Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Поляки Красноярья


Мечислав Трухницкий

Светлой памяти Андрея Поздеева

27.09.1926 -12.07.1998 г.г.

27 сентября 2001 года исполнилось бы 75 лет со дня рождения Андрея Геннадьевича Поздеева – одного из оригинальнейших художников России, сложной и самобытной творческой личности. Его путь в искусстве был достаточно сложен, да и жизнь была не из легких. Беспризорничал. Учился в школе ФЗО (в той, которой учился Виктор Петрович Астафьев). Работал помощником кочегара. С 1943 по 1946 год служил в армии на Дальнем Востоке, воевал на Маньчжурском фронте. Перенес тяжелую болезнь. Потом уже переростком учился в художественной школе (студия Андрея Прокофьевича Лекаренко). Работал в худфонде.

Законченного художественного образования, к сожалению, а может быть к счастью, он так и не получил. Возможно, это и позволило ему сохранить свою индивидуальность. Как художник он сделал себя сам. Писал копии картин известных художников, пытался во всем разобраться, искал свой путь, свой изобразительный язык, много думал, пробовал. Позже об этом периоде и о своем отношении к искусству он скажет так: «…я понял, что изобразительное искусство – это не профессия. Это жизнь, отражение своего «Я».»

Изучал орнамент, иероглифы. Изучал долго, находил свои ассоциации этому. Очень много думал о сущности жизни.» Я наверное, со стороны выглядел чудаком, который рисует какие-то нелепости. Много я в те годы писал этюдов, пытался писать картины, которые нужны были для выставкомов. Быстро понял, что сущность моего характера – самовыражение. Я спросил себя: сам – то я на что способен?

Отсюда и пришло размышление о своем искусстве.

Никаких канонов для меня не существует. Канон – это живой, универсальный язык. Канон должен быть подвижным. Свой язык художник не должен возводить в привычку, которая потом может и не отпустить художника. Мне нужна постоянная инъекция в виде новых идей, новых ходов. Более широкий диапазон художественного языка – вот перспектива нашего искусства». (Высказывания А.Г. Поздеева цитируются по статье А.Ф. Ефимовского в журнале «Искусство», 1990, №2, с. 47-49)

Всю свою творческую жизнь он углубленно и неустанно вел поиск в области различных направлений художественного отображения мира, необходимых для этого технологических приемов, композиционных ходов. Для многих одного отработанного Андреем Геннадьевичем направления с лихвой хватило бы на всю оставшуюся жизнь, но не таков был Поздеев. Отработав какое-то направление или закончив крупный цикл, он устремлялся к новому и начинал поиски с «чистого листа», с нуля. Помогали в этом самобытный яркий талант художника, искренность и независимость характера, увлеченность искусством, житейский аскетизм, поддержка близкого окружения и, в первую очередь, Валентины Михайловны Поздеевой. Домашний тыл для любого художника важен очень.

Признание своего творчества он получил еще при жизни, хотя почетных званий и правительственных наград не было. Столкнуться пришлось со многим. Им восхищались, его ругали. Был ли он счастлив? Да. Но по-своему. Как бывает счастлив мудрец, нашедший верный путь. Для себя он выбрал «трудный путь, опасный, как военная тропа». Продолжались поиски. Неизменными оставались, казалось бы, детская простота изображения (которая на деле так сложна и не терпит имитации и фальши), богатство фантазии, чуткость восприятия людей, природы и других изображаемых объектов, весьма своеобразное, сложное и честное философское осмысление бытия, очень специфический знаковый строй и язык символов.

Уже с конца 50-х и особенно с середины 60-х годов работы Поздеева, это пока преимущественно городские и природные пейзажи, привлекают внимание зрителей общим нестандартным подходом, импрессионистской цветовой гаммой. Наверное, многим запали в душу его «Паруса», «Стоянка такси», «Китайская стенка» и др. работы. Сложился свой изобразительный язык, свое видение мира. Своеобразной вехой в его творчестве стал углубленный поиск в колористических и смысловых решениях, проводившийся художником во второй половине 60-х годов. Особенно ярко, на мой взгляд, это проявилось в таких, например, работах как «Праздничный пейзаж» и «Демонстрация». Сгущенная выразительность полыхающих красных полотнищ, масштабность, патетика общественного культового акта, может быть, стоящего над здравым рассудком. В то же время ритмика изогнутых линий в ветвях деревьев, в пролетах моста указывают не на стихийность этого культового действа, а подчеркивает подчиненность происходящего принудительно-торжественного обряда чему-то. И как ремарка в сценарии пьесы на одном из полотнищ видна надпись: «Мир». Это была пора, когда оттепель заканчивалась. Такие живописные интерпретации некоторых реалий жизни были достаточно рискованными и, естественно, не вызывали восторгов у идеологов.

