Бондарева В.Н.,
Лысенко И.С.
13–15 апреля 2009 г. в Новобирилюссах (Бирилюсский район Красноярского края) прошёл краевой семинар «Проблемы музейного проектирования. На примере темы «Политические репрессии» (1930–1950-е гг.). Инициаторами проведения методического семинара стали сотрудники Красноярского культурно-исторического музейного комплекса.
Многолетняя практика музейного проектирования ККИМЦ по теме репрессий привела организаторов семинара к пониманию, что эта тема, являясь одной из сквозных для любого музея на территории Красноярского края, до сих пор мало изучена и слабо представлена в них. Объективных и субъективных причин для этого достаточно. Так родилась идея проведения выездного семинара на базе Новобирилюсского районного краеведческого музея.
Новобирилюсский музей – типичный муниципальный музей Красноярского края. Он достаточно удален от центра, активно работает с местным сообществом. Несмотря на то, что музей расположен в неприспособленном помещении (в жилом доме), имеет хронологически выстроенную экспозицию, рассказывающую историю своего района на фоне истории России.
«Мне безумно повезло! Мне посчастливилось побывать в Новобирилюссах! Встретили нас радушно в Доме культуры. Вживую послушали мужские голоса. А какие песни исполняли художественные коллективы! Спасибо вам, бирилюссцы, за тёплый приём» / Л.С. Акулич.
Сотрудники музея давно и серьезно занимаются вопросами реабилитации репрессированных жителей района. Отметим, что около 70% местного населения – это потомки бывших репрессированных. По инициативе работников музея установлены два памятных знака.
«Главное для нас, проживающих в районе с трудной экономикой, благодаря семинару в глазах всего населения поднялся престиж районного музея. Возрос до небес!» / Н.А.Лактионова.
Проведение семинара представляло собой совмещение двух форм: семинара и тренинга. Семинар-тренинг был направлен на историческое погружение в тему репрессий, на обогащение знаний и расширение кругозора в данной теме.
Основная проблема, вокруг которой выстраивалась работа, это интерпретация темы репрессий в музейных практиках и проблемы её проектирования с последующим экспонированием.
Разрабатывая проект семинара, мы понимали, что готовим его для очень неоднородной аудитории. Ведь участники семинара – сотрудники музеев разного профиля, с разным стажем работы в музее и даже с разным личным отношением к теме. Учитывая эти особенности, мы понимали, что необходимо сформировать в аудитории общее проектное пространство и сделать погружение в тему.
Для исторического погружения в тему была приглашена к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории КГПУ Е.Л. Зберовская. Ее лекция называлась «Политические репрессии в СССР в 1930–1950-е гг. Предмет исследования в современной исторической науке».
Работа в группах по созданию собственного проекта, последовавшая после погружения, позволила оформить идеи в виде проекта и, самое главное, овладеть пошаговой методикой претворения в жизнь идеи, пусть даже самой фантастической.
Методологическое погружение ввело аудиторию в особенности музейного проектирования. Участникам была представлена система методов проектирования музейной экспозиции, особенности и новые тенденции, которые необходимо иметь в виду, начиная работу над музейным проектом. Внимание участников семинара было обращено на такие распространённые проблемы, связанные с восприятием музейного продукта, как «клиповое сознание» и так называемая «разруха в головах». Методология музейного проектирования не возможна без постановки цели, задач, выбора объекта и предмета проектирования, определения проблемной ситуации. Отдельно остановились на проблеме концепции как стержневой основе любого проекта.
Красноярский культурно-исторический музейный комплекс занимается темой политических репрессий с конца 1980-х гг. Приобретённый музеем опыт может быть полезен с разных сторон: экспозиционной, исследовательской, методологической. Многолетние наработки музея и позволили провести этот семинар-тренинг.
Семинар-тренинг проводился для директоров музеев края, научных сотрудников музеев и других творческих работников, участвующих в создании проекта (веб-дизайнеры, художники).
Однако в нём принимали участие не только краеведческие музеи, но и музеи узкой специализации – художественный музей г. Дивногорска, музей археологии п. Подгорный и т. д. Ведь репрессии коснулись почти всех районов и городов края.
Если разбить Красноярский край на территориальные зоны (север, юг, запад, восток), то в каждой из них есть музеи, которые в своей деятельности занимаются исследованиями в области политических репрессий.
Все музеи различны по уровню профессионализма сотрудников и их опыту работы в музейной сфере, масштабам и историческим традициям. Семинар подразумевал обмен творческими идеями. Необходимо было поделиться достижениями и провести работу «над ошибками», чтобы другие смогли их избежать, а также выявить способности к проектированию и сформировать умение работать в команде.
