей и 150 волов, из продуктивного скота 350 коров. Скот был местной сибирской породы с продуктивностью 900 кг молока в год. Урожайность зерновых 8 ц с 1 га.
Остро стоял квартирный вопрос, люди размещались, в основном, в землянках. Место, где был “Копай-город”, заметно и сейчас.
Несмотря на эти трудности, хозяйство росло и развивалось, строились помещения для скота и различных служб, а также квартиры. Но потребность отставала от запросов, и в каждом выстроенном доме жили по 2-3 семьи.
К 1940 году, т.е. через 10 лет, местный малопродуктивный скот стал заменяться племенным симментальской породы, урожайность достигла 11,6 ц/га, появились 4 зерновых комбайна и 1 грузовая машина. Жить бы дальше, строиться и развиваться, но мирный труд прервала война. Понятно, что поселок новый, молодежный, и добрая половина его жителей ушла на фронт в первые же дни воины.
Остались женщины и подростки, которых насчитывалось не более 120 человек. Полеводческие культуры стало некому возделывать, и посевные площади под них сократились втрое.
Для победы над врагом фронту нужен был металл, много металла, которым снабжал Норильский комбинат. Рабочих комбината надо было кормить. И решением правительства в 1944 году совхоз Шушенский передается из Министерства сельского хозяйства в Министерство цветной металлургии, отделу МВД. У Норильского комбината не было свободных рабочих, были только заключенные лагерей и тюрем. Вот их-то и разместили на территории совхоза для сельскохозяйственных работ.
С размещением осужденных по различным статьям уголовного кодекса проблема решалась просто. В коровниках вычистили навоз, настелили полы, сделали нары, обнесли колючей проволокой, поставили вышки с часовыми и лагерь разместили. Женские лагеря были в поселках Алтан и Зарничный, на центральной усадьбе один мужской и один женский. Сразу же началось интенсивное строительство производственных объектов. За короткий срок был выстроен аэропорт, приобретены катера и баржи, построены картофеле- и овощехранилища, пункт переработки и другие объекты. Не строили только жилье.
Посевные площади под картофелем и овощами увеличили во много раз. Для их обработки в летний период доставлялись заключенные из других тюрем — Решеты, Ачинска, Минусинска.
Политические ссыльные в бараки не заселялись. Их направляли на постой в квартиры, где и так уже жили по нескольку семей.
Политические ссыльные — люди грамотные, в основном они занимали ключевые посты как руководители и специалисты, а также по учету и отчетности. Был заведен порядок, что каждое подразделение имело свой законченный баланс. Управляющий отделением не имел только собственного счета в банке, а также полностью владел обстановкой по приходу и расходу материальных ценностей и зарплаты.
Ссыльные держались дружной автономией, все праздники, именины отмечали в своем кругу. Они заметно влияли на культурную жизнь поселка. Организовывали драмкружки, бал-маскарады и другие развлечения.
После реабилитации, в основном после смерти Сталина, кто оставался жив-здоров, уехали в родные места.
К осени же 1953 года из поселка был вывезен и весь контингент заключенных, но совхоз оставался в подчинении Министерства цветной металлургии еще до марта 1957 года.
В 1964 году хозяйство укрупнилось за счет ближайших колхозов, в том числе и за счет Шушенского им.Ленина. Специализация его не изменилась, только уменьшились площади под картофелем. Присоединенный колхоз дал хозяйству свое имя Ленина, которое оно носило до 1975 года (11 лет). Затем его реорганизовали в совхоз-техникум (15 лет), затем 2,5 года (1994-1997 г.г.) был подсобным хозяйством сельхозколледжа, а с августа 1997 года снова называется совхоз Ленина. В финансово-экономическом плане наивысших показателей совхоз достигал в 1976-86 гг. За этот период средняя урожайность достигла почти 30 ц/га, удой на фуражную корову 4-х тыс. кг, рентабельность производства высокая, свыше 50%. За эти годы совхоз-техникум был награжден орденом Трудового Красного Знамени, двумя Знаками из рубиновых звезд и Красными знаменами на вечное хранение.
В 1980 году, когда коллектив готовился к торжеству по случаю своего 50-летия, директор совхоза Ю.М.Быковский сделал предложение организовать комнату боевой и трудовой славы, где бы могли разместить все награды, портреты передовиков, схемы и диаграммы по производству и продаже продукции в разрезе пятилеток.
