«Польша никогда не потеряет
своего национального
характера; он слишком резко вычеканен…»
П.А. Кропоткин
Среди высланных в Сибирь иностранцев всего более были представлены поляки, участники революционных восстаний первой и второй половины XIX века. Правда, среди них были представители других национальностей: литовцы, евреи, французы, но большинство все-таки было за поляками. Их жизнь и общественно-политическая деятельность в Сибири имела огромное значение и стала темой целого ряда исследований, трактатов, книг, научных конференций. Считать же этот вопрос до конца изученным в настоящее время не представляется возможным.
Архивные документы, воспоминания, эпистолярное наследие многих поляков-сибиряков преподносят нам все новые и новые страницы этой интересной истории.
Начнем с того, что появление поляков в Сибири связано не только с двумя наиболее крупными восстаниями XIX. Поляки появились в Сибири значительно раньше, еще в XVII в., их называли «литва», «черкасы», «поляки», «казаки литовского списка», что свидетельствовало о принадлежности этого нового сибирского населения по подданству к Речи Посполитой. Как правило это были «служилые люди», часть которых добровольно служила Московскому государю, другая часть попала в сибирские земли в качестве пленных эпохи войн России с Речью Посполитой 1654 - 1662 гг. Позднее, уже в ХVIII веке, поляки также попадают в Сибирь, например, как пленные офицеры, выступившие на стороне противника России в Северной войне, а также активные участники "Патриотического союза" /на рубеже XVIII - ХIХ вв./
С начала ХIХ века присутствие поляков в Сибири определялось не только политической ссылкой, но и появлением c католической религиозной миссией, а также приездом на сибирскую государственную службу. Католическая религиозная миссия в Восточной Сибири - это малоизученная страница истории Сибири. Представители миссии бывали во многих отдаленных уголках Сибири, а в крупнейших городах они повсеместно начинали строить костелы: в Томске, Красноярске, Иркутске. Так, например, в Томске был основан приход по Высочайшему повелению еще в 1806 году, католический костел был выстроен в 1836 году старанием Ремигия Апонасевича Бернардинского ордена, расширен значительно в 1896 году старанием ксендза Валериана Громадского, брат которого Константин Громадский перешел в православие и основал на территории Енисейской губернии в Канском районе Громадскую заимку, ставшую позднее поселком Громадским.
Следует отметить, что дворянин К. Громадский был известным в Сибири хлеборобом. Он принимал участие во Всемирной выставке в Чикаго, где представил рожь озимую и яровую, пшеницу – сибирку красную, пшеницу голоколоску и др. Было это в 1893 году. Наградной комитет утвердил ему высокую награду: медаль и диплом «за русский хлеб, который оказался выше хлебов других стран, а хлеб Енисейской губернии – лучший среди русского хлеба».
В связи с вышеизложенным приведем только несколько примеров, касающихся истории нашего Красноярска и бывшей Енисейской губернии.
В Государственном архиве Красноярского края /ГАКК/ сохранился документ от 30 сентября 1671 года - "Список жителей Красноярского острога", где наряду со списками детей боярских, съезжей избы подьячих, конной сотни, пеших служилых людей, пушкарей, толмачей, посадских людей, есть список "и иноземцам, полякам", среди которых названы следующие: Петр Рачковский, Иван Собачевский, Юрье Соковский, Роман Скворский, Степан Пыховский, Михайло Вороблевский, Андрей Любимский, Василий и Яков Метельские и др.
Житель г. Енисейска бывшей Енисейской губернии /ныне Красноярский край/ Кытманов Александр Игнатьевич /1858-1910/ был историком, краеведом, почвоведом, ботаником, судовладельцем и золотопромышленником. По окончании Петербургского университета вскоре возвратился в Енисейск. Был известным сибирским благотворителем, в частности, финансировал развитие судоходства на Енисее, был одним из основателей Енисейского музея, в основу которого легли его коллекции, и которым он заведовал более 20 лет.
