Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Норильская Голгофа

В.Г. Сиротинин. Поляки в Норильлаге


Коммунистические идеи об интернационализме с наибольшей полнотой воплотились в системе ГУЛАГа. В советских концлагерях отбывали заключение люди всех национальностей Советского союза. Но не только они. Были политзаключенные из других стран. Это немцы, французы, американцы, венгры и многие другие, в том числе и поляки. Многонационален был и Норильлаг. К сожалению, достоверной статистики по национальностям, отбывающим заключение в Норильлаге по политическим обвинениям, пока нет. По каким обвинениям попадали в Норильлаг осужденные на срок поляки?

Основные:

Были и другие обвинения.

Вот судьбы некоторых поляков.

Бужинский Лонгин Янович, 1925 г.р. Арестован в Вильнюсе 12 декабря 1944 года. 28 марта 1945 года трибуналом войск НКВД осужден на 10 лет ИТЛ и 5 лет поражения в правах. Срок отбывал в Ухтлаге, затем в Норильлаге. Освобожден 3 сентября 1954 года. Уехал в Польшу.

Гродзинский Ян Романович, 1929 г.р. Сын вице-губернатора в г. Вильно. С приходом в Литву коммунистов отца арестовали. Сам Ян вступает в Армию Крайвову. Был арестован и осужден по ст. 58-2,11. Севморпутем этапирован в Дудинку. Помещен в каторжный лагерь (личный лагерный номер М-405). Позднее переведен в Горлаг. Работал на шахте, был бригадиром, горным мастером. После освобождения из лагеря был оставлен в ссылке в Норильлаге. В 1955 году уехал в Краков, закончил горный институт. Возглавляет Союз сибиряков Кракова.

Езерский Иосиф Карлович, 1896 г.р., парикмахер. 10.03.36 г. НКВД СССР за к/р деятельность осужден на 5 лет. Срок отбывал в Норильлаге. По мнению опречекистского (3-го) отдела Норильлага во время отбытия срока проявил себя как враждебно настроенный контрреволюционный элемент. Повторно арестован в лагере. 31.10.37 г. тройкой УНКВД КК приговорен к расстрелу. Расстрелян.

Лабецкий Викентий Фадеевич, 1910г.р. уроженец Красноярска, столбист. Работал в сборочном цехе ПВРЗ мастером, арестован 16 января 1938 года. На допросах его жестоко избивали, но он обвинения не подписал. 15 июня 1938 года ОСО НКВД по ст. 58-10 осужден на 10 лет. После освобождения вернулся в Красноярск.

Лотаревич Чеслав. Во время войны служил в армии Крайовой (виленская группа войск). Арестован, осужден. Срок отбывал на 4 лаготделении Горлага. С 1955 года в ссылке в Норильске. В 1957 году вернулся в Польшу.

Олещенко-Олентович Ян Владимирович, родился в Варшаве в 1907 г. Врач. Арестован и осужден. Срок отбывал сначала в Краслаге, затем в Норильлаге (прибыл 18.08.38). В лагере арестован вторично и Таймырским окрсудом по ст. 18-10 осужден на 10 ИТЛ и 5 лет поражения в правах. После освобождения из Норильска уехал.

Плохарский Станислав Владимирович, 1925 г.р. Работал в представительстве Совета Американской Полонии в Гдыне. Арестован 7 апреля 1948 г. Осужден Военным трибуналом на 25 лет. В 1949 году за побег этапирован в Ермаково (Красноярский край, строительство № 563). В 1953 году этапирован в Норильлаг. Осенью этого же года бежал. Пойман в 100 км от Норильска. Возвращен в лагерь. После освобожднения оставлен в ссылке в Норильске.

Обычно, если в одном лаготделении оказывались заключенные одной национальности, они объединялись в землячества. Это позволяло легче переносить тяготы лагерной жизни, противостоять беспределу уголовников, сохранять обычаи и культуру той страны, представителями которой они являлись. В некоторых лагпунктах Норильлага существовали польские землячества. Так как практически все поляки были католиками, то им необходимо было отправлять богослужения, что по лагерным инструкциям было категорически запрещено. Однако католические священники, рискуя получить дополнительный срок, служили мессы, принимали исповеди, давали причастия.

