«Кем окружил себя Кызласов?»
Уже дважды писалось в нашей газете о том, что председатель Хакоблпотребсоюза Кызласов замешан в буржуазно-националистических делах. Казалось бы, что после этих сигналов парторганизация облпотребсоюза, а равно и райком партии обязаны были немедленно заняться тщательной проверкой личности Кызласова и его практической работы в потребсоюзе. Однако, несмотря на истечение уже длительного периода со дня опубликования в газете сигнала, с ним до сих пор ничего не сделано.
Практическая работа Кызласова в облпотребсоюзе внушает серьезную тревогу. Кызласов окружил себя родственниками и друзьями, аппараты сельпо засорил баями, кулаками, жуликами, растратчиками и прочей антисоветской нечистью. Вся эта банда вредителей причинила системе потребкооперации немалый ущерб. Около полумиллиона рублей кооперативных средств расхищено и растранжировано. Директором Абаканского универмага поставил своего родственника, Б.-Тейского бая Кичеева, а пом. директора универмага – известного бая Доможакова Ивана. Бухгалтер «Заготконторы» – Чаркова, дочь высланного бая, племянница самого Кызласова; калькулятор потребсоюза – Абдин (Степан Никитич), сын высланного бая, его брат к тому же осужден за контрреволюционные дела; заведующий курсами «Хаксоюза» – Спирин, сын бая; бухгалтер товарной группы – Бытотов, брат махрового буржуазного националиста, с которым он был тесно связан; бухгалтер – Алагашева, жена бая; инспектор-ревизор – Козмин, бывший белый офицер, ранее вычищавшийся из советского аппарата; зав. транспортным отделом – Еремеевский, кулак, который, кстати сказать, скрывал у себя двух контрреволюционеров, и другие. Так выглядит аппарат «Xаксоюза». Но нити тянутся и в систему. В Бейском районе зав. магом работает административно высланный Мутиц. В Сабинском сельпо работает счетоводом сын Табатского купца Казанцев, а председателем этого сельпо – сын Матурского кулака Логинов. Зав. Верхне-Кандырлинским отделением работает Чепсараков, растративший около 2000 рублей. Долгое время в облпотребсоюзе работал зав. орготделом Султреков, который при прямом содействии Кызласова насадил в системе жуликов и растратчиков. Зав. торготделом «Хаксоюза» сейчас работает некто Колесников, который вторично исключен из партии за саботаж: сознательно сорвал план товарооборота в области, выполнив его за третий квартал только на 60%. Он тоже засорял торговые точки враждебными элементами, над честными же специалистами издевался.
Если ко всему этому прибавить еще и то, что Кызласов является воспитанником бая и что его у него брат – крупный растратчик, что имел он связь с ныне разоблаченными буржуазными националистами Торосовым и другими, то становится понятным, за кем Кызласов шел, чью проводил линию, чьи осуществлял интересы и почему привел к развалу системы потребительской кооперации. Б.Кедров».
«Советская Хакасия», № 241, 18 октября 1937 г.
Кызласов Роман Афанасьевич родился 31 декабря 1896 года в улусе Кызласов Аскизского района, в бедняцкой семье. Выдержки из его автобиографии, хранящейся в личном деле бывшего партийного архива Республики Хакасия:
«Родители занимались сельским хозяйством. Старшие братья работали в батраках у баев и кулаков. В 1901 г. родители умерли, мы, 4 чел., остались сиротами. Росли у родственников в с.Бея У.-Абаканского р-на. До 1915 года батрачил у баев, после работал на руднике в Минусинске, где овладел русским языком. В 1919 г. окончил в Минусинске кооперативно-счетоводческие курсы, в 1921 году окончил в Красноярске курсы по внешкольному воспитанию. В Ленинграде окончил подготовительные курсы рабфака и поступил учиться в институт. В 1934 году окончил Ленинградский торговый институт, планово-экономический факультет, получил специальность плановика-экономиста-синтетика. Жена в Ленинграде окончила пединститут им.Герцена. Работает учительницей в Абаканском педтехникуме, имею 3-х детей: сын учится в 6 классе, дочь во втором классе...».
Из воспоминаний его дочери, Кызласовой Клары Романовны: «Арест моего отца – это катастрофа моего детства. Здесь оно кончилось, мне было 10 лет. Отец для нас был идеалом, и всю жизнь мы брали с него пример. Это горькое событие в моей жизни много лет пролежало на дне души, и я всегда чувствовала его опаляющее дыхание. Я живой свидетель ареста отца.
11 ноября 1937 года был морозный день. Отец переживал и знал, что его посадят, так как в газете появилась статья, обвиняющего его как «врага народа». Жили мы по улице Розы Люксембург, рядом с облпотребсоюзом. Поздно вечером, когда все легли, раздался настойчивый стук в дверь. Я в одной рубашонке, босиком, встала и открыла дверь. Резко рванув дверь, вошли двое в черных пальто и спросили отца. Он уже выходил, полуодетый, из комнаты. Мать с десятимесячным братом на руках – следом. Оттеснив меня к стене, мужчины пропустили понятого – нашего соседа Колесникова – и объявили отцу, что он арестован, предъявили ордер на обыск. Мне не разрешили лечь в постель, тщательно перетрясли белье. Перерыли все вещи в квартире, по листку пересмотрели все книги в шкафу отца. Забрали его дневники и оружие, на которое у него было разрешение...
