(фрагменты из книги о.Геннадия, касающиеся репрессий в советское время)
Историю 70-ти послеоктябрьских лет воссоздать не удалось.
Приведем дальше только обрывочные фрагменты, касающиеся этого периода.
Вот выдержки из “Епархиальных ведомостей” 1919 г. (3), свидетельствующие о событиях того года.
Свящ. П.Митякин “Церковная жизнь в с.Назимовском, Енисейского уезда”.
“Тяжела и весьма тяжела настоящая жизнь для нашей правос. церкви и пастырей ея. Какому она подвергалась великому гонению, поношению, кощунству, разгрому, ограблению. Верные слуги ея – Архипастыри, пастыри и все ревнители христианской веры подвергались всевозможным насмешкам, поруганиям, изгнанию из приходов, расстрелам и всевозможным издевательствам. Поистине, воскресли времени Декия, Диолектиана. И тоже потерпел много страданий, когда был священником Туруханского женского монастыря. За смелые чтения посланий Святейшего Патриарха Тихона, Всероссийского Собора и Преосвященного Епископа нашего Назария и за свои горячие выступления против гонителей церкви и духовенства и подвергался всякой брани, насмешкам, ложным доносам, одно время даже собиралися арестовать меня за это. Я по мере сил моих старался утешить себя и верных чад Христовых указанием на то, что как после грозы всегда наступает тишина, так и после гонения на нас настанут времена справедливости и правды Божией, и время это уже настало! Наступил конец гонениям и гонителям Христа. “Христос воскрес!”…
Добрый народ “Назимовцы” искренне любящие Бога и церковь… Гонения церкви Пастырей не поколебали их глубокой веры, но более укрепили их, привязали их к св.храму и пастырю своему”.
Свящ. П.Митякин.
“Достойному достойное” Епархиальные ведомости, N 4, 1919 г.
Приходской Совет Назимовской Богородице-Казанской церкви Енисейского уезда обратился к Его Преосвященству, Преосвященному Назарию Епископу Енисейскому и Красноярскому с нижеследующим прошением от 25 фев. с.г. за N 10:
“С 12-го по 18-е февраля с.г. в нашем селе Назимово находился отряд большевиков-, “мятежников”. Ими была наведена большая паника на всех жителей. Но более всего подвергался опасности пастырь о.Павел Митякин, его несколько раз собирались обобрать, но боялись прихожан, т.к. наш пастырь стоит на высоте своего звания и его все готовы были оградить. Наконец ему запрещено было 17-го февраля служить, иначе он будет в храме же убит. О.Павел нисколько не устрашился этой угрозы, он совершил торжественно божественную литургию и сказал свое глубоко-прочувствованное прощальное слово прихожанам и, милостью божией остался жив. Считая подвиг о.Павла Митякина – подвигом самопожертвования и великим примером неустрашимости в тяжелые для церкви и Отечества - Приходской СОВЕТ покорнейше просит Ваше Преосвященство обратить внимание на великие заслуги о.Павла Митякина и воздать ему достойную честь – награждением скуфьей”.
“События в Енисейске” Епархиальные ведомости N 3 1919г.
Благочинный прот. о.Ефимий Григорьев рапортом своим от 15 февраля с.г. за N 38 донес Архипастырю нижеследующие подробности о восстании, бывшем в Енисейске.
“В ночь на 24 фев. ст. стиля местный гарнизон солдат восстал против законной Правительственной власти. С утра начались убийства, аресты и грабежи мирных граждан, на улице зверски убит Начальник Гарнизона Иван Алексеевич Гулид: поднят на штыки в казарме фельдфебель, не пожелавший принять участие в мятеже. Многие именитые граждане были заключены в тюрьму, из которой освобождались только за значительную сумму денег. До прибытия в город казаков было заколото в тюрьме штыками ок. 30 человек из видных граждан города: замучен купец Алексей Николаевич Евдокимов”.
“Были обыски в квартирах некоторых священников, но грабежу и оскорблению они не подвергались. Из сельских священников был арестован в с.В-Подгорном Даниил Тыжнов пьяными прихожанами и привезен в город, но воен. штаб тотчас же его освободил. Есть слухи, что будто некот. из священников 3-го благочиния подвергались оскорблениям, но пока от них донесений нет.
Три церкви и монастыри были обысканы красноармейцами, которые с ружьями, в шапках входили в алтари и штыками шарили под престолами, грабежа не было.
В ночь 13-го февр. город был взят казаками, красноармейцы, преследуемые, заняли окраины, кладбищенские церкви – Крестовоздвиженскую и Входо-Иерусалимскую, последняя обстреливалась казаками в продолжении 2-ух часов из пушки пулеметов, повреждений в храмах нет, хотя один снаряд попал внутрь Крестовоздвиженской церкви”.
Вот документ Енисейского Гос. архива первых лет Советской власти.
Енисейский уездный исполнительный
комитет.
Начато: 16 июля 1921 г.
Окончено: 27 августа 1923 г.
ОПРОСНОЙ ЛИСТ Иверской с/хоз. Трудовой Артели.
Мужчин: До 14 лет – 2 Женщин: До 14 лет - 3
14-18 лет - - 14-18 лет - 5
18-55 лет – 1 18-55 лет – 35
Старше 55 лет - - Старше 55 лет – 10
Всего - 3 Всего – 52
Нетрудоспособных: 14-18 лет - -
18-55 лет - -
Профессия: Землевладельцев - -
Ремонтных рабочих - -
Интеллигенция - -
Образование: Всего грамотных – 43
Образов. ниже средн. – 6
С/х образов. - -
Партия: Коммунистов - -
Беспартийных – 55
АНКЕТА
1. Когда образовался коллектив? До июля 1920 г.
2. По чьей инициативе? Течение жизни заставило обратиться к такому образу жизни.
3. Когда приступили к с/хоз. работам? Со дня организации.
4. На чистом ли месте начал? От государства ничего не было получено, начали с бывшего монастырского хозяйства. Тут же в городе “Спасская трудовая артель.
9.10. Сколько раз переизберался совет и рев. комиссия? Ни разу.
15. Имеется ли библиотека? Нет.
16. Как велики затраты на культ. –просвет. цели? Не было.
19. Применялся ли наемный труд Да, применялся за и с какой целью? неимением мужских рабочих рук, кот. необходимы в хозяйстве.
20. Как относится к колхозу местное население? Отношение видимо благосклонное.
21. Какой инвентарь и семена получены от государства? Не получено никаких.
