Вот и наш Красноярск. Кто здесь только не перебывал! Юный престолонаследник, будущий император "Всея Руси" Николай Второй и - будущий вождь Октябрьской революции, принесшей гибель всей царской семье, В.Ульянов-Ленин. И даже на одном и том же пароходе (правда, в разное время) плыли. Только первый совершал увлекательную прогулку, а второй отбывал в шушенскую ссылку.
Были в Красноярске Сталин и - младший сын его заклятого врага Троцкого Сергей Седов. И тот, и другой отбывали ссылку. Разница лишь в том, что одного загнала сюда царская охранка, а второго - уже сам Сталин, перенявший власть от Ульянова-Ленина.
Наконец, еще одно поразительное совпадение. В 50-е годы, одновременно, в одном и том же городе Енисейске мыкали свое горе две женщины - бывшая жена Колчака Анна Васильевна Книпер-Тимирева и... подлинная жена маршала Будённого Ольга Стефановна Михайлова. Когда-то их мужья яростно сражались друг с другом на полях гражданской войны и, конечно же, не могли предвидеть горькой участи своих жен. Воистину, неисповедимы пути господни...
Теперь мы хорошо знаем, как в угоду различным "культам", большим и малым, искажалась историческая правда, черное выдавалось за белое, зло - за благо, как жестоко расправлялись с теми, кто "смел свое суждение иметь".
Анализируя прошлое, приходишь к выводу, что именно на страхе и раболепии, на безмолвном повиновении масс воздвигли свой фундамент тоталитарные системы власти. Пользуясь этим страхом, сталинский режим всюду насаждал слепое повиновение, покорность, чинопочитание. Если бы не было этого страха, холуйства перед власть предержащими, стремления во что бы то ни стало "выполнить" и "перевыполнить" даже в таком страшном деле, как аресты, расстрелы, ссылка невинных - разве приобрела бы трагедия 1937 года такого размаха, таких чудовищных масштабов!
...В 1956 году мне с собкором "Красноярского рабочего" Д.Ильментьевым довелось побывать в Москве, в творческой командировке. Утром теплого летнего дня мы любовались с ним башнями Кремля. Потом пошли мимо здания, в котором размещалась приемная Председателя Президиума Верховного Совета СССР. И вдруг увидели, как из остановившейся в двадцати шагах от нас легковой автомашины вышел сам Ворошилов и направился ко входу.
- Здравствуйте, Климент Ефремович!" - не удержались мы от избытка чувств.
- Здравствуйте, здравствуйте, товарищи! - ответил нам Ворошилов.
Подумать только - с самим Ворошиловым повстречались, можно сказать, запросто поговорили!
Если бы мы знали, что у этого бодрого румяного старичка совесть далеко не чиста, что руки у него по локоть в крови невинных жертв...
Краткая "хрущевская оттепель" принесла стране правду про Ворошилова и Молотова, Маленкова и Жданова, про других подручных диктатора, которые тоже ставили свои подписи под списками осужденных на смерть, проводили на местах массовые "чистки" партийно-советского аппарата.
В октябре 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Закон "О реабилитации жертв политических репрессий". В соответствии с этим Законом в ГУВД края было создано соответствующее подразделение, которое занялось рассмотрением заявлений граждан, запросов общественных организаций по вопросам реабилитации невинно осужденных. Включились в работу управление ФСБ по Красноярскому краю, краевая прокуратура. А раньше всех судьбой жертв репрессий занялось историко-просветительское правозащитное общество "Мемориал" во главе с В.Г.Сиротининым, созданное еще в марте 1988 года.
Постепенно стали известны истинные масштабы беззакония. В период с 1939-го по 1958 год на территории нашего края в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении находилось до 545 тысяч "политических" (без учета Краслага и трудармии). Если взять самих жителей края, то "врагов народа" среди них оказалось несколько десятков тысяч человек! Из них реабилитировано уже свыше 40 тысяч человек, осужденных по страшной 58-й статье.
Из прошлого надо всегда извлекать уроки на будущее, чтобы худшее не повторилось. "Чтобы научить людей любить справедливость, - писал кто-то из больших мыслителей, - надо показывать им результаты несправедливости".
Главный урок состоит в том, что сталинизм, по сути дела, все еще жив. Не как идеология, а как система власти, система управления страной. В свое время сталинизм умело трансформировался в брежневское двоедушие, впитался во все поры общественного организма, пышным цветом расцвел в виде чисто "волевых" решений, подавления всяческого инакомыслия. Именно из брежневских времен пришли к нам "телефонное право", "право" застопорить публикацию в газете не понравившейся статьи, дать или не дать человеку квартиру, выгнать неугодного с работы, а наиболее строптивого даже засунуть в "психушку".
Потом прошумела горбачевская "перестройка", потом на смену ей под лозунгами демократии пришел новый режим. И что же? Стал он человечнее, ближе к народу? Нисколько. И не случайно во время проведенного опроса многие известные в стране политологи назвали его кто авторитарным, кто чиновничье-бюрократическим, кто тоталитарным, а некоторые сравнивают его с олигархией или мафиозной структурой. И уже никто не назвал его демократическим. "За что боролись, на то и напоролись"...
Нынешняя власть, загнавшая большую часть народа в нищету, явно не справляется со своими обязанностями. Экономика дышит на ладан, наука, культура, медицина деградируют, армия деморализована, всю страну захлестнула преступность. Но тщетно ожидать от бездарных, вороватых высокопоставленных чиновников слов: "Я не смог выправить положение. Подаю в отставку!" Наоборот, чем хуже положение в стране, тем крепче держатся они за свое руководящее кресло, тем яростнее стремятся урвать от своей должности как можно больше. Недаром один мудрый человек сказал: "Власть развращает человека. Абсолютная власть развращает абсолютно".
Как и раньше, мнением простых людей никто не интересуется. Вот конкретный пример. Общественность края волнуется: будет ли продолжено строительство завода РТ-2 по переработке ядерных отходов? Проводятся экспертизы, экологи бьют тревогу, депутаты Госдумы делают запросы... И что же? Ровным счетом ничего.
Если это демократия, то что же тогда диктатура? Значит, мы снова превратились в пешки, или, выражаясь сталинским языком, в "винтики"?
А кто спрашивал простых людей, граждан России, когда развязывали войну в Чечне? И почему эти люди не понесли никакого наказания? Или это вовсе не война с ее огромными разрушениями и гибелью сотни тысяч человек, а невинная игра в бирюльки?..
Во все времена на Руси власть не любила свой народ, презирала его.
С тех пор ничего не изменилось.
Нет, что ни говорите, а считать, будто массовые репрессии, преследование людей за их убеждения, расправа с неугодными - дело прошлое и не стоит его, мол, ворошить, - еще рано. А потому все здоровые силы общества должны объединиться, чтобы противостоять злу, сделать все, чтобы это прошлое не повторилось. Чтобы стала наша Россия наконец-то действительно мирной, процветающей, по-настоящему цивилизованной страной.