












Выделив огромное по тем временам финансирование и согнав десятки тысяч заключенных, включая политических, коммунистическое правительство развернуло грандиозное по масштабам строительство трансполярной железнодорожной магистрали. К 1953 году постепенно становилось очевидным, что эксплуатация и поддержание полотна в рабочем состоянии потребует больших людских и материальных затрат. Со смертью Сталина строительство дороги прекратилось, последние заключенные и ссыльные оставили район строительства в 1956 году, и остались на вечной мерзлоте Заполярья станции и разъезды, мосты и светофоры, и лагеря, лагеря, лагеря… Очередная великая стройка социализма окончилась ничем.
Поскольку строительство осуществлялось трудом заключенных и имело, с точки зрения руководства, стратегическое назначение, проводить изыскания по истории строительства было запрещено. Но шли годы, общественно-политическая ситуация в стране изменилась, приоткрылись архивы, люди перестали бояться говорить о том, что помнили и знали.
Сотрудники Игарского краеведческого комплекса «Музей вечной мерзлоты» провели большую и содержательную работу по изучению истории строительства железной дороги Салехард – Игарка, бережно собрав экспонаты и воспоминания свидетелей. Книга привлекает своей многоплановостью и включает, пожалуй, наиболее полное и обстоятельное изложение истории строительства и технических особенностей проекта. Особый интерес представляет введение в научный оборот архивных материалов Ярославского техархива Северной железной дороги и Ярославского областного государственного архива. Книга содержит подробное описание фондов музея, относящихся к рассматриваемой тематике.
Мне кажется, не вполне правомерным включение в книгу некоторых положений учения Платона о собственности. К рассматриваемым проблемам они отношения не имеют, взгляды Платона на уравнительное распределение материальных благ весьма спорны. История новейшего времени показала, что принудительное перераспределение собственности приводит к обогащению и жестокой диктатуре тех, кто занимается этим перераспределением и осуществляет контроль над ним.
Думаю, что представленная книга будет интересна всем, кто занимается историей Российского Заполярья, а также отечественным и зарубежным туристам, посещающим наш прекрасный Север.
Старший научный сотрудник Красноярского
Культурно-исторического Центра,
Председатель Красноярского общества «Мемориал»
20.12.1999 В.Г. Сиротинин