Эти документы свидетельствуют о том, что “Иверская” с/хоз. производительная артель образовалась монахинями жен. монастыря в 1920 г. при предложении о закрытии монастыря, с целью сохранения имущества монастыря. Да и что было делать?…
При образовании было 45 человек (7 учредителей).
Артель имела: 3 десятины земли, пчеловодов – 2, огородников – 2, лошадей – 7, рогат. скота – 5, ягнят – 3, кур – 20, телеги – 1 на железном ходу и 3 на деревянном ходу.
Председательница артели – Антония Петрова (бывшая настоятельница монастыря). Ей 56 лет.
Секретарь артели - Анастасия Москвитина.
Работали все, в том числе и престарелые.
Принимали и новых членов в артель.
Учредители артели:
1. Антонина Петрова
2. Дарья Петрова
3. Ефимия Сапожникова
4. Поликсения Верхотурова
5. Анна Пиченкова
6. Любовь Рухлова
7. Анастасия Москвитина
В документе 1920 г. на вопрос: “Причины, побудившие вступить в коллектив?” ответ: “По предложению и указанию Уземотдела”.
Вопрос: “Отношение к Сов. власти?”
Ответ: “Ко всякой власти мы относимся всегда с должным уважением!”
Занятия артели: С/хоз работы, вышивка, шитье, вязание, прядут и мн. другое.
В октябре 1920 г. в Енисейском уезде зарегистрировано 8 артелей. Из них третья – “Спасская”, четвертая – “Иверская”.
АНКЕТА
“Спасская артель” | “Иверская” | |
Учредителей | 7 | 7 |
Членов | 10 | 42 |
Трудоспособных | 10 | 41(1 мужч.) |
Женщин | 1 | |
Стариков от 50 | 3 | 5 |
Подростков | 9 | |
Едоков | 11 | 56 |
Образование | ||
-начальное | 6 | 9 |
низшее | 2 | |
- среднее | 3 | 2 |
высшее | 1 | |
Земледельцев | 10 | |
Земли | 119 дес. | |
Жилых домов | 1 | 5 |
Скотн. двор | 1 | |
Амбаров | 2 | 2 |
Лошадей | 6 | 6 |
Коров | 8 | 9 |
Нетелей | 1 | 5 |
Молодняк | 1 | |
Овец | 5 | 18 |
УСТАВ: Сельскохозяйственной производительной Иверской артели (бывшей общины Енисейского Иверского женс. монастыря)
пар.1. Артель учреждается в целях совместного содействия материальному и духовному благосостоянию своих членов…
И далее всего 73 параграфа. Кроме 1-го параграфа все остальные говорят исключительно об административно-хозяйственной структуре артели.
С 1920 по 1923 гг. просуществовали эти две производственные монашеские артели. Монастыри были закрыты сразу после утверждения Советской власти в 1920 г.
Борьба с религией велась и ведется открыто в Советском Союзе. Но официально никогда не объявлялось гонения или запрета на религию. Объявлена “свобода совести”. И одно из самых лютых в истории Христианства гонений на Церковь так и осталось “необъявленным”. И все репрессии “сумели” провести, как бы не за религию.
Вот сохранившаяся консультационная записка, поучающая представителей органов власти, как можно закрыть артель, чтобы уже до основания ликвидировать монастырь.
“С юридической стороны артель может быть упразднена по п.4 п.70 согласно ст.345 Гр.Код., который говорит: если притворная сделка заключена с целью прикрыть другую сделку, то применяются положения, относящиеся к той сделке, которая действительно имелась ввиду. По существу всякий устав можно рассматривать как сделку… представляющем группе лиц определенные права при условии выполнения ею обязательства по уставу. В данном случае организация артели была вызвана желанием сохранить женский Иверский монастырь, который как оплот реакционного течения общественной мысли находится в прямом несоответствии с общим направлением совполитики и, как таковой, на основании приведенной ст.35 Гр.Код. может быть упразднен постановлением през. исполкома в порядке ст.13 Дер.об отд. Ц. От Г.”
И заседание президиума исполкома состоялось.
Протокол N 26. Заседания Президиума
Енисейского
исполкома 17-го апреля 1923 г.,
Енисейск
Слушали: О закрытии Иверской с/хоз. артели (б. женск. монастыря). Ц.Заведующего УСУ т.В.Раменского.
Постановили: Ввиду того, что с/хоз артель была создана с целью сохранения жен. монастыря и закрепления за ним имущества и устав до сего времени не был утвержден соответствующими органами и что артель за все время своего существования не занималась осуществлением целей, указанных в уставе и начала расходовать государственное имущество, а потому на основании ст.5 Гр. Код. и в порядке постановления Совнаркома об отделении Церкви от Государства, Иверскую с/хоз.артель ликвидировать, членов ее распустить. Имущество артели (фактически монастыря) передать согласно заключения Зав. УОУ, Укомхозу и УЗУ. Для ликвидации артели создать комиссию из: Зав. УОУ, Уполномоченного ГОГПУ, УЗУ, УКХ и одного от артели, под председательством первого. В остальном утвердить заключение Зав. УОУ”.
Само создание артели в 1920 г. теперь (в 1923 г.) признали незаконным, т.к. с/хоз. задачи, как утверждает власть, не выполнены, т.е. устав нарушили, а фактически сохранили монастырь. Согласно Декрета об отделении церкви от Государства, церковь не может иметь имущества, быть юридическим лицом, заниматься хозяйством.
Ликвидационная комиссия во главе со своим председателем Зав. УОУ т.Раменским осуществила 23-24 апреля 1923 г. ликвидацию “Иверской” артели и вместе с ней бывшего женского монастыря.
После закрытия “Иверской” артели начинается
В апреле 1923 г. была осуществлена юридически “передача” Советским государством общинам верующих культовых зданий и осуществлена регистрация самих религиозных общин.
20 апреля 1923 г. составлен договор о предоставлении верующим Иверской церкви. Священник – от.Иоанн Вазингер. Зарегистрирована Антония Петрова (бывшая игуменья) и др.
От игуменьи Антонии поступило прошение организовать общину при Иверской церкви. Благочинный протоирей дал согласие. Видно, как до последнего боролись игум. Антония и монахиня за свою общину!
По п.15 договора было указано верующим за полмесяца произвести ремонт: отгородить Иверскую церковь забором вышиною 4 ? аршина с западной и северной сторон, ход с северной стороны совершенно закрыть.
13 мая 1923 г. Раменский выявил часть имущества церкви, которая была включена в опись при составлении договора, теперь отсутствует и составил акт, чтобы привлечь к уголовной ответственности.
