«Бесплоден всякий дух гордыни,
Неверно злато, сталь хрупка,
Но крепок ясный мир Святыни,
Сильна молящая рука».
Красноярцы хорошо знают это красивое здание в готическом стиле, что находится на улице Декабристов, 20. Сейчас в этом здании – Органный зал Красноярской Филармонии. А многочисленным туристам, гостям нашего города экскурсоводы рассказывают историю строительства этого здания и представляют его как бывший Римско-католический костел, построенный ссыльными поляками в 1910-1911 годах.
Так уж было угодно Богу, что история Костела коснулась и нашей семьи и наших родственников, так как мы все поляки, и где бы ни жила наша семья, а жили мы даже на далеком Сахалине, но неизменно все дороги вели в Красноярск.
… В 1964 году семья наша вновь возвращается в Красноярск после долгого отсутствия.
Училась я тогда в музыкальной школе. Однажды весной наш хор пригласили в Радиокомитет для записи. А так как возвращаться было поздно, одной, то за мной приехали родители. Вспоминаю, как мама, выходя из радиокомитета, что находился тогда на ул. Декабристов 20, воскликнула: «А ведь я здесь уже была! Только тогда я была еще маленькая девочка, было мне всего пять лет. Да это ведь наш Костел!» Хочу отметить, что тогда Костел трудно было узнать, здание в советское время было реконструировано – башни были убраны, высокие своды исчезли, и появилось два этажа. Его, наш Костел, действительно невозможно было узнать, но как сказал поэт «О, память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной…»
И мама узнала, узнала родные стены Костела и всю дорогу пока добирались домой, мама рассказывала о том, как приходила на Святые Мессы со своей бабуней. Пани Барбара Соколовская была глубоко верующей и брала свою внучку Ружену (имя моей мамы) всегда с собой до Костела… Когда открывали большие, массивные двери Костела, то с правой стороны на дверях висело огромное медное Распятие, и все прихожане его целовали, затем проходили в зал, сидели на специальных сиденьях, очень изящных, легких, красивых. По воспоминаниям моей мамы, все это было сделано с большим вкусом. Размещались сиденья для молящихся только по центру зала. В левой стороне от алтаря стояла фисгармония (замечу, что органа в нашем Костеле никогда не было!) Мама вспоминает, что у всех в руках были молитвенники, маленькие книжечки. Ей, тогда еще маленькой девочке очень понравился ксендз: он был небольшого роста, плотного телосложения, лысенький, в белых одеждах, вышитых ришелье.
Воспоминания далекого детства преобразили мою маму, она вся так и светилась счастьем. Быть может, уже тогда началась плодотворная молитва Сердца моей мамы о возрождении нашего Прихода «Преображения Господня». Ведь мы, поляки, приходили в этот мир с Богом и уходили из этого Мира к Отцу нашему Божественному – к Богу!
С этого памятного дня посещения радиокомитета в нашей семье вновь и вновь звучали воспоминания о Костеле Родители моей мамы, пани Мария-Марианна и пан Бронислав Соколовские, поляки. Мамина мама родилась в Польше и вместе со своими родителями была выслана в Сибирь в город Томск, где впоследствии встретились и полюбили друг друга юная паненка Мария-Марианна и пан Бронислав. Но вернемся к нашему костелу «Преображения Господня».
В 1927 году умерла бабуня моей мамы – Идалия Трухницкая–Браон. Отпевали ее в Костеле прихода «Преображения Господня» и на катафалке Костела бренные останки ее были преданы земле на Троицком кладбище, где и нашла она вечный покой. А на могильной плите – Крест, даты жизни и слова из Псалма XLI 21 “Pragnie dusza moja do Ciebie Boże”. Когда мы навещаем могилу нашей бабуни, то я всегда молюсь на польском языке, читаю Литании, молитвы Святого Розария и конечно, пою замечательные по своей красоте польские песни.
А теперь опять воспоминания! Мой отчим, Ларионов Михаил Николаевич, очень любил музыку, хотя по роду своей деятельности с музыкой связан не был: кандидат технических наук, доцент, более 30 лет преподавал в Политехническом институте Красноярска на строительном факультете, замечу, что в те годы строительный факультет еще не стал Строительным институтом.
И вот однажды придя домой, отчим радостно сообщил: «Начинается возрождение
вашего Костела, я подал идею о реконструкции здания, о придании ему
первоначального вида, в нем будет Органный зал. Идея моя принята руководством, и
студенты-дипломники строительного факультета сейчас работают над проектом.» Мы с
мамой ликовали. Отчим ежедневно держал нас в курсе всех событий, связанных с
возрождением нашего Костела. Помню, как уговаривал меня мой отчим: «Сходите,
посмотрите, как идут восстановительные работы. Посмотри, Виргиния, с каким
вдохновением работают люди!» Но я твердо отвечала на все его просьбы о посещении
восстановительных работ Костела: «Приду, когда работы закончатся».
И вот все позади, студенты защитили свои дипломы, дипломные проекты по
восстановлению первозданного вида Костела, а реставраторы привели проекты в
исполнение.
Наш Костел вновь украшен башнями, кстати, кирпичи для восстановительных работ были изготовлены по специальному заказу. Да, в нашем Костеле был открыт Органный зал, но здание Костела было восстановлено!
С 1991 года стали к нам приезжать наши католические священники. Католики, рассеянные по всему Красноярску, стали собираться вместе на молитвенные встречи в гостеприимном доме Тамары Орловской. И в 1992 году мы все вместе с братьями и сестрами во Христе встретили Рождество Господа нашего Иисуса Христа!
Незабываемым был для нас день 15 мая 1991 года – день, в который наша община,
приход «Преображения Господня» был официально зарегистрирован.
Мы были счастливы, ведь мы пронесли свою Католическую веру через все испытания,
потери, невзгоды и бури жизни!
С нами – Бог!