Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Хан (Бадмаева) Улюмджи Очировна


Родилась в 1924 г. в Калмыцкой АССР. В декабре 1943 г. была выслана в Красноярский край. С 1944 г. находилась на спецпоселении на Таймыре. Работала грузчиком в Таймырском рыбтресте, с 1953 г. - бухгалтером в конторе Дудинского рыбкоопа.

- Родом я из села Конаково (сейчас Приволжское) Астраханской области. Мама моя умерла, когда мне было шесть лет. На руках у отца остались я, сестра и двое братьев. Отец рыбачил, часто болел. Чтобы помочь отцу, я ушла из школы и стала работать в совхозе. Вскоре меня по комсомольской линии выдвинули на работу в органы МВД заведующей ЗАГСом.

В 20-х числах декабря 1943 г. всех сотрудников собрали и зачитали Указ о выселении калмыков из республики. На сборы не дали ни одного дня. Людей вывозили ночью, полусонных. Никто ничего не понимал. Везли по новому мосту через Волгу, в Астрахани погрузили всех в вагоны и отправили на восток. В пути составы часто останавливались.

Я вместе с сестренкой ехала с семьей дяди - за десять дней до ссылки отец умер, а братья пропали без вести на фронте...

В июне 1944 г. 45 калмыцких семей отправили на Таймыр на рыбную ловлю. Некоторые выехали в Караул, другие остались в Дудинке. Я устроилась грузчиком при Таймырском рыбтресте. Работать приходилось день и ночь. До холодов жили в брезентовых палатках. Люди на ходу умирали от голода и непривычного климата.

В 1946 г. умерла моя сестра. Ей было всего девятнадцать лет. Сколько людей погибло! И зачем? Кому все это было надо? Не знаю, чем наш народ провинился...

Помню, как в наш район, где мы жили, прибывали вагоны с военными. Нам объясняли, что армия располагается на отдых, а оказалось, военные прибывали для того, чтобы нас выселять. Я думаю, что если бы военные не выселяли нас, а воевали, война быстрее бы закончилась. А ведь выселяли не только нас. Сколько же людей было этим занято!

До 1956 года я никуда не могла выехать с Севера. Обидно было. Муж ездил в отпуск, а я - нет. Мой муж - Хан Тихон Петрович, кореец. Жил на Дальнем Востоке. Перед войной вместе с другими корейцами оказался заключенным Дудинского лагерного отделения Норильского исправительного трудового лагеря. Работал в Дудинском порту. В 1941-1942 гг. освободился из лагеря, работал прорабом на лесном участке в порту. Муж умер в 1958 г. Детей пришлось воспитывать одной. По-другому бы сложились наши судьбы на родине, если бы не ссылка. И зачем, кому все это было нужно?

Управление культуры и искусства администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.
Таймырский окружной краеведческий музей.
«Музейный вестник». Выпуск 1.
г.Дудинка, 2001 г.