12 декабря 1937 года состоялись выборы в Верховный Совет СССР. По официальным данным в выборах участвовали 96,8 процента избирателей, из которых 98,6 процентов проголосовали за блок коммунистов и беспартийных. С тех пор эти данные повторяли после всех советских выборов, хотя в них не верил никто.
В 30-й статье Конституции 1936 года высшим органом государственной власти в СССР назван Верховный Совет. В соответствии с положением день выборов в него был назначен на 12 декабря, а избирательная кампания начиналась с 12 октября 1937 года.
Информационная служба Красноярского крайисполкома загодя приготовила материалы, разъясняющие цели избирательной кампании. В письме руководителей Советов предупредили, что эти выборы гладко не пройдут. Антисоветские элементы, не выкорчеванные еще троцкистско-бухаринские агенты фашизма, прикрывающиеся флагом социалистической демократии, попытаются проникнуть в органы власти, обмануть бдительность народных масс. Так же проявят активность церковники разных толков, которые начали готовить к выборам своих последователей из наиболее отсталых слоев населения, играя роль повстанца для не разоружившихся врагов Советской власти.
Поэтому каждому руководителю совета приказали немедленно улучшить работу, укрепить связь с массами, очищая свои ряды от укрывшихся врагов народа, разоблачая бухаринских и троцкистских мерзавцев, мобилизуя массу на ликвидацию последствий вредительства.
Важнейшей задачей предвыборной кампании является составление списков избирателей. 13 октября 1937 года прокурор СССР Вышинский разъяснил, что в списки положено включать всех граждан, достигших 18-летнего возраста, кроме умалишенных, лишенных избирательных прав по суду и лиц, содержащихся под стражей.
Между тем, учет избирателей шел с массой нарушений. 10 ноября 1937 года заведующий инструкторско-информационной группой Президиума ВЦИК Зайцев из Москвы сообщил председателю Красноярского крайисполкома, что в списках Емельяновского района не указаны имена и отчества избирателей. Заледеевский и Богучанский сельсоветы не включили в списки граждан старше 70 лет.
Сотрудников Крайисполкома послали наблюдать за предвыборной кампанией по городам и селам. Инструктор А.А. Атутов доложил, что секретарь сельсовета Мужичкино доверил составление списка избирателей малолетней девочке. Список у нее получился грязный, фамилии в нем записаны неразборчиво, а по первому участку совхоза «Заря» пропущено 27 рабочих.
Секретарь Кучеровского сельсовета Нижне-Ингашского района составил список по хозяйственной книге, пропустив 76 избирателей, в том числе председателя сельсовета и учителя. Секретарь Павлов четыре раза переписал список, но каждый раз у него получалось не по алфавиту и без отчества некоторых избирателей. Секретарь не записал глухонемого Полякова, как умалишенного и гражданина Падалку за то, что он бестолковый и глухой.
Обеспокоенные такими сигналами руководители Крайисполкома распорядились проверить списки избирателей. Вскоре инструктор Л.И. Пазаринь доложил по телефону из Новоселовского района, что опять видел списки, составленные не по алфавиту без имен и отчеств избирателей.
Гораздо тщательнее списков избирателей проверяли состав избирательных комиссий. В Даурском районе не утвердили секретарем избирательной комиссии учительницу Лямин, поскольку она вышла замуж за человека, чуждого Советской власти. На Будниковском участке заменили председателя участковой комиссии А.А. Прудникова как соучастника кулацкого восстания в 1931 году.
Деревенские сторонники режима не утруждали себя сложными демократическими процедурами. Инструктор Нестерин сообщил, что в Гремуче-Падинском сельсовете на собрание пришли двое из семи членов комсомольской организации. Они сами себя назначили председателем и секретарем избирательной комиссии. Этот подлог разоблачили только в Иланском райисполкоме.