Для Поздеева более позднего периода характерно умение мыслить образами и символами. Многие работы ассоциативны, можно говорить даже об афористичности отдельных его работ. Часть картин достаточно трудна для восприятия. Их предпочтительно рассматривать циклами. Это плоды не только его профессионального мастерства, но интеллекта и творческой интуиции. Он говорил: «Иногда я задумываюсь о доступности и понятности моего искусства, время от времени я огорчаюсь и задаю себе вопрос: зачем и почему меня ругают? Ведь я пишу свои картины очень искренне. Я распахнул свою душу откровенную и чистую, а вы не хотите меня понять…как же так?» дело, наверное, в том, что художник вел постоянно углубленный поиск, был сосредоточен на этом, ставил перед собой высокие цели, понятные ему самому. Поэтому рядовому зрителю все это не всегда понятно. Мы только начинаем освоение его творчества.

Но в какой бы манере он не писал, какие бы циклы не выставлял на суд зрителей, встречи с его работами всегда эмоционально обогащают зрителя, оставляя радость в душе. Очень хорошо впечатления о его выставке передал ныне покойный поэт Константин Еремин. Частично процитирую его стихотворение, посвященное выставке Андрея Поздеева:

«Какое странное круженье
Портретов, раковин, кругов
И прочих знаков вдохновенья –
Все для друзей и для врагов.

В цветах огромных и росистых,
Как луг, расцвечена стена
В полотнах радужных и чистых
Поэта жизнь отражена.

Пусть на холсте с табличкой «Храм»
Мне так и не открылись двери,
Не в этом суть. Так по утрам
Вы видите. И я Вам верю.

Художник все время продолжал напряженно работать. Им был накоплен громадный эмоциональный, ассоциативный и образный багаж. В 80-е годы он даже перестал делать натурные этюды. В системе представлений о мире у Андрея Поздеева нет пассивного отображения увиденного. Формы внешнего мира являются для него только подсобным средством. В восприятии мира Андреем Геннадьевичем цвету отводится огромная роль. Цветовые зоны, пятна, линии контуров не всегда соответствуют реальности, но передают взволнованность художника. Порой почти физически ощущаешь накал его эмоций в период написания картины.

Коротко остановимся на некоторых вехах его жизненного и творческого пути. Он коренной сибиряк, правнук ссыльного поляка. Достоверно известно, что прадедом его был поляк, а фамилия Поздеевы пошла от прабабки. Его прадед и прабабка в церковном браке не состояли, так как принадлежали к разным конфессиям : он – католик, она – православная. Отец Андрея Геннадьевича фамилию своего польского предка знал, но почему-то не захотел назвать ее своим детям и унес это знание с собой в могилу. Известно, что жили они в Енисейске и прадеда звали Константин. Родина художника в селе Нижний Ингаш. Мать, Евдокия Ивановна, родом с Ангары, из крестьян. Отец, Геннадий Данилович, - коренной енисеец из сословия ремесленников- кузнецов и столяров. Семья была большая, часто переезжали – Хакасия, Удырейские прииски, Эвенкия.

Впервые как художник Поздеев показал свои работы в 1948 году на выставке в Минусинске (рисунки, этюды, эскизы к картине «Смена» - всего 19 работ). В 1950 году переехал в Красноярск, с 1955 года регулярно стал экспонировать свои работы на выставках разного уровня. В 1956 году, после зональной выставки художников Сибири и Дальнего Востока, проходившей в Иркутске, он был принят кандидатом в Союз художников СССР, а в 1961 году – принят в члены Союза художников. В коллекциях акварели советских художников его работы побывали на выставках за рубежом (Гавана, Прага, Мехико, Улан-Батор, Лондон).