Поскольку семинар был рассчитан на вскрытие и решение самых трудных моментов в работе с темой, на открытое обсуждение интересующих вопросов, следует остановиться на проблемах, которые выявил семинар.
Анализируя итоги семинара, мы отметили ряд проблем мировоззренческого характера.
Во время погружения в тему прозвучало мнение, что русское эвакуированное население находилось в не менее худших условиях в период Великой Отечественной войны, чем репрессированные граждане. Мы считаем, что в представлении темы «Политические репрессии» до конца не осознан принцип нарушения прав человека. Очевидно, что трудно измерить страдания отдельного народа в годы войны. И не следует выяснять, какой народ пострадал больше. Речь идёт о лишении человека права выбора и свободы.
К сожалению, до сих пор даже у сотрудников музеев (которые профессионально занимаются сохранением, изучением и представлением истории) не сформированы объективные представления об истории места, страны, в которой они живут.
Говоря о мировоззренческих трудностях, стоит отдельно остановиться на проекте «Потерянное наследие» (о репрессированной интеллигенции), представленном участникам семинара в рамках погружения в тему.
Вопросы вызвала концепция проекта, представляющая новые подходы в экспонировании. На территории экспозиции не находилось ни одного подлинного исторического предмета. Использовались только старые книги и ксерокопии фотографий репрессированной интеллигенции. Идея потерянного наследия доносилась через художественные образы и созданное чувственное пространство, а не конкретные предметы. Реакция людей на провокацию (ступать или не ступать на разложенные по полу книги), заложенную в проекте, стала своего рода нематериальным наследием, которое можно получить и ощутить при помощи этого проекта.
Некоторые участники семинара выразили обеспокоенность по поводу отсутствия музейных предметов в проекте. А самый главный вопрос «что вынесет с выставки посетитель?» говорит о недопонимании роли художественного решения темы в музейном пространстве и важности создания эмоционального восприятия проекта. Как передать современным детям, молодежи состояние того далекого времени, весь его ужас и трагизм, величие и стойкость духа?
К сожалению, традиционное понимание экспозиции довлеет даже во время современного проектирования. Некоторым участникам семинара трудно представить тему репрессии через художественные образы.
При обилии информации, идущей из разных СМИ, не всегда верно делать ставку на насыщение выставки фактами. Проблема традиционного подхода к такой непростой и сложной теме, как репрессии, опасна превращением её в скучный информационный балласт, который никому не нужен.
К слову сказать, неоднозначно была воспринята положительная оценка роли репрессий для истории страны, которая набирает обороты и активно присутствует в современной литературе. По мнению некоторых исследователей, политические репрессии – необходимый шаг для экономического рывка страны в 1930-е, когда нужно было осваивать территории и природные богатства, а впоследствии и восстанавливать экономику, разрушенную Великой Отечественной войной.
Проблема непрофессионализма в теме «Политические репрессии» так же имела место.
Мы исходим из того, что прямой обязанностью учреждения культуры, является исследование и транслирование истории родного края. Однако некоторые музейные работники полагают, что можно избирательно подходить к истории и самостоятельно определять периоды, темы, как для исследования, так и для экспонирования в своём музее.
Мнение учёного о необходимости осознанного отношения к теме репрессий при её экспонировании и формировании личного отношения у участников семинара так же вызвала неоднозначную реакцию. Сотрудники музеев считают себя достаточно осведомленными по этой теме, которая для некоторых музеев и вовсе не представляет интереса. На наш взгляд для краеведческого музея тема репрессий представляет собой один из аспектов региональной истории. На самом деле, обнажилась проблема личной ответственности музейщика за то, что он предлагает в экспозиции посетителю. Следует помнить, что музей – не место, где можно продвигать личные взгляды. Разместить подобранные по определённой тематике картинки на стене не составляет труда. Главное – что несёт в сознание посетителя выставка? Какие вопросы она ставит перед человеком, пришедшим в музей? Таким образом, сотрудник музея должен работать не только с историческим материалом, но в первую очередь с самим собой, вести внутренний диалог, а это самое трудное. Продвигать не собственные убеждения, а объективные и достоверные факты, способствующие формированию личной позиции у посетителя на то или иное событие, явление, не пытаться навязать свое мнение.
«Продвижение проектной деятельности в музеях началось в нашем крае в 1990-е гг. Этот семинар показывает, что эти технологии уже стали частью музейной жизни. Участники семинара разработали актуальные проекты, которые можно реализовывать в своих музеях. Тема проектов относится к острой, так называемой негативной истории. Реализация проектов будет содействовать формированию толерантного, гражданского общества» / Л.Л. Карноухова.
Работа в группах выявила некоторые проблемы методологического характера, присутствующие в музейной работе.