А.И.Кытманов опубликовал ряд работ по краеведению, геологии, флоре, торговле
в Енисейской губернии. Особую ценность представляет его "Краткая летопись
Енисейского и Туруханского уездов за 1594 - 1893 гг.", частично до 1700 г",
изданная в 1920 г. небольшим тиражом. В 1994 г. в Енисейске впервые прошли "Кытмановские
чтения", приуроченные к 375 - летнему юбилею старинного сибирского города
Енисейска.
Богата библиография "Краткой летописи...", это и доступные автору и тщательно им
изученные архивные материалы богатейшего Енисейского музея и изданные материалы
прошлых лет. Сноски на использованную литературу встречаются на каждой странице
«Летописи» от одной до десяти и более.
Пожалуй, самое первое упоминание о поляках в «Краткой летописи...» относится к 1679 году, где говорится о Казимире Моря и Александре Алковски, которые с мангазейскими стрельцами принимали участие в освоении Енисейского севера. В частности известно, что оба поляка дошли из Мангазеи и до Хантайского зимовья, что в устье реки Хантайки, правого притока Енисея.
Следующая информация о поляках относится к 1680 году, где идет речь о ссылке в Сибирь "иноземцев - литовских, польских и немецких люди". Это были военнопленные, взятые в плен во время войны с Польшей еще в 1654 - 1667 гг., причем отмечено, что поляки "возвращались на родину из дальней Сибири, в том числе и из Енисейска, те, кто не принял православия, не женился на русской и просто не захотел остаться в Сибири". Стало быть, были и другие.
Итак, начиная с 1679 года, а летопись, как и положено, расписана строго в хронологическом порядке, мы находим интереснейшую информацию о поляках: служилых и ссыльных. Это не безличное, обобщающее повествование, напротив, здесь десятки имен и названий мест поселения. Упоминаются и даже подробно описываются их поведение, быт, взаимоотношения с местным населением, начальством и между собой, а также их занятия и развлечения.
Особое внимание уделено полякам, сосланным в Сибирь после восстаний 1830, 1863 гг. Отмечено их благотворное влияние на местную культуру, а также их положительное морально-нравственное влияние на местное население. Летопись буквально пестрит конкретными фактами из истории поляков в Енисейской губернии. Есть в ней и подробное описание неких знаковых событий польской ссылки, которые весьма любопытны и поучительны. Они в должной мере проливают свет на понятие польский менталитет, по поводу которого хорошо сказал П.А.Кропоткин, знавший многих ссыльных поляков: "Польша никогда не потеряет своего национального характера: он слишком резко вычеканен..."
А теперь полистаем "Летопись... ", на стр. 229 - 230 находим следующую информацию, относящуюся к 1833 году: "В округ стали высылаться поляки, повстанцы 1831 г. По волостям, где они были распределены, отношения к ним крестьян были всегда хорошие. Самые волостные правления почти всегда доносили о них:
“…поведения они добропорядочного, похвального, хорошего, отлучек не делают. В
Анциферовской волости поселены Лоток, Шпаковски, Палестынски, Виначис,
Кошкарович, Родля, Ян Егоров, Вансовски, Грузневич, Таллин и др. Журавски и
Свержбински в селе Анциферовское исполняли обязанности писарей и были любимцами
крестьян. Когда администрация обратила внимание на частые отлучки Журавского,
запросила волость о поведении, получила донесение, что он никому не сделал
худого, но своей нравственностью и трудолюбием служит примером для населения.
Ксендз Барановски завел в Анциферовской огородничество.
В Маклаковской волости были поселены в разное время Брулевич, Олдаковски,
Шимановски, Орнишевски, Волковски, Вевиоровски, Вещински, Машински, Ивашкевич,
Заблоцки, Бургард, Розенштейн, Лукша, Карпински, Самошка, Тарвид, Фогель,
Шевковски, Шишко, Будкевич, Рощишевски и др.