Работу верующие к сроку выполнить не успели. Зав. УОУ т.Раменский 14 мая церковь опечатал и работы приостановил. 15 мая 1923 г. Протокол N 30. Президиум Енисейского Уисполкома по представлению Раменского постановил: договор с Иверской общиной расторгнуть, церковь закрыть и передать Укомхозу. Принял церковь Зав. Укомхоза т.Пельтман.
16 мая 1923 г. Акт о передаче Иверской церкви Укомхозу. Церковь отдана под детскую колонию. Сделан ремонт и театр для детской колонии.
1921-23 гг. – страшный голод в России. Для спасения голодающих предпринимается по всей стране изъятие церковных ценностей. Церковь всегда помогала нуждающимся. Из истории Древней Церкви известно, что отдавали свящ. сосуды для спасения гибнущих. Но в 1922 г. эта акция была осуществлена насильственно а “силой мил не будешь”. Храмы были опустошены.
23 февраля 1923 г. – указ об изъятии ценностей для голодающих. Противящиеся будут быстро и сурово наказаны.
Вот текст телеграммы Председателя БЦИК Калинина и секретаря ЦКРИ Молотова в г.Енисейск:
“В связи с изъятием церковных ценностей участились случаи грабежа и хищений из церкви. Предполагается обязывать попов подписавших договор, что они отвечают за грабежи и хищения из церквей, священники в первую голову (?) но временно следует обязательно установить секретное наблюдение такое же скарауливание богатых церквей для предотвращения грабежей и хищений арестовывать попов или подписавших договора для привлечения их суду за расхищенное имущество народного хозяйства…”
У священников брали сведения о том минимуме церковной утвари, без которой служба совершиться не может, остальное изымалось.
Енисейский Госархив сохранил опись ценностей в Рождественской церкви.
Председателем Енисейской Уездной подкомиссии по изъятию церковных ценностей был В.Чернышов.
Спасский монастырь: Прот.
Н.Знамеровский
Иером. Митрофан
Иером. Серафим
Диак. Т.Афоник
Воскресенская церковь: Свящ. Петр Савенко
Богоявленский собор и
Крестовоздвиженская церковь: Свящ. Петр
Климовский
Диакон Григорий Оршинин
Троицкая церковь: Свящ. Григорий Диаконов
Преображенская церковь: Свящ. Симеон Архангельский
Рождественская и Входо-Иерусалимская церковь: Прот. Евфимий Григорьев
Иверская церковь: Свящ. Иоанн Вазингер
Успенская церковь: Свящ. Николай Пикановский
В 20-е гг. в Рождественской церкви служил прот. Евфимий Григорьев (род. 1965 г.) – последний ее священник.
В апреле 1923 г. – договор о передаче общине верующих Христо-Рождественской и Входо-Иерусалимской церквей. Священник – прот. Евфимий Григорьев, староста - Макар Блинов, в списке учредителей первый – Василий Рафаилович Игумнов.
2 мая 1923 г. тт.Раменский и Пельтман обошли все церкви и составили акт о необходимости ремонта Рождественской, Воскресенской, Богоявленной, Преображенской, Успенской, Спасской, Троицкой церквей. Этот акт будет основным поводом к закрытию церквей (не о храмах, а об их закрытии пеклись эти люди и те, кого они представляли!).
Община Рождественской церкви отказывалась сделать ремонт за невозможностью его осуществления в указанный срок.
11 мая 1923 г. на заседании президиума Енисейского Уисполкома В.Раменский доложил о нарушении Христо-Рождественской общиной заключенного договора п.4, выразившееся в отказе произвести текущий ремонт.
Постановили: Договор расторгнуть, церковь закрыть и Передать Укомхозу.
14 мая 1923 г. произведена передача Рождественской церкви Укомхозу в лице его заведующего т.Пельтман.
19 апреля 1923 г. – договор о передаче Воскресенской церкви общине верующих. Настоятель – священник Петр Павлович Савенко (род. 1881 г.). Последний священник этой церкви.
Воскресенскую церковь также пытались закрыть, но общественность смогла ее отстоять. Навязанный срочный ремонт община отказалась осуществлять, т.к.
1. Невозможно так быстро.
2. Нет необходимых материалов.
3. Нет и срочной необходимости в этом ремонте.
В 1923 г. заключен договор о передаче Крестовоздвиженской церкви религиозной общине. Храм приписан к Собору.
Служит священник Петр Климовский (в обеих церквях).
За состояние дымоходных труб церковный совет был привлечен к ответственности в административном порядке.
22 апреля 1923 г. заключен договор о передаче Преображенской церкви общине верующих. Священник о.Даниил Щитин (род. 1889 г.) . Староста Петр Кузьминых.
Тут же начинается дело о закрытии церкви и борьба общины за ее сохранность.
В сент., 1923 г. Президиум Енисейского Уисполкома ходатайствует перед ГИК о роспуске Преображенской общины и закрытии церкви, как нарушителей п.4 договора (о ремонте). Особенно хотели закрытия церкви Раменский и Трифоненков, но ГОУ не нашел достаточно веских причин для закрытия. “Преображенцы” отстояли свой храм, доказав, что разрушения не столько страшны, чтобы закрывать храм.
Только 14 дек. 1923 г. наконец-то принято постановление об остановлении церкви верующим, но с условием ремонта. Дали подписку, что службы совершаться не будут, пока не сделают ремонт.
В 1924 г. все-таки из-за несделанного ремонта договор с общиной был расторгнут. Но “преображенцы” и тут отстояли свое, мотивируя тем, что Рождественский приход соединился с ними и они вместе смогут сделать ремонт. Тогда власть предложила заключить договор с новой группой верующих.
Церковь не закрыли!
17 апр. 1923 г. заключен договор о передаче Успенской церкви общине верующих. Служит в церкви протоирей Николай Петрович Пикановский (род. 1884 г.). Рукоположен в 1906 г. Он же благочинный и Председатель Уездного церковного управления. Псаломщик – Василий Алексеевич Вакшаев (род. 1875 г.). В Успенской церкви служил и о.Иоанн Вазингер из закрытой Иверской церкви. Председатель церковного совета – Колмогоров Александр Анатольевич. В списках прихожан – учредителей 67 человек. Всего прихожан 250 человек. Староста – Самойлин С.К.
6 июня 1923 г. церковный совет привлечен к административной ответственности за антисанитарное состояние.
Монастырь был закрыт в 1920 г. “Спасская” артель была, видимо закрыта одновременно с “Иверской” в 1923 г. Теперь образовывается Спасский приход.
