Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Поляки Красноярья


Мечислав Трухницкий

Мир акварелью осветив

15 марта 2002 года талантливому графику, известному мастеру акварели, заслуженному художнику России Валерию Иннокентьевичу Кудринскому исполнилось 55 лет. За его плечами более ста выставок разного уровня, в том числе и в залах престижных музеев и студий во Франции, Дании, Голландии, Греции. Его произведения находятся в частных коллекциях знатоков прекрасного во многих странах мира, в том числе и в Польше.

Потенциал его творческих возможностей достаточно велик. Он хорошо овладел многими техниками, но сосредоточил свои усилия на очень тонкой и сложной технике – акварели. Работы художника отличает подлинный лиризм, эмоциональность, чуткость восприятия мира, высокий профессиональный вкус, подлинное мастерство.

Отдавая предпочтение пейзажу, он стремится проявить его скрытую красоту, придавая ему внутренне достоверно - поэтическую ауру и образность, и этим помогая зрителю глубже проникнуть в замысел художника. Мастер выполнил так же несколько десятков портретов, предпочитая в своих работах воссоздать не только внешние облики друзей или близких ему по духу людей. В лучших портретах заметно стремление глубже проникнуть во внутренний мир портретируемых личностей. Очень выразительны и психологически точны портреты писателя Виктора Петровича Астафьева, с которым Кудринский был дружен многие годы. Очень удачен портрет матери художника. Крупным планом даны морщинистые натруженные руки, на долю которых выпало немало тяжелой работы. В альбоме акварелей под этим портретом помещены строки поэта Алексея Прасолова: «И казалось, овеяны вечностью эти морщины лица. И казалось, так древни скрещенные темные руки».

Валерий Кудринский, правнук польского конфедерата, родился 15 марта 1947 года в селе Третьяково Тисульского района Кемеровской области. В 60-е годы XIX века этот район (по старому административному делению одна из волостей Томской губернии) был одним из мест массовой ссылки польских повстанцев, участников восстания, руководимого Кастусем Калиновским. Сюда и забросила судьба его прадеда. Детство свое Валерий провел на берегах небольшой речушки Серта с заросшими лесом берегами. Таежная глушь и обилие всякой лесной живности, разнотравья, грибов и ягод. Все это формировало личность и пристрастия будущего художника. Отец вернулся с фронта полуслепым и стал работать в лесничестве. На долю мальчика по мере взросления ложилась немалая доля забот разного плана. Много времени он проводил на природе и с детства глубоко познал ее во всех проявлениях и состояниях. Может быть, именно с этих пор стали близки его миропониманию краски уходящего лета и надвигающейся осени. Мальчик тянулся к рисованию, и это увлечение подарило ему яркую судьбу. Но путь к творческому признанию не был так прост и легок, как хотелось бы. Возможности его в детстве были, увы, весьма ограничены. Как светлый праздник души запомнился день, когда ему подарили небольшую коробочку с ординарным набором цветных карандашей. На увлеченность мальчика рисованием обратил внимание учитель математики Лев Горбунов, который вел в школе еще и рисование. Он показал мальчику ряд приемов и настоятельно посоветовал поступать в художественное училище. В августе 1962 года будущий художник приехал в Красноярск. Но прием в художественное училище был уже закончен, он опоздал. Валерий решил остаться в городе и подготовиться к поступлению в училище. Для 15-летнего паренька год выдался не из легких: занятия в художественной школе, работа на комбайновом заводе в качестве ученика фрезеровщика, учеба в вечерней школе. День был загружен полностью. Тяжело было, но выдюжил.

1963 – 1968 г.г. – занятия в художественном училище им. В.И. Сурикова, затем служба в армии. Диплом пришлось защищать в солдатской шинели. После армии работал на целлюлозно-бумажном комбинате, где занимался оформлением полиграфической продукции предприятия. Это период жизни, безусловно, не прошел даром для становления его профессионального мастерства – он научился очень вдумчиво относиться к знаковым системам и символам. Много работал, пробуя свои силы в различных жанрах и техниках. Нужно отдать должное, он достаточно быстро выработал свой художественный стиль, обрел достаточное профессиональное мастерство. Помогли хороший природный вкус и накопленный с детства эмоциональный багаж от чистых родников природы, любовь к поэзии и умение заметить и отразить главное, не отвлекаясь на несущественное, может быть, даже достаточно яркое. Свои работы на суд зрителей он выставляет с 1970 года (участие на краевой выставке), в 1972 году стал участником Всесоюзной выставки, а с 1990 года экспонирует свои произведения за рубежом. В этом году предполагаются две выставки за пределами России: одна в Голландии (совместно с известным художником Тойво Ряннелем), а вторая – во Франции.

Хочется коротко рассказать о Кудринском как о человеке. Мальчик из глухой таежной деревушки много занимался самообразованием и стал полноценной творческой личностью. Он не только совершенствует свое мастерство, но широко и углубленно интересуется многими аспектами культуры. На книжных полках в его мастерской помимо альбомов о творчестве художников и трудов искусствоведов много сборников стихов хороших поэтов (он действительно любит и глубоко понимает поэзию), произведения оригинальных писателей и книги мудрецов. «Плечом к плечу» с античными авторами встали писатели эпохи Возрождения и теоретики авангарда в искусстве, сочинения по истории, мемуары. Видно, что эти книги часто востребованы – и это не дань моде, а потребность души.

Он, безусловно, человек талантливый и многогранный, со своим ощущением природы. Для него характерны принципиальность, гражданская позиция, потребности действовать и стремление откликнуться на чужую беду, оказать помощь. Он был в числе тех (С.К. Задереев, В.И. Кудринский, С.С. Образцов), кто инициировал идею возведения памятника художнику Андрею Поздееву, и он пригласил для участия в конкурсе на проект этого памятника скульптора Юрия Злотю, который и выиграл этот конкурс. Кудринский человек наблюдательный и на язык острый, интересный собеседник. Но, прежде всего он гостеприимный и хлебосольный хозяин. Когда бы я ни заходил к нему в мастерскую, расположенную в центре города (а я знаю его более 30 лет), почти всегда там уже кто-то находился: писатели, журналисты, искусствоведы, коллеги-художники свои и из других регионов и просто добрые друзья. Активизации творческого процесса это, естественно, не способствует, но он умудряется и при этом весьма продуктивно и плодотворно работать. В 1995 году в издательстве «Витал» вышел альбом его работ (текст на русском, английском и французском языках), где репродуцировано в цвете более 100 его акварелей. Репродукции художник снабдил тщательно подобранными поэтическими цитатами, которые позволяют глубже понять его мироощущение.

Валерий Кудринский сейчас находится в поре творческой зрелости и можно надеяться, что он подарит миру еще немало прекрасных произведений.


На оглавление