












О генерале Ф.А.Гвоздевском я впервые узнал из книги Александра Побожия «Дорогами тайги», в которой он описывает изыскание трассы железной дороги от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани. Меня заинтересовала его личность. Участник гражданской войны в армии Буденного, а после окончания рабфака и института инженеров железнодорожного транспорта – руководитель большой проектной организации и крупных строек. Во время Великой Отечественной войны он руководил строительством волжской рокады – железной дороги вдоль Волги от Саратова до Сталинграда. Затем в 1943-45 годах возглавлял строительство железной дороги на Советскую Гавань.
Побожий характеризует Гвоздевского волевым и умным руководителем, отмечая в то же время, что многие его не любили за грубость...
И вдруг, генерал Ф.А.Гвоздевский в должности начальника Главпромстроя, которому практически подчинялись все исправительно-трудовые лагеря заключенных на стройках атомной промышленности (Минсредмаш в то время еще не был создан) приезжает в Красноярск-26 в управление строительства железных рудников. Интересные воспоминания от встречи с Гвоздевским оставил бывший главный инженер СМУ-2 В.К.Машер:
«Гвоздевский по приезде совещался с руководством стройки. Нам, руководителям районов, было объявлено, что Федор Александрович будет посещать все районы и подразделения, вплоть до лагерных отделений. Поздно ночью, где-то около часа ночи, ко мне постучали в окно. Я увидел на улице зам. начальника строительства генерал-лейтенанта Р.С.Мильштейна. Он сообщил мне, что завтра утром Ф.А.Гвоздевский будет проверять, как организовано начало рабочего дня. Узнав от меня, что моя машина придет за мной в 7.30 утра, он предложил мне поехать с ним в 6 часов утра...»
Далее В.К.Машер подробно описывает, как генерал Гвоздевский совершал проверку, обходя строящиеся дома, обращая внимание на качество кирпича, на применяемые при строительных работах механизмы. Затем он поехал знакомиться с лагерными отделениями, выполняющими горнопроходческие работы.
«Гвоздевский отправился пешком до компрессорной, которая строилась на Прижиме. По пути он увидел будочку, в которой начальник участка И.С.Евдокимов по согласованию с руководством лагеря открыл парикмахерскую, где заключенные могли подстричься и побриться. Оплату производил участок. Гвоздевский вошел в будку, внимательно осмотрел все и попросил парикмахера убрать кресло и поднять доски попа. Там, под полом, оказались бутылки с водкой.
После этого он отправился в расположение лагеря. Обошел его. В столовой он пригласил повара и попросил подать ему обед. Принесли на подносе обычный обед заключенного. Гвоздевский говорит:
– Нет, ты мне принеси то, что у тебя в духовке.
Повар замялся, но забрав поднос с обедом, ушел на кухню и вернулся с тем же подносом, на котором стояла миска с жарким.
Началась разборка и разнос начальнику лагеря.
На вопрос Гвоздевского почему в меню нет селедки, ему ответили, что сельдь кончилась и сейчас кормят горбушей. Начальник лагеря подтвердил слова повара. Генерал пошел на склад. Приказал разобрать гору пустых бочек и, к удивлению всех, под ними оказалось около десяти бочек с селедкой.
Мы, все присутствующие, были поражены способностям генерала к такому сыску.
После осмотра состоялось обычное совещание, которое Ф.А.Гвоздевский провел в традиционной форме: докладывали начальники подразделений, присутствовали и руководящие работники, горняки во главе с Н.М.Эсакия.
На следующий день Гвоздевский продолжал знакомиться с лагерными подразделениями, с производственной деятельностью заключенных.
Объехав все подразделения строительства, он назначил в клубе на Майке совещание всех руководителей подразделений. Все мы ждали, что будет на этом совещании: ведь в ходе знакомства с подразделениями он практически не задавал вопросов о ходе строительства, никого не выслушивал, а из его уст звучали только нравоучения. На сцене за стол сели два генерала: Гвоздевский и Мильштейн. Вел совещание Гвоздевский в грубой нетактичной форме, ко всем обращался на «ты». Стал выговаривать генерал-лейтенанту Мильштейну тем же тоном нравоучения. На это генерал-лейтенант с возмущением произнес: «Товарищ генерал-майор, я старше Вас по званию и потрудитесь обращаться, как положено. У меня к Вам нет вопросов. Если у Вас есть ко мне вопросы, давайте их рассматривать не в зрительном зале, а в кабинете». Увидев столь разгневанного Мильштейна, Гвоздевский сразу изменился и объявил, что все свободны…»
На оглавление Предыдущая Следующая