Священник – иеромонах Митрофан (Беляев), род. 1858 г. Псаломщик – Терентьев Василий Васильевич, род. 1882 г.
13 мая 1923 г. было собрание Спасской общины о сдаче Захарьевской церкви, ввиду недостаточных средств к ее содержанию.
25.07.23 г. сделано объявление Уисполкома о сдаче Захарьевской церкви любой группе верующих. Т.к. никто из верующих не взялся, то 6.08.23 г. на заседании президиума Енисейского Уисполкома докладчик Чернышов сообщил, что Спасская община отказалась содержать Захарьевскую церковь и ее решили передать Укомхозу.
19 апр. 1923 г. заключен договор о передаче Троицкой церкви общине верующих.
Священник о.Григорий Нилович Дьяконов (род. 1872 г.).
Председатель членов общины – 420 (от 18 лет и выше).
Так прокатилась в Енисейске в 1923 г. первая волна закрытия церквей.
Обновленческий раскол затронул и Енисейскую епархию и церкви г.Енисейска.
Так с 1922 г. в Красноярске служит обновленческий епископ Софроний (Иванцов Сергей Николаевич), род.1880 г. Позже с февраля 1946 г. после покаяния он снова перейдет в юрисдикцию Московской Патриархии и с 4 авг. 1946 г. снова станет епископом Красноярским (последним).
В Енисейске обновленчество основалось в Успенской и Троицкой церквях.
Протоирей Николай Пикановский (Успенская церковь) сочувствовал обновленчеству, “Живой церкви”.
Псаломщик Успенской церкви Василий Вакшаев выразил в анкете свое отношение по этому вопросу: “Дело впереди неопределенно. Пока служу и сочувствую обновлению”. На вопрос к какому течению примыкает Успенский приход (Живой церкви, органу возрождения, тихоновцам) дан ответ: “К единой Соборной Апостольской церкви”.
Священник Троицкой церкви о.Григорий Дьяконов отвечает в анкете так: “Обновленчество признаю необходимым. В Сибири мне известно одно движение – “Живая церковь”.
Троицкий приход имеет связи с “Живой церковью”, но приход не определил своей принадлежности ни к какому церковному течению. Другие священнослужители имели другую точку зрения.
Иером. Митрофан (Спасская церковь): “Сочувствую Православной церкви, к старому”.
Псаломщик Василий Терентьев (Спасская церковь): “По старому, православный. Сочувствую старому течению”.
Свящ. Петр Савенко (Воскресенская церковь): “Реформы действительны через Собор. Кроме группы “Живой церкви” существование других групп в церкви мне не известно”.
1 июля 1924 г. состоялось общее собрание членов приходских советов. Решили не принимать Арх. Георгия Красноярского и Енисейского, как епископа, т.к. в каноническом общении с ними не состоим. Все принадлежащее к группе живоцерковников не принадлежит к православно-католической церкви и мы с ними в каноническом общении не состоим. Благочинный на собрании не присутствовал.
Протокол читали: свящ. Петр Климовский, свящ. Даниил Житин., иером. Митрофан, свящ. Петр Савенко.
В Енисейске продолжаются в совершенно новых внешних условиях богослужения в Богоявленском соборе, Крестовоздвиженской кладбищенской церкви, Успенской, Троицкой, Преображенской, Воскресенской, Входо-Иерусалимской (Абалацкой) и Спасской церквях. Храмы были наполнены народом, ходила и молодежь и красноармейцы.
До 1920 г. в женском монастыре еще шло обучение девочек. Так с 1916 г. училась при монастыре в школе ныне здравствующая певчая С.С. Преподавали и закон божий. Потом запретили. Преподавал от. Иоанн Вазингер. Отец С.С. был псаломщиком в Рождественской церкви.
С.С. вспоминает, как еще на пароходе “Святой Николай” приезжал в Енисейск Архиерей. Его встречали в Соборе, а она, маленькая девочка, посылала ему цветы “незабудка”, Монашки много вышивали. В ограде была идеальная чистота.
Батюшки по городу ходили кто в рясе, кто без рясы, в церкви, естественно, все были в рясах.
Об о.Данииле из Преображенской рассказывают, что был очень сильный человек, увидев человека, несущего мешок зерна, говорил: “Не так надо” – и брал в обе руки по мешку и нес их.
К сожалению не о всех батюшках старожилы вспоминают, как о людях высокого благочестия. Но все они несли свой крест в чрезвычайно сложных еще условиях.
В 1923-26 гг. отбывал ссылку в Красноярском крае (Красноярск, Енисейск, Туруханск, Заполярье) уникальный человек XX века епископ Лука (Ташкентский) и он же профессор медицины хирург В.Ф.Войно-Ясенецкий.
Талантливый хирург, знаменитый ученый-медик, автор книги “Очерки гнойной хирургии”, ставшей настольной для ряда поколений медиков-хирургов, лауреат Сталинской премии I степени. Один из основателей Ташкентского университета главврач городской больницы в Ташкенте, в войну (1942-1943 гг.) заведующий госпиталем для раненых воинов в Красноярске. До кончины (1961 г.) был профессором Симферопольского мед. института. Говорят, что непосредственно участвовал в лечении В.И.Ленина и И.В.Сталина Достоверными сведениями о последнем автор реферата не располагает. И он же – монах, епископ, с 1943 г. постоянный член Свящ. Синода, участник архиерейского Собора в 1943 г., знаменитый проповедник, автор крупного богословского труда “Дух, душа и тело”, почетный член Московской Духовной академии.
Трижды епископ был тюрьмах и ссылках. Первые его узы проходили на Енисее, в Енисейске. Он никогда нигде не снимал с себя рясу (при запрете отказывался читать лекции), от больных требовал, чтобы перед лечением перекрестились и взяли благославление. В хирургической непременно должна была висеть икона – без этого не оперировал. На оперируемом месте непременно ставил Иодный крестик. Молодые ассистенты при этом улыбались, на что знаменитый профессор не обращал внимания. Он совершал уникальные глазные и гинекологические операции. Во время ссылки в лачугах, юртах всюду спасал людей, неизменно имея с собой скальпель и часто больше ничего. И всюду ревностно проповедывал.
Еще есть в Енисейске старожилы, помнящие владыку Луку. Так он оперировал мать работника почты А.С. Его видела певчая С.С. По свидетельству Е.Х., когда владыка Лука проезжал деревню Маковское на лодке по р.Кеть, то вез с собою старинные предметы быта. Возвращаясь через Енисейск из Туруханской ссылки, он рукоположил в Троицкой церкви на священника о.Григория Оришнов (или Оршинина?, наверное тот, что в 1922 г. был диаконом в Соборе).