По свидетельству католического священника Вальтера Чишека, он часто давал причастие или исповедовал, прогуливаясь с 2-3 заключенными католиками по территории лагеря, чтобы не вызвать подозрения у лагадминистрации. Мессу служили почти каждый вечер, на ней обычно присутствовали католики других национальностей (латыши, литовцы и другие). Вино для проведения мессы готовили из изгона. Мессу служили в бараках, где бригадиром был надежный человек. Большинство освободившихся из лагеря поляков оставляли на вечное поселение в Норильске. Но и в ссылке католические священники выполняли свою миссионерскую работу. Ходили по баракам и жилищам ссыльных, служили мессу, венчали, крестили, отпевали.

Сохранилась докладная секретаря Норильского горкома КПСС т. Знаменского от 23.06.1955 г. о том, что освободившиеся из заключения ксендзы нелегально отправляют религиозные обряды, некоторые из которых принимают форму демонстраций, например, похороны. Особо секретарь горкома выделял католических священников Владимира Ивановича Фигеля, Ивана Теодоровича Кузич и Ивана Ануфриевича Котив. При этом секретарь горкома КПСС считал, что необходимо запретить похоронные процессии, венчание, проведение крещений, молений, чтений проповедей.

Выполнить намеченную партийным руководством программу не удалось, т.к. после освобождения из ссылки большинство католиков (в том числе и ксендзы) покинули Норильск.

Приложение

Вашему вниманию предлагается докладная записка, адресованная секретарю крайкома КПСС Н.Н. Органову и начальнику управления КГБ по краю А. И. Воронину 23 июня 1955 г. Ее авторы сообщают основные факты из жизни католической общины в г. Норильске. Из документа хорошо видно, каким было истинное отношение Советов к Церкви (и в данном случае — к римско-католической). Сегодня всем известно, кем на самом деле были те люди, кого чекисты называют “украинским антисоветским подпольем”. Комментарии, как говорится, излишни.

В публикации сохранены стиль и орфография подлинника.


РЦХИДНИ, ф. 26, оп. 27. Д. 4, лл. 146—152.)

Совершенно секретно

В г. Норильске проживает значительное количество (более 4 т. ч.) освободившихся из лагерей украинцев, ранее судимых за контрреволюционные преступления — участие в буржазно-националистических бандах.

Среди освободившихся из заключения проживает на спецпоселении ряд ксендзов католического и греко-католического вероисповедания, имеющих большое влияние на украинцев, которые в значительной части раньше являлись католиками.

По имеющимся у нас отрывочным данным, ксендзы нелегально отправляют религиозные обряды, привлекая к этому все больше и больше верующих украинцев и поляков.

Отправление таких обрядов, как похороны, принимает форму демонстраций. Участники похоронных шествий группами и в одиночку стекаются к заранее оговоренному месту, выстраиваются в колонну и двигаются по избранному маршруту.

О размерах процессий можно привести следующие факты.

10 апреля 1955 г. на руднике “Медвежий Ручей” в результате несчастного случая погиб Шпарук В.К., 1923 г.р., уроженец Тернопольской области. Его похороны были организованы освободившимися из заключения украинцами, участниками ОУН. На организацию похорон был произведен сбор денег, нанят духовой оркестр, приглашены ксендзы Кузич, Котив. На похоронах собралось 1500 ч. (всего на этом руднике в 1955 г. жило и работало 10 000 ч.— М.К.) Похоронная процессия двигалась по центральным улицам.

На похороны погибшего в результате несчастного случая украинца Готол И. С. 7 июня с.г. собралось свыше 500 ч.