Во-первых, некоторые сотрудники музеев испытывают затруднения в постановке задач, целей и выявлении проблемы, что имеет существенное значение в разработке концепции музейного проекта. В противном случае проект будет рассказывать, что называется, «обо всём и ни о чём» и в идеологическом плане он «рассыплется». Следование методологическим принципам позволяет объединить порой разнородные музейные предметы в целостный образ, который предстаёт перед посетителем.
Во-вторых, работа в группах ярко продемонстрировала проблему недостаточности общения музейщиков между собой. Контакты налажены только между музеями соседних районов. А порой и такого не наблюдается. Сотрудники крайне мало знают об опыте коллег из других музеев края.
«Проектной деятельности сколько ни учись, всё равно мало. Хотя я бы отметила, что работать в таких импровизированных группах не всегда полезно. Уровни музеев разные. Хорошо если рядом более сильный музейщик, поработаешь с пользой. А если – нет, то работать неинтересно. А вообще-то большое спасибо!» / Т.М. Бернятцкая.
В-третьих, семинар выявил дефицит методологии и системной работы в некоторых музеях края, из-за чего работа ведётся разово и без программного подхода.
Во время защиты проектов определилось три важных ориентира, к которым музеям следовало бы стремиться в своей работе.
Необходимо показывать, насколько это возможно, «вклад» репрессированных в развитие региона. Целые города на севере Красноярского края были построены руками заключённых (Норильск, Игарка). Однако такой подход не должен стать аксиомой для всех проектов.
По мнению сотрудников музеев, важно показывать жизнь репрессированных в Сибири во всем ее многообразии – и тяготы несвободы, и светлые стороны их пребывания, помогавшие выжить в непростых условиях.
С ним связан другой ориентир – это развеивание мифов. Мифы, как известно, базируются на простом незнании истории или фактах, искаженных политической конъюнктурой.
Придавать проекту по политическим репрессиям социальную значимость и встраивать его в культурную инфраструктуру района – это ещё один ориентир, высказанный во время защиты проектов.
Семинар-тренинг был спланирован таким образом, чтобы работа в группах завершилась коллективным анализом и здоровой критикой созданных проектов.
«Семинар понравился, приём тоже. Интересно познакомиться с новым местом. Очень полезно и интересно погружение в проект на конкретную тему в группе люде разного возраста и профессиональной подготовки. Взаимное обогащение идеями, новые мысли появляются, кругозор расширяется. Понравился музей. В нём тепло и интересно» / Л.А. Надеева.
В конце работы были отмечены наиболее удачные проекты, прозвучали рекомендации по проектированию: необходимость масштабировать проект и использовать фактический материал.
За короткий срок участники семинара-тренинга прошли путь от выработки идеи до разработки механизмов реализации проекта. Многие из участников проявили командный дух и готовность работать в группе, что крайне важно для проектной работы.
«Главная цель семинара – побудить людей к мышлению – достигнута. Я получила стимул для дальнейшей работы в этой теме и опыт работы в проектной деятельности» / Т.В. Игнатьева.
Самый большой результат семинара заключается в том, что работники музеев создали базу для совместной работы, а в некоторых случаях и пополнили банк идей для реализации новых проектов. Озвученные идеи проектов («Я репрессирован», «Один мир – два полюса», «Ссыльная тропа», «Фонд-140 С. Не секретно…») могут быть взяты на вооружение в деятельности любого из музеев-участников и реализованы в самых разных сферах: туризме, образовании.
Через собственный опыт участники семинара пришли к пониманию необходимости создания сетевых проектов, за которыми будущее в региональном музееведении.
К важному результату можно отнести и то, что после окончания семинара (как и во время его проведения) участники активно обменивались контактами и идеями о совместных проектах.
Семинар показал, что с темой репрессий могут работать не только краеведческие музеи, но и музеи узкой направленности, в чьи функции не входит глубокое изучение истории по отдельным проблемам, к которым относится тема «Политические репрессии».
Проблемы, выявленные во время семинара, и заинтересованность музейщиков в работе с данной темой, говорят о необходимости сохранения семинара как формы работы. Он показал важность институционального общения в музейной сфере и межличностных контактов, а также необходимость постоянного повышения квалификационного уровня, как в общемузейной практике, так и в теме «Политические репрессии».
«Краевой семинар дал многим маленьким музеям определённый стимул в работе, поднял планку нашим изысканиям» / Н.А.Лактионова.
Краевым музеям, территориально удалённым от Красноярска, испытывающим дефицит финансовой поддержки и информационный вакуум, помощь подобного рода и опыт коллег крайне необходимы.
Формирование нового гражданского общества, толерантности, патриотизма – это не только демонстрация блестящих побед, но объективный и вдумчивый разговор об ошибках и заблуждениях. Как сделать так, чтобы он никогда не повторился, этот жестокий урок советской истории…