15 марта 2002 года талантливому графику, известному мастеру акварели, заслуженному художнику России Валерию Иннокентьевичу Кудринскому исполнилось 55 лет. За его плечами более ста выставок разного уровня, в том числе и в залах престижных музеев и студий во Франции, Дании, Голландии, Греции. Его произведения находятся в частных коллекциях знатоков прекрасного во многих странах мира, в том числе и в Польше.
Потенциал его творческих возможностей достаточно велик. Он хорошо овладел многими техниками, но сосредоточил свои усилия на очень тонкой и сложной технике – акварели. Работы художника отличает подлинный лиризм, эмоциональность, чуткость восприятия мира, высокий профессиональный вкус, подлинное мастерство.
Отдавая предпочтение пейзажу, он стремится проявить его скрытую красоту, придавая ему внутренне достоверно - поэтическую ауру и образность, и этим помогая зрителю глубже проникнуть в замысел художника. Мастер выполнил так же несколько десятков портретов, предпочитая в своих работах воссоздать не только внешние облики друзей или близких ему по духу людей. В лучших портретах заметно стремление глубже проникнуть во внутренний мир портретируемых личностей. Очень выразительны и психологически точны портреты писателя Виктора Петровича Астафьева, с которым Кудринский был дружен многие годы. Очень удачен портрет матери художника. Крупным планом даны морщинистые натруженные руки, на долю которых выпало немало тяжелой работы. В альбоме акварелей под этим портретом помещены строки поэта Алексея Прасолова: «И казалось, овеяны вечностью эти морщины лица. И казалось, так древни скрещенные темные руки».
Валерий Кудринский, правнук польского конфедерата, родился 15 марта 1947 года в селе Третьяково Тисульского района Кемеровской области. В 60-е годы XIX века этот район (по старому административному делению одна из волостей Томской губернии) был одним из мест массовой ссылки польских повстанцев, участников восстания, руководимого Кастусем Калиновским. Сюда и забросила судьба его прадеда. Детство свое Валерий провел на берегах небольшой речушки Серта с заросшими лесом берегами. Таежная глушь и обилие всякой лесной живности, разнотравья, грибов и ягод. Все это формировало личность и пристрастия будущего художника. Отец вернулся с фронта полуслепым и стал работать в лесничестве. На долю мальчика по мере взросления ложилась немалая доля забот разного плана. Много времени он проводил на природе и с детства глубоко познал ее во всех проявлениях и состояниях. Может быть, именно с этих пор стали близки его миропониманию краски уходящего лета и надвигающейся осени. Мальчик тянулся к рисованию, и это увлечение подарило ему яркую судьбу. Но путь к творческому признанию не был так прост и легок, как хотелось бы. Возможности его в детстве были, увы, весьма ограничены. Как светлый праздник души запомнился день, когда ему подарили небольшую коробочку с ординарным набором цветных карандашей. На увлеченность мальчика рисованием обратил внимание учитель математики Лев Горбунов, который вел в школе еще и рисование. Он показал мальчику ряд приемов и настоятельно посоветовал поступать в художественное училище. В августе 1962 года будущий художник приехал в Красноярск. Но прием в художественное училище был уже закончен, он опоздал. Валерий решил остаться в городе и подготовиться к поступлению в училище. Для 15-летнего паренька год выдался не из легких: занятия в художественной школе, работа на комбайновом заводе в качестве ученика фрезеровщика, учеба в вечерней школе. День был загружен полностью. Тяжело было, но выдюжил.
1963 – 1968 г.г. – занятия в художественном училище им. В.И. Сурикова, затем служба в армии. Диплом пришлось защищать в солдатской шинели. После армии работал на целлюлозно-бумажном комбинате, где занимался оформлением полиграфической продукции предприятия. Это период жизни, безусловно, не прошел даром для становления его профессионального мастерства – он научился очень вдумчиво относиться к знаковым системам и символам. Много работал, пробуя свои силы в различных жанрах и техниках. Нужно отдать должное, он достаточно быстро выработал свой художественный стиль, обрел достаточное профессиональное мастерство. Помогли хороший природный вкус и накопленный с детства эмоциональный багаж от чистых родников природы, любовь к поэзии и умение заметить и отразить главное, не отвлекаясь на несущественное, может быть, даже достаточно яркое. Свои работы на суд зрителей он выставляет с 1970 года (участие на краевой выставке), в 1972 году стал участником Всесоюзной выставки, а с 1990 года экспонирует свои произведения за рубежом. В этом году предполагаются две выставки за пределами России: одна в Голландии (совместно с известным художником Тойво Ряннелем), а вторая – во Франции.
Хочется коротко рассказать о Кудринском как о человеке. Мальчик из глухой таежной деревушки много занимался самообразованием и стал полноценной творческой личностью. Он не только совершенствует свое мастерство, но широко и углубленно интересуется многими аспектами культуры. На книжных полках в его мастерской помимо альбомов о творчестве художников и трудов искусствоведов много сборников стихов хороших поэтов (он действительно любит и глубоко понимает поэзию), произведения оригинальных писателей и книги мудрецов. «Плечом к плечу» с античными авторами встали писатели эпохи Возрождения и теоретики авангарда в искусстве, сочинения по истории, мемуары. Видно, что эти книги часто востребованы – и это не дань моде, а потребность души.
Он, безусловно, человек талантливый и многогранный, со своим ощущением природы. Для него характерны принципиальность, гражданская позиция, потребности действовать и стремление откликнуться на чужую беду, оказать помощь. Он был в числе тех (С.К. Задереев, В.И. Кудринский, С.С. Образцов), кто инициировал идею возведения памятника художнику Андрею Поздееву, и он пригласил для участия в конкурсе на проект этого памятника скульптора Юрия Злотю, который и выиграл этот конкурс. Кудринский человек наблюдательный и на язык острый, интересный собеседник. Но, прежде всего он гостеприимный и хлебосольный хозяин. Когда бы я ни заходил к нему в мастерскую, расположенную в центре города (а я знаю его более 30 лет), почти всегда там уже кто-то находился: писатели, журналисты, искусствоведы, коллеги-художники свои и из других регионов и просто добрые друзья. Активизации творческого процесса это, естественно, не способствует, но он умудряется и при этом весьма продуктивно и плодотворно работать. В 1995 году в издательстве «Витал» вышел альбом его работ (текст на русском, английском и французском языках), где репродуцировано в цвете более 100 его акварелей. Репродукции художник снабдил тщательно подобранными поэтическими цитатами, которые позволяют глубже понять его мироощущение.
Валерий Кудринский сейчас находится в поре творческой зрелости и можно надеяться, что он подарит миру еще немало прекрасных произведений.