Подготовить цифровые материалы поручено было мне и плановому отделу в целом. При подготовке материалов начали знакомиться с архивами, тогда и открылись страницы необычайной деятельности коллектива. Характерным в этот период было то, что большинство руководителей района и совхоза знали об этом, но нигде и ни при каких обстоятельствах об этом не упоминалось. По случаю 50-летия немало рабочих награждались почетными грамотами и ценными подарками, но только не те, кто был в заключении.
Комнату боевой и трудовой славы помогли нам оформить работники Шушенского музея-заповедника, разместили экспонаты и награды и стали водить туда экскурсии школьников, учащихся техникума, гостей и туристов поселка.
Я начала работать в комнате боевой и трудовой славы после выхода на пенсию, в 1986 году. Стала знакомиться с материалами по реабилитации, встречалась с еще живыми в то время политзаключенными, а когда был провозглашен День политзаключенных 30 октября, сделала небольшой стенд с фотографиями и документами “Уголовное дело прекращено за отсутствием состава преступления”.
Лично я знала 3-х человек с 1975 г., которые остались в совхозе жить и работать после реабилитации. Это был зав. гаражом Купин Сергей Ильич, зав. нефтебазой Левинсон Исаак Зельпович и гл. бухгалтер ПМК Красноярскгэсстроя Сулимов Петр Иванович. С Купиным С.И. мне довелось работать почти 10 лет. В 1975 году он был уже в пенсионном возрасте, но продолжал работать и умело управлял коллективом шоферов в 100 человек. Как организатор он до сих пор не превзойден ни одним молодым и с образованием специалистом, он по-отечески умело наставлял молодежь, но и жестко требовал дисциплину и порядок и с бывалых, и с молодых. При нем был заведен порядок оказывать помощь населению при вывозе с поля картофеля, овощей, кормов. Выдавалась путевка и никаких бутылок, рублей шофер взимать не имел права. Если кто требовал, стоило пожаловаться Купину — тому не сдобровать. О своем прошлом, о том, почему он был осужден, он никому не рассказывал. Любопытным отвечал: “За что сидел, знают те, кому положено, а другим нет до этого никакого дела”. В беседе со мной он высказал боль души своей и сказал так: “На власть я не обижаюсь, но никакой суд не осудил меня строже, чем я сам себя осудил! За три слова проявленного малодушия я заплатил слишком дорогую цену. Находясь в окопе с тремя патронами и винтовкой сказал вслух 2-м товарищам: “Не одолеть нам такую силищу”. Назавтра — трибунал, за пораженческие настроения 10 лет и 5 лет поражения в правах. В течение всей моей жизни я завидовал фронтовикам, их ранам и наградам. И ни одного раза не посмел прийти на торжественное собрание или митинг, посвященный Дню Победы или Дню Советской Армии. Не смог порадоваться со всеми на миру. Потерял из-за этого свою первую жену и 2-х детей. Когда меня осудили по 58-й статье, я им сказал, чтобы отреклись от меня и не портили себе жизнь из-за отца осужденного. Отсидев 10 лет, я здесь, в ссылке, уже в зрелом возрасте завел новую семью. Я благодарен моей жене Вале, что не посмотрела, что я бывший зэк, вышла за меня замуж, подарила мне хороших детей — сына и дочку. Детей мы вырастили, выучили, оба инженеры с высшим образованием. Под конец жизни повидался с моей первой семьей на родине, в Харьковской области. Они меня простили. Большего в жизни ничего мне и не надо”.
Петр Иванович Сулимов до 1969 года работал гл. бухгалтером в совхозе, а потом перешел в ПМК. Человек он определенных убеждений в отношении правильности учета, не согласен был на перевод на централизованную систему, от непосредственных производителей затрат все стекалось в центральную бухгалтерию, а это уже не учет, а формальность. Так он ушел в ПМК и проработал до 75-летнего возраста. Там действует до сих пор система учета, заведенная при Сулимове. Наказан был по политической статье за несдержанность по отношению к национальному достоинству пожарного инспектора. И только к нему сюда, в Сибирь, приехала молодая жена с г.Вятки. Познакомились и поженились в Ленинграде в 1940 г. и были разлучены на целых 10 лет.
Много различных судеб прошло через жизнь совхоза и надо благодарить настоящее время, что можно теперь говорить об этом не таясь, взвешивая суровость наказания людей, не заслуживающих такой меры.
ПЕТРИК Нина Леонтьевна —
руководитель кружка краеведения
Ильичевской средней школы Шушенского района
Материалы научно-практической конференции “Ссылка на юге Енисейской губернии” (к 175-летию образования Енисейской губернии), 6-7 октября, 1997г. Шушенское 1997 г.