Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Репрессии в Теси


ПОГОСТ-СТРАНА

РАСПОРЯЖЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 15 августа 2015 г. №1561-р на государственном уровне принята к реализации «Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий» (см. приложение 1), включающая в себя «разработку образовательных и просветительских программ по этой теме с их последующим включением в общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования».

Цитата: «За прошедшее после 1953 года время в России процесс реабилитации не был завершен. Точное число репрессированных лиц остается неизвестным. Общенациональный памятник жертвам политических репрессий не установлен. До сих пор не проведена необходимая работа по выявлению мест захоронения жертв репрессий. В ряде регионов (Алтайский край, Республика Коми, Республика Татарстан, Псковская и Самарская области и др.) в изданных книгах памяти названы почти все репрессированные, но в некоторых субъектах Российской Федерации таких книг памяти до сих пор нет. Недопустимыми являются продолжающиеся попытки оправдать репрессии особенностями времени или вообще отрицать их как факт нашей истории».

Архипелаг ГУЛАГ по-прежнему нуждается в открывателях

«…Из документа следует, что правительство РФ стремится изменить уже существующие законы так, чтобы задача сохранения памяти о жертвах сталинского террора решалась властями всех уровней более эффективно.

В частности, помимо имевшегося у власти и раньше права увековечивать память репрессированных, правительство хочет обязать госорганы и муниципалитеты включать места захоронений жертв репрессий в реестр объектов культурного наследия. И если раньше те же НКО, региональные «Мемориалы» государство «гоняло, как мышей», пугая статусом «иноагента», теперь оно предлагает оказывать НКО и гражданам, занятым сохранением памяти о сталинских репрессиях, поддержку со стороны органов госвласти и местного самоуправления.

15 августа 2015 года правительство утвердило Концепцию госполитики по увековечиванию жертв политических репрессий, и, дабы привести законодательство в соответствие с ней, Минюст разработал данный законопроект — прокомментировал новую инициативу правительства председатель красноярского общества «Мемориал» Алексей Бабий — Закон 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» предлагается дополнить новой статьей, закрепляющей право органов госвласти и местного самоуправления «реализовывать меры по увековечению памяти и поддерживать деятельность организаций и граждан в этой сфере».

-Не вполне понятно, кто их этого права лишал, оно у них всегда было. Некоторые этим правом пользовались, например, администрация Красноярского края, которая организовала и финансирует издание «Книги памяти жертв политрепрессий». Вот если бы вменили в обязанность по закону, было бы гораздо лучше — тогда, например, Новосибирск не мучился бы с изданием той же «Книги памяти…», выпрашивая раз в несколько лет средства на очередной том. Но новая инициатива правительства даст небольшие, но козыри в руки гражданам, которые будут убеждать органы госвласти в тех или иных мерах по увековечению.

Далее. «Устанавливается, что при обнаружении мест захоронения жертв массовых репрессий орган местного самоуправления должен направлять в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России». Пункт неплох, если будет работать. Сейчас с этим большая проблема, особенно если учесть, что такие захоронения нередко обнаруживаются при строительстве различных объектов. И тогда людские останки просто сгребают в кучу и сваливают в какой-нибудь овраг. Теперь можно надеяться, что при выявлении захоронений эти места не будут застраиваться, и прах не будет вывозиться самосвалами на свалку. Если хотя бы это будет сделано, уже хорошо — а там понемногу можно ставить и памятные знаки. И власти как минимум не должны мешать этому, а по возможности помогать.

Законопроектом предусмотрено дополнение перечня социально ориентированных НКО, которым может оказываться поддержка со стороны органов госвласти и местного самоуправления, организациями, занимающимися деятельностью по увековечению памяти». Опять-таки неплохой пункт. Например, в этот список попадут региональные «Мемориалы», а это какая-никакая, но охранная грамота. В разных регионах ситуация разная, на некоторые местные «Мемориалы» «наезжают». Это поможет им и в финансовом плане: ныне некоторые тендеры объявляются только для социально ориентированных НКО.

То есть предложения неплохие, хотя не кардинальные.

Что будет, если все органы власти в регионах и на местах воспользуются правом и решат увековечить память жертв большевистского террора? Топография репрессий примерно известна, «дорожных карт» террора, более или менее точных, хватает. Поэтому сразу ясно: эти идеи — абсолютная маниловщина. На погосте жить, всех не оплачешь. Прекрасные намерения правительства потонут в доставшейся ему тяжелой, вязкой стране. Наверное, одна Москва в  силах будет разметить точки, отрезки и локализации безусловного зла. А остальная страна? А Сибирь, чья индустрия вся на костях зэков? Сегодняшняя Россия — порождение ее азиатской окраины, сибирских углеводородов и металлов. Но региональные и местные бюджеты здесь — дыра на дыре. Москва не хочет менять межбюджетные отношения и перераспределять налоговые потоки. Москва не собирается подкреплять финансовым ресурсом те полномочия регионов, о которых им напомнили. А значит это — лишь слова, не более. Но и за них спасибо. Их могло бы вовсе не быть.