Мы с мамой стояли потрясенные. Когда уводили отца, он сказал нам: «Не беспокойтесь, я вернусь, разберутся, – и, обращаясь ко мне. – Больше никому и никогда сама не открывай дверь». С тех пор мы отца не видели. Нашу семью выселили, жили на окраине города, мать уволили с работы как члена семьи «врага народа», но после неоднократных обращений к Сталину и Вышинскому ее восстановили на работе. За ее работой в педучилище установили слежку. Зимой мать на санках возила передачи отцу в Минусинскую тюрьму, обратно возвращалась усталая, замерзшая. Весной 1938 года его увезли в Красноярск. О его смерти мы ничего не знали около 20 лет».
Через месяц после ареста, 12 ноября 1937 года, Усть-Абаканский РК партии
принимает решение «исключить Кызласова Романа Афанасьевича из членов ВКП(б) за
расхищение социалистической собственности и как врага народа – буржуазного
националиста».
Чтобы выбить «признательные показания», сотрудники НКВД применяли незаконные
методы ведения следствия. Кызласову сказали, что на допросах бывшие руководители
области дали показания, что он тоже является членом контрреволюционной
правотроцкистской националистической организации и проводил активную
контрреволюционную практическую деятельность. На очередном допросе, 31 декабря
1937 года, Кызласов Р.А. был вынужден подписать протокол, подтвердить требования
следователя Казакова, что в 1935 году вступил в националистическую организацию,
задачей которой было поднять вооруженное восстание в Хакасии. Контролировать
работу учреждений и, в первую очередь, почтово-телеграфное ведомство, затем
быстро продвигаться к железнодорожной магистрали, произвести
диверсионно-вредительские акты, тем самым отрезать пути Красной Армии для
подавления восстания и дать возможность интервентам быстрее соединиться с
повстанцами. По заданию областной организации проводил в облпотребсоюзе
контрреволюционную деятельность, направленную на создание недовольства среди
населения, умышленно искусственно замораживал товары на складах: в октябре
месяце 1937 года склады были закрыты на 16 дней. В результате сельпо были
оставлены без товаров. Кроме того, умышленно засорял аппарат облпотребсоюза
классово чуждыми элементами. Потребкооперация систематически не выполняла план
по заготовке кожсырья, тем самым подрывалась экономическая финансовая база.
21 июля 1938 года на заседании Военной Коллегии Верховного Суда СССР Кызласов
Р.А. не признал себя виновным в предъявленных ему обвинениях. Суд приговорил его
к расстрелу. В тот же день вместе с ним были расстреляны: Селигеев П.Е.,
Угдыжеков В.В., Кузугашев А.И., Интутов Я.К., Топоев Н.В. и другие руководители
области из Хакасии.
О судьбе Кызласова Р.А. постоянно беспокоилась семья. Они пишут запросы во все инстанции, жив ли он и если умер, то где, когда.
Перед Отечественной войной семья получает сообщение УНКВД: Кызласов Р.А. в 1938 году осужден на 10 лет лишения свободы без права переписки.
После смерти Сталина на основании указаний МГб Абаканский ЗАГС выдает свидетельство о смерти.
Свидетельство о смерти № ВЭ 182525
Гр.Кызласов Роман Афанасьевич, 1896 г. рождения, умер второго августа 1939 года, о чем в книге записей актов гражданского состояния о смерти 1956 года февраля месяца 18 числа произведена соответствующая запись за № 38. Место регистрации: Абакан, ЗАГС.
2 марта 1956 г.
Зав. бюро ЗАГСа г.Абакана
Свидетельство о смерти
Гражданин Кызласов Роман Афанасьевич умер 21 июля 1938 года в возрасте 42 лет. Причина смерти – расстрел. Место смерти – город Красноярск. Место регистрации: отдел ЗАГСа, г.Абакан.
3 мая 1990 г. 111-Ба № 266446
Кызласов Роман Афанасьевич определением Военной Коллегии Верховного Суда СССР от 6 февраля 1958 года за отсутствием состава преступления посмертно РЕАБИЛИТИРОВАН.
Его имя носит Кызласовская средняя общеобразовательная школа Аскизского района.
31 июля 1968 года Хакасский обком ВКП(б) принял решение о партийной реабилитации Кызласова Р.А.
О посмертной реабилитации
Кызласова Романа Афанасьевича
Определением Военной Коллегии Верховного Суда СССР от 6 февраля 1958 года приговор Военной Коллегии Верховного Суда СССР от 21 июля 1938 года в отношении Кызласова Р.А. по вновь открывшимся обстоятельствам отменен и дело за отсутствием состава преступления прекращено. 4 июля 1968 года сын Кызласова – Кызласов Леонид Романович – обратился с заявлением в Хакасский обком КПСС о посмертной реабилитации отца – Кызласова Р.А. в партийном отношении.
Бюро обкома КПСС ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Постановление бюро Усть-Абаканского райкома ВКП(б) от 22 ноября 1937 года об исключении Кызласова Романа Афанасьевича из членов партии отменить как неправильное и реабилитировать его посмертно в партийном отношении
Секретарь обкома КПСС (А.Данковцев)