Декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» большевики объявили войну не только Русской Православной Церкви, но и Католической Церкви в России. Вслед за эти декретом, изданным в январе 1918 г., последовала в августе 1918 г. специальная инструкция, которая лишала все религиозные организации юридических прав и объявляла их имущество народным достоянием. В связи с этим власти предложили подписать настоятелям приходов «расписки» о согласии на передачу церковной собственности, что было решительно отвергнуто Церковью.
Попытки отстоять независимость и имущественные права католической церкви привели к аресту и высылке за границу большевиками митрополита римско-католических церквей в России Эдуарда фон Роппа. Катастрофа неумолимо надвигалась на католическую церковь в России. Декретами, изданными в декабре 1921 г. и в январе 1922 г., вводились предварительная цензура проповедей и запрет на религиозное обучение детей младше 14 лет.1
Предлогом для всеобщего погрома Церкви в России стала грандиозная провокационная кампания по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья. Начались повальные обыски в церквях, сопровождавшиеся насилием и изъятием церковной утвари. 5 декабря 1922 г. были закрыты все 9 католических церквей Петрограда. Католическое духовенство Петрограда предстало 5 марта 1923 г. перед Верховным революционным трибуналом в Москве. Это стало началом процесса, известного впоследствии как «процесс Цепляка–Будкевича» и ставшего для католической церкви в России аналогичным «процессу патриарха Тихона» для православной церкви. Духовенству выносилось типичное для того времени обвинение в участии в контрреволюционном заговоре и организации сопротивления Советскому правительству. Постановлением Революционного трибунала архиепископ Цепляк и прелат Будкевич были приговорены к расстрелу, а 13 священнослужителей – к разным срокам тюремного заключения.
Жестокость приговора вызвала шквал протестов в церковных и политических кругах всего мира. В накалившейся международной обстановке ВЦИК пересмотрел приговор в отношении архиепископа Цепляка, которому смертный приговор был заменен десятью годами заключения. В отношении остальных подсудимых приговор был оставлен без изменений. Прелат Будкевич был убит ночью 31 марта 1923 г. в подвале ВЧК на Лубянке. Его именем открывается мартиролог новомучеников католической церкви в России коммунистического времени.
Последняя оставшаяся на свободе община католиков в СССР была арестована 15-16 февраля 1931 г. Это было окончанием разгрома католической церкви в России. Ее члены были разбросаны по огромной империи ГУЛАГа. В 1935 г. на территории от белорусских земель до границ с Китаем насчитывалось не более 16 католических священников. К концу 1930-х годов в СССР сохранилось лишь два действующих католических храма – св.Людовика в Москве и Лурдской Богоматери в Ленинграде. Назначение настоятелей, их контакты, вся приходская жизнь строго контролировались властями. Из-за границы разными путями, включая нелегальные, в СССР пробирались католические миссионеры, но их деятельность быстро пресекалась органами НКВД и все они были осуждены к различным срокам заключения в лагерях как «агенты Ватикана».
Перестройка изменила положение католической церкви в СССР. 1 декабря 1989 г между СССР и Ватиканом были установлены дипломатические отношения, в апреле 1991 г восстановлена иерархия католической церкви в России, возобновилась деятельность монашеских орденов.
О.Г.Алексеев, М.В.Константинов
Источники:
Церковь и государство: прошлое и настоящее.
Тезисы докладов и сообщений научной конференции.
Архивные чтения.
Красноярск, 2001