Предписано поляков из деревень, ближайших к тракту, перевести в отдаленные
деревни, туда поселять и вновь прибывающих, а чтоб они не остались без средств,
стараться, чтоб старшины брали их к себе в работники.
Многие поляки определены в Сибирские батальоны простыми солдатами на всю жизнь,
или на 15-20 лет без выслуги. Солдатский разряд, считавшийся слабейшей мерой
наказания из всех видов сибирской ссылки, на практике оказался одним из
тягчайших. При бесцельной жизни, без будущего и надежд, солдаты-поляки
предавались в Сибири безграничному пьянству.»
А эта информация относится уже к 1834 году: " Несколько поляков было в Енисейской инвалидной команде. Рядовой из солдат Бочарски должен был быть наказан за проступки, допущенные им в своей квартире, при чем при наказании должны были присутствовать поляки, но последние не допустили исполнения наказания. Бочарски в том же году скоропостижно умер. ... Среди поляков было много людей образованных и талантливых: они вели жизнь скромную, трудовую, потому что нуждались в средствах к жизни, они, между прочим, давали уроки детям исправника Д.Францева и др."
В информации за 1836 год вновь о поляках: "Полякам, жившим в деревнях, не
велено давать отлучек, многих переводили в более глухие деревни, например,
Вещинского из деревни Горской в Плотбищенское, где не было польских мятежников.
Вевиоровского из Горской в Маклаковское, Олдаковского из Маклаковой в Стрелку."
1845 год.
"В отношении польских мятежников предписывалось крестьянам жить с ними в мире и согласии и не наносить им оскорблений"
1848 год.
"Польские мятежники, сосланные в Енисейский округ жили мирно и с населением дружно. Волостные правления доносили о них начальству почти всегда, что с самого поступления показывают образ жизни и поведения добропорядочные и никаких преступных мыслей не имеют. В селе Анциферовском жил Журавски, на него показали крестьяне, что он " не только не причинил никому стеснения, но своей нравственностью, трудолюбием служит примером для села". Кроме Журавского в селе были Бруневич и Гревски. В селе Маклаковском жили Шишко 70 лет ему, Корпински, Розенштейн, Свержбински, Вонсовски; последние получали пособие от казны по 57 рублей и 14 с четвертью копеек."
1863 год.
"В г. Енисейск и округ началась присылка польских повстанцев. Поляки имели хорошее влияние на местное население, и округ многим обязан им. Они ввели много ремесел, между ними было много слесарей, столяров, таких, как Бобровин, Кафтаньски, кондитеров, сапожников, портных и пр. Валицки устроил у золотопромышленника Григорова оранжерею и теплицу, усовершенствовал огородничество. Некоторые из поляков занялись образованием детей, так Ясински имел много уроков в Енисейске. С появлением поляков развилось в Енисейске обучение музыке и танцам. Врачи из поляков сослужили краю, почти лишенному медицинской помощи, большую услугу. Многие из поляков занялись золотопромышленностью, как, например, Мерло, Бжезовски, Машковски, Туанелли, Поплавски, Климантович, или поступили на службу к золотопромышленникам, например, Квятковски - бухгалтером, Рудзевич и Руджински - врачами. Врачи Антоневич и Самуйло были впоследствии на государственной службе. Ружковски управлял Дюбкошскими приисками Базилевского, Лукашевски был ветеринаром, Верещински управлял Богородским и Екатерининским приисками Базилевского и Коризно-Ольгинским прииском. Крестьяне относились к полякам очень дружелюбно. В Анциферовской волости были поселены Маевски /каракозовец/, Яновски, Осташевски, Сковински, Дшикевич, Михальски, Тиаунелли, Енгельфельд, Логун, Пошоховски, Олизарович, Лютостински, Ведера, Френад, Бабецки, Земняк, Заремба и др. Занятия 39 поляков, живших в этой волости. волостное управление отмечало так: 2 бондаря, 11 помогают крестьянам, у которых живут в хозяйстве, 4 столяра, 2 без занятия, 1 обучает грамоте, 2 кузнеца, 1 фельдшер, 1 земледелием, 2 чтением медицинских книг, 1 письмоносец, Сковински в 1864 году оканчивает постройку мельницы. На Ангаре поселены Фолокерски, Бояровски, Воюцки, Серб-Лутовски, Добровольски, Берг, Онауцки, Влахович, Лешке, Антоневич, и др.