Обряды венчания, проводимые ксендзами в нарушение существующих законов, также привлекают большое количество людей. К примеру, в июне с.г. в поселке “Медвежий Ручей” у украинца Мартынюк состоялась свадьба. На венчании которое проводилось ксендзом Фиголь, присутствовало 200 ч.

Установлены следующие освободившиеся из заключения ксендзы, которые ведут отправление религиозных обрядов среди украинцев и поляков:

1. Фиголь Владимир Иванович, 1911 г.р., уроженец Станиславской области УССР. В 1946 г. за антисоветскую деятельность осужден к 10 г. ИТЛ. Имеет высшее духовное образование. Проживает в г. Норильске как ссыльнопоселенец. Работает слесарем в ЖКУ. Фиголь был священником в греко-католической церкви в г. Львове, исполнял должности заместителя капитулярного викария и одновременно являлся следователем ОУН в г. Черткове.

2. Кузич Иван Теодорович, 1901 г.р., уроженец Львовской области УССР, имеет высшее духовное образование проживает в г. Норильске как ссыльнопоселенец. С 1926 по 1932 г.г., жил в Италии, обучался в духовной академии Ватикан; и 1947 г. за антисоветскую деятельность арестован и осужден на 6 лет ИТЛ.

3. Котив Иван Ануфриевич, 1910 г.р., уроженец Дрогобычкой области УССР. Имеет высшее духовное образование, бывший священник греко-католической церкви, являлся сотрудником главы Униатской церкви — Шепитского митрополита Слепого, лично встречался с руководителями ОУН Мельником, Бендерой, Шуховичем и др. В 1946 г. за антисоветскую деятельность осужден на 10 лет ИТЛ.

Кроме вышеперечисленных в Норильске проживают освободившиеся из лагерей ксендзы Дробитько, Годунько, Тишек, Кришляр.

Слаженность и быстрота, с которой верующие украинцы реагируют на все события в их среде, позволяет сделать выводы, что среди украинцев существует руководящая группа, направляющая их деятельность.

У нас нет пока достоверных данных об этой группе, мы еще мало знаем об антисоветском украинском подполье, но будем знать в ближайшем будущем. Однако считаем необходимым проведение теперь же следующих мероприятий:

1. Ограничить вредную деятельность ксендзов по религиозной обработке украинцев и поляков.

2. Запретить похоронные процессии. Если это сделать почему-либо нельзя, то сократить количество участвующих и проводить их только с разрешения местных органов Советской власти или милиции во время и по маршрутам, указанными этими организациями.

... 4. Запретить ксендзам отправление обрядов венчания. Если это сделать почему-либо нельзя, то разрешить лишь в том случае, если у вступающих в брак есть соответствующие документы из ЗАГСа. Разрешение всякий раз испрашивать в органах милиции.

5. Запретить ксендзам проведение крещение, молений, чтение проповедей на сборищах.

В качестве профилактических мероприятий мы считали бы целесообразным провести следующее:

— вызвать всех ксендзов по одному в горсовет или комитет КГБ и в беседе поставить вопросы, изложенные выше;

— разъяснить, что, поскольку у ксендзов нет официального разрешения на отправление религиозных обрядов, сборища для молений и проповедей запрещаются;

— похоронные процессии с участием ксендзов недопустимы. Если все же это будет разрешено, то:

а) похороны с участием ксендзов могут быть лишь в том случае, если того хотят родственники умершего,

б) умершие, не имеющие родственников, будут хорониться без религиозных церемоний соответствующими органами,

в) в похоронных процессиях могут участвовать только свободные от работы родственники и знакомые умершего.

При проведении изложенных выше мероприятий мы имели бы возможность под этим прикрытием организовать встречи с ксендзами и обработку наименее фанатичных из них в нужном нам направлении с последующим использованием их по вскрытию антисоветского националистического подполья среди украинцев и поляков.

В перспективе мы имеем в виду оставить в г. Норильске только тех, которые будут обработаны нами и проявят себя положительно. Остальных целесообразно перевести в другие места ссылки.

"Норильская голгофа". Издательством «Кларетианум», Красноярск, 2002.