Муж Валентины Павловны, Викентий Фадеевич Лабецкий (Wincenty Labecki, syn Tadeusza, 1910-1985), родился в Николаевке — одном из старых районов Красноярска. Он работал на ПВРЗ (паровозером, завод) мастером по пуску паровозов в сборочном цехе, на участке автотормозов. Он был увлеченным столбистом и занимался скалолазанием. Именно на Столбах он познакомился с Валентиной Павловной. После свадьбы она переехала к нему, на проспект Мира (тогда Сталина), 105. Сама же она работала в Краевом земельном управлении (КрайЗУ).
В это время в КрайЗУ аресты следовали за арестами. В 1937 г. был арестован начальник КрайЗУЛютин. В этом же году были арестованы братья Хмельницкие, оба агрономы, тоже работавшие в КрайЗУ.
По сообщению Леонида Лукича Хмельницкого, его отец Лука Иванович Хмельницкий (1883-1945, украинец) был арестован в 1938 г., просидел 6 месяцев в тюрьме и был освобожден, но уже с помутившимся рассудком. Брат Луки Ивановича Даниил Иванович Хмельницкий (1885-1844) тоже был арестован в 1938 г. и освобожден из тюрьмы через 9 месяцев после ареста.
Еще один агроном из КрайЗУ, Александр Гужевский (р. около 1905 — ум. Около 1975), тоже был арестован и отсидел 2 или 3 года, а затем его освободили.
Всего в КрайЗУарестовали 27 человек.
То же самое творилось на железной дороге и ПВРЗ. 1.11.37 г. был арестован Иосиф Иосифович Рыбинский (1910-1938), белорус (а в НКВД его записали как поляка — см. письмо УМБР). Он работал бригадиром слесарей в паровозном депо. После его ареста семью в 24 часа выгнали из дома, а все вещи пропали. Жена с детьми уехала в Камарчагу (к родителям мужа). Оттуда она еще приезжала в город, пытаясь что-то узнать о муже, но ей сказали: “Не ходи, а то сама сядешь”.
Он был осужден постановлением тройки УНКВД КК от 4.01.38 г. по ст. 58-9, 10,11 и расстрелян в Красноярске 18.01.38 г. 17.11.58 г. он был посмертно реабилитирован Военным трибуналом СибВО (Новосибирск).
Дочь И.И. Рыбинского Нина Иосифовна Боровенко живет в Красноярсен
Начальник управления Красноярской жел. Дороги Яблонский был арестован в 1937 или даже 1936 г. В 1938 г. были арестованы Сигизмунд Извинский (Zygmunt Izwinski, р. около 1908), оба машинисты на железной дороге, поляки. Они жили в Николаевке. Вероятно, их расстреляли.
16.01.38 г. Викентий Фадеевич был арестован по доносу какого-то комсомольца и просидел 8 мес. В Красноярской тюрьме. Несмотря на избиения, он ничего не подписал и благодаря этому получил 10 лет по ст. 58-10 (пост ОСО от 15.06.38 г.).
Потом, после возвращения, он рассказывал, что (главный?) инженер ПВРЗ, который сидел с ним в одной камере, не выдержал пыток и вонзил себе в сердце где-то найденный гвоздь.
В сентябре 1938 г. к Валентине Павловне прибежал знакомый и сказал, что видел Викентия Фадеевича в огромном пешем этапе, растянувшемся от тюрьмы до речного вокзала. Узников отправляли на правый берег Енисея, в пересыльный лагерь на ст. Енисей. Жена нашла его на пересылке. Он перебросил жене записку, завернув в нее камень. Через 10-15 дней вместе с другими узниками его отправили в пароходном трюме в Норильск.
Согласно учетной карточки Норильлага (ф. № 2), В.Ф. Лабецкий “прибыл” туда 9.10.38 г. из Красноярской тюрьмы и сидел на 2-м лаготделении, а с 3.05.42 г. на 6-м л/о.
В 1940 году, летом, Валентина Павловна решилась поехать в Норильск. В мехмастерских Норильлага работал мастером железнодорожник из Красноярска Борис Шелованов, который тоже сидел по ст. 58 и знал Викентия Фадеевича. Он помог Валентине Павловне найти мужа. В Норильске все были поражены, как она отважилась и смогла сюда добраться.
Викентий Фадеевич написал жалобу на имя краевого прокурора и отдал жене. Узнав о ее приезде, многие узники тоже стали писать жалобы и передавать ей. Ей передали также большое количество писем, которые она привезла в Красноярск и отправила по адресам. Жалобы, в т.ч. жалобу мужа, она принесла к прокурору Абрамову. Прокурор разговаривал с ней сочувственно и взял все жалобы, но ничего конкретно не обещал.
Видимо, жалоба, пусть и нескоро, но как-то подействовала, т.к. Викентий Фадеевич был освобожден из Норильлага 19.11.43 г. (по решению ОСО от 23.10.43 г.), но оставлен при лагере и работал экспедитором. Первое время он жил у своего друга, с которым вместе сидел, освобожденного несколько раньше и работавшего на стадионе. Это был Тимофей Матонин (р.ок.1910), который до ареста работал личным шофером начальника управления Красноярской железной дороги. Он отсидел 5 лет.
После войны оба они смогли вернуться в Красноярск. Когда Викентий Фадеевич появился на ПВРЗ, доносчик срочно уволился.
Викентий Фадеевич реабилитирован краевой прокуратурой лишь 27.12.89 г., уже посмертно.
22.09.92 г. Записал В.С. Биргер.
"Норильская голгофа". Издательством «Кларетианум», Красноярск, 2002.