1866 год.
"Волостные правления, давая сведения о поведении 48 поляков на Ангаре, только против трех проставили: "замечен в пьянстве", у остальных были хорошие отметки: поведение доброе, хорошее и очень хорошее"...
Подобных сведений в "Летописи… " А.И. Кытманова довольно много, Изучение "Летописи... " в значительной мере восполнит пробел в существующей литературе о поляках в Сибири, где так мало уделено внимания вопросу "Поляки в Енисейской губернии".
Среди других документов, рассказывающих о сосланных в Енисейскую губернию поляках, следует назвать "Дневник" жителя Енисейска Н.В.Скорнякова, члена Городской думы Енисейска, человека образованного, начитанного. Он после окончания Иркутской гимназии приехал в Енисейск, где работал учителем, открыл книжный магазин и платную публичную библиотеку. Вот маленький отрывок из его "Дневника": "Невольно вспоминаются изгнанники-поляки: все это был народ молодой, энергичный, живой, образованный, который сразу занял видное положение в городе, на всех поприщах жизни не гнушаясь и ремеслами, из которых они ввели новые, ранее не существовавшие, как, например, колбасные кондитерские, переплетные и другие. Имея уроки, которые им запрещали, как социалистам, вели их под сурдинку. Они много содействовали образованию юношества".
В шестидесятых годах в Сибирь были сосланы участники восстания 1863-1864 гг. в Польше. В литературе пока даны самые противоречивые сведения о количестве ссыльных поляков. Называются цифры от 18600 до 22000 человек на всю Западную и Восточную Сибирь, а также на северные губернии европейской части России. По данным Н.П. Митиной в Енисейскую губернию было сослано 3719 человек.
Больше всего ссыльных было сосредоточено по данным Митиной в Канском уезде - 1457 человек, Минусинском - 1026 человек, в Тасеевской волости было поселено 1439 человек. Приводится очень интересный и печальный пример, как в одном селе Ирбейской волости Енисейской губернии на 17 человек местных жителей приходилось 25 ссыльных поляков.
Да, в шестидесятых годах жители Енисейской губернии были свидетелями, как по Московскому тракту и другим дорогам губернии шли тысячи поляков, полураздетые, почти нищие, все потеряв, кроме чувства собственного достоинства, гордости за свою родину, шли полные надежд и новых планов, полные тоски и печали по родным и милой далекой Польше.
Кстати, в архивах сохранились документы о прибывших с поляками добровольцах /скорее всего, это были родные/, так в Забайкальской области таких прибывших добровольно было 127 человек.
Историки отмечали, что поляки ввели много ремесел, между ними было много слесарей, столяров, как Бобровин, Кафтанский; было много кондитеров, сапожников, портных, парикмахеров, колбасников, художников, пивоваров, садоводов и огородников. Так ссыльный поляк Валицкий устроил у золотопромышленника Григорова в Енисейске и на его приисках в тайге оранжереи, теплицы, усовершенствовал огородничество, выращивал к столу купца ананасы, доселе невиданные в Енисейске.
В 1863 году в низовьях Енисея, на станке «Толстый нос», поляк Мерло впервые вел метеорологические наблюдения по поручению известного геолога и путешественника, красноярца Иннокентия Лопатина. Последний отмечал, что никто не понес столько трудов, сколько затратил их на метеостанциях «Толстого носа» и нижних островов Енисея Мерло.
