Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

«Поляки на Енисее», книга вторая


Иннокентий Журавлев
Братья Лабенские

Если ехать из Чистого Поля в Якушово (Балахтинский район Красноярского края), то в стороне от дороги можно увидеть одинокий тополь. Этому дереву уже больше ста лет. Когда-то в этих местах были гумна крестьян села Белый Яр…Улицы села пролегали до Крутого Лога. На площади, ближе к Логу, стояла церковь. А дальше к берегу Чулыма тянулись крестьянские усадьбы. На улице Передней стоял домишко Вицентия Лабенского. Хозяин был родом из Польши, жена его Варвара – из Белоруссии. В доме постоянно звенели детские голоса. Семья у Лабенских была «детная»: пять сыновей и четыре дочери. Пять братьев – у каждого свой характер. А беда – война, огненным колесом прокатившаяся по судьбам, одна, общая на всех. Наш рассказ о трех из пяти Лабенских.

КОНСТАНТИН
Константин – старший из братьев. С детства вожаком был в любом деле. Таким его запомнила и Галина Михайловна Бутенко, учительница школы зерносовхоза, куда он поступил в пятый класс в 1930 году. После школы работал Константин сначала счетоводом в селе Куртак, потом инспектором райЗО Новоселовского района. В 41-м ушел на фронт. Во время битвы за Москву командовал батальоном. Там и погиб. А домой, жене, пришло письмо от боевых его товарищей:

«Ваш муж в боях с немецким фашизмом проявил себя смелым, решительным командиром. Мы скорбим вместе с Вами, но заверяем Вас, что клятву, данную на могиле Вашего мужа, выполним до конца – разгромим немецких оккупантов, чем искупим смерть Вашего мужа. Крепитесь, мужайтесь. Вы мать, которая должна воспитать сына ради светлой памяти его отца».

Александра Степановна, жена Константина, наказ выполнила и сына вырастила. Сын Кости Лабенского не один год проработал экскаваторщиком в городе Рудном. У него двое сыновей. Теперь вся семья живет в «Загорье».

ИВАН
Из всех братьев он был самым общительным. Работал учителем математики в школе Балахтинского зерносовхоза, которую окончил сам. Малышня в нем души не чаяла. И в переменку, держась за его штаны, провожала до самой учительской.

С начала войны Иван был отправлен в Иркутское военно-инженерное училище, потом на фронт. Под Харьков. Командовал саперным взводом. Его тяжело ранило. Полевой госпиталь, где лежал Иван, был захвачен немцами. Так он оказался в плену, в Германии. Прошел все круги ада. Сначала, чуть оправившись от ран, вынужден был работать загрузчиком. Однажды, стремясь хоть как-то навредить врагу, бросил лопату песка в литейную емкость. Сталь была забракована, но Ивана Лабенского сразу заподозрили в диверсии и отправили в лагерь смертников, в каменоломни.

Освободили «смертников» американцы. В декабре 1945-го Иван вернулся в родной Белый Яр. Много лет учительствовал в родной школе зерносовхоза.

АЛЕКСАНДР
Все, кто Сашу знал, говорили о нем: «добрый, покладистый». После семилетки Александр окончил курсы комбайнеров и пошел работать в колхоз. Уже в августе 41-го бал призван в Армию. Окончил новосибирские курсы младших воентехников. Потом служил на Юго-Западном фронте в 330 гвардейском минометном дивизионе. В 44-м под его началом были знаменитые «Катюши», наводившие ужас на гитлеровцев. Александр был старшим техником. Войну прошел от звонка до звонка. В 1946-м уволился в запас.

Такими запомнились братья Лабенские – воины, труженики. Теперь их уже нет в живых. Вечная им память!


На оглавление