Только если проявят добрую волю и «скинутся» О. Дерипаска, В. Потанин, М. Прохоров и др., чьи активы базируются на телогрейках с номерами, чьи яхты и бизнес-джеты выплавлены из зэковских жил… Вот весь этот сырьевой бизнес мог бы профинансировать, например, создание точной карты ГУЛАГа, его энциклопедии, учебников о нем… Это, в конце концов, вопрос самосохранения.

Ну, если это не актуально, тогда — вопрос чести. У Романа Абрамовича дед, депортированный из Литвы, погиб в Краслаге. Пока на картах с той или иной точностью показывают только лагеря, и то криво-косо: лагуправления путают с лаготделениями, названия даны не официальные, а народные и т. д. Последнее детальное исследование структуры лагерей — это «Система исправительно-трудовых лагерей в СССР» Но оно уже несколько устарело. И вообще в голове обывателя ГУЛАГ и репрессии ассоциируются только с лагерями и расстрелами, хотя были еще — и в большем количестве — спецпоселенцы, лишенцы и т. д. В Красноярском крае существовало великое множество спецпоселков для ссыльных, все их даже в ГУВД не знают. Список их еще только предстоит написать.

Для понимания фронта работ — приведем некоторые сведения об островах ГУЛАГа только в Красноярском крае, Хакасии и Туве. За основу взяты данные из «Книги памяти жертв политических репрессий Республики Хакасия, том 3». По порядку указаны время существования, дислокация, профиль производства, численность.

1. ВОСТОЧНО-СВИНЦОВОЕ УПР. и ИТЛ ЕНИСЕЙСТРОЯ
1950–1952; Красноярский край, пос. Свинцовый Рудник. Геологические работы, добыча свинца. На 01.10.1951 — 872 з/к, в т.ч. осужденные за к/р преступления.

2. ЕНИСЕЙСКИЙ ИТЛ СГУ (Енисейлаг)
07.06.47–29.04.53; г. Красноярск. Подземная добыча золота, камня, гравия, заготовка дров и др. работы. На 01.01.1949 — 5673 з/к; на 10.07.1952 — 1852 з/к, в т.ч. 285 осужденных за к/р преступления.

3. ЕНИСЕЙСКИЙ ИТЛ (Упр. Енисейского ИТЛ и колоний, Енисейлаг)
16.11.1940–31.08.1941; г. Красноярск. Строительство сульфитно-спиртовых и гидролизных Красноярского, Усть-Абаканского и Канского заводов, Красноярского аффинажного завода. На 01.09.1941—11978 з/к.

4. ЕНИСЕЙСКИЙ ИТЛ и СТРОИТЕЛЬСТВО 503 (Енисейжелдорлаг)
05.02.49–12.11.49, реорганизован в Северное управление лагерей ж/д строительства; пос. Ермаково Игарского р-на. Строительство 503-го восточного участка ж/д ст. Чум — Салехард — р. Пур — Игарка с паромной переправой. На 01.11.1949 — 29260 з/к.

5. ИТЛ АФФИНАЖНОГО ЗАВОДА №169 (ИТЛ Красноярского аффинажного завода, Аффинажстрой) 05.06.41–14.09.51; г. Красноярск. Строительство Красноярского аффинажного завода, производство платиновых металлов, работа в особом проектно-конструкторском и технологическом бюро. На 01.01.1943 — 1813 з/к.

6. ГОРНЫЙ ЛАГЕРЬ (Особый лагерь №2, Особлаг №2, Горлаг)
28.02.48–25.06.54, позже объединен с Норильлагом; р-н Норильска. Строительство Норильска, шахты 11, 13, 15–18, кирпичные заводы и др. На 01.01.1952 —20218 з/к, большая часть заключенных — за к/р преступления.

7. ГРАНИТНЫЙ ИТЛ и СПЕЦИАЛЬНОЕ УПР. СТРОИТЕЛЬСТВА 505
1950 г., ст. Базаиха Красноярской ж/д. Строительство ж/д. На 01.10.1950 — 5608 з/к, приказ нач. ГУЛАГа от 09.10.1950 довести численность лагеря до 12500 з/к.

