Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

«Поляки на Енисее», книга вторая


Люция Абдуллина. К истории Римско-католического костёла

В фондах Красноярского краевого архива хранится документ, подтверждающий покупку прихожанами Римско-католического костёла земельного участка под постройку нового костёла по переулку Батальонный 20 у потомков Почётной гражданки Красноярска Евдокии Кузнецовой. Покупка зарегистрирована 17 февраля – 30 марта 1905 года. (Енисейское губернское управление, фонд 595, опись 3, дело 82).

Костёл начал службы как Римско-католический костёл Преображения Господня в 1910 году. Настоятелем был Лев Святополк – Мирской. 10 августа 1912 года в костёл назначают второго викария и увеличивают средства на содержание и разъезды по костёлам губернии и уезда. (Енисейское губернское управление, фонд 595, оп. 3, дело 24).

В 20-х годах в Советской России происходило отделение церкви от государства. Собственность церквей объявлялась собственностью государства. Но так как помещения нужно было содержать, а денег на это не было, решено было передавать помещения в аренду прихожанам, которым разрешалась свобода совести.

При Красноярском Совете рабочих и красноармейских депутатов была создана Совет-Коллегия защитников, обвинителей, представителей по гражданским делам (юристов), которая и осуществляла описи имуществ церквей всех конфессий. Так опись имущества нового костела производилась 18 июля 1920 года.

Текст:
«Костел построен в 1910 году на средства добровольных пожертвований стараниями настоятеля ксендза Л. Святополк-Мирского.
Само здание, цоколь и крыльцо из тесаного камня. Стены, башни и потолок из кирпича, крыша железная, пол деревянный, хор железо-бетонный-цементный, лестница на хоры железная винтовая, краты (перегородка) железные, дверей, ведущих в костел – 2, в ризные – 4, окон больших –2, средних –9,печей –2 железных циркулярных, стены и потолок расписаны водными красками».

Кроме того, на усадьбе костела были постройки, не предназначенные для служб.

«По Батальонному переулку, 2б рядом с костелом имеется участок около 250 сажен, на котором находятся следующие для нужд костела возведенные постройки.

Один 2-х этажный дом, предназначенный для квартир ксендза, для служащих, для остановки прихожан из деревень длиною в 9, шириной в 6,5 и высотой в 3 и 3,4 сажени. В нем 13 комнат, 3 кухни, 2 ватерклозета. 2 железных бака для воды и 1 насос, 28 окон, 12 печей. Имеется на участке «одно холодное здание, состоящее из 2-х завозней,2-х кладовок, 2-х подполий и 1 маленькой конюшни. Навес на столбах с двумя кладовками из плах. Избушка сторожа, один курятник, одна помойная яма, одна мусорная яма, одно отхожее место».

Оценки стоимости всего имущества недвижимого не произведено.

К описанию недвижимости и земли был приложен документ от 18.05.1920 года о том, что « весь этот участок вместе с постройками в 1908 году был заложен в Ярославском-Костромском Земельном банке под ссуду в 7000 рублей. Сообщалось также, что у костела имеется расположенный в 55 верстах вблизи Красноярска в Знаменском стекольном заводе участок пахотной земли в 77,2 десятины. Капитала же имеется 4204 тыс. рублей 86 копеек, положенного на текущий счет в банк Красноярского общества взаимного кредита (счет № 966).

На это же время на имя приходского Совета Красноярского костела на 01.05.1920 года имелось 16054 рублей 50 копеек. Деньги предназначались для оплаты служащим и текущие расходы по содержанию костела».

Сведения взяты из материалов Енисейской губернской Комиссии по изъятию церковных ценностей. (Фонд 1557, опись 1, дело8).

18.07.1920 года представитель суда и член Совет – Коллегии защитников и обвинителей Игнатий Иосифович Бересневич прибыл в костел и с 15 до 17,3 часов произвел опись имущества костела. Список описанного имущества подписали 23 прихожанина и ксендз Юлиан Лосневский. Какое имущество имел костел кроме недвижимости и счетов?