В 1866 году отмечалось летописцами Енисейска, что поляки оживляли и веселили
городское общество своим присутствием. В богатых домах золотопромышленников
устраивались богатые, оживленные и очень веселые балы, на которые приглашались
многие горожане и прибывшие с золотых промыслов, среди приглашенных было много
поляков. Они были хорошо воспитаны, образованны, корректны, умели веселиться,
многие музицировали, хорошо танцевали.
На приисках золотопромышленника Базилевского было на службе 36 ссыльных поляков,
и он очень дорожил ими. Когда пришло распоряжение о высылке в Минусинский уезд
тех поляков, которые не имеют на приисках домообзаводства, а такого обзаводства
поляки не имели, то Базилевский усиленно хлопотал "перед высшим начальством об
оставлении на службе выселяемых поляков, доказывая, что заменить их невозможно,
что большое дело его может пострадать, а дело его не бесполезно для края; у него
работает 3000 рабочих и добывается 80 пудов золота".
Среди поляков было много истинных ученых, которые внесли свою значительную лепту в изучение нашего края, его географию, геологию, этнографию. Сибирская земля всегда хранила и хранит о них свою благодарную память. Среди этих ученых такие звонкие имена: Я.Черский, А.Чекановский, Б.Дыбовский, В.Годлевский, В.Серошевский, Н.Витковский и др.
В 1873 году прибыла в Енисейск на пароходах, возвратившихся из Туруханского
края, ученая экспедиция А.Чекановского. Экспедиция имела целью исследование
речных систем между Енисеем и Леной, причем имелось ввиду в 1873 году
исследовать систему Нижней Тунгуски, а в 1874 году систему реки Оленек.
Чекановский вел геологические и палеонтологические исследования, результаты
которых сохранились в дневниках и обширных коллекциях. Дневники его были позднее
обработаны Черским, а еще позднее академиком Шмидтом. Чекановским собраны были
некоторые материалы для изучения тунгусского языка, они были обработаны
академиком Шифнером.
В это время выходит на арену в Енисейске зять известной и очень богатой золотопромышленницы А.И.Родственной, офицер из местечка Шанявы Седлецкой губернии Польши Альфонс Леонович Шанявский. Он был женат на Лидии Алексеевне Родственной. Родственные и Шанявские были владельцами богатейших золотоносных месторождений и приисков на них, что принесло им несметные богатства. О них писал в своих воспоминаниях известный издатель М.В.Сабашников: "Шанявские вели очень деятельную жизнь. Постоянные разъезды - в Сибирь, в Японию, вокруг света не мешали супругам принимать самое деятельное участие в долголетней, ведшейся тогда борьбе за высшую школу для женщин. Можно сказать, что Лидия Алексеевна была едва ли не ведущей силой в этом движении, которое относится к светлым страницам истории русского просвещения".
В 1908 году в Москве на средства Шанявских был открыт народный университет, получивший название - Университет Шанявского, ставший позднее крупным научным центром страны. В здании университета был горельефный скульптурный портрет А.Л.Шанявского.
В 1877 году в Енисейске открыт "Варшавский" магазин, владельцем которого был поляк Матушинский, кстати это он купил большую часть товаров, доставленных известным путешественником Норденшельдом из Скандинавии. Были «Варшавские» магазины, парикмахерские, кондитерские в Красноярске (на улице Воскресенской), в Канске, Томске.
Вацлав Серошевский, известный польский писатель и драматург, ссыльный Восточной Сибири, был дружен со многими выдающимися общественными деятелями Сибири, состоял с ними в переписке, как например с путешественником, ученым, областником Г.Н. Потаниным. В "Каталоге книг библиотеки Красноярского общественного собрания", изданном в Красноярске в 1901 году, имелись книги этого польского писателя, большей частью написанные по сибирским впечатлениям, В каталоге указаны книги Вацлава Серошевского: "Рассказы о разных странах и народах", "Якутские рассказы", СПб.1898, "В сетях". Повесть. СПб,1898, "На краю лесов" Повесть. СПб, 1897. - все они имелись в красноярской библиотеке.