8. ИТЛ «ДС» ЕНИСЕЙСТРОЯ
16.10.51, в 1953 г. переименован в Таежный ИТЛ; г. Красноярск, входило 12 лаготделений. Разработка месторождений «Юлия», «Киялых-Узень», «Туим» и месторождений Карышской группы, строительство шахты №9 в Черногорске, разработка Темирской, Актовракской геологоразведочных партий в Хакасии, строительство в Красноярске, Ачинске, Абакане, добыча слюды в районе ст. Камола. Численность: штатная — 20000 з/к, в т.ч. 3343 женщины, 1082 осужденных за к/р преступления.

9. ИТЛ и СТРОИТЕЛЬСТВО АКТОВРАКСКОГО КОМБИНАТА
24.05.52–29.04.53; Тувинская АО, с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского р-на. Строительство рудника и асбестообогатительной фабрики. На 16.01.1953 — 1380 з/к.

10. ИТЛ и СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ КРАСНОЯРСК — ЕНИСЕЙСК
21.11.52–29.04.53; г. Красноярск. Строительство ж/д Красноярск — Енисейск. На 20.03.1953 — 317 з/к; находились осужденные работники МВД, МГБ, прокуратуры, суда и юстиции.

11. ИТЛ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ РУДНИКОВ (Железлаг)
С 09.10.50, в 1953 г. переименован в Полянский ИТЛ; г. Красноярск. Горные работы, строительство ж/д туннелей, штолен, 10 шахт и др. На 01.04.1953 — 27 535 з/к.

12. КРАСНОЯРСКИЙ ИТЛ (Краслаг)
05.02.38–01.01.60; ст. Решоты Красноярского края. Лесозаготовки, строительство Канского гидролизного завода, изготовление лыж, строительство домостроительного цеха, железных и автомобильных дорог, жилищное строительство, лесозаготовки, производство кирпича, обувное и гончарное производство. На 01.09.1938 — 9924 з/к; 01.01.1943 — 16 410, в т.ч. 1316 женщин, 9724 осужденных за к/р преступления; 01.01.1953 — 30 546 з/к.

13. КРАСНОЯРСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО и ИТЛ ЕНИСЕЙСТРОЯ
20.07.49–16.10.51, реорганизован в «ДС» Енисейстроя; г. Красноярск. Строительство различных объектов. Численность: штатная 3000 з/к.

14. КРАСНОЯРСКОЕ УПР. СПЕЦИАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА и ИТЛ п/я 138 (ИТЛ п/я 4)
18.04.51–01.10.51, реорганизован в ЛО п/я 4; г. Красноярск. Строительство опытного электромеханического завода в Красноярске. На 06.1951 — 1449 з/к.

15. ЛАГЕРЬ МВД №33 ВОЕННОПЛЕННЫХ (японских военнослужащих) 10.45—04.47; г. Черногорск. Приблизительно 8700 солдат и офицеров. Лагерь имел 7 отделений в г. Черногорске, ст. Сон п. 311 Усть-Абаканского р-на, ст. Усть-Бюрь, урочище Катык Усть-Абаканского р-на, пос. Приисковом Орджоникидзевского р-на, руднике «Коммунар» и в с. Малой Сые Ширинского р-на, с. Райково Усть-Абаканского р-на.

16. МИНУСИНСКОЕ ЛО СТУ
14.07.47 — закрытие неизвестно; г. Артемовск Красноярского края. Работы для комбината «Минусазолото». Проект наполнения — 800 з/к, с последующим доведением до 2300 з/к.

17. НОРИЛЬСКИЙ ИТЛ (Норильлаг)
25.06.35–22.08.56; г. Норильск. Строительство и эксплуатация Норильского медно-никелевого комбината, строительство г. Норильска, рудников «Угольный ручей», «Гора Рудная», «Медвежий ручей», подземного рудника №7, ТЭЦ, заводов; с/х работы в с. Курейка и в с. Шушенское, др. На 01.10.1935 — 1200 з/к; 01.01.1943 — 30757 з/к, в т.ч. 594 женщины, 10 584 осужденных за к/р преступления; 01.01.1951 — 72490 з/к.

18. ОРЛОВСКИЙ ИТЛ (Орловлаг)
31.07.57–01.01.60; с. Орловка Рыбинского р-на Красноярского края. Обслуживание строительства 604. На 01.01.1959 — 4238 з/к.

19. ПОЛЯНСКИЙ ИТЛ
14.05.53, переименован из ИТЛ строительства железных рудников — 01.01.60; г. Красноярск. Строительство объектов 980 и 970, комбината 815, лесозаготовки. На 15.05.1953 — 16 099 з/к.

20. СЕВЕРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИТЛ и СТРОИТЕЛЬСТВА 503
12.11.49–21.07.52, передано Обскому ИТЛ и Строительству 501; пос. Ермаково, Игарский р-н Красноярского края. Строительство восточного участка ж/д ст. Чум — Салехард — р. Пур — Игарка, паромной переправы через Енисей, морского порта в Игарке и поселка в нем, укладка кабеля через Енисей, лесозаготовки, деревообработка и другие работы. На 01.01.1950 — 29 126 з/к.

21. СИБИРСКИЙ ИТЛ (СИБУЛОН, Сиблаг)
01.09.29–01.01.60; территории современных Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской, Томской областей и части Красноярского края, а также Казахстана. Лесозаготовки, животноводство, полеводство, строительство железных и шоссейных дорог, металлообработка, рыболовство и др. На 01.06.1930 — 24 284 з/к; 01.01.1938 — 78 838 з/к; 01.04.1942 — 70 370 з/к, в т.ч. 16 610 женщин и 24 388 осужденных за к/р преступления.

22. СТРОИТЕЛЬСТВО 994 и ИТЛ
20.03.50–07.09.50, передан в ИТЛ строительства горно-металлургических предприятий; г. Красноярск. Строительство Восточной конторы Главгорстроя МВД СССР, ЛЭП-110, ж/д ветки, автодороги и другие объекты. На 01.06.1950 — 1622 з/к.

23. ТАЕЖНОЕ ГОРНО-ПРОМЫШЛЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ и ИТЛ ЕНИСЕЙСТРОЯ (ИТЛ п/я 55)
20.07.49–16.10.51, преобразован в п/я 55; с. Таежное Канского р-на Красноярского края. Обслуживание Таежного горнопромышленного управления, 8 приисков, 8 обогатительных фабрик, 2 дренажных полигонов, электростанций, лесозавода, лесоразработки, мастерских, совхоза, 3 СМУ и др. На 1949-й — 5000 з/к.

24. ТАЕЖНЫЙ ИТЛ (Таежлаг)
14.05.53–10.07.53, передан в УИТЛК УМЮ по Красноярскому краю; г. Красноярск. Работы по строительству Красноярского порта, дома отдыха, работа в совхозе Шушенском. Численность неизвестна.

25. ТУГАЧИНСКИЙ ИТЛ (Тугачлаг)
05.11.52–29.04.53, влит в Красноярский ИТЛ; пос. Тугач Саянского р-на Красноярского края. Лесозаготовки, производство ширпотреба, с/х работы и др. На 12.01.1953 — 4781 з/к. Штатная численность при организации ИТЛ — 12 000.

26. УЛЕНСКОЕ ГОРНОПРОМЫШЛЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ и ИТЛ
24.11.1952–29.04.1953, подчинен Енисейстрою МВД; пос. Улень, Усть-Абаканский р-н, Хакасская АО. Строительство Уленского медно-молибденового предприятия. 500 з/к. После амнистии 1953 г. ЛО ликвидировано.

27. ХАКАССКИЙ ИТЛ (Хакаслаг)
14.05.1953–28.06.1955, подчинен: ГУЛАГ МЮ с 14.03.1953; ГУЛАГ МВД с 28.01.1954; УИТЛК МВД Башкирской АССР с 12.02.1954; Хакасская АО. Строительство комбината 18 МНП, ТЭЦ, ДОК. На 01.01.1948 — 2138 з/к; 01.12.1953 — 20 162 з/к, в т.ч. 7605 осужденных за к/р преступления.

Источники: справочник «Система ИТЛ в СССР».
Москва, 1998, а также приказы МВД, МЮ; ГАРФ.

Р.S. В Красноярске памятника жертвам политрепрессий нет, есть лишь памятный камень, пристроенный к Культурно-историческому центру, бывшему филиалу музея Ленина. Полигоны массовых расстрелов и захоронений застроены.

Есть такой камень в г. Минусинске


Поклониться памяти безвестно сгинувших

Алексей Тарасов. Новая газета 12.11.2015

Приложение 1. Всеобщая декларация прав человека

Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года

ПРЕАМБУЛА

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и
принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и
принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и
принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и
принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и
принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и
принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея

провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого разли

ия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 6

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его право субъектности.

Статья 7

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10

Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Статья 11

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Статья 12

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию.

Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Статья 13

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 14

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 15

1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Статья 16

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Статья 17

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Статья 18

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 19

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Статья 20

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Статья 21

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Статья 22

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Статья 23

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

Статья 25

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Статья 26

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 27

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Статья 28

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Статья 29

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 30

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

Источник: A/64, стр. 39—42.

Приложение 2. Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 15 августа 2015 г. №1561-р
МОСКВА

Утвердить прилагаемую Концепцию государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий.

Председатель Правительства
Российской Федерации Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 15 августа 2015 г. №1561-р

КОНЦЕПЦИЯ
государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий

I. Общая характеристика и современное состояние правоотношений в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий

Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к таким важным факторам устойчивого развития страны, как рост благосостояния граждан и совершенствование общественных отношений. В связи с этим возникает необходимость разработки эффективной государственной политики в области обретения обществом согласия по вопросам формирования наиболее значимых социальных ценностей. Это предусматривает создание необходимых социальных и экономических условий для инновационного развития страны, конструктивного взаимодействия структур государственного управления с институтами гражданского общества.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р, ведущая роль в инновационном развитии страны отводится формированию человеческого капитала, а значит — созданию такой социально-культурной среды, в которой четко обозначены цели развития общества, а также сформулированы такие задачи построения национальной идентичности, как:
формирование правового государства, в основе которого заложено соблюдение прав человека, социальных и этнических групп населения страны;
гармонизация межэтнических отношений внутри страны и укрепление ее позитивного образа за рубежом;
поддержание нравственных ориентиров развития общества, включающих формирование деятельного патриотизма.

Россия не может в полной мере стать правовым государством и занять ведущую роль в мировом сообществе, не увековечив память многих миллионов своих граждан, ставших жертвами политических репрессий. Особенно важным в этой связи является осознание трагического опыта России, пережитого страной и ее гражданами после октябрьских событий 1917 года, который характеризуется разрывом традиций, утратой преемственности культурного опыта, разрушением межпоколенческих связей. Вследствие репрессий страна пережила масштабные социальные катаклизмы. Помимо колоссальных потерь, понесенных в период Гражданской и Великой Отечественной войн, Россия пережила целый ряд иных трагедий, в числе которых:
 гонения на представителей религиозных конфессий; послереволюционная эмиграция наиболее образованной части населения, многолетняя дискриминация тех представителей дореволюционной элиты, кто предпочел остаться в России;
коллективизация, повлекшая за собой многочисленные жертвы среди высланных и раскулаченных, а также разрушение индивидуального крестьянского хозяйства, которое было основой экономики страны на протяжении веков;
связанный с насильственной коллективизацией голод, унесший жизни миллионов людей;
массовые репрессии, в ходе которых миллионы людей были лишены жизни, стали узниками ГУЛАГа, были лишены имущества и подвергнуты депортации.

В 1953 году руководством СССР была начата реабилитация жертв политических репрессий. Она осуществлялась по заявлениям пострадавших от репрессий, а также их родственников. В 1955 — 1962 годах родственникам расстрелянных органы ЗАГС по представлениям соответствующих органов выдавали свидетельства о смерти с вымышленными датами и причинами смерти расстрелянных. С 1963 года органы ЗАГС стали выдавать свидетельства о смерти, в которых была указана точная дата расстрела, однако вместо причины смерти ставился прочерк. При этом места массовых казней и погребений не были преданы огласке, а документы о них остались засекреченными.

В 1987 году процесс реабилитации был возобновлен. К этому времени в СССР оставались нереабилитированными миллионы жертв репрессий. 28 сентября 1987 г. была учреждена Комиссия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30 —40-х и начала 50-х годов. 4 июля 1988 г. было принято решение «О сооружении памятника жертвам беззаконий и репрессий».

16 января 1989 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30 — 40-х и начала 50-х годов». Подлежали отмене внесудебные решения «троек» и «особых совещаний». Поддерживались инициативы по созданию памятников жертвам репрессий, а также содержанию в надлежащем порядке мест их захоронения.

14 ноября 1989 г. и 7 марта 1991 г. были признаны незаконными и отменены репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению. 13 августа 1990 г. репрессии середины 1920 — 1950-х годов были признаны незаконными, а права всех жертв политических репрессий — подлежащими восстановлению.

В 1989 году началась массовая реабилитация. Был найден и предан гласности ряд мест массовых погребений, среди них Куропаты, Левашово, Бутово, Коммунарка. Появились первые книги памяти о погибших и пропавших без вести от репрессий.

После событий августа 1991 г. Правительство Российской Федерации продолжило программу реабилитации, подкрепив ее законодательными актами. Принципиально новым стало признание факта политических репрессий в досталинское и послесталинское время. 18 октября 1991 г. был принят и действует до настоящего времени Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий». Был установлен День памяти жертв политических репрессий — 30 октября.

