Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Православные священники. Год 1937.


Для создания тоталитарного государства, к которому стремилось коммунистическое руководство, необходимо было выполнение, по меньшей мере, четырех условий:

Две последних задачи были успешно решены (запрет всех партий и физическое уничтожение всех, кто в этих партиях состоял).

Однако, при решении первых двух задач коммунисты столкнулись с определенными трудностями. Одной из них было христианское православное мировосприятие, глубоко укоренившееся в сознании многих народов России. Используя концепции воинствующего атеизма, коммунисты попытались сломить Российское православие (убийство священников, разрушение и осквернение храмов, преследование прихожан). Сделать это в первые годы коммунистического правления не удалось, а твердая позиция избранного Собором патриарха Тихона укрепляла православных в вере и противостоянии (преимущественно духовном) коммунистическо-атеистическому натиску. Голод в России в начале 20-х дал возможность коммунистам провести кампанию по изъятию церковных ценностей для нужд голодающих. Правда, эти, отнятые у православной церкви ценности, в большей своей части пошли на поддержку зарубежных революционных партий и подготовку мировой революции, а коммунистический лидер Ленин в своем закрытом письме к соратникам по партии призвал беспощадно уничтожать всех священников, отказывающихся выполнять требования коммунистической власти. Тем. Не менее, все эти жесткие меры не сломили Православную Церковь. Тогда власти решили расколоть Церковь. Решающим моментов в расколе тала Декларация, провозглашенная митрополитом отцом Сергием (Страгородским) в 1927, в которой фактически признавался полный государственный контроль над внутрицерковной жизнью. Но и эта обновленческая церковь вызывала недоверие к ней со стороны существующего режима (не та идеология), и, когда в июле 1937 года Политбюро ВКП/б/ приняло решение о проведении тотального террора против граждан страны, этот террор был направлен и против, хотя и послушной, но все-таки Православной Церкви. Коснулся он и священников Красноярского края.

По сценарию карательных органов Красноярска в руководители контрреволюционной организации церковников города был определен епископ Красноярский с 1935 года ТУРСКИЙ Александр Антонович. По делу 3 октября 1937 года были арестованы протоиерей Иван Иванович СЛОВЦОВ, диакон Красноярской кладбищенской церкви (бывший диакон церкви в д. Тинской Нижне-Ингашского р-на КК) Георгий Яковлевич ПИГУЛЕВСКИЙ, член церковного совета Петр Иванович БЕЛЯВСКИЙ, священник церкви в д. Мигна Емельяновского р-на КК Илья Ильич ШАНЬГИН. 4 октября 1937 забрали бывшего священника с. Унер Саянского р-на КК Василия Михайловича ТОРОПОВА, ссыльного священника ЛИЗУНОВА Павла Степановича, бывшего военного священника ЛЬВОВА Михаила Алексеевича, священника Евгения Александровича ПОРОТОВА и сам епископ Александр Антонович ТУРСКИЙ. В результате применения настоятельно рекомендованных Политбюро ВКП/б/ пыток, подследственные дали признательные показания (вину не признали Илья Ильич ШАНЬГИН, П.С. Лизунов, ЛЬВОВ М.А.) Последовали дальнейшие аресты: 30 октября 1937 арестованы бывший священник, на момент ареста служащий на курсах счетоводов «Союзучета» КАЧЕРОВСКИЙ Александр Никитич и священник за штатом (диакон) Виктор Александрович ЧЕЛНОКОВ; 1 ноября 1937 арестованы бывший священник ЮРЧИК Григорий Петрович, бывший священник (на дату ареста состоял в церковном хоре) ТОПОРОВСКИЙ Селиверст Тимофеевич, бывший священник (на дату ареста хорист гортеатра) ШАНЬГИН Иван Ильич, бывший священник (на дату ареста играл на виолончели в Красноярском драмтеатре) БУЯНОВ Никанор Васильевич и бывший священник ЦВЕТКОВ Борис Григорьевич. 2 ноября 1937 арестован священник за штатом (проживал при кладбищенской церкви) ГЕРАСИМОВИЧ Павел Демьянович. Всего по делу походило 17 чел.

Решением тройки УНКВД по Красноярскому краю от 21.11.1937, протокол № 99, дела ЛЬВОВА М.А., КАЧЕРОВСКОГО А.Н. и ЧЕЛНОКОВА В.А. выделены в отдельное производство. Они были осуждены тройкой УНКВД по Красноярскому краю 30.11.1937, протокол № 125. ЛЬВОВ М.А. и КАЧЕРОВСКИЙ А.Н. приговорены к расстрелу и расстреляны в тот же день в Красноярске, ЧЕЛНОКОВ В.А. осужден на 10 лет.