Никаких документальных сведений мне не попалось. Только свидетельства старожилов, иногда довольно расходящихся.
В Иверском монастыре была часовня над могилой ст.Даниила. Там служили панихиды о почившем старце. На могилке был песок с р.Кемь. Там ставили свечи. А песочек брали и водою, в которой прополаскивали этот песок, смывали больные места.
С.С. свидетельствует, что произошло чудо прозрения. Обмыли глазки трехмесячной слепой девочке с песочком от ст.Даниила и она прозрела.
В 1920 г. (весной?) часовня была сломана. Выкапывают мощи старца. Копали до обеда, ничего не нашли, пока не наткнулись на вышитое полотенце. Некоторые злорадно говорили: “Вот ваши мощи!”. Но все таки после обеда стали копать дальше и к 8 часам вечера выкопали кости. Мощи перезахоронили на Абалацком кладбище (С.С.).
Е.У. свидетельствует, что когда раскопали кости без нетленной плоти, то брат ее через это разуверился в Боге. Видимо действительно до революции неоправданно насаждалась вера в нетленность плоти святых (ср. у Ф.М.Достоевского в “Братьях Карамазовых” разочарование Алеши, когда ощутился тлетворный дух ст.Зосимы). Нетленная плоть святых не правило, а исключительные факты Божественного всемогущества (напр. в Киево-Печорской Лавре и многих других местах).
А.С. свидетельствует, что части мощей, в том числе череп, была выставлена в милиции, а потом выставлялась в музее. С мощами Даниила был берестовый пояс, который при жизни врос в его тело и с ним он был похоронен. Сами работники музея (отрицают или не знают) факт показа мощей ст.Даниила в музее. Есть свидетельство, что кости старца были разбросаны по улице.
Так происходило глумление над церковной и народной святыней.
Но в конечном итоге мощи были погребены на Абалацком кладбище, по свидетельству Н.П. в склепе под Входо-Иерусалимской церковью с южной стороны. В 1932 г. Н.П. заходил в этот склеп и мощей уже не было там. По свидетельству С.С. и других после закрытия Абалацкого кладбища (церковь закрыта в 1930 г., снесена в 1934 г.) мощи ст.Даниила были вторично перенесены, теперь уже на Севастьяновское кладбище, где и были преданы земле напротив Кресто-Воздвиженской церкви. Там была могилка с крестом. Люди служили на могилке старца панихиды. Там мощи старца пребывают до ныне. Точное место установить нельзя.
С 1923 по 1930 годы совершала в новых условиях свою спасительную миссию церковь. Надвигалась вторая волна гонений, которой суждено было закрыть и разрушить все храмы города, а большинство из них и вовсе снести с лица земли.
… Разрушенные храмы, разрушенные судьбы. И все полнится сон исповедников и мучеников Российских.
Вот совершенно обрывочные данные, которые удалось собрать о том времени.
Протокол N 93 от 14/X-1930 г. заседания президиума Енисейского райисполкома. Пар.9. О закрытии Абалаковской и Преображенской церквей
“Учитывая, что общины верующих сами отказались от пользования церквями, что на вывешанное объявление заявлений о желании взять их в арендное пользование в установленный срок не поступило на основании ст.35-й пост. ВЦИК и СНК РСФСР от 8/11-1929 г., церкви Абалаковскую и Преображенскую считать закрытыми, обратив их здания общественно-культурные цели с распределением имущества в соответствии ст.40-42 указанного акта (музею, Горсовету, РАО, РайФО)”.
Протокол заседания культовой комиссии
при Енисейском райисполкоме от 2 августа 1934 г.
Повестка дня: 1. О сносе Абалаковской кладбищенской церкви.
2. О ремонте церквей и молит. зданий, находящихся в безвозмездном пользовании религиозных общин.
1. Слушали: Зав. городским коммунальным хозяйством т.Кравченко.
В связи с задачей Горкомхозом тресту Северо-Поляр-леса под новую застройку земельного участка, бывшего Абалаковского кладбища, которое закрыто с 1926 г. под парк культуры и отдыха и постройки клуба, лесозаводом N 5, как имеющем древонасаждения (сад).
Кроме того, на данном кладбищенском участке находится здание закрытой церкви с 1926 г., которое подлежит сносу.
Постановили: Предложить инспектору Госфондов имеющееся здание церкви продать, как стройматериал на условии разборки сноса и очистки площади, одновременно просить крайкульт комиссию санкционировать.
2. Слушали: Рассмотрев сметы на ремонт церковных и молитвенных зданий, сданных в безвозмездное арендное пользование общинами верующих.
Постановили: На основании существующих договоров предложить общинам произвести соответственный ремонт церковных и молитвенных зданий согласно смет, сроком с 1 августа по 16-е сентября 1934 г., а зав. Горкомхозом т.Кравченко поручить проследить за сроком исполнения ремонтов.
Пред. комиссии: Григорьев
Члены: Насибулин, Венюков, Митяев и др.
Председатель Горкомхоза т.Кравченко
3 февраля 1935 г. Постановление Енисейского Президиума Райисполкома о Закрытии молебенных домов часовни М-Белой и Черкассы
На основании отказа верующих ремонтировать ее.
Все Госфондовское имущество передать в РайФО.
Устроить читальню.
3 апреля 1935 г. Постановление Президиума РИКа о Закрытии церкви Анциферовского сельсовета.
И вот так к концу 1930-х годов были закрыты все церкви г.Енисейска, церкви всех 33 приходов бывшего Енисейского уезда, церкви 6 приходов Туруханского уезда и все монастыри Енисейской епархии…
Мрак безбожия и лютых гонений и беззаконий сгустился над Енисейским краем, как и над всей многострадальной Россией.
Только в сердцах многих верных чад Божиих сохранился огонь веры. Многим казалось, что вот-вот погаснет светильник веры… Но не погас!
А вот свидетельства еще живых свидетелей того смутного времени:
Прихожанка Е.Ч.: В деревне Плодбище была церковь во имя Егория. Там служил священник отец Модест. Был одинокий, без семьи. В 1937, в смутные времена, его забрали и увезли неизвестно куда.
Мой дед Михайло Леонтьевич Чуружаев был в то время староста. Похоронен он в церковной ограде. Год не помню. В церкви находился клуб, а затем выстроили новый там, где раньше находилась церковь.
Е.У.: В Енисейск приехала в 1936 г. Все церкви были уже разрушены.
