Дорогие друзья, коллеги!
Прежде всего я хочу вспомнить замечательного человека, Александра Константиновича Лиелайса, зам. председателя Красноярского общества "Мемориал", создателя и председателя Красноярского латышского культурного общества
Он в 1941 году был выслан из Латвии с матерью, перенёс всё, что выпало в те годы перенести спецпереселенцам. Когда в 1988 году в Красноярске было создано общество «Мемориал», он создал там латышскую секцию, много и полезно работал. Благодаря ему в Красноярском крае ещё в 1990 году для репрессированных были введены льготы на уровне участников войны. До российского закона о реабилитации было ещё почти два года. Он собрал большой архив о латышах, высланных в Красноярский край. Но, к сожалению, умер в 1992 году. Вместе с латышским обществом мы понемногу оцифровываем его архив и выкладываем его на сайт.
Сведения его картотеки легли в основу нашей базы данных о репрессированных, имеющих отношение к Красноярскому краю. Конечно, там не только латыши, но и представители других национальностей. Всего в нашей базе данных почти 200000 человек, и это только пятая часть от общего количеств – по нашим оценкам, через Красноярский край прошло не менее миллиона человек. В том числе в нашей базе данных 2648 латышей и 298 латгальцев. Конечно, это очень малая доля – по сведениям ГУВД, в Красноярский край было выслано не менее 25 000 «прибалтов» (более точную разбивку они не дают). Даже если латышей там половина, то нам остаётся установить ещё не меньше десяти тысяч людей.
К сожалению, сейчас невозможно получать эти сведения из ведомственных архивов российские архивы закрыты для исследователей. Поэтому мы просим помощи у вас – присылайте сведения о депортированных в Красноярский Мемориал, мы опубликуем их на нашем сайте. Следует сказать, что тут есть ещё проблема с языком – да, мы можем, например, извлечь из ваших книг памяти и баз данных тех, кто попал в Красноярский край. Однако надо это ещё перевести на русский язык! В своё время мы обработали литовские книги памяти, сейчас ведём переговоры с эстонцами, надеюсь, и в Латвии у нас тоже получится объединиться с теми, кто занимается составлением этих списков.
Следует сказать о нашей стратегии. Всё, что Красноярский Мемориал наработал за тридцать лет работы, публикуется на нашем сайте memorial.krsk.ru. Это не только списки, но и воспоминания, фотографии, статьи, научные работы и т.д. Мы очень заинтересованы в том, чтобы вы присылали нам эти материалы, если они относятся к Красноярскому краю. Адрес: memorial@maxsoft.ru или 660049 Красноярск а/я 25491 Красноярское общество «Мемориал».
В свою очередь, мы получаем сведения «на местах», во время интервьюирования репрессированных (ведь не все вернулись на родину, кто-то остался жить в Красноярском крае). Эти материалы пригодятся вам в вашей работе.
В заключение хочу сказать о тех латышах и латгальцах, которые не были высланы из Латвии, но тем не менее пострадали из-за свой национальности. Это те люди, которые переехали в Сибирь в результате столыпинской реформы и образовали целые национальные сёла. Такие есть у нас в Каратузском и Ачинском районах. В Сибири они считались национальными меньшинствами и во время раскулачивания их было запрещено трогать. Однако запрет постоянно нарушался и были нередки случаи, когда их лишали избирательных прав и высылали за пределы района. Однако настоящая беда пришла к ним в 1937 году, когда НКВД проводило так называемые национальные операции – польскую, немецкую, и т.д., в том числе латышскую. Людей арестовывали просто по принадлежности к определённым национальностям и, как правило, приговаривали к расстрелу. Вот так крестьянин из Нижней Буланки неожиданно становился латвийским шпионом В Красноярском крае по национальным операциям прошло более 6000 человек. Мы ещё не считали точное количество латышей, но, например, только по решению двойки от 14 января 1938 ода было расстреляно 130 человек, обвинённых в шпионаже в пользу Латвии. Эти латыши, насколько мне известно, не включаются в латвийские книги памяти, но я думаю, что это неправильно. Повторюсь – они пострадали только за то, что были латышами по национальности.
За небольшое время я смог обозначить только главные вопросы, которые требуют нашей совместной работы. Конечно, было бы интересно привести конкретные судьбы людей, но за этим я приглашаю вас на наш сайт.
Алексей Бабий, председатель Красноярского общества «Мемориал»