УДК 908.
Аннотация: в статье представлены малоизвестные факты относительно жизни в Сибири рядовых легионеров чехословацкого корпуса, которые позволяют не только по-новому взглянуть на его роль в Гражданской войне, но и проследить, как судьба отдельного человека — легионера чехословацкого корпуса Ярослава Коудельного и его семьи оказалась связанной с историей Енисейской губернии, а также в целом с историей страны.
Ключевые слова: чехословацкий корпус, легионер, Гражданская война, репрессии, память, связь поколений.
Участие чехословацкого корпуса в Гражданской войне в России долгое время не вызывало интереса широкого круга исследователей. Одной из причин такого отношения стал сложившийся в отношении чехов стереотип об их отрицательной роли в Гражданской войне.
В силу идеологических причин эта тема была закрыта для изучения, и, как следствие, эта закрытость не давала возможности составить полную, объективную картину событий Гражданской войны на территории Сибири.
На долгие годы чехи стали врагами советской власти, что, естественно, создавало им определенную историческую «репутацию». Объективная оценка их роли в Гражданской войне долгое время отсутствовала и в настоящее время только начинает формироваться. Центральным остается вопрос об отношении чехов к местному населению.
Возросший в последнее время интерес к роли чехословацкого корпуса на территории Сибири в период Гражданской войны охватывает деятельность этого корпуса в целом. Либо сосредоточивается на видных исторических личностях, внесших свой вклад в его участие в военных действиях периода Гражданской войны (генерал Р. Гайда, подполковник Б. Ф. Ушаков, подполковник С. Н. Войцеховский и т. д). Данный интерес практически не распространяется на личности рядовых легионеров чехословацкого корпуса, судьба которых порой зависела от разных обстоятельств и имела свои особенности. Однако пребывание чехословацких легионеров на сибирской земле оставило свои следы и прочно вписалось в ее историю. В данном контексте достаточно интересно проанализировать историю жизни отдельного человека в контексте истории страны.
В 2016 году в Канский краеведческий музей были переданы документы и воспоминания о таком человеке — Ярославе Коудельном. Ярослав Осипович Коудельный был одним из легионеров чехословацкого корпуса. Согласно переданным в музей документам, родился он 21 января 1898 года в городе Прикази, расположенном в Моравии (Чехословакия). Когда началась Первая мировая война, ему исполнилось восемнадцать лет. 15 апреля 1915 года Ярослава Коудельного призывают на военную службу в составе австро-венгерской армии и посылают на Восточный фронт воевать против России.
Отношение к выходцам из Чехии в австро-венгерской армии было достаточно пренебрежительным. И не случайно дезертирство чешских солдат стало массовым в годы Первой мировой войны. В целях установления более жесткой дисциплины формировались «смешанные» воинские части — руководящий состав из Австрии, а рядовые — из Чехии. В одну из таких частей, 54‑й пехотный полк, и попал Ярослав.
7 августа 1917 года Ярослав Коудельный попал в плен у поселка Otynia и был эвакуирован в лагерь для военнопленных на станцию Родунка в Орловской области. В августе 1916 года в Иваново (Украина) начался отбор легионеров для участия в боевых действиях на стороне России. В начале 1917 года был сформирован 1‑й Чешский полк Яна Гуса, куда Ярослав Коудельный вступил легионером.
После Октябрьской революции 1917 года положение чехов-легионеров изменилось. Советское правительство с недоверием относилось к чехам, видя в них сторонников царской власти и возможную угрозу стабильности в стране.Можно сказать, что чехи оказались заложниками происходивших в мире событий. После чешского восстания в 1918 году Ярослав оказался в городе Челябинске. Здесь в 1919 году он окончил фельдшерские курсы, что оказало решающее влияние на его дальнейшую жизнь.
С 27 февраля по 7 июня Ярослав Коудельный участвовал в боях при охране сибирской магистрали на участке Камала — Заозерная — Канск. Данный факт, безусловно, заслуживает внимания, учитывая то, что политика чехословацкого корпуса на территории России (по одной из версий) была подчинена одной цели — возвращению на родину.
И все же, по данным зарубежных источников, из России не вернулось более четырех тысяч человек — погибших и пропавших без вести. Среди них и Коудельный Ярослав Осипович, который, как свидетельствуют документы, не явился к одному из транспортных средств, предназначенных для отправки чешского корпуса во Францию, — кораблю Csotland.
В судьбу Ярослава Коудельного вмешалось событие, которое не зависело от политических изменений, происходивших в мире. На самом последнем этапе воинской службы он встретил в городе Иркутске русскую девушку, в которую безумно влюбился. Взаимная симпатия оказалась недолгой, и Ярослав остался на улице в полном одиночестве — чехи к тому времени уже были отправлены на родину через Владивосток.
Ярослав вернулся в город Канск, туда, где с февраля по июнь 1919 года охранял железную дорогу на участке Камала — Заозерная — Канск. Через какое-то время он устраивается на работу фельдшером в селе Ивановка Канского района. Здесь у Ярослава Коудельного появляется семья — он женится на Евгении Замышевской, в 1922 году в семье рождается сын Михаил.