В 1992 году были созданы комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий и приняты следующие нормативные правовые акты по указанным вопросам:

Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22 мая 1992 г. №2822-I «О событиях в городе Новочеркасске в июне 1962 года»;

Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. №65 «О событиях в г. Кронштадте весной 1921 года»;

Указ Президента Российской Федерации от 24 января 1995 г. №63 «О восстановлении законных прав российских граждан — бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период»;

Указ Президента Российской Федерации от 14 марта 1996 г. №378 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий»;

Указ Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 г. №931 «О крестьянских восстаниях 1918 —1922 годов»;

постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 1996 г. №1247 «О создании мемориальных комплексов в местах захоронений советских и польских граждан — жертв тоталитарных репрессий в Катыни (Смоленская область) и Медном (Тверская область)».

Указом Президента Российской Федерации от 7 ноября 1996 г. №1537 день 7 ноября был объявлен Днем согласия и примирения.

После 1996 года из важных событий можно отметить реабилитацию в 2008 году членов императорской фамилии.

Были изданы сотни книг памяти с именами репрессированных, тысячи исследований и сборников документальных материалов о репрессиях, установлены памятные знаки и монументы жертвам репрессий, продолжалась работа с архивными материалами, создавались тематические музейные экспозиции.

В 1991 — 2014 годах были реабилитированы 3510818 человек, а также признаны подвергшимися политическим репрессиям и реабилитированы 264085 человек (детей репрессированных лиц).

В связи с вступлением в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» издан Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. №268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития», в соответствии с которым прогнозируется увеличение количества заявлений о предоставлении государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий от лиц из числа этих народов.

За прошедшее после 1953 года время в России процесс реабилитации не был завершен. Точное число репрессированных лиц остается неизвестным. Общенациональный памятник жертвам политических репрессий не установлен. До сих пор не проведена необходимая работа по выявлению мест захоронения жертв репрессий. В ряде регионов (Алтайский край, Республика Коми, Республика Татарстан, Псковская и Самарская области и др.) в изданных книгах памяти названы почти все репрессированные, но в некоторых субъектах Российской Федерации таких книг памяти до сих пор нет. Недопустимыми являются продолжающиеся попытки оправдать репрессии особенностями времени или вообще отрицать их как факт нашей истории.

II. Общие положения, цели и задачи настоящей Концепции

Настоящая Концепция разработана на основе положений, содержащихся в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. При подготовке настоящей Концепции учтены положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российский Федерации от 12 мая 2009 г. №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 — 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №315, а также Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 — 2016 годах и ряда программных выступлений Президента Российской Федерации.

Настоящая Концепция предусматривает основные направления, формы и методы деятельности по увековечению памяти жертв политических репрессий. Основными стратегическими целями настоящей Концепции являются:
разработка и реализация эффективной государственной политики в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий, а также деятельного патриотизма;
создание необходимых социальных условий для инновационного развития страны, реализуемых на основеактивного взаимодействия с институтами гражданского общества;
развитие интеллектуального и духовного потенциала личности.

Для достижения этих целей в рамках реализации настоящей Концепции должны быть решены следующие задачи:
создание условий для укрепления морального здоровья общества, в том числе путем формирования принципов деятельного патриотизма в партнерстве с религиозными и другими общественными объединениями;
создание условий для свободного доступа пользователей к архивным документам и иным материалам, связанным с вопросами политических репрессий, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
формирование инфраструктуры, связанной с увековечением памяти жертв политических репрессий, и использование ее в качестве ресурса развития территорий;
обеспечение доступности для населения мемориальных объектов, посвященных памяти жертв политических репрессий;
создание образовательных и просветительских программ по указанной проблематике.

Реализация настоящей Концепции должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:
признание преемственности исторического развития Российской Федерации;
осознание трагичности общественного раскола, повлекшего за собой события 1917 года, Гражданскую войну, массовые политические репрессии;
необходимость объективного анализа как достижений советского периода, так и его трагических страниц, в том числе массовых политических репрессий;
осуждение идеологии политического террора.

