(Исаченко Александр Валерьевич, специалист Карасукского краеведческого музея Новосибирской области)
Уважаемые участники Рождественских чтений!
Тема политических репрессий является одной из самых обсуждаемых в современном российском обществе. Несколько лет в Карасукском краеведческом музее проводятся исследования по данной тематике. Сегодня мы представляем вашему вниманию некоторые результаты проводимой работы. Вначале обратимся к общеизвестным фактам отечественной истории.
В 1927 году на XV съезде ВКП (б) было принято решение о коллективизации в СССР. Предполагалось организовать процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства. Результатом сплошной коллективизации должен был стать последующий быстрый индустриальный рост, который бы позволил преодолеть отставание промышленности СССР от ведущих мировых держав. И хотя цель коллективизации 1928 – 1937 гг. была достигнута, и Советский Союз в итоге превратился в индустриальную державу, – это потребовало значительных жертв среди обычных советских граждан. Методы коллективизации во многих местах оказались репрессивными. По стране прокатилась волна так называемого «раскулачивания».
Спущенная на места коллективизация зачастую проходила в соответствии с тем, как её видел тот или иной местный чиновник – например, в Сибири крестьян массово «организовывали в коммуны», нередко с насильственным переводом в колхоз всего имущества. Районы соревновались между собой в том, кто быстрее получит больший процент коллективизации и т. п. Широко применялись различные репрессивные меры. Раскулачивание на местах производилось, в том числе по доносам, лишались своих хозяйств и даже средств к существованию не только те зажиточные крестьяне, которые пользовались наемным трудом, но и во многих случаях самые обычные крестьяне – труженики, добывавшие хлеб своими руками. А некоторые, таким образом, сводили на местах свои счёты и обиды, имея личную выгоду на беде своих же односельчан.
Число жертв «раскулачивания» установить достаточно сложно. Отдел центральной регистратуры ОГПУ в справке о выселении кулаков с начала 1930 года по сентябрь 1931 года, определял число «спецпереселенцев» в 517 тыс. семей, что составило более 2,4 миллионов человек.
Раскулачивание коснулось и Новосибирской области, территория которой в те годы входила в состав Западно – Сибирского края. Кулаков, большая часть из которых были простыми крестьянами – тружениками выселяли вместе со своими семьями на спецпоселения в Нарымский край (Томская область), Красноярский край и другие северные районы СССР. Выселяли со стариками и маленькими детьми…
Не обошли стороной эти события и наш Карасукский район, именовавшийся на тот момент Чернокурьинским районом Славгородского округа, Сибирского края, а с 1930 года – Черно-Курьинским районом Западно-Сибирского края (центр г. Новосибирск). Сотни крестьян, со своими семьями были высланы из нашего района. Некоторые из них просто бежали от репрессий…
Распространенной мерой по отношению к репрессированным являлась также лишение целых категорий граждан избирательных прав. Поражение в избирательных правах коснулось всех граждан, признанных «кулаками», служителей церквей и религиозных культов, монахов, бывших служащих полиции, умалишенных и лиц, осужденных за некоторые социальные преступления. Права избирать и быть избранным лишались не только главы семей, но и все члены семьи, достигшие совершеннолетнего возраста. По результатам исследовательской работы в архивной службе администрации Карасукского района, удалось установить некоторые данные по репрессиям в нашей местности. Так, в 1930 году лишенными избирательных прав значились 1448 человек. По сведениям на июнь 1931 года «лишенцами» являлись 745 человек, из них было выслано – 267 чел., сбежали из района – 214 чел. Основная компания по лишению избирательных прав граждан и высылке семей репрессированных проходила в период 1930-1933 гг.