Из оставшихся 14 обвиняемых по делу трое (ТОПОРОВСКИЙ С.Т., ШАНЬГИН Иван Ильич и БУЯНОВ Н.В.) были осуждена на 10 лет ИТЛ, остальные приговорены к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 26 ноября 1937 года в 23 часа в г. Красноярске. Всем им было предъявлено обвинение в участии в контрреволюционной организации церковников, антисоветской агитации. Василию Михайловичу ТОРОПОВУ было предъявлено дополнительное обвинение в создании тайного женского монастыря (Покровская Слобода, ул. Дантона,5) и сборе подписей с ходатайством об открытии закрытых церквей.

Одновременно с арестами в Красноярске начались аресты православных священников в разных районах края. Так, в Минусинске было сфабриковано дело № 06988 протоиерея Троицкой церкви КОМАРОВА Николая Ивановича. По делу было арестовано 32 чел. Им было предъявлено обвинение в участии в контрреволюционной повстанческой организации и проведение контрреволюционной агитации. Кто же эти люди, которым было предъявлено обвинении в совершении столь серьезных государственных преступлений?

Вот они:

Решением тройки УНКВД по Красноярскому краю от 27.11.1937, протокол № 102, двое (РЫБАКОВА А.В. и ТВАЧЕВА Т.В.) осуждены на 8 лет, трое (БЕРЕСТОВА А.В., ВОРОБЬЁВА А.А., ДАУРОВА А.И.) осуждены на 10 лет, остальные 27 обвиняемых приговорены к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 6 декабря 1937 в Минусинске.

После репрессивных акций против священников г. Красноярска и Красноярского края преследованию подверглись православные священники, отбывавшие ссылку в Красноярском крае. Это были, как правило, люди преклонного возраста, уже осужденные по религиозным обвинениям. Ссылку они отбывали в ряде районов края. Типичным делом по обвинению ссыльных священников было следственное дело № 14032. Поэтому делу проходило 25 чел., отбывавших ссылку в Кежемском р-не. Все они обвинялись в принадлежности к контрреволюционной повстанческой организации церковников. Первоначально следователи НКВД выдвинули руководителем организации отбывавшего ссылку в Кежемском р-не секретаря патриарха Тихона Дросси, но он умер до начала арестов. Тогда на роль руководителя контрреволюционной организации церковников был выдвинут администативно-ссыльный священник МЕСНЯНКИН Ф.Ф.

По делу с 9 по 13 февраля 937 были арестованы:

Решением тройки УНКВД по Красноярскому краю от 08.03.1938, протокол № 355, дела МИРОНЮКА Ф.Ф. и СТАРЧИКА И.И. выделены в отдельное производство. Их дальнейшая судьба по имеющимся документам не прослеживается. Остальные 23 обвиняемых на этом же заседании тройки приговорены к расстрелу и в час ночи 1 апреля 1938 расстреляны в Кежме.

Таким образом, только по трем процессам над православными священниками в Красноярском крае было арестовано 74 человека. Из них: епископ - 1, протоиереев - 7, священников - 43, церковных старост - 5, член церковного совета - 1. Арестованы в возрасте: с 31 до 40 лет - 6 чел., с 41 до 50 - 12 чел., с 51 до 60 лет - 30 чел., с 61 до 70 лет - 19 чел., с 71 до 80 лет - 7 чел. Осуждено на 8 лет - 2 чел., на 10 лет - 7 чел. Приговорено к расстрелу - 63 чел., или 85 % обвиняемых. Судьба двоих неизвестна.

Проведение тотального террора против православных священников и прихожан не уничтожила у значительного числа граждан России веру в Бога. Многие в наше время стали верующими, а возрождение православных храмов вопрос времени.

В подготовке информации по делу КОМАРОВА Н.И. принимала участие сотрудница ККИМК Лысенко Ирина Сергеевна. Автор благодарен ей за проделанную работу.

Источники:

  1. РУ ФСБ по Красноярскому краю, протокол заседания тройки УНКВД КК от 21.11.1937 № 99.
  2. РУ ФСБ по Красноярскому краю, протокол заседания тройки УНКВД КК от 27.11.1937 № 102.
  3. РУ ФСБ по Красноярскому краю, протокол заседания тройки УНКВД КК от 08.03.1938 № 355
  4. РУ ФСБ по Красноярскому краю, дело с копиями актов о приведении в исполнение решений судебных и несудебных органов о расстреле. Т.1, с. 233.
  5. То же, т.3, с. 84
  6. То же, т.4, с. 107
  7. Материалы из архива Красноярского общества «Мемориал».

Сиротинин В.Г.
Ст. научный сотрудник ККИМК