III. Основные направления деятельности по увековечению памяти жертв политических репрессий

В рамках увековечения памяти жертв политических репрессий планируются следующие мероприятия: мемориализация, то есть формирование и развитие в местах массовых захоронений жертв политических репрессий памятных мест, увековечивающих память жертв политических репрессий;
обеспечение для пользователей доступности архивных документов и иных материалов, связанных с вопросами политических репрессий, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
разработка образовательных и просветительских программ по этой теме с их последующим включением в общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования и в сетку теле- и радиовещания страны;
проведение научно-исследовательских работ и циклов мероприятий, направленных на увековечение памяти пострадавших от репрессий;
укрепление базы музейных, архивных, образовательных и иных организаций для ведения научно-исследовательской, научно-архивной, библиотечной, музейно-мемориальной, образовательной и просветительской работы в области увековечения памяти жертв политических репрессий, а также для патриотического воспитания молодежи;
обеспечение размещения в соответствующих музейных учреждениях экспозиций, отражающих историю советского периода в соответствии с принципами, изложенными в разделе II настоящей Концепции;
археологические и научно-исследовательские работы по выявлению мест массовых захоронений жертв политических репрессий;
создание общероссийской информационной системы для музейно-мемориальной сети, единой мультимедийной книги памяти, а также баз данных в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий;
обеспечение доступа к архивным материалам с учетом требований законодательства Российской Федерации;
разработка учебных пособий и программ.

IV. Этапы реализации настоящей Концепции

Реализацию настоящей Концепции предусматривается осуществить в 2015 — 2019 годах. В рамках реализации настоящей Концепции предусмотрены следующие этапы выполнения работ:

I этап (2015—2016 годы)—этап, предполагающий проведение основных мероприятий, связанных с созданием основных музейно-мемориальных комплексов и тематических экспозиций по увековечению памяти жертв политических репрессий, а также разработку методических материалов по формированию учебных пособий образовательных программ, создание баз данных, книжно-журнальной и аудиовизуальной продукции, проведение научно-исследовательских работ, конференций, семинаров и иных мероприятий;

II этап (2017 — 2019 годы) — этап, предусматривающий завершение работ по реализации наиболее значимых проектов в области увековечения памяти жертв политических репрессий. Особенно важным представляется реализация завершающего этапа в связи с тем, что на 2017 год приходятся сразу две памятные даты — 100-летие революционных трансформаций 1917 года, повлекших за собой раскол общества и огромные потери населения страны, и 80-летие событий 1937 года, на который приходился пик политических репрессий в отношении гражданского населения. Завершение работ по увековечению памяти жертв политических репрессий должно способствовать выработке основ для дальнейшего партнерского взаимодействия государства и гражданского общества.

V. Финансовое обеспечение реализации настоящей Концепции

Настоящая Концепция реализуется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также средств внебюджетных источников.

VI. Оценка ожидаемой эффективности и результативности реализации настоящей Концепции

В ходе реализации настоящей Концепции предполагается достижение следующих результатов:

укрепление единства культурного пространства страны как условия сохранения государственной целостности России при многообразии населяющих ее народов;
создание благоприятных условий для социокультурной, научно-исследовательской и просветительской деятельности;
увеличение доступности предлагаемых населению услуг по архивному и музейному направлениям, а также информации, связанной с политическими репрессиями, с учетом норм законодательства Российской Федерации;
активизация социально-экономических процессов, способствующих развитию музейно-мемориальной инфраструктуры федерального и регионального уровней;
повышение конкурентоспособности молодых специалистов в области музееведения, архивного дела и информационных технологий;
увеличение объемов негосударственных ресурсов, привлекаемых в указанную сферу.

Достижение экономического эффекта от реализации настоящей Концепции предполагается обеспечить за счет привлечения дополнительных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства. Формирование музейно-мемориальной среды приведет к расширению разнообразия инфраструктуры паломнического, познавательного и событийного туризма, увеличению посещаемости мемориальных мест, а также позволит создать дополнительные рабочие места. Направленность настоящей Концепции на создание и сохранение объектов культурного наследия позволит предотвратить возрастание расходов на эти цели в перспективе.

Реализация настоящей Концепции позволит:

сформировать единую мемориальную сеть по увековечению памяти жертв политических репрессий;
обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль инвестирования государственных средств в реализацию политики страны по увековечению памяти жертв политических репрессий;
создать условия для продвижения ценностей, направленных на развитие гражданского общества в Российской Федерации;
разработать и внедрить инновационные информационно-коммуникационные технологии для решения вопросов увековечения памяти жертв политических репрессий.