Первая персональная выставка прошла в 1964-1965 г.г. (Красноярск – Кемерово - Новокузнецк – Омск - Иркутск). Интересно, что в 1965 году в Новосибирске на его выставку попал польский журналист Януш Одровач-Пинечек, позже в газете «Иллюстрированный курьер Польши» “Ilustrowany Kurier Polski” за 15 января 1966 г. он поместил отзыв о посещении этой выставки, вот небольшая цитата из его статьи: «Светлый сибирский художник»: «Одну неожиданность в области художественной жизни я пережил в Новосибирске. На новосибирском проспекте около музея я увидел большую афишу, извещавшую о выставке красноярского художника Андрея Поздеева. Были заказаны билеты, и в 4 часа я должен был ехать в сторону Семипалатинска, а выставка открывалась в 6 часов. Однако я был удостоен посещения выставки до ее открытия, как человек из такой далекой для Сибири страны. И вот несколько десятков картин, из которых некоторые могли бы занять место в известных галереях Парижа, свидетельствуют о таланте автора, мастерстве колорита и композиции…в своих композициях… Андрей Поздеев умеет подчеркнуть небольшим ярким акцентом, и в этом секрет, что даже картины с банальной тематикой никогда не становятся банальными произведениями».

Это был первый отзыв на творчество Андрея Поздеева в иностранной печати и появился он на его исторической родине. Как учит нас диалектика: «Необходимость прокладывает себе путь через тьму случайностей». Главное польский журналист отметил талантливость художника. К сожалению, польский зритель так еще и незнаком с творчеством Мастера.

В 1984 году очень успешно прошла персональная выставка Поздеева в Таллине, в начале 2002 года должна открыться новая выставка его работ. В 90-е годы успешно прошли выставки работ художника в Москве и Санкт-Петербурге (в том числе в Русском музее и Третьяковской галерее). В 2001 году прошли интересные выставки гравюр Мастера (эта сторона его творчества мало знакома широкому зрителю) в Красноярске и Новосибирске. Как уже отмечалось выше, художник всю свою жизнь продолжал напряженно работать. Во многих его циклах преобладает чувственное (эмоциональное) постижение мира. В этих случаях предпочтение отдавалось средствам внутренней выразительности за счет деформации элементов тел и предметов, неожиданных ракурсов и жестов, повышенной выразительности ритмов; у художника своя система символов и ассоциаций, где предпочтение отдается орнаментальным и геометрическим элементам.

Он любил цветы и очень любил, чтобы их у него было много. Им написано немало букетов в реальной и условной манере. Был период, когда в декоративных полотнах обязательно встречались кораблики или раковины.

Значительное место в его творчестве занимают портреты. Это еще недостаточно исследованная область его творчества. Художник обладал особой душевной чуткостью в понимании людей. Значительная часть его творческого наследия находится в музеях. Но многое хранится и в коллекциях. Он часто дарил свои работы.

Первая статья с серьезным анализом творчества Поздеева была написана А.Ф. Ефимовским (журнал «Искусство», 1992 г., №2). В последние годы появился ряд интересных статей о творчестве Мастера (Владимир Жуковский, Анатолий Кантор, Юрий Кротов, Михаил Лазарев, Наталья Симкина и др.), изданы альбомы, опубликованы отрывки интересных воспоминаний писателя Александра Астраханцева о художнике. Большую работу по пропаганде творчества Поздеева уже более 10 лет ведет Николай Григорьевич Ткаченко, с его помощью прошел ряд персональных выставок Андрея Поздеева.

Мастер ушел из жизни 12.07.1998 г. Но точку ставить рано. Исследование и глубокое постижение его творчества еще только начинается.

В городе Андрею Геннадьевичу Поздееву поставлен памятник, который выполнил скульптор Юрий Злотя. Он нашел хорошее образное решение. Это, наверное, первый случай, когда простому художнику, вечному труженику без званий, у нас поставлен памятник, причем, достаточно быстро. Город памятник принял, и он стал одним из символов города. Светлая память об Андрее Геннадьевиче Поздееве живет в наших сердцах.


На оглавление