Сталинский тоталитаризм в Советском Союзе (а после второй мировой войны - и в других странах) добился огромного могущества, но этого могущества было недостаточно для окончательного торжества над человеческой природой, над фундаментальными принципами организации общества, над историей. Попытка противостоять истории всегда в конечном счете обречена на провал, поэтому крах тоталитаризма был неизбежен.
После смерти Сталина в 1953 году была серьезно поколеблена вера в коммунистическую идеологию (первые сомнения в массовом сознании зародились еще раньше, после того как миллионы подданных советской империи воочию увидели - в 1944-45 гг. - европейскую жизнь, и смогли сопоставить свои наблюдения с утверждениями сталинской пропаганды.
Миф о мудром и великом Сталине складывался десятилетиями, и быстро заменить его другим идеологи тоталитаризма не могли. Тем не менее, сама по себе смерть вождя была не причиной деградации тоталитаризма, а только катализатором этого процесса.
В разрушение сталинского мифа внес немалый вклад Н.С.Хрущев, ставший преемником диктатора.
Кризис тоталитарной идеологии был вполне закономерным явлением. Тоталитаризм не в состоянии долго поддерживать в обществе слепую веру во внеисторический идеал, осуществление которого все время отодвигается в отдаленное будущее. Почувствовав это, Хрущев попытался придать идеалу конкретность, назначил срок его реализации, «торжественно пообещав» от имени партии, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» (его «материально-техническую базу» предполагалось создать к 1980 г.).
Хрущевская либерализация общественной жизни привела к последствиям, которые явно не были им запланированы. «Железный занавес», отделявший СССР от западных стран, несколько приоткрылся; советские люди начали знакомиться - правда, очень односторонне и урывками - с современной европейской и американской культурой. В среде интеллигенции усилились оппозиционные антитоталитарные настроения. Такие настроения существовали и при Сталине, но в условиях массового террора они не могли вылиться в открытое противостояние официальным властям. Репрессии конца 50-60-х годов воспринимались уже не так, как в сталинские времена, и вызывали не столько страх, сколько возмущение и протест. Такие настроения отнюдь не преобладали в советском обществе, но порой проявлялись в немыслимых ранее оппозиционных выступлениях.
Свидетельством ширившегося в 1950-е годы общественного недовольства стало и появление оппозиционных кружков. Это были скорее дружеские компании (обычно состоявшие из десятка-другого человек), чем политические организации. Их деятельность сводилась к обсуждению философских, социальных, литературных проблем, к критике некоторых черт советского общества (чаще всего с позиций демократического социализма), к чтению самиздата (рукописей, перепечатывавшихся на машинке и распространявшихся среди знакомых и полузнакомых людей; в самиздате, вскоре ставшем - наряду с передачами западных радиостанций - основным каналом распространения неофициальной информации, тысячи людей прочли не дозволенные советской цензурой произведения Ахматовой, Гумилева, Цветаевой, Мандельштама, Пастернака, Солженицына, философские и религиозные трактаты, политологические и социологические статьи, мемуары узников сталинских лагерей).
Несмотря на довольно безобидный характер кружков конца 50-х годов (безобидный, правда, не с точки зрения тоталитаризма), многие вольнодумцы были арестованы. Так, в 1956 г. в Ленинграде был разгромлен кружок Револьта Пименова, в 1957 г. в Москве - кружок Льва Краснопевцева. В 1958 г. были пресечены попытки литературной молодежи сделать площадь Маяковского в Москве местом регулярного проведения поэтических вечеров, на которых читались не прошедшие цензурной проверки стихи, иногда политического содержания. В 1960 г. сходки у памятника Маяковскому были возобновлены, но ненадолго; в 1961 г. власти арестовали многих их активных участников. В конце 1965 г. были арестованы писатели Андрей Синявский и Юлий Даниэль, которых обвинили в том, что они высказывали в художественных произведениях «антисоветские» суждения и тайно (под псевдонимами Абрам Терц и Николай Аржак) печатали свои книги на Западе). Власти хотели примерно наказать отступников от тоталитарного единомыслия, но это единомыслие уже давно было кажущимся, мнимым. Суд, прошедший в феврале 1966 г. привел не к тем результатам, на которые рассчитывали устроители показательного процесса. Послушные «судьи», конечно, вынесли обвинительный приговор, но подсудимые не каялись, не просили прощения, а отстаивали свою правоту.