Эффективность достижения целей настоящей Концепции по годам ее реализации определяется исходя из увеличения:
количества мемориальных объектов (постоянных экспозиций, произведений монументального искусства и др.) в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий, количества созданных экспозиций по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;
количества созданных передвижных экспозиций по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;
численности работников организаций социокультурной сферы всех организационно-правовых форм, получивших дополнительное профессиональное образование по тематике сохранения исторической памяти;
количества публикаций в федеральных печатных средствах массовой информации и научных трудов по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;
количества подготовленных и размещенных в эфире федеральных радио- и телеканалов просветительских программ (сюжетов, фильмов) по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;
количества подготовленных и размещенных в эфире федеральных радио- и телеканалов социальных роликов по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;
количества пользователей интернет-ресурсами по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;
количества проведенных научных и культурно-просветительских мероприятий межрегионального, всероссийского и международного уровня по теме увековечения памяти жертв политических репрессий;
численности студентов, аспирантов и молодых исследователей, принимающих участие в олимпиадах, конкурсах научно-исследовательских работ, форумах, конференциях и вебинарах, проводимых по теме увековечения памяти жертв политических репрессий.

Приложение 3. Памятка реабилитированным и лицам, пострадавшим от политических репрессий

Управление социальной защиты населения администрации Минусинского района

В соответствии с Постановлением №419 от 03.05.1994 г. «Об утверждении положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий», реабилитированные имеют право на:

Жилищно-бытовые и коммунальные льготы:

1. Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими, а также проживающие совместно с ними члены их семей:
имеют право на снижение размера оплаты жилья на 50% в пределах социальной нормы площади жилья
на скидку в размере 50% с установленной платы за пользование коммунальными услугами (водоснабжение, водоотведение, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, а также со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.

По оплате проезда:

Реабилитированным лицам предоставляется:

в пределах территории Российской Федерации бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, — водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом с 50% скидкой со стоимости проезда.

Компенсация расходов на проезд реабилитированным лицам, производится при предъявлении проездных билетов, по месту их постоянного жительства — органам социальной защиты населения, из местного бюджета с последующим возмещением из Федерального бюджета, в том числе лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.

имеют право на бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания, а также железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения и автобусами пригородных маршрутов.

Сказанные в настоящем пункте льготы предоставляются при предъявлении свидетельства о праве на льготы.

Льготы по медицинскому, санаторно-курортному лечению и протезно-ортопедическому обеспечению:

.На внеочередное оказание медицинской помощи;

1. Обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей со скидкой 50% с их стоимости, а являющиеся инвалидами I группы и неработающими инвалидами II группы — на отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с перечнем, утвержденным правительством РФ, по рецептам врачей бесплатно.

2. На первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха. Неработающим инвалидам и пенсионерам путевки выдаются на основании заявления при предъявлении свидетельства о праве на льготы и медицинского заключения лечебного учреждения о необходимости санаторного лечения.

Реабилитированным лицам производится:

1. Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов в государственных и муниципальных медицинских учреждениях (за исключением протезов из драгоценных металлов)

2. Льготное обеспечение указанных лиц протезноортопедическими изделиями осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ.

Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими, имеют право:

На первоочередную установку телефона, при этом реабилитированным лицам установка телефона производится бесплатно в порядке, устанавливаемом органами местного самоуправления.. На первоочередное вступление в садоводческие товарищества и жилищно-строительные кооперативы. На льготное обеспечение продовольственными и промышленными товарами. На внеочередной прием в дома-интернаты.. На бесплатную консультацию адвокатов. Освобождаются от уплаты государственных пошлин.

Данные льготы распространяются на:

Лиц, подвергшихся политическим репрессиям, в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, необоснованно помещавшихся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированных.

Граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной и иной принадлежности и впоследствии реабилитированных.

Лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, включая граждан из числа репрессированных народов, подвергшихся репрессиям на территории Российской федерации по признакам национальной и иной принадлежности, в том числе:

Детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения одного или обоих родителей необоснованно репрессированных по политическим мотивам;

Детей, супруг (супруга), родителей лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно. Супруге (супругу) льготы предоставляются, если он (а) не вступила (вступил) в повторный брак.

Уважаемые граждане, Вы пришли на прием е управление социальной защиты населения администрации Минусинского района

Здесь Вы получите ответы на все интересующие Вас вопросы по социальной защите, льготам, адресным материальным выплатам, компенсациям.

Вас примут:

Начальник управления — Людмила Васильевна Кузоватова

Заместители начальника управления:
Белошапкина Клавдия Ивановна, Абдуллаева Валентина Эльбагимовна
Специалист I категории по работе с реабилитированными — Землянская Галина Викторовна Юрист — Лубова Оксана Вячеславовна

Когда Вам трудно, обращайтесь: г. Минусинск, ул. Мартьянова, 40
Управление социальной защиты населения, тел. 2—00-79, 2—00-45, 2—09-23


Оглавление