А.С.: Храмы закрылись враз. Ломались бригадами в организованном порядке в 30-е годы. Сам народ не ломал. Кирпич отправляли в Игарку. Игарка строилась на церковном кирпиче. Из священнических ряз шили "тюбетейки" (головные уборы).
С.С. Последние священники:
Храмы ломали назначенные по указу люди. Стихийного разрушения храмов самим народом не было. Очень трудно снимали колокол с Собора. Видя разрушение храмов люди молчали, никто не протестовал, сокрушались тайно дома.
Партийные боролись против икон в домах, но многие все равно открыто держали у себя дома иконы.
После закрытия церквей в городе оставался батюшка с Троицкой церкви, он тайно крестил на дому. Были ли еще батюшки не знаю. Мне ничего не известно, чтобы люди совместно молились по домам.
В Соборе устроили котельную.
В Троицкой церкви – гараж.
В Воскресенской церкви – цех мехзавода.
В Иверской – клуб, там проходило голосование.
В Успенской церкви внизу жили спецпоселенцы, а вверху клуб авиапорта. Е.У. свидетельствует, что тогда (чтобы показывать кино) были ликвидированы стяжки на втором этаже церкви, что привело со временем к отходу северной стены храма и образованию больших щелей. К 1980 годам создалась угроза развала храма. В городе до войны не осталось ни одного священника. По ул.Иоффе жил кто-то, то ли монах, то ли священник. Он нем ничего не знаю.
И.П.: В 1932 г. служба была в четырех церквях: Спасской, Троицкой, Успенской и Крестовоздвиженской со звоном колоколов.
В 1933 г. на праздник Крещения Господня со всех четырех церквей крестным ходом ходили на Енисей (Иордань) для водоосвящения с перезвоном колоколов. В Троицкой церкви звонил в колокола И.П.
В Спасской церкви служил игумен Митрофан. Похоронен на Севостьянском кладбище, в Троицкой церкви в начале 1930 гг. служили или ссыльные священники о.Пироженко и о.Емельян, а также о.Григорий Оришнов, рукоположенный ссыльным епископом Лукой. Отец Григорий похоронен в ограде Троицкой церкви. Последним священником в Троицкой церкви был о.Петр Савенко (до 1930 г. служил в Воскресенской церкви до ее закрытия. Далее либо был сразу арестован, либо, по свидетельству И.П. еще некоторое время служил в Троицкой церкви. Верующие ходатайствовали, чтобы не закрывали Троицкую церковь, но все было бесполезно. К 1937-38 гг. все церкви в Енисейске были закрыты. Крестовоздвиженская церковь на Севостьяновском кладбище снесена вовсе. В Успенской церкви (уже закрытой) где-то в 1937 г. сняли колокол. Умолк Зов…
Надвратная монастырская церковь в честь прав. Захарии и Елисаветы была сломана уже после войны в 1946-47 гг.
16 июня 1933-май 1934 гг. Епископ Енисейский и Красноярский Антоний II (Миловидов).
С мая 1934 года епископ Енисейский и Красноярский Феофан (Еланский), из архимандритов Спасского Казанского монастыря.
1941-1943 гг. Лука (Войно-Ясенецкий), епископ Енисейский и Красноярский. Он же заведующий военным госпиталем в г.Красноярске.
К тем временам вполне применимы слова пророка Исали: “И взглянут вверх, и посмотрят на землю, и вот – горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел”. (Ис.8, 22).
Великий подвижник Древней Руси про. Феодосий Печерский пишет в “Поучении о казнях Божиих” (ЖМП, 1988, N 3, стр.37):
“Страна согрешает, Бог наказывает ее смертию, или голодом, нашествием иноплеменников, или бездождием и другими различными казнями, чтобы мы, покаявшись, жили так, как Бог вещает нам”. И в монгольско-татарском нашествии русские святители (нисколько не оправдывая самих монголов!) видели кару Божию за грехи русского народа.
Так и в XX веке на Россию, отвернувшуюся от Бога и в невиданных репрессиях и гонениях начавшую самоуничтожаться. Жертвы гонения составляют многие миллионы невинных людей. Господь послал ужасное наказание – нашествие фашистов. К сожалению обычно, изобличая страшные злодеяния вероломных захватчиков, люди забывают о том, а за что это было послано и допущено Божественным Промыслом…
Но в 1943 г. в некоторой степени это самоотрезвление и покаяние пришло. В лютую годину войны, самое ее пекло, казалось бы об этом ли думать, но после встречи Генералиссимуса И.В.Сталина с тремя митрополитами: Сергием, Алексеем, Николаем в сентябре 1943 г. собирается Собор, избирается Патриарх, открывается Духовная школа, открывается издательство церковного журнала, начинают открываться церкви, отовсюду, в том числе и с фронтов и из лагерей отзывают священников, снова начинаются богослужения. Когда некоторых священников вызывали из лагерей, то они не могли в это поверить, думали, что это какая-то провокация и даже отказывались. Тот 1943 год, и в войне был переломным… Милость Божия снова обратилась к Русским.
Эта волна возрождения достигла к 1948 г. и Енисейска. История военных и послевоенных лет собрана нами исключительно по показаниям старожилов, не всегда совпадающим, иногда несколько путанным, но в целом открывающим нам и эту волнующую страницу нашей церковной истории.
Свидетельство немки, бывшей лютеранки М.Н.:
С начала войны с 1941 г. в Енисейск прибывают немцы, как спецпереселенцы. 9 сент. 1946 г. привезли нас и поселили в Успенской церкви. Все располагались на полу. Жили в алтаре Петро-Павловского придела (или все-таки Успенского? – Г.Ф.). Иконостас был. Икон не помню, в храме жили до декабря 1946 г. Сами отапливали храм. Со стороны многих из местного населения встретили презрительное отношение.
Сами немцы были из разных мест и разных конфессий: католики, лютеране, баптисты. Между ними случались часто взаимное недоверие и неуважение. Но это не всех характеризовало.
Лютеране собирались для молитвы по разным домам. Ведущими были мужчины: Готлиб Вайс, Эдуард Ридингер и др., а также и женщины (Кристина Вагнер). Пастора в Енисейске никогда не было. Приходили на молитву старые и люди среднего возраста.
Служили по книгам и импровизированно.
Молились, склоняясь на одно колено.
На похоронах были и проповеди.
Совершалось крещение (Неттауфе, что у православных называют “погружение”) Вайсом, Риденгером и др. Крестили и женщины.
Хлебопреломление в Енисейске никогда не совершалось и не совершается. Не совершались и конфирмация.