«Алтарей деревянных простой работы – 2, алтарь- феретрон –1, амвон –1, хоругвей –6, икон простых ср. размера – 20, статуй – 4, крестов деревянных с железным распятием – 4, из белого металла маленьких металлических 9, скамей в презбитериуме –9, катафалк с гробом и покрывалом –1, целуна –2, траурные занавесы и ленты –12, декорации для Гроба Господня –Голгофа, гроты –2, скала –1, Монстрация –1, дарохранительница –2, чаши для св. обедни –3, крест с реликвиями святых –1, ящички для сосудов св. елеев –2, сосуды для св. воды –2, «металлические, эмалированные», подносов маленьких серебряных –1,, жестяных –2, богослужебных книг «мшалы, ритуалы, канционалы» –3, орнатов –22, кап –10, стульев –8, комжи для священников –9, для служек –35, альб –15, гумеранов –14, поясов –3, корпоралов -24, палек –15, пурификаториев –60, полотенец –42, ковров старые –10, тувальни –30, покрывала на алтари и амвон –5,пелерин для мальчиков –24, подушки под алтарь –3, подсвечников дер. Металлических –68,канделябров –6, люстр электрических –2, электроламп –20, лампа над главным алтарем –1, деревянных свечей –44, метал. цветов –24, кадильница лодочкой с ложечкой –1,крапило с металлической ручкой –1, колоколов –4, колокольчиков простых аккорд.-6, антиподий-2,
баптистериум простой ящик с жестяными сосудами –1,комод для церковных облачений –3, шкаф –1, фисгармонии –2, лестницы простые –1, лестница складная –1, рукомойник –1,конфессионалов (кабин для исповеди) –2»
.

Стоимость имущества не определена.
«Фонд 1557,оп. 1,ед. хр. 8»

В этот же день член горисполкома Вячеслав Иосифович Локуциевский предложил прихожанам заключить договор на пользование только что отнятым имуществом.

«Граждане г. Красноярска имеющие в нем местожительство заключили настоящий договор с Красноярским городским Советом рабочих и красноармейских депутатов в лице А. И. Локуциевского - члена горисполкома в том, что 18.07.1920 года приняли от Красноярского горсовета рабочих и красноармейских депутатов в бессрочное и бесплатное пользование находящийся в г. Красноярске Римско-католический костел с богослужебными предметами по особой заверенной нами подписями описи на нижеследующих условиях:

«народное достояние обязуемся беречь, здание использовать в богослужебных целях, не допускать политических собраний, пропаганду книг и т. пр. враждебных советской власти, не произносить таких проповедей, не совершать набат, полностью содержать за свой счет костел…» (подписи 23 прихожан, фонд 1557,оп.1,д.8.)

С 1922 года началась планомерная работа по закрытию костела.

21.03.1922 года Енисейский губернский исполком издает приказ о помощи голодающим. Совет прихожан предлагает передать в этот фонд 26 рублей 85 копеек серебряных монет вместо требуемого подносика. 17.05.1922 года губернская комиссия по изъятию церковных ценностей настаивает на изъятии подносика и 4 чаш с серебряными крышками. Доводы ксендзов о том, что их изъятие остановит богослужение и эти предметы нужно реставрировать «стерлась позолота», и нужно освящение этих предметов, не убеждают комиссию. Предметы реквизируют и отправляют в финотдел.

Убыток для костела исчислен: серебряный подносик –61 золотник, верхние серебряные части двух сосудов –78 золотников. Акт подписали: Кашников, Гошвит, Бочков.

Скрытой репрессии подверглись и прихожане. В 1923 году в горисполком подаются списки прихожан. Анализ показывает, что общину составляли несостоятельные люди: пенсионеры, инвалиды, безработные, мелкие служащие, крестьяне с заимок.