Инструкторы А.А. Атутов и М.П. Барышников доложили, что в Хакасии Аскызский райком партии рекомендовал в члены окружной комиссии некую Кызласову, которую комсомольцы колхоза имени Сталина разоблачили, как дочь шамана. Вместо нее молодежь предложила своего комсорга бывшего батрака Ойка Покачакова. Однако 7 ноября враги-националисты расправились с активистом руками двух отъявленных хулиганов. Причем заместитель областного прокурора Вьюгов освободил бандитов из-под стражи, поскольку квалифицировал дело как обычное хулиганство. Инструкторы намекали, что Аскызский райком занял позицию невмешательства, поскольку им руководит шаманка Тоторова, хотя о ее байском происхождении знали в Хакасском обкоме компартии.
Инструктор А.А. Атутов сообщал руководству, что в большинстве случаев агитаторов назначали по занимаемой должности. Агитаторами записывали членов участковых комиссий, работников сельсоветов, правлений колхозов и учителей. Некоторые из них сами не знали Конституции и «Положения о выборах».
Агитатору И. Попапову избиратели Устюга задали вопрос, почему остался всего один кандидат по Красноярскому избирательному округу. Сельский учитель ответил, что товарищи Сталин, Каганович и Жданов отказались избираться. Во-первых, потому что Красноярский край засорен чуждыми элементами, а во-вторых, в Красноярске их не знают. Вот они и выдвигаются по месту жительства в Москве и Ленинграде. Другой агитатор просто запугивал избирателей, что если они не придут на выборы, их оштрафуют на 100 рублей.
Когда председателя Заледеевского сельсовета Опарина строго спросили, почему не организовано изучение избирательного закона среди трудящихся, он честно признался: «Колхозники рады, что мы их не тревожим».
Председатель Крайисполкома Егоров обрушился с критикой на избирательный участок, развернутый в здании краевого финансового отдела. Инструктор Домбровский пожаловался ему, что смог зайти на избирательный участок, только предъявив служебный мандат. Ему дали пропуск, а на выходе его хотели забрать, но он упросил оставить, чтобы зайти еще раз. Егоров с пафосом спрашивал: «а если придет человек без мандата, или даже хроменький, так отправят домой за паспортом? Вот до какой степени доходит в краевом центре, в одном из центральных отделов Крайисполкома».
Впрочем, в предвыборной неразберихе встречались прагматичные люди. Еще 4 октября пришло срочное и циркулярное письмо, в котором говорилось, что 12 декабря на избирательных участках будет много использованных конвертов. Поэтому Всесоюзная контора «Союзутиль» дала указание организовать сбор и приемку макулатуры для бумажной промышленности.
Тем временем инструкторы Крайисполкома тщательно фиксировали случаи антисоветской агитации. Так, в Каратузской средней школе по рукам ходило «Богородицино письмо». В тайге за 75 километров от райцентра жил монах, который крестил детей свинцовыми крестами, отпевал умерших и советовал, кого выбирать в Верховный Совет. Житель Усинского района распускал слухи, что на село идет вооруженная банда, и погранотряд с ней не справится. В Кызласовском сельсовете учитель Н. Топоев, ранее привлекавшийся по контрреволюционному делу, пытался сорвать выборы, агитируя против казенных кандидатов.
Предвыборная кампания вскрыла всю глубину бесправия населения. Информатор М.П. Барышников сообщил, что в Емельяновском районе встречается масса нарушений Устава сельхозартели. Правление колхоза «Серп и Молот» за год наложило штрафов, выговоров и других взысканий на 171 колхозника, что составляло 70 процентов всех трудоспособных.
В колхозе «Первое мая» за невыход на работу в течение двух дней оштрафовали тов. Бичева на 5 трудодней и 50 рублей деньгами, но так как он несовершеннолетний, деньги взыскали с его отца.
В колхозе «Ленина» Зеледеевского сельсовета по вине бригадира Михалюк в течение месяца не начисляли трудодни восьми колхозникам, работавшим на зерносушилке.