Не получилось и «всенародного одобрения» действий властей. Еще до процесса по инициативе Александра Есенина-Вольпина около двухсот человек собрались на Пушкинской площади Москвы, чтобы потребовать гласного суда над арестованными писателями и соблюдения зафиксированных в конституции прав граждан. Первая с 1927 г. не санкционированная властями политическая акция в Москве состоялась 5 декабря 1965 г. (в день принятие действовавшей тогда Конституции СССР 1936 г.). Требования манифестантов по существу сводились к соблюдению тех законов, которые сами коммунистические власти рассматривали исключительно как средство пропаганды, а не в качестве обязательных для исполнения норм.
Митинг 5 декабря 1965 г. был почти мгновенно разогнан сотрудниками КГБ; два десятка человек - в основном студенты московских вузов - были задержаны. Однако движение протеста против циничной пародии на правосудие не прекращалось.
С апреля 1968 г. в самиздате стали распространяться регулярные выпуски «Хроники текущих событий», рассказывавшие о нарушениях прав советских граждан. Возникли и отсутствовавшие ранее организационные формы правозащитного движения. В 1969 г. сложилась Инициативная группа защиты прав человека в СССР. В 1970 г. Андрей Сахаров, Андрей Твердохлебов и Валерий Чалидзе основали Комитет прав человека в СССР, который вскоре получил международное признание. В 1968-1971 гг. возникли и первые правозащитные организации в российской провинции: студенческие по преимуществу группы - во Владимире, Рязани, Саратове, рабочие - на Урале. Апелляция к ООН, к мировой общественности становится в это время одним из основных способов борьбы. Заступничество Запада, однако, не спасло правозащитников от репрессий, и в 1971-1973 гг. очень многие участники оппозиционного движения были арестованы, кое-кто по настоянию властей выехал за границу. В 1974 г. за пределы СССР был выслан писатель Александр Исаевич Солженицын.
В 1974 г. возобновилась работа Инициативной группы, опять стали выходить выпуски «Хроники текущих событий». Тогда же возникло Советское отделение Международной амнистии. Основная цель Международной амнистии - освобождение узников совести, т.е. политических заключенных, не совершавших насильственных действий. По правилам этой организации ее национальные отделения следят за ситуацией не в своей стране, а в других государствах. Советское отделение изучало положение с правами человека в Югославии, Уругвае и Шри-Ланке. 12 мая 1976 г. образовалась Московская хельсинская группа; ее члены (первоначально их было 11 человек) взяли на себя миссию наблюдения за тем, как советские власти выполняют положения Заключительного акта.
1985 год стал серьезным рубежом в истории СССР, что связано с именем М.С.Горбачева, который в марте 1985 г. стал Генеральным секретарем ЦК КПСС. В первые два года своего правления Горбачев действовал вполне в духе позднетоталитарного «реформизма». Заявления о необходимости преобразований перемежались клятвами верности коммунистическим идеалам. Звонкие слова об «обновлении социализма» беспрестанно звучали в 1985-1986 гг.
Уже в 1986 году стала ощущаться некоторая либерализация в культурной, внешнеполитической и идеологической сферах; на рубеже 1986 и 1987 гг. были сделаны решительные шаги, которые знаменовали собой начало нового периода в истории страны.
В декабре 1986 г. из ссылки был возвращен А.Д.Сахаров; началась тихая амнистия (без реабилитации) политических заключенных; репрессии почти не применялись (хотя и в этот период было арестовано по политическим мотивам несколько десятков человек, а на свободу вышли далеко не все узники совести). Была смягчена цензура; в советских журналах стали публиковаться произведения, прежде немыслимые на страницах отечественных периодических изданий.