В числе репрессированных были священники, псаломщики, активные прихожане и члены их семей. Во время работы в архивах Новосибирска, Барнаула, Омска и Карасука удалось установить судьбы некоторых священно-церковнослужителей, проживавших в Карасукском районе и впоследствии репрессированных. Священника Константина Салганского из с. Благодатного вместе с семьей в 1930 г. выслали в Красноярский край. Сам он впоследствии был расстрелян по необоснованному обвинению в г. Енисейске в 1937 г. Для государства он был «врагом народа» и его дети ещё много лет считались «потомками врага народа». Однако все из многочисленного семейства Салганских стали достойными людьми в обществе. После утраты родителей дети священника остались сиротами. Казалось бы они должны испытывать ненависть к государству, лишившему их отца и потерять веру. Но именно в тяжелый момент горечи и обиды сыграло очень важную роль родительское воспитание. То нравственное воспитание, которое основано на Заповедях Христа, любви к ближнему и своему Отечеству. Два сына священника защищали Родину в годы Великой Отечественной войны. Сергей всегда был на передовом фронте Красной Армии. Участвовал в боях под Харьковом, Сталинградом, Смоленском, Вильнюсом и Кенигсбергом. Закончил войну на Дальнем Востоке, получив боевые награды. Владимир с 1939 года находился на действительной военной службе. В июле 1941 года был направлен в составе своей части на фронт. Пропал без вести примерно в 1941-42 гг. под Смоленском. Память о близких свято хранится в семье внучки о. Константина Салганского – Татьяны Николаевны Айвазовской, проживающей в Новосибирске. В городской современной квартире размещены фотографии, личные вещи и документы, которые повествуют о трагических событиях давно минувших лет…
Работая над темой репрессий мы не только проводим исследования документов в архивах, но и постепенно выходим на родственников репрессированных, встречаемся с ними.
Трагичной оказалась судьба служителей Нестеровской церкви. Священника из Нестеровки Николая Синявского арестовали в феврале 1930 г. и приговорили к 3 годам лишения свободы. Спустя два месяца после ареста он скончался (19 апреля 1930 г.) в тюремной больнице г. Славгорода. Псаломщик церкви – Митрофан Кравченко был лишен избирательных прав и выслан с семьей на Васюганские болота. Впоследствии там он скончался. Жена Евдокия Васильевна с детьми пережили ссылку и вернулись обратно. Сын псаломщика – Данил Митрофанович с самого начала Великой Отечественной войны ушёл на фронт. В боях с фашистами проявил мужество и героизм, был награжден орденами Славы всех трёх степеней, предположительно погиб под Ленинградом в 1943 году.
В феврале 1930 г. в с. Зубково был арестован священник Георгий Носов, которого «за контрреволюционную деятельность» приговорили к высшей мере наказания. Расстрелян в Омске 7 февраля 1931 г. Священника с. Белого Феоктиста Тютюнника обвинили в участии «в контрреволюционной антисоветской вредительской организации» и приговорили к расстрелу в 1933 г. Псаломщик церкви Антон Синельник также был репрессирован. И это ещё не окончательный список. Стоит отметить, что все расстрелянные священнослужители были впоследствии реабилитированы органами советской прокуратуры, начиная с 1956 г.
Не менее жестокой была волна репрессий 1937-1938 гг. Дела арестованных на территории Карасукского района передавались на рассмотрение «троек» НКВД. Карасукский район входил тогда в состав Алтайского края, ближайшая тюрьма находилась в г. Славгороде. В неё свозили осужденных практически из всех близлежащих районов. В тюрьме не только содержались заключенные, но и приводились в исполнение расстрельные приговоры. Наряду с уголовниками, бывшими участниками черных банд и белых карательных отрядов, расстреливались главы семей крестьянских хозяйств, объявленных «кулаками». Всего за период с ноября 1937 по ноябрь 1938 года, в Славгородской тюрьме было расстреляно и умерли от болезней свыше 1500 человек. Карасукский краеведческий музей располагает информацией в отношении 32 жителей Карасукского и бывшего Андреевского районов, расстрелянных за этот период в Славгороде. Также имеются материалы дел в отношении нескольких священно-церковнослужителей.
Политические репрессии 1930-х годов – трагическая страница в истории нашей страны. Репрессии негативно отразились на советском обществе, страна потеряла несколько миллионов человек, под «чистку» попали политические и военные кадры, работники науки и культуры, люди различных профессий и национальностей. Историю нужно не только помнить, но и извлекать из нее уроки, чтобы не повторять ошибки прошлого. И не забывать, что самая главная ценность в людях – это человечность, которой нам порой очень не хватает.
Енисейск 1933 г.
Сайт Карасукской и Ордынской епархии