Списки составлены 3.07.23г. на 327 прихожан и причт. 9.10.23г. в ОГПУ были поданы и списки членов Совета костёла и ксендзов.

Об отношениях властей и ксендзов свидетельствует документ «О сборе сведений о прибытии и убытии лиц католиков в губернию» в материалах переписки Енисейского губернского статистического комитета и статистами Иркутской губернии ксендзом Римско-католического костёла (старого) в г. Красноярске М. Воинова (фамилия ксендза неразборчива). От 21.01.1888 года.
(фонд 31, опись 1, дело 108)

«… нет письма о том, как проводилась запись. Для этой ревизии необходимы деньги в размере 300 рублей, чтобы объехать волостные приходы».

В письме к губернатору настоятель пишет 14.03.1888 года, что он ждёт: 1.«от канцелярии губернатора списка лиц на государственной службе и по вольному найму католиков, так как они обязаны 1 раз в год ходить на исповедь, иначе они по законам империи могут быть уволены со службы»,

2.… книга Status animarium не заполнялась моими предшественниками, осталась чистою. А мне нужно дать отчёт о моей канцелярии епархиальному начальству».
Ксендзы считали, что сведения должны быть у властей, так как они следили за ссыльными. Списки рождённых и умерших католиков также должны были вести власти волостные, уездные управления губернской жандармерии. Деятельность Римско-католических костёлов при организации жизни ссыльных католиков в Енисейской Полонии трудно переоценить.

11.04.1923 года оплачен гербовый сбор к заявлению Римско-католической общины о перерегистрации её по условиям договора от 18.07.1923 года. Потребовали новые данные о приходе. В горисполком подали старые списки.

В документах краевого архива ф. 1557, оп. 1, дело 8 хранятся заявления членов Совета прихожан о выходе из общины.

Показательно в этом отношении заявление Липского Франца Антоновича от 22.10.1924 года. В ночь с 25 на 26 марта 1925 года костёл был ограблен. Убыток составил 247 рублей. Костёл обвинили в том, что он плохо охранялся. 9.05.25 г. народный следователь 1 участка милиции Красноярска дело прекратил «за не обнаружением виновных» (протокол № 1002., фонд тот же).

В эти годы силовые органы Красноярска начинают усиленный надзор, появляется «дело Римско-католической группы».

Координацию работы с национальными меньшинствами, к ним были отнесены поляки – 30 тысяч, латыши и литовцы – 20 тысяч, эстонцы – 18 тысяч. С 28.12.1919 г. осуществляла только что организованная интернациональная секция Губкома РКП(б).
(Красноярский краевой партактив, фонд 1, оп. 1, дело 3).

Польская секция выделилась в отдельную группу 3.02.20 г. Имела первоначальный бюджет в 5 тысяч рублей. 3.06.20 г. было проведено первое заседание краевой польской секции. 7.12.20 г. на заседании секции рассматривался вопрос «об отделении церкви от государства и её ликвидации». (фонд 1, оп. 1, дело 1)

Репрессиям в 30-х годах подверглись действующие служители культовых учреждений. Постановление № 2468 от 3.03.1936 года Президиума Крайисполкома приостановило службы в костёле.
Вопрос: О ликвидации Римско-католического костёла в Красноярске по ул. Декабристов (Батальонный переулок, 20)

Верующие Красноярского Римско-католического костёла, в лице исполнительного органа, от производства требуемого ремонта молитвенного здания отказались. Президиум Крайисполкома постановляет: договор, заключённый с общиной верующих Римско-католического костёла Красноярска по ул. Декабристов на пользование культовым зданием и имуществом расторгнуть. Здание передать Горсовету для использования на культурные нужды, а имущество реализовать в порядке ст. 40 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8.04.1920 г.».

Зам. председателя Крайисполкома Орлова.


На оглавление