В связи с этим интересно отметить следующий факт, увы, он не относится к нашему краю, книга В.Серошевского "Якуты" была издана в С-Петербурге Анной Громовой, представительницей Торгового дома, в 1994 году она была переиздана Акционерным обществом "Якутзолото".
В 1883 году пришла долгожданная свобода, полякам было разрешено возвратиться из Сибири на родину, многие из них возвратились, но очень многие остались в Сибири. Сибиряки, прощаясь с ними говорили благожелательные напутственные слова, отмечали их вклад в развитие ремесел, сельского хозяйства, культуры. Газета "Сибирь" писала в 1883г: "Сибирь признает и ценит эти заслуги политических поляков. Сибирский народ и общество сохранили к ним за это признательность. Сибиряки… провожают их на родину с чувством вполне благожелательным…Мы, прощаясь с ними, готовы братски пожать их руки и пожелать им всех благ на родине".
По данным, опубликованным в книге «Краткое описание приходов Енисейской епархии», Красноярск, 1916 год, в Енисейской губернии проживало 4773 католика. По уездам это представлялось следующим образом:
1. Красноярск – 68 католиков по далеко неполным данным
2. Красноярский уезд – около 650 католиков
3. Канский уезд - около 2000 католиков
4. Ачинский уезд – примерно 1270 католиков
5. Минусинский уезд – 742 католика
6. Енисейский уезд – 42 католика
7. Туруханский уезд – не указано кол-во католиков.
Стоит объяснить слова: «около» и «примерно», которые здесь употреблены не случайно. Прежде всего потому, что часто католиков считали семьями. Например, в Канском уезде несколько приходов указывают: «3 семьи католиков», «2 семьи католиков», «13 семей католиков». В Ачинском уезде в одном из сел «20 семей католиков». В Минусинском уезде в Отрокском Троицком приходе указано «католиков весьма немного», в Шушенском Петропавловском приходе указано « почти все православные».
В Енисейском уезде в селе Мокрушинском указано - «14 душ иноверцев – католиков, магометан и евреев», или в Червянском Преображенском приходе – «население состоит из старожилов – крестьян и политических ссыльных».
Точно подсчитать не представлялось возможным еще и потому, что многие городские приходы Ачинска, Енисейска, Красноярска, Канска, вообще не указывали количество населения.
И последнее, на что хотелось бы обратить внимание, это указать места наиболее компактного проживания католиков : село Шила Красноярского уезда – 258 чел, село Вершино-Рыбинское Канского уезда – 606 человек, в городе Канске – 436 человек, село Салба Минусинского уезда – 158 человек.
В «Путеводителе по всей Сибири», Томск, 1895 г. удалось прочесть, что настоятелем Красноярского римско-католического костела был ксендз М.М. Вейт.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1."Енисейский энциклопедический словарь». Красноярск, 1998.
2. «Город у Красного Яра. Документы и материалы по истории Красноярска,
XVII-XVIII в.в.» Красноярск, 1981 г.
3. «Краткое описание приходов Енисейской епархии». Красноярск, 1916 г.
4. Кытманов А.И. «Краткая летопись Енисейского и Туруханского уездов за
1594-1893 г.г.» Енисейск. Енисейский районный архив.
5. Митина Н.П. «Во глубине сибирских руд». М. 1966 г.
6. Сабашников М.В. «Воспоминания». М.1983 г.
7. Скорняков Н.В. «Дневник». (рукопись). Енисейск, Енисейский районный архив,
б/д.
8. «Путеводитель по всей Сибири». Томск 1895 г.
9. Мешалкин П.Н. «Енисейская губерния на всемирных выставках». Красноярск, 1997
г.
Нелли Лалетина