Жаловаться на деревенский произвол было не куда. В Каннском райисполкоме жалобы населения попадали в руки чиновников без предварительной регистрации, а те их неделям таскали в портфелях. Председатель Карапсульского сельсовета Михненко отобрал корову у кузнеца Скачкого, когда тот перешел в другой колхоз. При изъятии председатель издевался над кузнецом и избил его 16-летнюю дочь. Президиум райисполкома долго тянул, потом решил передать дело на рассмотрение комиссии по нарушению ревзаконности. Однако жалоба осталась не разобранной.
Отдельные народные избранники не отчитывались ни разу со дня выборов в 1934 году. Среди них были и члены Красноярского горсовета Пузаков, Зыков и Жуков. По данным Крайисполкома только 423 из 843 сельсоветов отчитались перед избирателями.
Накануне выборов Центральная избирательная комиссия разослала секретную телеграмму серии «Г», которая не подлежала передаче по радио и телеграфу, за подписью Георгия Маленкова. Он строго предупредил, что в печати не должны оглашаться никакие количественные результаты голосования. Сообщить прессе можно было лишь фамилию избранного депутата без указания полученных им голосов.
Итоги голосования были зафиксированы в Кратком курсе истории ВКП(б). В выборах участвовали свыше 91 из 94-х млн. избирателей, или 96,8 процента. Из них за блок коммунистов и беспартийных проголосовало 98,6 процентов. Только 632 тыс. человек, менее одного процента, голосовали против коммунистов.
Все кандидаты оказались избранными. Всего членами Верховного совета стали 855 коммунистов и 288 беспартийных. Первая его сессия проходила в Москве 12-19 января 1938 года.
Однако в марте 1939 года Иосиф Сталин вернулся к итогам выборов на XYIII съезде компартии. Он предупредил: «Никто не смеет оспаривать, что наша Конституция является наиболее демократической в мире, а результаты выборов в Верховный Совет СССР наиболее показательными. В итоге всего этого мы имеем полную устойчивость внутреннего положения и такую прочность власти в стране, которой могло бы позавидовать любое правительство в мире».
Затем вождь продолжил: «Некоторые деятели зарубежной прессы болтают, что очищение советских организаций от шпионов, убийц и вредителей, вроде Троцкого, Зиновьева, Каменева, Якира, Тухачевского, Розенгольца, Бухарина и других извергов поколебало будто бы советский строй, внесло разложение. Эта пошлая болтовня стоит того, чтобы поиздеваться над ней. Как может поколебать и разложить советский строй очищение советских организаций от вредных и враждебных элементов?
Троцкистско-бухаринская кучка шпионов, убийц и вредителей, пресмыкавшаяся перед заграницей, проникнутая рабьим чувством низкопоклонства перед каждым иностранным чинушей и готовая пойти к нему в шпионское услужение, - кучка людей, не понявшая того, что последний советский гражданин, свободный от цепей капитала, стоит головой выше любого зарубежного высокопоставленного чинуши, влачащего на плечах ярмо капиталистического рабства, - кому нужна эта жалкая банда продажных рабов, какую ценность она может представлять для народа и кого она может разложить»?
*****
70 лет назад Сталинской группировке удалось подавить оппозицию и провести декоративные выборы, установив на многие десятилетия своеобразный политический режим. Свободные от капитала граждане попали в рабство бюрократии.
Впервые такой режим сложился в древней Римской республике после долгих и кровавых междоусобиц. Граждане продолжали ежегодно выбирать двух консулов и других магистратов, не замечая, что их республика давно превратилась в империю. Удачливые военные вожди становились императорами и назначали себе наследников. Позднее владычица античного мира истощила себя в постоянных войнах и развалилась на куски под ударами азиатских варваров.
Анатолий ИЛЬИН,
кандидат исторических наук