Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Поляки Красноярья


Александра Ненина

От альфы

…В 1931 году в одной из шахт Черногорских копей Минусинского бассейна произошел взрыв угольной пыли. Застрявший в куске породы динамит разорвался уже на конвейере, подававшем уголь в забой, пыль воспламенилась, в результате погибло 104 человека.

Этот случай приведен Александром Александровичем Скочинским для иллюстрации наиболее характерных причин, условий и последствий взрывов газов и пыли в шахтах. «До настоящего времени, — писал А. А. Скочинский в 1940 году, — взрывы газов и пыли — главная причина массовой гибели трудящихся в угольных шахтах и больших материальных потерь...»
Основные направления научной деятельности Скочинского, крупнейшего ученого в области горного дела, связаны с проблемой техники безопасности на рудниках, созданием условий производственного комфорта и здоровых условий труда. По-видимому, за шестьдесят с лишним лет ситуация на рудниках значительно не изменилась. Судя, в частности, по цифрам в журнале «Уголь» - сейчас свыше 85 % угля добывается в газоопасных шахтах.

Необходимейшая вещь в вопросах обеспечения техники безопасности на рудниках — численная величина так называемого «коэффициента альфа». «Дайте нам хотя бы альфочку», — любил повторять Скочинский.

Ну а собственная его «альфочка», начало жизни — Красноярск. Здесь прошло его отрочество.

В сердце города, откуда «есть пошел» Красноярск, в районе стрелки Качи и Енисея, в начале проспекта Мира почти всегда тихо и малолюдно - величаво. Старый город, бестолковый и милый.

Тени прошлого бродят по древним линиям улиц. В бывшем гостином дворе, нынешнем Крайгосархиве, хранятся пожелтевшие, полуистлевшие, пропитанные пылью времени листки. Даже сама бумага историческая. Обратная сторона какой-нибудь описи, составленной в 50-х годах ХХ века, представляет собой еще более старинную рукопись с замысловатыми росчерками пера.

Сто с лишним лет назад на углу Садовой улицы и Батальонного переулка в собственном доме жил известный, уважаемый в Красноярске человек - статский советник Николай Александрович Шепетковский с семейством. Его жена участвовала в городской благотворительности. Дети учились, сначала - дома, потом - в гимназии. Сыновья Леонид, Александр, Николай особой склонности к наукам не питали; дочь Мария росла прилежной и серьезной…

По соседству с Шепетковскими жили Скочинские. Александр Медардович Скочинский происходил из польско – литовских дворян. Восемнадцати лет он вместе со своим отцом принимал участие в польском восстании 1863-1864 гг. Из родной Гродненской губернии их выслали в Сибирь. Сын попал в Якутию, в село Олекма. Там женился на дочери ссыльного - Людвиге Казимировне Костюкевич. Родилось шестеро детей. Мать все надежды возлагала на тихого и послушного Анатолия. Старший Александр, наоборот, был очень непоседливым, шаловливым ребенком. Из Олекмы Скочинским разрешили переехать в село Абаканское (ныне г. Абакан), а затем в Красноярск — родители стремились дать детям образование: Александр, Анатолий и Павел начали учиться в гимназии.

Архивные документы Красноярской мужской гимназии, может быть, единственные говорящие свидетели пребывания А. А. Скочинского в Красноярске. В них содержатся сведения об его отметках (кстати, очень хороших, лучших, чем у других учеников); о том, что он в августе 1886 г. поступил во II класс, а в мае 1893 окончил гимназию и вместе с ним из IV класса ушел и брат Анатолий по причине хронической неуспеваемости. Есть и одна неожиданная запись, что сын дворянина Александр Скочинский, римско-католического вероисповедания, родился 14 декабря 1874 г. Тогда как все справочники, энциклопедии, книги о Скочинском, авторы которых хорошо его знали, приводят другую дату — 1 (13) июля 1874 г.. По сообщению племянника Скочинского Константина Константиновича Кузнецова, все-таки верна именно вторая дата, а 14 декабря 1874— день крещения.

По завершении гимназического курса Скочинский поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, но через два года оставил его и перешел в горный институт, окончил его в 1900 году с отличием (его имя выбили на золотой доске почета). Тогда же женился на Марии Шепетковской.

На этом сведения о красноярском периоде жизни Скочинского обрываются: известно только, что его отец умер в 1896 г., а мать прожила еще 30 лет и скончалась в 1926 г.

Их сын сделал многое. Он не замыкался на узко-научных интересах, не был кабинетным ученым. По глубокому убеждению Скочинского, цель науки — в практическом применении изученного, использовании его в нужном направлении.

26-летний выпускник Петербургского горного института с головой уходит в исследование свойств угольной пыли, газо - и теплообмена в шахтах. В результате оформлена новая научная школа - рудничная аэрология, занимающаяся законами движения воздуха в подземных выработках.

Скочинский разрабатывал методы борьбы со взрывами газа и пожарами в рудниках, принимал участие в образовании горноспасательной службы СССР, проектировал и консультировал строительство шахт Донбасса и Урала. В Ленинградском горном институте положил начало самостоятельному научному курсу по обогащению полезных ископаемых, в Москве очень помог в строительстве первой очереди метрополитена. Во время Великой Отечественной войны занимался мобилизацией ресурсов Урала на нужды фронта; он возглавлял комиссию по созданию Западно-Сибирского филиала АН СССР. Скочинский — организатор Института горного дела Академии наук, который расположен в г. Люберцы и теперь носит его имя.

Это был очень живой, увлеченный человек. Буквально до последних дней жизни (а умер он в 1960 г. в возрасте 86 лет) не оставлял работы. Ученики Скочинского вспоминают любимое его изречение: «Высоко держите знамя Горного института!». Научная деятельность Скочинского непосредственно с Красноярском, кажется, не связана. Хотя, возможно, Красноярск как крупнейший центр горнодобывающей промышленности без трудов Скочинского, без деятельности его по созданию Сибирского филиала Академии наук и не состоялся бы... И наоборот, наверное, тоже. Кто знает, что было бы, если б Скочинские приехали в какой-нибудь другой город. Если б белокурый мальчик с прозрачными глазами не видел красного берега Енисея, не совершал экскурсий на Столбы и Николаевскую сопку, не наблюдал солнечного затмения и пыльных бурь...

Двадцатый век закончился — старые рукописи рассыпаются, улицы застраиваются новыми домами, время летит дальше. Но иногда хочется оглянуться назад, вспомнить прошлое, сверить путь. Скочинский в Красноярске — любопытная тема для исследователя. Жизнь Скочинского интересна, его личность вызывает воодушевление, и в 138 школе города сейчас создается музей Скочинского.

В статье использованы материалы Государственного архива Красноярского края.


На оглавление