В совсем малом количестве и сейчас собираются для молитвы верующие лютеране. Молодое поколение отходит от веры.
Религиозных контактов лютеран с православными не было и нет.
Свидетельство украинки А.К.:
Украинцы, как спецпереселенцы, были привезены в 1940-х гг. в Енисейск. Первоначально жили в Успенской церкви.
Из руин и едва ли не из религиозного небытия определено было возродиться Успенской церкви г.Енисейска и в течении вот уже 42 лет одной понести благую весть о Христе в необъятных просторах от Транс-Сибирской железной дороги до Северного Ледовитого океана.
3 июля 1946 г. заключен договор о передаче Успенской церкви в пользование прихода Православной церкви.
Первым священником, настоятелем, открывавшем церковь, был ссыльный протоирей Евгений Бобовский.
Еще в 1920-е годы от.Евгений Бобовский был в ссылке в п.Маковском. За то, что он там совершил отпевание одного псаломщика, он был выслан в Енисейск оттуда.
До закрытия в 1930-х годах Успенской церкви в ее пристройке жили от.Евгений Бобовский священ. Александр Тихомиров (супруга которого матушка Александра потом будет много трудиться на клиросе в Успенской церкви, а сын их Виктор Тихомиров и ныне живет в Подтесово) и др. По свидетельству И.П. в 1936 г. в сторожке Успенской церкви жили три монахини. Отца Александра Тихомирова вскоре из Енисейска выслали.
От.Евгений Бобовский в своем доме тайно совершал крещения. Наверно еще до войны и о.Евгений был выслан из Енисейска вниз по Енисею.
Служил прт.Евгений Бобовский в Енисейске с 1946 г. примерно по 1953 г. Когда он был освобожден из ссылки, он вернулся в г.Ленинград, он сам и был. Там и представился ко Господу.
Об отце Евгении сохранились добрые свидетельства знавших его. Глубоко верующий, искренний человек, хорошо проповедовал. Крещение совершал полным погружением. Всегда, в том числе и по городу ходил в рясе. Священники после него вне дома и церкви рясу уже не одевали.
Со стороны Горсовета договор о передаче (возвращения) Церкви подписан Галимовой Галиной Михайловной. Со стороны Церкви, кроме настоятеля, договор подписан тремя членами церковного совета:
1. Исполн. обязанности завхоза Макаров
2. Пелезова Татьяна Васильевна
3. Новотихорева Любовь Ивановна
и 21 прихожанина (с церковным советом – 24):
4. Председатель Рев. Комиссии Попишенко Иван Филиппович
5. Пургина Мария Ивановна
6. Шемпелова Зинаида Ивановна
7. Солдатова Елена Степановна
8. Елистратова Анна Павловна
9. Член рев. Комиссии Макаров Николай
10. Аксенова Татьяна Петровна
11. Шадрина Марфа Павловна
12. Жукова Ксения Николаевна
13. Яричина Фекла Яковлевна
14. Шадрин Алексей Инокентьевич
15. Тараненко Надежда Николаевна
16. Чепалова Анисия Капитоновна
17. Чащина Афанасия Иосифовна
18. Бредина Мария Андриановна
19. Голублев Платон Степанович
20. Голублева Лукея Михайловна
21. Ситников Петр Алексеевич
22. Ситникова Фекла Гавриловна
23. Галкина Лидия Антоновна
24. Алексеевская Анна Васильевна.
Сначала служил один священник от.Евгений Бобовский. Потом присоединилось еще двое ссыльных священников-молдован: отец Михаил Гордузя и от.Антоний Устьян. Их от.Евгений пригласил из Маклаково. Еще при от.Евгении служил диакон Василий Слемзин (монах). Эти два священника и диакон уже не вели того благочестивого образа жизни, как от.Евгений. Еще ныне сохранились в народе порицания в адрес их образа жизни.
От.Антоний жил на квартире по ул.Тамарова 20. Остальные все жили в пристройке при храме (второго этажа пристройки еще не было). Говорят, что один диакон жил под лестницей, где ныне склад церковного товара.
Еще в те времена был при Успенской церкви ссыльных болящий священник Николай. Он был болен головой. Ходил всегда в рясе и с повязанной платком головой. Сам не служил, но со служил вместе с другими священниками.
Видимо, по-разному оценивая понятия много и мало, одни говорят, что по открытию храма народа ходило много (большинство женщин, но были и мужчины, молодежь не ходила), другие говорят, что ходило мало, т.к. люди были напуганы и боялись ходить в церковь.
Так Л.П. вспоминает, что когда училась в школе, то на линейке в школе срамили за веру и вообще было много притеснений и издевательств. По этой причине бросила школу и пошла в вечерню. Там было спокойнее.
Когда по открытию прихода вошли в храм, он был, конечно, разорен. К 1950-у году ремонт был более-менее завершен и наведен порядок.
На колокольне отсутствовал колокол (до 1988 г.), не было восьмерика, но крест на небольшом шпиле поставлен прямо на полусферу купола колокольни. С самого храма снесены все семь куполов. Полусфера над Петро-Павловским приделом снесена и установлена плоская крыша. На плоской крыше был поставлен крест. В таком виде простоял храм до 1986 г., но в исконный вид не приведен и поныне.
А начали служить в небеленом нижнем помещении, на верху и вовсе была разорена. Диакон Василий Слемзин установил иконостас в Петро-Павловском приделе, который был взят из Спасского монастыря. Вскоре служба стала совершаться уже во всех трех приделах. На Пасху совершали три Торжественные литургии. А в самом начале от.Евгений сам служил, читал и пел. Сам произносил “Господу помолимся” и сам отвечал “Господи помилуй”.
Иконы, где какие сохранились, люди приносили в церковь. Поэтому и по ныне в Успенской церкви подборка икон из разных храмов, довольно бессистемная.
Был момент, когда Красноярский благочинный игумен Иннокентий снимал от.Евгения с должности за то, что тот отказывался открыть верхний храм, на что не хватало средств.
Кстати, при открытии Успенской церкви перепутали два ее придела. Иннокентьевский (нижний) был освящен, как придел св.Александра Невского, а Александровский (верхний) наименован как Иннокентьевский.
Видимо после кончины епископа Красноярского Софрония в 1947 г. (похоронен около алтаря Иннокентьевского придела Троицкой церкви в Красноярске) Красноярский край стал окормляться архиереем Новосибирским и Барнаульским (так и по ныне).
Тогдашний Митрополит Новосибирский Варфоломей посещал г.Енисейск. Еще есть на приходе помнящие приезд этого праведного старца-митрополита.