Ярослав не прерывает связи с Чехословакией — регулярно пишет брату, рассказывает о жизни в Сибири, интересуется тем, как живет семья, что происходит на родине. «У меня хорошее хозяйство и у меня хозяйственная жена. У меня теперь свой дом, две коровы, два коня, две свиньи, три гуся и три гусыни и 30 кур. Так что у меня здесь целое хозяйство. Земли здесь можно обрабатывать, сколько хочешь… Здесь вся земля народная. Я вас всех очень вспоминаю, и как у вас там хозяйство?» [1]
Переписка с братом продолжалась в течение 20‑х годов прошлого века. В семье сохранилось несколько писем Я. Коудельного. Особенно интересны упоминаемые им факты о том, что в Сибири, кроме него, живет много бывших чешских легионеров. «…Здесь можно найти столько чехов, что транспорт будет ездить 10 лет, чтобы всех перевезти… Я слышал про Баху Йозефа, это тот, что был техником в Приказах… Здесь по всей России и Сибири очень много чехов». [1]
Вероятно, не только у Ярослава Коудельного были веские причины не возвращаться на родину. «Все было бы хорошо, если бы здесь не был такой ужасный холод. Но холод здесь всех ужасно мучает, и я уже не знаю, если бы была мама жива, то, может быть, я бы ей все постарался рассказать и вернуться из этой проклятой страны. Но я не знаю, на кого оставить свое хозяйство и уехать в Москву. Так что, наверно, еще лет 10 буду здесь, дети подрастут, и я приеду домой». [1]
Надеждам Ярослава на возвращение домой не суждено было сбыться. В 1937 году был издан Оперативный приказ народного комиссара внутренних дел СССР № 00485 о деятельности польской разведки на территории СССР. Угроза ареста нависла над всеми иностранцами, живущими в СССР. Ярослав Коудельный на момент ареста жил в селе Комарово Канского района, работал фельдшером в медицинском пункте. В его налаженную жизнь вновь вторглась большая политика.
15 декабря 1937 года Ярослав Коудельный был арестован и обвинен в шпионаже в пользу Польши. «Следствием установлено, что Коудельный Ярослав Осипович, проживая в селе Комарово Канского района, был завербован агентом польской разведки Чибисовым П. В. для работы на территории СССР в пользу польских разведывательных органов. По поручению Чибисова занимался сбором сведений шпионского характера в пользу польских разведывательных органов».[1] 20 февраля 1938 года в 24:00 приговор был приведен в исполнение.
В Книге памяти жертв политических репрессий по этому поводу имеется следующая запись: «Род. 21.01.1894 в с. Шикозы (Чехословакия). Чех. Проживал в с. Комарово Канского р-на КК. Шестеро детей. Медфельдшер. Арестован 15.12.1937. Обвинение в Ш. Приговорен 02.02.1938 Комиссией НКВД и прокурором СССР к ВМН. Расстрелян 20.02.1938 в г. Канске. Реабилитирован 24.12.1957 ВТ СибВО (П-8780)». [2]
Аналогичные данные содержатся на сайтах memorial.krsk.ru и bessmertnybarak.ru [3]. Место его захоронения неизвестно. Семья Я. Коудельного получила скудные сведения о его смерти: дату смерти — 10 декабря 1942 года и причину смерти — лимфосаркоматоз.
Семья Ярослава Коудельного (а он к тому времени был женат вторично на Марии Павловне Коудельной и был отцом уже троих сыновей и дочери Евгении) оказалась в бедственном положении и вынуждена была ютиться у родственников. Его дети — сыновья Михаил, Владимир, Геннадий и дочь Евгения остались на руках и матери и вынуждены были выживать, как могли. Дети вынуждены были жить у родственников в разных деревнях и селах Канского района Красноярского края.
Во второй половине 2000‑х годов семья Коудельных воссоединилась — члены семьи нашли друг друга, несмотря на расстояние в тысячи километров и границы. Между ними в 2006 году завязалась переписка, результатом которой стало восстановление истории семьи и встреча родственников, которая состоялась в Чехии во второй половине 2000‑х годов.
Изучение биографии рядовых участников иностранного легиона, находившихся в Сибири в период Гражданской войны, дает более объективное представление о роли чехословацкого корпуса и других формирований в событиях Гражданской войны на территории Енисейской губернии и Сибири в целом. Кроме того, это позволяет отказаться от существующих в исторической науке стереотипов в отношении роли этих формирований в Гражданской войне в Сибири.
Знакомство с биографиями рядовых участников иностранного легиона позволяет также получить ценные факты об их быте, отношениях с местным населением, позволяет выяснить их отношение к местным условиям и образу жизни людей и т. п.
Судьбы этих людей, по разным причинам оставшихся в Сибири, неотделимы от ее истории и культуры. Оказавшись в Сибири не по своей воле и оставшись жить на сибирской земле, они внесли свой, особый вклад в формирование сибирского этноса.
1. Архив семьи Коудельных. Фонды Канского краеведческого музея.
2. Книга памяти жертв политических репрессий. Том 4 [электронный ресурс] URL:
HTTPS://www.bessmertnybarak.ru
(дата обращения 12.07.2017).
3. URL: HTTPS://memorial.krsk.ru (дата обращения 12.07.2017).
Революция 1917 года: 100 лет спустя. Взгляд из Сибири. Материалы Сибирского исторического форума. Красноярск, 25–26 октября 2017 г. — Красноярск: ООО «Лаборатория развития». — 304 с..