Политика гласности (имевшей, впрочем, свои пределы) сделала возможным информационный взрыв. Перемещение центра политической жизни от партийных структур к общественному мнению, средствам массовой информации, нарождающимся «неформалам» стало важным фактором смены идеологических позиций и в самой КПСС. Произошло своеобразное возвращение к «идеалам Октября». Предпринимались попытки объяснить глобальный кризис системы как совокупность частных кризисов в конкретных сферах общественной жизни, показать народу, что причины сползания страны в пропасть заключаются не в доктрине, а как раз в отходе конкретных руководителей партии от истинного учения, в «деформациях» социализма.
Предшественники стали обвиняться в субъективизме, волюнтаризме, установлении культа личности, отходе от «генеральной линии партии», в прочих грехах. Но как вскоре показала реальность, данный подход был недостаточным, чтобы заставить государственный механизм эффективно работать. Был сделан следующий шаг в сторону демократии.
Этим шагом стал январский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС, после которого расширилась сфера деятельности средств массовой информации, перешедших от отдельных прорывов в запретной зоне к широкой критике социальных болезней, к бичеванию не «отдельных недостатков», а пороков системы.
В сентябре 1987 г. Политбюро ЦК КПСС создало «Комиссию по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х годов и начала 50-х годов».
С 1987 г. в стране стало расти демократическое движение. Широко известным в этом движении было и есть общество «Мемориал», основными задачами, которого были: сбор данных о репрессиях сталинского режима, работа по увековечению памяти жертв репрессий периода 30-40-х и начала 50-х годов и, конечно, оказание необходимой помощи (через местные органы власти) тем из них, кто остался жив.
Верховный Совет России в 1991 году постановил считать Днем памяти жертв политических репрессий 30 октября. С 1991 года этот день в государственном календаре - День памяти обо всех безвинно погибших в годы тоталитарного режима, но это и День борьбы за человеческое достоинство, за интеллектуальную свободу.
По резолюциям и ходатайству Всесоюзной и Российской ассоциаций жертв незаконных политических репрессий принят ряд Законов и Указов. В Указе Президента страны М.С.Горбачева от 13.08.90 г. «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20-50-х годов» записано: «признать незаконными репрессии, проводившиеся против крестьян в период коллективизации, а также в отношении всех других граждан по политическим, социальным, религиозным и иным мотивам в 20-50 годах, полностью восстановить права этих граждан».
Одним из основных законодательных актов по восстановлению социальной справедливости явился Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.91 года.
3.09.93 г. Президентом России Б.Н.Ельциным был подписан Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий». Одним из важнейших дополнений Закона явилось введение ст.161, согласно которой репрессированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения имущество, либо возвращается его стоимость, либо выплачивается денежная компенсация. А 12.08.94 г. Правительством РФ было утверждено «Положение о порядке возврата незаконно конфискованного, изъятого имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации».
3.05.94 г. было принято Постановление Правительства РФ № 419 «Об утверждении положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий». Это положение предусматривает круг лиц, относящихся к реабилитированным и пострадавшим от политических репрессий, а также перечень льгот государства, предоставляемых этим лицам.
4.11.95 г. Президент России Б.Н.Ельцин подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», согласно которому дети граждан, подвергшихся ссылке, высылке и спецпоселению, являются такими же репрессированными, как и их родители. На основании справок о реабилитации или справок о признании пострадавшими от политических репрессий, эти лица получают свидетельства, по которым предоставляются Законом льготы.
Многие сейчас обвиняют Сталина и его подручных. Да, его вина огромна. Но только ли он повинен? Наверное, корни этой репрессивной политики надо искать в самой сути тоталитарной системы, в господствующей идеологии единственно правящей партии, не допускающей инакомыслия и свободолюбия.
Сегодня можно слышать голоса: хватит о тридцать седьмом годе, тяжело все это! Лучше не знать! Лучше не думать, не вспоминать, не слышать! Почему? Правды не может быть ни слишком много, ни слишком мало. Правда нужна нам, нашей истории. Но восстанавливается она совсем не просто.
И только просвещение людей, особенно молодежи, через открытие всей правды о минувших трагедиях, через приобщение к свету культуры, искусства, духовности может дать надежду на будущее исцеление общества.
На оглавление На предыдущую На следующую