После освобождения и уезда прот.Евгения Бобовского в Успенской церкви служил священник Михаил Гордузя. С ним был и отец Антоний (молдоване).
При от.Михаиле и от.Антонии (первая пол. 1950 гг.) 3-4 года работал в Енисейске врачом ссыльный священник от.Александр Гурич. Работал в центральной больнице. Очень грамотный одаренный человек. Имел высшее богословское, и медицинское, и говорят еще какое-то образование. Он ходил в церковь, читал. Еще когда он учился и одновременно уже служил священником, его не хотели допустить до экзаменов. По этому поводу он сумел оказаться лично на приеме у Калинина и тот обеспечил ему доступ до экзаменов. Отец Александр был очень глубоко убежденный верующий. Из Енисейска его сослали еще дальше в п.Фомка около Туруханска. Там он и умер.
После о.о.Михаила и Антония служил ок. года бывший Красноярский благочинный игумен Иннокентий. При о.о.Михаиле и Антонии служил еще в Енисейске протодиакон Симеон.
После о.Иннокентия в середине 1950-х гг. служил священник Николай Корниенко. Жил он при церкви. До времени служения о.Николая и при нем еще священники ходили на кладбище. Потом это прекратилось (по свидетельству С.С.). До 1984 г. панихиды на кладбище не совершались.
В 1955 г. привезли из Стрелки покойного священника протопресвитера Василия Голоднова и похоронили в ограде Успенской церкви. Могилка его и по ныне около алтаря церкви.
По свидетельству И.П. при этом служил уже в церкви прот.Евгений Сакидон. Время его служения приходится на вторую половину 1950-х годов.
С конца 1950-х гг. (1958 г.?) по 1965 г. служил в церкви сын о.Евгения Садокина, рукоположенный к Енисейской церкви, священник Всеволод Сакидон (ныне заведующий, живет на Украине. Священники, служившие до него, ныне покойны).
Отец Евгений и Всеволод Сакидоны построили для себя лично дома. Церковного дома для священника не было, кроме маленькой пристройки к северной части притвора храма.
В конце 1950-х по 1960-е годы начинается новое гонение и притеснение Церкви и религии вообще, теперь уже при Н.С.Хрущеве. Пошла третья волна закрытия храмов (нач. 1929-х, 1930-е, кон. 1950-х нач. 1960-х годов). Закрываются семинарии и монастыри, тысячами храмы (по некоторым данным закрыто примерно 10000 храмов, где-то половина от всех действовавших тогда). Снова начинаются аресты и заточения религиозных деятелей, отправление за штат неугодных. И это в то время, когда в целом в стране шло развенчание культа личности Сталина, многие жертвы сталинских времен реабилитированы, официально издаются труды А.И.Солженицына! Опять разрушаются храмы. Объявлено, что в кратчайшие сроки с религией будет покончено и она уйдет в прошлое. В 1980 г. будет уже коммунизм (без религии в обществе!). Атеистическая пропаганда тех времен полна совершенной антинаучности, лжи, клеветы и злобного отношения.
В 1961 г. на Архиерейском совещании в Москве принято навязанное Государством Церкви положение о церковных приходах с явным нарушением канонов Церкви и направленное на раскол пастыря и паствы, на зажим прав духовенства и верующих вообще. Подобное же произошло в этом году и во всех религиозных конфессиях. Теперь священник превращался в совершителя служб и треб, отстранялся от приходского управления, чем занимался церковный совет. Священник был даже лишен права голоса в приходском управлении. Жестокое давление сказывалось и на проповедническую деятельность. Органы власти (уполномоченные, исполкомы, КГБ) широко вмешивались в церковные дела. Списки крещенных подавались органам власти и потом на них оказывалось давление на работах.
Надо сказать, что и сами верующие и церковнослужители допустили ряд канонических отступлений и то, что теперь принято называть “застойными явлениями”. В целом, на весьма низком уровне проповедь и духовное учительство. Проповеди просто зачитываются из журналов, а то и этого нет. Отсутствует оглашение крещаемых. Почти полностью исчезает единственно верная практика крещения полным погружением. Общая исповедь без конкретного исповедания своих грехов. Большая вседозволенность в отношении различных грехов и уподобления миру. Храмы в основном посещаются престарелыми женщинами. Молодежь и мужская половина населения отчуждены от церкви. Ослабевает духовная связь и жизнь. Стремительно возрастают суеверия, гадания, нашептывания, колдовства, знахарства и прочее язычество.
Все эти печальные явления конечно же захлестнули и Успенский приход в Енисейске. Однако при этом одновременно в Церкви не исчезает и глубокое благочестие, и жажда духовного подвига, и незаметный, но самоотверженный труд простых русских женщин-мироносиц. Источник воды не иссякнет! В скорбях и терпении хранит простой народ и его пастыри бесценное сокровище Православия, Веры и благочестия.
До 1961 г. председателем церковного совета был настоятель. Теперь избирается мирянин. Первым был избран на эту должность Иван Пироженко. Воспитанник служившего в начале 1930-х годов в Троицкой церкви Енисейска отца Ильи Пироженко. 10 лет пробыл он старостой Успенской церкви (1061-1971 гг.). До этого 10 лет (1951-1961 гг.) он был председателем рев. комиссии в церкви.
Отцу Всеволоду Сакидону, старосте Ивану Пироженко и всем верующим пришлось выдержать довольно сильный натиск исполкома и особенно тогдашней уполномоченной по Енисейску зав. ГорФО Одинцовой А.М., направленный на закрытие церкви. Предлагали – отдайте храм, а вы будете молиться в молитвенном доме (который еще надо построить!) у кладбища. Предлагали убрать церковную ограду со стороны улицы (которая сейчас считается также памятником архитектуры республиканского значения!). Требовали дать им св. Чашу, чтобы взять ее на анализ. Предлагали на двери храма вывесить объявление, чтобы дети не одни, ни со старшими в церковь не ходили. От.Всеволод однажды пошел в похоронном шествии за покойником и ему запретили. Или хотели, чтобы богослужения совершались только на нижнем этаже, а второй отдать им и т.д. Тогда от.Всеволод и прихожане написали в Москву жалобу на действия местных властей, направленные на закрытие храма. Ответ был дан из Москвы уполномоченному по делам религии Красноярского края. Одинцова А.М. вызвала церковный совет и упрекала за жалобу, но ответ так и не сообщила. Однако с того времени действия местных властей в отношении церкви смягчились.
Во время служения от.Всеволода Енисейск посетил Архиепископ Новосибирский и Барнаульский Павел.